Св. прав. о. Іоаннъ Кронштадскій – Значеніе тезоименитства въ Церкви православной, какъ общенія членовъ Церкви земной съ Церковію небесною.

Вы уже не чужіе и не пришельцы, но сограждане святымъ и свои Богу, бывъ утверждены на основаніи апостоловъ и пророковъ, имѣя Самого Іисуса Христа краеугольнымъ камнемъ. (Ефес. 2, 19. 20.)

Опять круговращеніе времени привело меня къ дню моихъ именинъ, т.-е. къ дню преподобнаго отца нашего Іоанна Рыльскаго. Что же такое именины, или тезоименитство, что оно значитъ, чѣмъ оно для насъ существенно важно и почему мы въ день именинъ усиливаемъ свою молитву домашнюю и общественную?

Тезоименитство значитъ тожеименитство или соименство наше съ извѣстнымъ святымъ угодникомъ Божіимъ – пророкомъ, апостоломъ, мученикомъ, преподобнымъ, праведнымъ, свято пожившимъ и Богу угодившимъ, и Церковію святою причисленнымъ къ лику святыхъ. Если взять во вниманіе имена всѣхъ православныхъ христіанъ, живущихъ нынѣ на землѣ, то оказалось бы, что всѣ они носятъ имена святыхъ, живущихъ на небесахъ, празднующихъ свою побѣду надъ грѣхомъ и Господа прославляющихъ непрестанно, и такимъ образомъ тѣ и другіе составляютъ собою одну Церковь Божію земную и небесную подъ однимъ главою, Христомъ. Такое разумѣніе имѣлъ св. апостолъ Павелъ объ обществѣ христіанъ языческаго города Ефеса, какъ сочленовъ Церкви небесной, когда писалъ къ нимъ слѣдующее: Вы уже не чужіе Богу (какъ были прежде въ язычествѣ) и не пришельцы, но сограждане святымъ и свои Богу, бывъ утверждены на основаніи апостоловъ и пророковъ, имѣя Самого Іисуса Христа краеугольнымъ камнемъ.

Эти слова апостола мы можемъ приложить и къ себѣ: всѣ мы, какъ христіане, искренно вѣрующіе во Христа и принадлежащіе къ святой Его Церкви – не чужіе и не пришельцы въ ней временные, но сограждане святымъ – Божіей Матери, апостоламъ, пророкамъ, святителямъ, мученикамъ, преподобнымъ и всѣмъ святымъ, и свои Богу, бывъ утверждены на основаніи апостоловъ и пророковъ, имѣя Самого Іисуса Христа краеугольнымъ камнемъ.

Итакъ, мы, всѣ христіане, составляемъ одно духовное, таинственное сочлененіе Церкви Божіей; мы – Церковь Бога живаго, какъ говоритъ тотъ же апостолъ: вы Церковь Бога живаго, какъ сказалъ Богъ: вселюсь въ нихъ и буду ходить въ нихъ; и буду ихъ Богомъ, и они будутъ Моимъ народомъ (2 Кор. 6, 16-18). Вотъ о чемъ напоминаютъ намъ, дорогіе братья и сестры, наши именины, и какой важный смыслъ имѣютъ онѣ въ нашей христіанской жизни! Какой же важный урокъ жизненный даютъ онѣ намъ? Тотъ урокъ, что мы – члены Церкви Божіей, члены тѣла Христова, одушевляемые однимъ Духомъ Божіимъ; что мы должны жить свято и непорочно, – ибо Церковь должна быть и есть свята и непорочна (Ефес. 5, 27); что мы должны жить не для себя только, но. и для другихъ, должны заботиться о другихъ членахъ, братьяхъ и сестрахъ по вѣрѣ; должны твердо держаться православнаго ученія вѣры и не отпадать въ ереси, расколы и секты; должны подвизать другъ друга на добрыя дѣла, заботиться о спасеніи ихъ, какъ о своемъ собственномъ, – о исправленіи порочныхъ, о поддержаніи слабыхъ, о вспоможеніи бѣднымъ, о призрѣніи сиротъ и вдовъ, объ обращеніи заблудшихъ, – напоминать себѣ и другимъ о приближающемся днѣ всеобщаго суда Христова и о томъ, что всѣмъ намъ нужно быть готовыми къ нему во всякое время.

Размыслимъ, дорогіе братья и сестры, и всегда чаще будемъ размышлять, какъ важно наше положеніе, наше достоинство, какъ христіанъ православныхъ, какъ членовъ Церкви. Мы причислены къ обществу святыхъ и имѣемъ своимъ главою Самого Христа, Сына Божія; мы имѣемъ начальницею мысленнаго назданія церковнаго саму Матерь Божію, которую упоминаемъ и призываемъ часто въ молитвахъ церковныхъ со всѣми святыми; и Она вмѣстѣ со всѣми нами участвуетъ въ нашихъ общественныхъ молитвахъ и молитъ о насъ Бога, какъ это и показано было нѣкогда очамъ благочестивыхъ христіанъ, какъ Она, вшедши въ церковь съ ликами святыхъ, молилась вмѣстѣ съ христіанами Богу и покрывала ихъ своимъ честнымъ омофоромъ.

Будемъ болѣе всего на свѣтѣ дорожить своею принадлежностію къ Церкви святой. Это особенно необходимо въ наше шаткое, смутное время невѣрія именующихъ себя мудрыми и разумными, но, по богомудрому слову Писанія, объюродѣвшихъ, – ставшихъ глупыми, несмысленными (Римл. 1, 22), – въ наше время всякой распущенности, безстрашія, свободомыслія, своеволія, огульнаго пьянства и блуженія.

Заключу мое слово словами апостола: «не будемъ младенцами, колеблющимися и увлекающимися всякимъ вѣтромъ ученій, по лукавству человѣковъ, по хитрому искусству обольщенія, но истинною любовію все будемъ возращать въ Того, Который есть глава, Христосъ, изъ Котораго все тѣло (церковное), составляемое и совокупляемое посредствомъ всякихъ, взаимно скрѣпляющихъ связей, при дѣйствіи въ свою мѣру каждаго члена, получаетъ приращеніе для созиданія самого себя въ любви. Посему я говорю и заклинаю Господомъ, чтобы вы болѣе не поступали, какъ поступаютъ прочіе народы (или наши либералы, толстовцы и прочіе сектанты), по суетности ума своего, будучи помрачены въ разумѣ, отчуждены отъ жизни Божіей, по причинѣ ихъ невѣжества и ожесточенія сердца ихъ. Они, дошедши до безчувствія, предались распутству такъ, что дѣлаютъ всякую нечистоту съ ненасытимостью. Но вы не такъ познали Христа, потому что вы слышали о Немъ и въ Немъ научились – такъ какъ истина во Іисусѣ – отложить прежній образъ жизни ветхаго человѣка, истлѣвающаго въ обольстительныхъ похотяхъ, а обновиться духомъ ума вашего, и облечься въ новаго человѣка, созданнаго по Богу, въ праведности и святости истины. Посему, отвергнувъ ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы – члены другъ другу» (Ефес. 4, 14-25). Аминь.

«Вѣра и Церковь». 1901. Т. 2. Кн. 9. Отд. 1. С. 533-536.

 

[*] Слово о. протоіерея Іоанна Ильича Сергіева (Кронштадтскаго) на день преподобнаго отца нашего Іоанна Рыльскаго, 19 октября 1901 года, – день Ангела досточтимаго о. Протоіерея. «Мнѣ исполнилось, – говорилъ «Батюшка» въ этотъ день въ отвѣтъ на многочисленныя привѣтствія и рѣчи, – 72 года, время старости и ослабленія силъ; но благодатію Божіею я чувствую въ себѣ бодрость и силу и увѣренъ, что милостіею Божіею еще долго пребуду среди васъ». Слава Богу, такъ благодѣющему о насъ! Ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: