Св. прав. о. Іоаннъ Кронштадскій – СИЛА И СЛАВА СВЯЩЕНСТВА.

Іисусу Христу, возлюбившему насъ и омывшему насъ отъ грѣховъ нашихъ кровію Своею, и содѣлавшему насъ царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во вѣки вѣковъ, аминъ. (Апок. 1, 5, 6).

Высшія званія изъ всѣхъ званій на землѣ, которыми облекла людей благость Божія, есть званіе царское и священническое: тому дана полная, высочайшая власть на землѣ, а этому – власть небесная отворять и затворять небо, рѣшить и вязать грѣхи человѣковъ (Мѳ. 18, 18); возрождать въ новую жизнь – изъ тлѣнной въ нетлѣнную, изъ нечистой въ чистую, переводить изъ временной въ вѣчную, освящать и обоготворять.

Выступая передъ вами, отцы, братіе и сестры, съ моимъ скромнымъ и простымъ словомъ въ знаменательный для меня день исполнившагося сорокапятилѣтія моего священническаго служенія Богу и людямъ, Создателю и созданію Его, – я прежде всего считаю святымъ долгомъ воздать славу и благодареніе, честь и поклоненіе вседержавной Троицѣ, избравшей меня недостойнаго на это великое пастырское, ходатайственное и священнодѣйственное служеніе; ибо за все, что было добраго и назидательнаго во мнѣ за это время, я долженъ Ему, Тріѵпостасному Богу моему, Его благодати, въ немощахъ моихъ совершавшейся, мои же были только немощи и преткновенія, которыя Онъ же милостиво покрывалъ Своею благодатію за покаяніе мое; во-вторыхъ, я долженъ дать отчетъ въ томъ, что сдѣлалъ въ продолженіе моего священствованія въ жизни церковно-общественной. Не восхвалять себя хочу я съ этого святого мѣста, какъ принято въ мірѣ хвалить и только хвалить дѣятелей на разныхъ поприщахъ общественнаго служенія, не льстить себѣ или кому-либо, а говорить чистую правду, – говорить о своихъ немощахъ и бореніяхъ, ибо и апостолъ Павелъ, таинственный небошественникъ, восхищенный до третьяго неба, хвалился не добродѣтелями, а немощами своими, да вселится въ нею сила Христова (2 Кор. 12, 2-9). Итакъ, даю себѣ и вамъ отчетъ: что я дѣлалъ, ставши священникомъ, и что сдѣлалъ въ этомъ санѣ? Рукоположенный во священника и пастыря[1], я вскорѣ на опытѣ позналъ, съ кѣмъ я вступаю въ борьбу на моемъ духовномъ поприщѣ, именно съ сильнымъ, хитрымъ, недремлющимъ и дышащимъ злобою и погибелью и адскимъ огнемъ геенны княземъ міра сего и съ духами злобы поднебесными, какъ говоритъ апостолъ: наша брань не противъ плоти и крови, но противъ начальствъ, противъ властей, противъ міроправителей тьмы вѣка сего, противъ духовъ злобы поднебесныхъ (Ефес. 6, 12); начались искушенія, обнаружились пакости вражій, немощи, уязвленія, преткновенія; враги, какъ разбойники, стали преслѣдовать меня въ духовномъ шествіи моемъ и въ служеніи Богу моему. Это значило, что Господь, Пастырь добрый, ввелъ меня въ искусъ и въ опытное духовное обученіе, чтобы я позналъ, съ какими врагами имѣю дѣло, принявъ на себя иго Христова священства, съ кѣмъ долженъ бороться, отъ кого хранить словесныхъ овецъ, какъ ограждать ихъ отъ змія всей бездны, отъ льва рыкающаго и ищущаго всякій день кого бы поглотить (1 Петр. 5, 8) и низринуть въ адъ, – какъ вооружаться противъ него и побѣждать его съ помощію единаго Христа-Бога, Который Самъ побѣдилъ его за насъ и ради насъ крестомъ Своимъ и смертію Своею, сломивъ его силу и давъ намъ въ оружіе спасительное знаменіе креста. Эта борьба съ сильнымъ и хитрымъ невидимымъ врагомъ воочію показала мнѣ, какъ много во мнѣ немощей, слабостей и грѣховныхъ страстей, – какъ много имѣетъ во мнѣ князь вѣка сего, и какъ я долженъ много бороться съ собою съ своими грѣховными наклонностями и привычками и побѣдить ихъ, чтобы быть, по возможности, неуязвимымъ отъ стрѣлъ вражіихъ. Началась духовная брань: самоблюденіе, изощреніе духовнаго зрѣнія, обученіе себя непрестанной, тайной молитвѣ и призыванію всеспасительнаго имели Христова; какъ псалмопѣвецъ царь-пророкъ Давидъ, я постоянно сталъ возводитъ сердечныя очи въ горы, на небо, откуда приходила ко мнѣ явная, скорая, державная помощъ (Псал. 120, 1-3), и враги мои сильные обращались въ бѣгство, а я получалъ свободу и миръ душевный... Доселѣ продолжается во мнѣ эта брань; и долгое время духовной брани научило меня многому и особенно опытному познанію всѣхъ тонкостей духовной брани, всѣхъ безчисленныхъ козней невидимыхъ враговъ и твердому, всегда увѣренному призыванію имени Господа Іисуса, предъ которымъ они стоять не могутъ; въ этой невидимой всегдашней брани я позналъ всегдашнюю ко мнѣ близость Господа, Его безмѣрную благость, скоропослушливость, Его безконечную правду и милость, безконечную святость Его существа, для которой противенъ и гнусенъ одинъ помыслъ неправедный (Притч. 15, 26) и одно мгновенное изволеніе на грѣхъ или услажденіе грѣхомъ, – которая неотмѣнно, непреложно ищетъ и требуетъ отъ всѣхъ насъ святости въ помыслахъ, святой горячности въ чувствахъ, святости во всѣхъ движеніяхъ нашей воли, въ словахъ и дѣлахъ. Въ этой духовной брани я позналъ бездну долготерпѣнія къ намъ Божія; ибо Онъ единъ вѣдаетъ всю немощь нашей падшей природы, которую Онъ милостиво Самъ принялъ на Себя, кромѣ грѣха (1 Петр. 2, 22; Исаіи 53, 9; 1 Іоан. 3, 5; 4, 10) и потому повелѣлъ семью семьдесятъ разъ прощать грѣхи (Мѳ. 18, 22) падающимъ въ нихъ; и Онъ окружалъ и окружаетъ меня всякій день радостями избавленія отъ нихъ и миромъ и пространствомъ сердечнымъ. Испытанное мною безмѣрное милосердіе Божіе и близость ко мнѣ всегдашняя Господа увѣряетъ меня въ надеждѣ вѣчнаго моего спасенія и всѣхъ руководствуемыхъ и послушающихъ меня во спасеніе, по слову Писанія: се азъ и дѣти, яже ми далъ есть Богъ (Евр. 2, 13; Исаіи 8, 18).

Въ чемъ еще было мое дѣланіе, по воспріятіи мною священнаго сана? Въ совершеніи богослуженія, спасительныхъ таинствъ и въ проповѣди слова Божія... При совершеніи таинствъ, я часто размышлялъ о томъ, въ какомъ достоинствѣ былъ сотворенъ Богомъ вначалѣ человѣкъ, и какъ легкомысленно и неблагодарно онъ утратилъ его и какимъ ужаснымъ бѣдствіямъ онъ подвергъ себя и все потомство; какъ благостно, мудро, предупредительно былъ огражденъ человѣкъ Творцомъ отъ паденія и какъ легко было сохранить себя и весь родъ отъ пагубы; сколь человѣколюбиво Господь взыскиваетъ вольною волею падшій родъ человѣческій; какое дивное, человѣколюбное средство изобрѣлъ ко спасенію, сдѣлавшись Самъ ходатаемъ предъ Богомъ-Отцомъ и создавъ на землѣ для общаго спасенія единую Церковь Свою при Своемъ личномъ главенствѣ и руководствѣ ея, съ чудными спасительными таинствами возрожденія, очищенія, освященія, обновленія, усыновленія и самаго общенія съ божественнымъ естествомъ вь тайнѣ причащенія пречистаго тѣла и крови Сына Божія, съ постояннымъ проповѣданіемъ слова Божія и руководствомъ освященныхъ Духомъ Святымъ и полномочныхъ благодатію пастырей. Служа во всеоружіи благодати божественныя, дивныя службы, я часто удивлялся неизреченной милости Божіей, облекшей немощнаго, бреннаго человѣка благодатію священства и даровавшей ему власть и полномочіе приносить молитвы Творцу за весь міръ, за всѣхъ людей, за всѣ званія и сословія, за царя и за всѣхъ сущихъ во власти, за Святѣйшій Синодъ и за весь освящепный соборъ, за вся люди, и ходатайствовать предъ Нимъ о дарованіи всѣхъ благъ небесныхъ и земныхъ. Совершая божественную литургію почти ежедневно, я приходилъ каждый разъ въ умиленіе и часто проливалъ слезы, воспоминая о неизмѣримо великомъ снисхожденіи къ намъ Божіемъ, о Его воплощеніи, житіи на землѣ Бога съ человѣками, Его кротости, смиреніи, ученіи, чудесахъ безчисленныхъ въ людяхъ, путешествіяхъ по градамъ и весямъ, о зависти и ненависти къ Нему людей, коихъ Онъ пришелъ спасать и примирить съ Отцомъ небеснымъ, о Его страданіяхъ и смерти по навѣтамъ враговъ Его, о славномъ воскресеніи и побѣдѣ надъ смертію и дарованіи всѣмъ воскресенія, о вознесеніи на небо и сѣденіи одесную Бога-Отца и, наконецъ, о второмъ, славномъ и страшномъ Его пришествіи на землю. Совершая ежедневно страшныя и животворящія тайны тѣла и крови Христовыхъ, за насъ и за весь міръ, страдальчески принесенныхъ въ жертву за насъ Богу и Отцу Своему, я поражался величіемъ Божіей къ намъ благости, снисхожденію, истощанію Христову, милости, долготерпѣнію, правдѣ и премудрости Божіей, проявившихся въ этой всемірной и премірной жертвѣ. Причащаясь ежедневно этого святѣйшаго и животворящаго таинства и ощущая въ себѣ всегда животворность его для души и тѣла, побѣду его во мнѣ надъ грѣхомъ и смертію, оправданіе, миръ, свободу и дерзновеніе духа моего, я исполнялся радости и благодаренія Богу за причащеніе столь великой, спасительной тайны. Видя предъ собою сердечными очами Бога во плоти, я исполнялся дерзновенія молить Его о всемъ мірѣ, о св. Церкви во всѣхъ концахъ земли и во всѣхъ народахъ и племенахъ, о умиротвореніи, распространеніи и защищеніи ея, о царѣ и царствующемъ домѣ, о всѣхъ властяхъ, – духовныхъ и гражданскихъ, о всѣхъ сословіяхъ государства. Видя предъ собою въ св. тайнахъ Самого таящагося Господа, Творца и Вседержителя, я помышлялъ: вотъ то Сѣмя свято, которымъ держится весь міръ. Сѣмя свято стояніе его (Исаіи 6, 13). Вотъ Тотъ, Который есть прежде всѣхъ и Которымъ стоитъ все, вся вселенная: Той есть прежде всѣхъ, и всяческая въ Немъ состоятся (Колос. 1, 17). Но довольно слова.

Благодарю Господа, удостоившаго меня видѣть этотъ день сорокапятилѣтняго служенія моего въ санѣ священника, – день, въ который св. Церковь празднуетъ память святителя Спиридона Тримифунтскаго, современника святителя Николая Чудотворца, также бывшаго на первомъ вселенскомъ соборѣ и также прославленнаго чудесами. Съ этого дня солнце дѣлаетъ поворотъ къ востоку, – свѣтъ начинаетъ прибывать и день возрастать, а тьма и ночи умаляться. Желаю отъ души и молю Господа, чтобы и во мнѣ и во всѣхъ моихъ духовныхъ чадахъ и во всѣхъ людяхъ тьма грѣховъ умалялась и совсѣмъ исчезла и во всѣхъ сердцахъ возсіялъ свѣтъ вѣры и благихъ дѣлъ, чтобы я могъ сказать съ апостоломъ: тьма мимоходитъ, и свѣтъ истинный уже сіяетъ (1 Іоан. 2, 8). Аминь.

 

Слово въ день исполнившагося сорокапятилѣтія священническаго служенія 12 декабря 1900 г.

 

Протоіерей Іоаннъ Сергіевъ.

 

«Вѣра и Церковь». 1901 Томъ 1. Кн. 1. Отд. 1. С. 201-206.

 

[1] Это было 12 декабря 1855 г., а 10 декабря того же года рукоположенъ въ санъ діакона епископомъ Христофоромъ, въ С.-Петербургской крѣпости, въ Петропавловскомъ соборѣ.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: