Св. Алексій, человѣкъ Божій (Память 17 марта по ст. ст.).

Въ сонмѣ св. подвижниковъ благочестія имя Алексѣя человѣка Божія, память котораго совершается Христіанскою церковію 17 марта, принадлежитъ къ популярнымъ и уважаемымъ именамъ. Жизнь дивнаго праведника составляетъ одно изъ любимыхъ народныхъ чтеній; его подвиги, самоотверженная и исполненная добровольныхъ страданій жизнь сдѣлалась даже предметомъ народныхъ легендъ. – Нищіе-бѣдные распѣваютъ о немъ псальмы, каліки перехожіе, бандуристы воспѣваютъ св. Алексѣю хвалебныя пѣсни. У русскаго человѣка св. Алексѣй слыветъ подъ именемъ теплаго, такъ какъ около дня его памяти усиливается весенняя теплота, начинаетъ таять на горахъ снѣгъ и въ видѣ ручьевъ и потоковъ стекаетъ въ низменныя мѣста, вслѣдствіе чего образовалась примѣта: «Алексѣя Божія человѣка – съ горъ потоки» «Алексѣя – съ горъ вода». Кто же былъ св. Алексѣй, какими подвигами достигъ онъ неувядаемаго райскаго вѣнца и стяжалъ благоговѣйную память о себѣ въ христіанской церкви? Отвѣты на эти вопросы или, что тоже, жизнь св. Алексѣя извѣстна болѣе или менѣе многимъ, но повторительное сказаніе о ней всегда можетъ быть поучительнымъ и назидательнымъ для христіанъ.

О жизни св. Алексѣя подробно повѣствуется у Метафраста. въ великихъ четьихъ-минеяхъ митрополита Макарія и, въ сокращенномъ видѣ, въ минеяхъ-четьихъ святителя Дмитрія Ростовскаго.

Перенесемся мысленно, читатели, ко временамъ за полторы тысячи лѣтъ тому назадъ и послѣдуемъ въ столицу тогдашней Римской имперіи, городъ Римъ. Въ это время, или приблизительно въ 360 г. по Рождествѣ Христовомъ, жилъ въ Римѣ благочестивый и богатый сенаторъ, по имени Евфиміанъ. съ своею женою Аглайдою. Насколько значительно было состояніе Евфиміана видно изъ того, что при его домѣ находилось до трехъ тысячъ слугъ, одѣтыхъ въ дорогія шелковыя одежды. Выдающеюся чертой жизни благочистивой четы была заботливость о нищихъ, вдовыхъ, сиротахъ и странникахъ, которые каждый день находили щедрую трапезу въ домѣ Евфиміана отъ его богатыхъ избытковъ. Благочестивое настроеніе супруговъ выражалось, кромѣ того, въ частомъ посѣщеніи богослуженія и строгомъ выполненіи церковныхъ обрядовъ и уставовъ. По-видимому, счастливо протекала жизнь супруговъ при полномъ довольствѣ матеріальными средствами, но въ душѣ ихъ обоихъ таилась скорбь, вызываемая бездѣтностію, и они нерѣдко обращались съ молитвою къ Богу о дарованіи имъ дитяти. Молитва супруговъ была услышана: у нихъ родился сынъ, названный въ святомъ крещеніи Алексѣемъ. По наступленіи, отроческаго возраста, Алексѣй отданъ былъ родителями въ одну изъ Римскихъ школъ, въ которой, при отличномъ усердіи и дарованіяхъ, онъ получилъ хорошее по тому времени образованіе, достаточно ознакомившись съ грамматикою, реторикою, съ церковною письменностію и священнымъ писаніемъ. Богатые родители имѣли въ виду, что сынъ ихъ, по окончаніи образованія, займетъ видное мѣсто на государственной службѣ, женится на знатной дѣвицѣ – и тѣмъ доставитъ честь, счастіе и утѣшеніе своимъ родителямъ. Но Промыслу Божію угодно было указать иной путь жизни св. Алексѣю. Еще въ отроческомъ возрастѣ онъ уже начинаетъ помышлять о суетности этого міра, о напрасной усиленной погонѣ человѣка за непрочнымъ земнымъ счастіемъ; богатство и соединенныя съ нимъ блага міра, блестящая карьера, семейная жизнь не увлекаютъ Алексѣя и въ юношескіе годы. Мысль его всецѣло сосредоточивается на исканіи другаго счастія, которое обѣщано Господомъ всѣмъ любящимъ Его и исполняющимъ Его заповѣди. Безъ сомнѣнія, въ Алексѣѣ происходила тяжелая борьба плоти и духа при избраніи тернистаго пути жизни, ради спасенія души и наслѣдія вѣчной славы въ небесномъ царствѣ, но при содѣйствіи Божіей благодати, духъ восторжествовалъ надъ плотію.

Подвижническая жизнь св. Алексѣя, начавшись съ изможденія плоти посредствомъ острой власяницы, которую онъ носилъ на себѣ тайно отъ родителей, достигаетъ поражающаго удивленія, по наступленіи совершеннолѣтія Алексѣя. По желанію родителей, вѣроятно настойчивому, онъ вступаетъ въ бракъ съ дѣвицею изъ знатнаго рода. Брачный день проводится въ веселіи и ликованіяхъ родителей и гостей, Не это было на дущѣ Алексѣя: онъ положилъ твердое намѣреніе отречься, отъ міра и всѣхъ его удовольствій ради спасенія души. И вотъ совершается неожиданное для посторонняго наблюдателя дѣяніе, неодобряемое, можетъ бытъ, мірскимъ благоразуміемъ, но высочайшее предъ очами всевидящаго Бога. Св. Алексѣй, по окончаніи дня брачнаго пира, вручаетъ своей невѣстѣ золотой перстень и драгоцѣнный поясъ, и удаляется ночью изъ отцовскаго дома въ нищенской одеждѣ, взявши съ собою на дорогу часть отъ своего богатства, золота и, драгоцѣнныхъ камней. Отселѣ, въ теченіе 34 лѣтъ, до самой смерти продолжается подвижническая жижъ Божіи человѣка, исполненная добровольныхъ лишеній, изнуренія тѣла строжайшимъ постомъ, пребыванія въ непрестанной молитвѣ и къ воздержаціи отъ всѣхъ страстныхъ помысловъ. Куда же направилъ путь св. подвижникъ и гдѣ проводилъ богоугодную свою жизнь? – Объ этомъ разсказываетъ онъ самъ въ своей автобіографіи, написанной имъ за нѣсколько дней до смерти и найденной въ рукахъ скончавшагося праведника. По уходѣ изъ родительскаго дома, св. Алексѣй, по собственному его разсказу, прибылъ къ морю и, узнавши на пристани, что одинъ изъ кораблей отправляется въ Азію, въ Лаодикійскую область, сѣлъ на корабль и послѣдовалъ въ эту область. По прибытіи въ городъ Лаодикію, св. Алексѣй встрѣтилъ въ немъ многихъ богомольцевъ, отправлявшихся въ Мессопотамскій городъ Едессу на поклоненіе нерукотворенному образу Спасителя, переданному нѣкогда, какъ гласитъ преданіе, Едесскому князю Авгарю самимъ Господомъ Іисусомъ Христомъ. Въ Едессѣ св. Алексѣй, подъ видомъ нищаго, одѣтаго въ рубища, избираетъ своимъ достояннымъ мѣстопребываніемъ церковную паперть при храмѣ Пресвятой Богородицы.

Семнадцать лѣтъ проводитъ онъ здѣсь среди дневнаго зноя и ночной стужи, упражняясь въ богомысліи, въ глубокомъ смиреніи, въ строгомъ постѣ и, непрестанной молитвѣ предъ образомъ Богоматери. И нельзя было узнать въ св. подвижникѣ бывшаго нѣкогда здороваго и красиваго юношу, счастливца по человѣческому разумѣнію: «изсушилась плоть его, по сказанію' жизнеописателя, отъ многаго воздержанія увяла красота его лица, помрачилось зрѣніе, образовались впадины въ глазахъ, и только кости и кожа замѣтны были на его тѣлѣ». Въ такомъ видѣ встрѣтили св. Алексѣя слуги его отца, посланныя въ разныя мѣста свѣта отыскивать безслѣдно пропавшаго сына своего господина, но слуги не могли узнать св. Алексѣя, – такъ сильно измѣнилось его лице, – и наравнѣ съ другими нищими подали ему милостыню. Между тѣмъ великіе подвиги св. Алексѣя были въ высшей степени угодны Богу. Одинъ изъ церковныхъ служителей получилъ откровеніе во снѣ, повторившееся два раза, что между нищими, находящимися на церковной паперти, есть человѣкъ Божій, на которомъ почиваетъ Св. Духъ. Откровеніе получено отъ Пресвятой Богоматери, назвавшей св. Алексѣя «человѣкомъ Божіимъ» и это названіе отселѣ неразрывно соединяется съ именемъ праведника и присвояется ему христіанскою церковію.

Откровеніе о святости Божія человѣка распространяется между жителями Едессы и вызываетъ въ нихъ высокое уваженіе къ праведнику, тогда послѣдній, избѣгая человѣческой славы, удаляется изъ города, съ намѣреніемъ поселиться въ другомъ, отдаленномъ отъ Едессы городѣ Киликіи, въ которомъ находилась церковь во имя св. Апостола Павла. Но въ это время Промыслу Божію угодно было, для вящшаго прославленія подвижника, послать ему новое тягчайшее искушеніе, преодолѣть которое могъ только человѣкъ, укрѣпившійся въ добрѣ и уподобившійся безплотнымъ существамъ – Ангеламъ. Когда св. Алексѣй плылъ на кораблѣ въ городъ Киликію, на морѣ внезапно поднялась страшная буря, – и корабль, носимый волнами нѣсколько дней, присталъ, наконецъ, къ роднымъ Алексѣю берегамъ Италіи, недалеко отъ Рима. Божій человѣкъ рѣшился идти въ домъ отца и жить у него, если будетъ дозволено, при его дворѣ невѣдомымъ нищимъ.

Этотъ періодъ. послѣдній въ подвижнической жизни св. Алексѣя, самый изумительный и тягчайшій по испытаніямъ, какія только Богъ посылаетъ возлюбленнымъ своимъ праведникамъ. Прежде всего св. Алексѣй долженъ былъ выдержать испытаніе при встрѣчѣ съ своимъ отцемъ. чтобы, въ порывѣ глубокой сыновней любви къ родителю, не обнаружить предъ нимъ своего происхожденія и чрезъ это не пошатнуться въ избранномъ имъ дивномъ пути своей подвижнической жизни. Праведникъ устоялъ предъ искушеніемъ и остался непоколебимымъ до конца своей жизни. Приближаясь къ родительскомъ дому, св. Алексѣй встрѣтилъ своего отца, возвращавшагося въ домъ отъ обѣдни, въ сопровожденіи множества слугъ. Божій человѣкъ поклонился ему до земли и униженно молилъ дать какое-нибудь помѣщеніе при его дворѣ безродному и бездомному нищему. «Богъ вознаградитъ тебя за это, говорилъ чудный нищій, и если ты имѣетъ кого-либо изъ близкихъ твоихъ странствующаго возвратитъ его тебѣ благополучно». Послѣднія слова, напомнившія знатному вельможѣ Евфиміану о безвѣстно пропавшемъ сынѣ, а съ другой стороны, жалкій видъ нищаго и, можетъ быть, предчувствіе родительскаго сердца, тронули благочестиваго мужа до глубины души: Евфиміанъ прослезился и тотъ-часъ же отдалъ приказаніе слугамъ помѣстить странника въ особое помѣщеніе заботиться о немъ и питать его отъ своего стола. Такимъ образомъ, Божій человѣкъ сталъ жить при дворѣ своего отца безвѣстнымъ нищимъ, пребывая въ тѣхъ же подвигахъ ради Христа, которые онъ избралъ отъ юности своей, но теперь при несравненно большихъ искушеніяхъ, чѣмъ прежде... Св. Алексѣй видѣлъ полное довольство и роскошь въ домѣ отца, а самъ добровольно одѣвался въ рубища и питался хлѣбомъ и водою, отдавая вкусныя яства отъ отцовскаго стола слугамъ и нищимъ: видѣлъ насмѣшки и, нерѣдко оскорбленія отъ своихъ слугъ и терпѣливо сносилъ оныя; видѣлъ, наконецъ, свою мать и дѣвственную супругу и иногда, слезы на ихъ глазахъ, но оставался твердымъ какъ адамантовъ камень. Такъ протекли послѣднія семнадцать лѣтъ, – праведникъ почувствовалъ приближеніе смерти. Потребовавши отъ одного изъ слугъ хартію и чернилъ, онъ подробно описалъ свою жизнь, начиная съ отшествія изъ родительскаго дома и до дня смерти.

Господь не хотѣлъ оставить подъ спудомъ, своего угодника, но – поставить па свѣщницѣ. да узрятъ люди ого добрыя дѣла и прославятъ Отца своего небеснаго. Преданіе гласитъ, что, на канунѣ дня кончины праведника, въ одной ивъ церквей г. Рима, въ которой служилъ Божественную литургію папа Иннокентій, въ присутствіи императора Гонорія, всѣ находившіеся въ храмѣ услышали невидимый голосъ «поищете Божія человѣка, отходящаго отъ этого міра». Присутствующіе пришли въ недоумѣніе. но голосъ повторился въ церкви на другой денъ, уже съ опредѣленнымъ указаніемъ на мѣстопребываніе праведника въ домѣ Евфиміана. Тогда императоръ и папа прибыли въ домъ Евфиміана. но послѣдній былъ въ крайнемъ недоумѣніи и никакъ не могъ предположить – къ кому изъ живущихъ у него относился таинственный голосъ, слышанный въ церкви. Послѣ нѣкоторыхъ распросовъ слугъ, одинъ изъ нихъ, которому поручено было носить пищу св. Алексѣю, высказалъ предположеніе: «не этотъ-ли нищій, человѣкъ Божій». Немедленно рѣшено было распросить самого нищаго о его происхожденіи, но было уже поздно: нищій найденъ былъ въ своей хижинѣ мертвый, съ хартіею въ рукахъ, при чемъ лице его сіяло необыкновеннымъ свѣтомъ. Изъ хартіи открылась тайна происхожденія безвѣстнаго нищаго для его отца, матери, супруги и всѣхъ присутствующихъ. Послѣдовала религіозно-семейная драмма, которую легче вообразить, чѣмъ описать. Праведнику воздаютъ торжественное погребеніе, на которое, по сказанію дѣеписателя, стеклись всѣ жители Рима. Отъ прикосновенія къ мощамъ Божія человѣка происходили чудеса: исцѣлялись больные, получали зрѣнія слѣпые, очищались прокаженные и изгонялись бѣсы изъ одержимыхъ ими людей. Преподобный Алексѣй человѣкъ Божій скончался. въ 411 году христіанской эры, въ царствованіе императора Гонорія, чрезъ 16 лѣтъ по вторичномъ раздѣленіи Римской имперіи на восточную и западную, послѣ кратковременнаго соединенія ея подъ властію императора Ѳеодосія Великаго. Въ Римѣ доселѣ существуетъ церковь св. Алексѣя, построенная на томъ мѣстѣ, гдѣ былъ домъ Евфиміана.

Православная церковь издавна глубоко чтитъ память преподобнаго Алексѣя человѣка Божія и имя его особенно любезно и знакомо бѣднымъ людямъ, живущимъ изъ насущнаго куска хлѣба. Отъ чего такъ? Отъ того, что св. подвижникъ для достиженія царствія Божія добровольно избралъ такой путь, который, на долю людей бѣдныхъ, вдовъ, сиротъ и нищихъ достается по необходимости. «Не ропщите на свою судьбу бѣдные люди и бездомныя горемыки, поучаетъ жизнь Божія человѣка, не завидуйте богатымъ, не въ довольствѣ и роскоши заключается цѣль жизни! Ваше жизненное бремя легче и удобононосимѣе. чѣмъ было мое: вы терпите холодъ и голодъ и различныя скорби, не имѣя возможности стать въ иную, лучшую обстановку, а я добровольно, ради Христа, отрекся и отъ богатства и отъ всѣхъ соединенныхъ съ нимъ заманчивыхъ обольщеній жизни. Разсудите, чье тяжелѣе положеніе – ваше или мое? Терпите съ упованіемъ временныя невзгоды жизни, претернѣвый ихъ до конца – спасется». Въ самомъ дѣлѣ, достигнуть вѣчнаго блаженства невозможно безъ лишеній и борьбы духа съ страстными влеченіями плоти. Конечно, дивный путь въ царствіе небесное, избранный Божіимъ человѣкомъ, составляетъ чрезвычайное явленіе, во многомъ недоумѣнное для человѣческаго соображенія, – въ этомъ случаѣ св. подвижникъ принадлежитъ къ избраннымъ сосудамъ Божіей благодати.

Спасеніе возможно для людей всякаго званія и состоянія. богатыхъ и бѣдныхъ, знатныхъ, и убогихъ, семейныхъ и одиночныхъ, но во всякомъ случаѣ преграждаетъ путь къ райскому блаженству всецѣлое погруженіе въ мірскіе интересы. Узки врата въ царствіе Божіе и не войдутъ въ него люди, заботящіеся только объ удобствахъ и удовольствіяхъ жизни и полагающіе въ нихъ цѣль своего существованія. «Пріидите ко Мнѣ всѣ труждающіеся и обремененные и Я упокою васъ», вѣщаетъ кроткій голосъ Спасителя, – вотъ какіе люди удостоиваются наслѣдія небеснаго царствія! Жизнь св. Алексѣя человѣка Божія научаетъ христіанъ цѣнитъ спасеніе души выше всего на свѣтѣ, выше благъ и сокровищъ этого міра.

 

П. К. Я. [Протоіерей Капитонъ Ястребовъ]

 

«Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости». 1886. № 6. Ч. Неофф. С. 227-233.

 

***

Тропарь, гл. 4: Возвысився на добродѣтель и умъ очистивъ,/ къ желанному и крайнему достиглъ еси,/ безстрастіемъ же украсивъ житіе твое/ и пощеніе изрядное воспріимъ совѣстію чистою,/ въ молитвахъ, яко безплотенъ, пребывая,/ возсіялъ еси, яко солнце, въ мірѣ,// преблаженне Алексіе.

Инъ тропарь, гл. 4: Отъ коренѣ прозяблъ еси именитаго и славнаго,/ отъ града процвѣлъ еси царскаго и свѣтлаго,/ Алексіе всемудрѣ./ Вся бо презрѣлъ еси, яко тлѣнная и текущая./ Потщался еси сочетатися Христу и Владыце./ Того убо моли// присно о душахъ нашихъ.

Кондакъ, гл. 2: Домъ родителей твоихъ, яко чуждь, имѣвъ,/ водворился еси въ немъ нищеобразно/ и, по преставленіи вѣнецъ пріемъ славы,/ дивенъ на земли явился еси, Алексіе, человѣче Божій,// ангеломъ и человѣкомъ радованіе.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: