Священный обычай церковнаго водоосвященія въ праздникъ Срѣтенія Господня.

От Ред.: Появление обычая освещения свечей (т.н. "грумниц") относиться ко времени унии и объясняеться влиянием католического костела, в котором ежегодно в день “Очищения Пресвятой Девы Марии” (как именуют католики праздник Сретения) совершается освящение свечей («месса света» или «месса свечей»). На Западе сам обычай освящения свечей имел местный характер вплоть до XI в., и только в 2-й пол. XVI в. был утвержден для повсеместного употребления. Этот неизвестен Восточной Церкви обычай, появилься во 2-й пол. XVII в. в Киевской Митрополии при митр. Петре (Могиле), заимствовавшим его из латинского «Римского Ритуала» а затем в переработанным виде, поместившим в своем Требнике. Сретенское водоосвящение в Православной Церкви ведет свое начало из глубокой древности. Отсюда явствует что древние церковные обычаи и обряды следует не забывать, а вновь возрождать к жизни и действию на сердца и умы верующих православных христиан, а все чуждые духу Православия устранять.

 

Въ дѣйствующей практикѣ юго-западной православной церкви встрѣчается нѣсколько богослужебныхъ обычаевъ и священныхъ обрядовъ, какихъ не знаютъ другія части нашей обширной и великой православно-россійской церкви. Мѣстные церковно-богослужебные обычаи эти имѣютъ за собою любопытное историко-бытовое прошлое, а вмѣстѣ съ тѣмъ они не лишены и общаго литургическаго интереса, поучительнаго значенія и церковно-знаменательнаго характера. Однимъ изъ таковыхъ мѣстныхъ церковно-богослужебныхъ обычаeвъ представляется обычай освященія такъ называемой Срѣтенской святой воды. Этотъ обычай практикуется въ приходскихъ и монастырскихъ церквахъ Кіева и вообще юго-западнаго края.

Обрядъ освященія Срѣтенской св. воды (по обычному чину, малаго водоосвященія) совершается 2 февраля, въ праздникъ Срѣтенія Господня. Въ Кіевѣ Срѣтенское водоосвященіе бываетъ предъ литургіей въ церквахъ или же въ церковныхъ оградахъ, при громадномъ всегда стеченіи народа. По селамъ, во многихъ мѣстахъ для водоосвященія послѣ утрени, или же послѣ обѣдни, идутъ крестнымъ ходомъ «на крыницу», или, иначе, къ колодезю и на рѣку. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ Подольской и Волынской, а вѣроятно и другихъ губерній, уцѣлѣлъ еще доселѣ обычай Срѣтенскаго водоосвященія раннимъ утромъ, до зари или на зарѣ, для чего утреннее богослуженіе отправляется «порану». Исторія происхожденія и первоначальнаго установленія этого обычая въ нашей южной церкви въ литургическихъ изслѣдованіяхъ съ точностью не установлена. Встрѣчается мнѣніе, что обычай церковнаго водоосвященія въ праздникъ Срѣтенія Господня ведетъ свое начало изъ Византіи и древность его восходитъ къ VI в., – къ эпохѣ императора Юстиніана. Какъ извѣстно, въ концѣ 541 г. по Рождествѣ Христовѣ въ Константинополѣ свирѣпствовала моровая язва около 3 мѣсяцевъ и поражала смертію отъ 5-10 тысячъ человѣкъ въ одинъ день. Къ ужасному общественному бѣдствію присоединилась новая, не менѣе страшная бѣда – землетрясеніе въ Антіохіи, гдѣ было разрушено множество домовъ, и погибло много народа. Во время этого бѣдствія въ праздникъ Срѣтенія Господня отправлено было усиленное, всенародное и торжественное моленіе съ водоосвященіемъ и окропленіемъ св. водою народа бѣдствующаго и зачумленнаго города. Послѣ сего чудомъ Всеблагаго Подателя жизни бѣдствіе прекратилось. Въ благодарное воспоминаніе о чудодѣйственномъ избавленіи отъ страшныхъ бѣдствій восточная православная церковь, установила ежегодно совершать въ праздникъ Срѣтенія Господня предъ литургіей литію и водоосвященіе. Въ нашей церкви обычай этотъ водворенъ духовной іерархіей изъ греческаго клира съ первыхъ же временъ христіанства на Руси. Но церковь наша великороссійскихъ, сѣверо-восточныхъ и другихъ областей въ теченіи временъ и вѣковъ оставила этотъ обычай, какъ неписанный, неустановленный типикомъ и потому не общеобязательный; юго-западная же церковь разновѣрнаго, разноплеменнаго края сохранила его до нашихъ дней въ параллель и въ противовѣсъ сосѣдней въ краѣ церкви латинской, которая донынѣ въ праздникъ Срѣтенія Господня съ большимъ торжествомъ совершаетъ крестный ходъ вокругъ костеловъ съ окропленіемъ срѣтенскою св. водою народа, свѣчъ[1] и т. д., и этою процессіей привлекаетъ «вслѣдъ себe» взоры, вниманіе и чувства православнаго населенія.

По другому мнѣнію, которое можно слышать въ изустныхъ ходячихъ объясненіяхъ настоящаго обычая со стороны клира, и которое заявлялось и въ печати [2], введеніе въ практику православной церкви юго-западнаго края обычая водоосвященія Срѣтенскаго относится къ эпохѣ двоевѣрія нашихъ предковъ и явилось у насъ, какъ уврачеваніе языческаго недуга суетной вѣры малоросса «въ пристритъ», или что то же, въ дурную встрѣчу съ лихимъ человѣкомъ, съ вредоноснымъ явленіемъ и предметомъ, съ «урочною (роковою) скотиною-животиною» и т. д. Отъ недоброй встрѣчи и дурного, завистливаго глаза, по широко распространенному мнѣнію суевѣровъ, человѣкъ много и часто страдаетъ различными болѣзнями, уродствомъ и лишеніемъ благосостоянія матеріальнаго. Особенно дѣйствію «пристрита» и завистливому глазу лиходѣя подвержены, по мнѣнію суевѣрныхъ людей, дѣти. Несомнѣнно, что происхожденіе суевѣрія этого восходитъ къ древнимъ языческимъ временамъ и есть послѣдствіе вѣры нашихъ предковъ язычниковъ въ разныхъ чародѣевъ, дружившихъ съ нечистою силою злыхъ духовъ и при помощи ихъ могшихъ причинять людямъ всякое зло. На раннее и широкое распространеніе этого суевѣрія въ нашемъ народѣ «о пристритѣ» или встрѣчѣ указываетъ Нoмоканонъ, гдѣ осуждаются «устрѣтенію внимающіе»; вѣрованіе это тамъ относится къ области «дѣйствія злыхъ духовъ» и считается «наслѣдіемъ отъ эллиновъ», т. е. язычниковъ[3]. Съ распространеніемъ христіанства всѣ вообще языческіе суевѣрные обряды и обычаи нашли должное себѣ противодѣйствіе въ свѣтѣ христіанской вѣры и въ просвѣтительно-церковной дѣятельности ревностныхъ служителей алтаря Господня. Вредное и широко распространенное суевѣріе «въ встрѣчу и дурной глазъ» также не могло, конечно, остаться безъ церковнаго уврачеванія и пастырскаго противодѣйствія; къ числу недобрыхъ встрѣчъ народъ относилъ и встрѣчу съ духовными лицами, смѣшивая ихъ съ недобрыми представителями жреческаго языческаго культа. А такъ какъ и у древнихъ языческихъ чародѣевъ-вѣдуновъ и у нынѣшнихъ знахарей-шарлатановъ вода считается однимъ изъ главныхъ средствъ цѣлебныхъ и вредоносныхъ, то и христіанская церковь, для успокоенія немощствующей совѣсти христіанъ-суевѣровъ и для отогнанія мнимыхъ и дѣйствительныхъ козней діавола и его аггеловъ въ духѣ и плоти, избираетъ воду, которую и освящаетъ. При этомъ временемъ для водоосвященія, по аналогіи названія суевѣрія о встрѣчѣ или «устрѣтеніи» и праздника Срѣтенія Господня, избранъ пастырями церкви день 2 февраля. Вслѣдствіе сего Срѣтенская св. вода высоко чтится народомъ, въ особенности въ качествѣ цѣлительнаго средства въ болѣзняхъ, приписываемыхъ дѣйствію завистливаго глаза (отъ «призора очей») и недоброй встрѣчи. Всякая чадолюбивая малоросска заботится запастись Срѣтенскою св. водою и сохранить эту воду на цѣлый годъ, чтобы ею попользоваться самой, а особенно дѣтишекъ, при безпричинныхъ, повидимому, капризахъ въ безсонныя ночи и т. п. Въ доброе старое время ни одинъ чумакъ не пускался въ далекій свой путь, не окропивъ своихъ воликовъ и возиковъ срѣтенскою водою, въ предохраненіе «отъ пристрита». Изъ сопоставленія сихъ мнѣній нельзя не отдать преимущество первому. Вѣра въ встрѣчу и въ дурной глазъ распространена повсемѣстно, а между тѣмъ этотъ обычай существуетъ въ одной только юго-западной части нашей церкви. Въ юго-западной церкви, какъ старѣйшей и ближайшей по своей мѣстности къ византійской, константинопольской церкви и могла лучше сохраниться память объ этомъ обычаѣ; къ укрѣпленію сей памяти могло послужить и подражаніе сосѣдственной католической церкви. Къ сохраненію этого мѣстнаго обычая могъ послужить и обычай, существовавшій въ старое доб рое время вездѣ, и въ церквахъ, и по домамъ, ежемѣсячнаго водоосвященія въ первое число; въ февралѣ же это ежемѣсячное освященіе воды могло быть соединяемо съ особеннымъ торжественнымъ водоосвященіемъ по случаю праздника Срѣтенія Господня. Ежемѣсячное освященіе воды стало выходить изъ обычая; срѣтенское же торжественное водоосвященіе осталось и сохраняется. И дай Богъ, чтобы древніе церковные обычаи и обряды не забывались, а вновь возрождались къ жизни и дѣйствію на сердца и умы вѣрующихъ православныхъ христіанъ.

 

В. Скворцевъ.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1890. № 5. C. 146-148.

 

[1] Заимствованный у католиковъ обычай освященія свѣчей на праздникъ Срѣтенія получилъ распространениіе и среди православнаго населія западнихъ рубежей Св. Руси. Онъ встрѣчается и понынѣ въ Русскомъ Забужьѣ (многострадальныя Холмщина и Подляшье въ восточной Польшѣ). Въ началѣ прошлаго вѣка этнографъ И. В. Бессарабъ такъ описывалъ этотъ обрядъ: «На Срѣтеніе (Грумни́ци) несутъ въ церковь для освѣщенія самодѣльныя большія восковыя свѣчи, называемыя грумни́цями. Послѣ возвращенія изъ церкви отецъ семейства зажигаетъ грумни́цу, поднимаетъ ее къ потолку хаты и дѣлаетъ на балкѣ черный крестъ. Затѣмъ подходятъ жена и дѣти, становятся подъ этимъ крестомъ, и батько каждому изъ нихъ поджигаетъ крестообразно концы волосъ вокругъ головы. Эту свѣчу-грумни́цу зажигаютъ во время сильной грозы, „щобъ пэрунъ не вдаривъ", и подаютъ въ руки умирающему, „щобъ одогнати злого духа". Во время грозы, каждый разъ, когда сильно ударяетъ молнія, всѣ набожно крестятся и молятся: крестятся по-католически цѣлой рукой, не сгибая двухъ пальцевъ и не дѣлая поклоновъ, и одни говорятъ: Во имя Отца, а другіе – W imię Ojca и т. д. Польско-католическій обычай освящать свѣчи на Срѣтеніе, принятый уніатами, сохранился и въ православныхъ забужныхъ церквахъ, и въ каждой хатѣ здѣшняго мѣщанина или крестьянина непремѣнно находится громница, какъ у православныхъ въ Россіи страстная свѣча» (Лексическій составъ говора въ Ломазскомъ приходѣ, Бѣльскаго уѣзда, Сѣдлецкой губ. – названія предметовъ и въ связи съ ними краткое описаніе народныхъ обычаевъ, повѣрій, игръ и т.п. Матеріалы для этнографій Сѣдлецкой Губерніи. Собралъ И. В. Бессараба.) // Сборникъ Отдѣленія русскаго языка и словесности Имп. Академіи Наукъ. Томъ LXXV, № 7. Спб. 1903. С. 180.). Приписываніе свѣчамъ сверхъественныхъ свойствъ коренится въ языческомъ ихъ мiровосприятіи. – ред.

[2] См. журн. «Рук. для сел. пастыр.» 1889 г., № 28, стр. 273-280.

[3] Номоканонъ, ст. 20 и 23.

 


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: