Св. Андрей, архіепископъ Критскій и краткое содержаніе его великаго канона.

Св. Андрей, архіепископъ Критскій, великій подвижникъ и ревностный пастырь, обогатилъ церковь многими замѣчательными твореніями. Онъ родился въ началѣ VII вѣка, въ г. Дамаскѣ; до семилѣтеяго возраста былъ нѣмъ, и когда нѣмота его разрѣшилась чудеснымъ образомъ, по причащеніи Тѣла и Крови Христовыхъ, родители отдали его учиться Св. Писанію и разнымъ наукамъ. На четырнадцатомъ году своей жизни онъ удалялся изъ родительскаго дома въ Іерусалимъ и здѣсь посвятилъ себя иноческой жизни. Святительскій престолъ Іерусалима занималъ тогда Софроній – образецъ пастырской мудрости и добродѣтели. Онъ полюбилъ юношу за свѣтлый умъ, кроткій характеръ и чистое сердце. Въ это время св. Софроній описывалъ жизнь Преподобной Маріи Египетской, а Св. Андрей слагалъ свой великій канонъ. Можно думать, что святые мужи цо взаимному согласію занимались – одинъ покаяннымъ повѣствованіемъ, другой – покаянною пѣснію, чтобы возбудить духъ покаянія палестинскихъ христіанъ; такъ какъ мусульманское иго грозило всей Св. Землѣ.

Но вотъ Іерусалимъ въ рукахъ невѣрныхъ (взятъ въ 636 г.), св. старецъ Софроній въ томъ-же году, отъ горестной мысли, что св. градъ въ рукахъ мусульманъ, скончался. Но св. Апдрей продолжалъ пребывать въ Іерусалимѣ. Здѣсь дѣлами благочестія, духовною мудростію и глубокимъ знаніемъ Свящ. Писанія, онъ сдѣлался такъ извѣстенъ, что Іерусалимскій патріархъ Ѳеодоръ бъ 680 г. послалъ его (имѣвшаго тогда только санъ діакона), вмѣсто себя, въ Константинополь – на шестой Вселенскій Соборъ. На этомъ Соборѣ (онъ былъ противъ моноѳелитовъ), св. Андрей показалъ себя самымъ ревпостпымъ защитникомъ истины, или говоря словами жизнеописателя его: «въ томъ Соборѣ знатенъ сотворися, т. е. извѣстенъ сталъ святымъ отцемъ и самому царю, благодати ради Си. Духа, ея же ради иснолненъ бяше: видѣна бо бысть има въ немъ но токмо книжная премудрость, и въ православныхъ Церкви святыя догматѣхъ искусство, но и богоугоднаго житія святыня, и много Собору Св. Отецъ помогаше, крѣпко поборая по благочестіи»[1]. Въ Константинополь – на шестой Вселенскій Соборъ, онъ принесъ съ собою Софроніево житіе арен. Маріи Египетской и свой великій канонъ покаянія. Оба эти творенія тогда-же внесены въ службу великопостную[2], и съ тѣхъ поръ нераздѣльно предлагаются вниманію вѣрныхъ въ четвертокъ пятой седмицы Великаго Поста.

Возвратившись, по окончаніи Собора, въ Іерусалимъ, св. Андрей весь предался молитвѣ и другимъ дѣламъ благочестія: заботился о нищихъ, странныхъ и больныхъ, и съ любовію служилъ имъ. Вскорѣ онъ избранъ былъ архіепископомъ на островъ Критъ (нынѣшнюю Кандію); онъ съ мудростію управлялъ своею паствой, научая ее назидательнымъ словомъ и примѣромъ своей святой жизни. Силѣ его молитвъ благодарные Критяне приписывали удаленіе мусульманъ, которые во время его святительства, напали на островъ. Будучи призванъ въ Константинополь по дѣламъ церковнымъ, св. Андрей на возвратномъ пути предузналъ свою близкую кончину, и сказалъ свопмъ спутникамъ, что болѣе не увидитъ Крита. И дѣйствительно, достигнувъ острова Митилены (въ Архипелагѣ), онъ заболѣлъ и мирно предалъ душу свою Господу.

Св. Андрей, архіепископъ Критскій обогатилъ церковь, какъ сказано выше, многими замѣчательными пѣснонѣніями. Но замѣчательнѣйшее изъ твореній сего святого пѣснопѣвца, есть велпкій канонъ, называемый иначе канономъ покаяннымъ или умилительнымъ; онъ читается но частямъ въ первые четыре дня Великаго поста, на повечеріяхъ, называемыхъ меѳимонами[3], и весь на утрени четверга пятой недѣли Великаго Поста. По словамъ церкви, онъ исполненъ умиленія неисчетнаго и столь сладкогласенъ, что способенъ смягчить и возбудить къ добру самую жестокую душу[4]. И дѣйствительно, эта пѣснь замѣчательная, какъ ио высотѣ мыслей и силѣ выраженій, такъ и по своей обширности, въ высшей степени способна возбудить въ человѣкѣ глубокое сознаніе своей грѣховности и истинное, глубокое сокрушеніе, потому что она есть горькій, достигающій до глубины духа и потрясающій сердце, плачь о грѣхахъ человѣческихъ, но плачь, сопровождаемый теплою молитвою христіанскаго упованія на милосердіе Божіе!

«Съ чего начну оплакивать дѣянія моей несчастной жизни? Какое положу начало, Христе, нынѣшнему рыданію? Но какъ милосердый, даруй мнѣ оставленіе прегрѣшеній». Этотъ первый тропарь канона есть главная мысль, раскрывающаяся со всею полнотою въ 250 тропаряхъ его. Пѣвецъ обращается сначала къ первому грѣху человѣка, лишившему все человѣчество Богосозданныхъ украшеній. «Грѣхъ лишилъ меня Боготканной одежды и какъ листвіями смоковницы облекъ меня дѣяніемъ стыда, въ обличеніе страстныхъ моихъ стремленій». Послѣ изображенія опустошеній, какія производили страсти въ жизни нѣкоторыхъ, даже великихъ мужей, пѣвецъ призываетъ грѣшную душу искать вмѣстѣ съ Авраамомъ, отечества небеснаго; въ Исаакѣ показываетъ жертву послушанія и въ Измаилѣ – примѣръ дерзости, пораждаемой ласкаемой плотію; гибельныя дѣйствія похоти велитъ зрѣть въ дѣйствіяхъ огня Содомскаго. Подъ образами двухъ женъ Іакова разумѣй, говоритъ, двоякую жизнь, дѣятельную и созерцательную. Жезлъ Моисеевъ, разсѣкающій море – Крестъ Христовъ, которымъ душа христіанская творитъ дѣла чудныя. Наконецъ пѣвецъ воспоминаетъ Божественныя слова и дѣянія Милосердаго Спасителя и Господа; пощеніемъ Его убѣждаетъ себя къ посту, а съ мытаремъ смиренно вопіетъ: «Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному», съ ханаанскою женою и слѣпцами молитъ: «Помилуй мя, Сыне Давидовъ»; подобно блудницѣ моетъ слезами ноги Спасителя, и съ разбойникомъ благоразумнымъ взываетъ: «Помяни мя Господа во царствіи Твоемъ». Вотъ краткое содержаніе великаго канона св. Андрея Критскаго. Даруй, Господи, намъ слушать его съ чувствами умиленія и сокрушенія о своихъ грѣхахъ.

 

С. А-ръ Б-въ.

 

«Саратовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1883. № 9. Отд. Неофф. С. 80-81.

 

[1] Чети-Минеи подъ 4-мъ іюля.

[2] Воскр. Чт., годъ IX, № 50, стр. 453.

[3] Меѳимоны слово греч., значить «съ нами Богъ» (меѳимонъ о Ѳеос). Названіе это дано сему служенію потому, что на немъ часто повторяются слова: «съ нами Богъ».

[4] См. Синаксарь въ четвертокъ 5 недѣли Великаго Поста.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: