Священникъ Николай Соколовъ – Что сохранилось отъ земной жизни Іисуса Христа и Его Пречистой Матери, и какіе праздники установлены Церковію въ честь сохранившихся святынь?
Наступающая Страстная седмица невольно переноситъ наше воображеніе къ тому времени, когда на землѣ жилъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Прошло уже XIX вѣковъ съ того времени, а вѣрующій христіанинъ не перестаетъ переживать давно минувшія событія. Отрадно ему воспоминать всѣ событія изъ жизни Спасителя, не менѣе отрадно знать ему и о томъ, какіе священные предметы сохранились отъ земной жизни Спасителя и Его Пречистой Матери.
Константинъ Великій, пламенѣя любовью къ христіанской вѣрѣ, обратилъ свой благочестивый взоръ на колыбель христіанства Іерусалимъ и позаботился отыскать здѣсь вещественную христіанскую святыню. Царю помогла его благочестивая мать Елена. Въ 326 году она отправилась въ Іерусалимъ и глазамъ ея представилось печальное зрѣлище: Гробъ Господень былъ заваленъ огромною насыпью, забросанъ мусуромъ и увѣнчанъ идольскимъ капищемъ. И самое лобное мѣсто (Голгоѳа) было глубоко сокрыто подъ землей и осквернено стоявшимъ на немъ языческимъ идоломъ Венерой. Глубоко скорбѣло благочестивое сердце Елены при видѣ такого поруганія святыни. И вотъ она властно сокрушаетъ идоловъ, расчищаетъ мѣсто святыни и открываетъ взорамъ вѣрныхъ святую Голгоѳу и Гробъ Господень. Свое усердіе къ этимъ драгоцѣннымъ святынямъ она увѣнчала тѣмъ, что воздвигла надъ ними христіанскій храмъ. Гробъ Господень – это пещера съ двумя отдѣленіями, высѣченная въ придѣльной каменной скалѣ. Первое отдѣленіе – придѣлъ Ангела имѣетъ въ длину и ширину около 5 аршинъ. Низкій и узкій входъ, вышиною 1 арш. 3 четв., шириною въ 1 арш. ведетъ изъ предѣла Ангела въ другое отдѣленіе или собственно пещеру Гроба Господня, которая длиною и шириною около 3 аршинъ. Собственно Гробъ Господа, – Его трехдневное ложе, есть углубленіе въ стѣнѣ каменной пещеры, имѣющее 2 арш. 3 четв. въ длину и 15 вершковъ въ вышину. Голгоѳа – круглый извѣстково-мѣловатый холмъ въ 100 шаговъ вышины. Такъ же какъ и Гробъ, Голгоѳа заключена теперь въ храмѣ Воскресенія Христова. На мѣстѣ, гдѣ стоялъ крестъ Спасителя, поставленъ православный престолъ.
Вслѣдъ за открытіемъ названной святыни, св. царица Елена приступила къ отысканію знаменія христіанскаго спасенія – Животворящаго Креста. Извѣстно, что послѣ долгихъ поисковъ одинъ престарѣлый еврей указалъ мѣсто, гдѣ долженъ былъ находиться Крестъ Господень. Скоро отрыли три креста, похожіе одинъ на другой. Найденные кресты, по совѣту Іерусалимскаго патріарха Макарія, были поднесены къ проносимому въ это время мимо Голгоѳы умершему. Когда приложили третій крестъ, то мертвый всталъ изъ гроба. И такимъ образомъ промыслъ Божій не оставилъ своихъ вѣрныхъ въ невѣдѣніи о томъ, который изъ трехъ есть Крестъ Господень. Обрѣтенный Крестъ былъ поставленъ въ Іерусалимскомъ храмѣ Воскресенія Христова, гдѣ и находился до 614 года. Въ этомъ году Персы овладѣли Іерусалимомъ, разграбили всѣ его драгоцѣнности и святыни, и между прочимъ плѣнили св. Крестъ. Цѣлыхъ 14 лѣтъ эта святыня находилась въ Персіи, къ чести населенія которой нужно замѣтить, что и язычники хранили святыню съ благоговѣніемъ: они не вынимали Креста изъ запечатаннаго ковчега. Въ 628 г. греческій императоръ Ираклій отнялъ у Персовъ св. Крестъ и собственноручно поставилъ его на прежнее мѣсто. Тотъ же императоръ, опасаясь фанатизма арабовъ, грозившихъ нападеніемъ на Палестину, перенесъ св. Крестъ изъ Іерусалима въ Константинополь. Затѣмъ мы снова видимъ его въ Іерусалимѣ, гдѣ онъ хранится и доселѣ въ ковчегѣ, въ алтарѣ соборной церкви грековъ[1].
Крестъ Господень не сохранился въ томъ видѣ, въ какомъ онъ былъ при распятіи на немъ Господа. Еще св. Елена, отправляясь изъ Іерусалима по обрѣтеніи Креста, взяла съ собою половину крестнаго дерева и заключила ее въ статую сына царя Константина, стоявшую на верху порфировой колонны на одной изъ площадей Царьграда. По достовѣрному преданію, засвидѣтельствованному Муравьевымъ, Крыловымъ, Барскимъ, Норовымъ и др. паломниками, Крестъ Господень достался по частямъ всѣмъ концамъ міра, для спасенія котораго Господь нашъ распятъ былъ на крестѣ. Частицы Креста Господня, по свидѣтельству названныхъ паломниковъ, хранились: въ Сирійскихъ городахъ – Апамеѣ и Сергіополѣ, въ Римѣ, въ Венціанской республикѣ, на о. Кипрѣ, въ нѣкоторыхъ Аѳонскихъ монастыряхъ и на о. Хіо. Наша святая Русь также не лишена частей Живоноснаго Креста. Еще въ 955 году св. кн. Ольга, крестившись въ Константинополѣ, получила отъ патріарха въ благословеніе себѣ и своей странѣ крестъ, вырѣзанный изъ цѣльнаго куска Животворящаго Древа. Эта святыня привезена была ею въ Кіевъ и положена въ сооруженной ею деревянной церкви св. Софіи. Новгородскій Архіепископъ Антоній въ 1211 году привезъ изъ Константинополя часть Креста Господня и положилъ въ Софійскомъ храмѣ, гдѣ она почиваетъ и доселѣ въ шестиконечномъ крестѣ. Частицы Креста Господня хранятся также въ Москвѣ, С.-Петербургѣ, Полоцкомъ каѳедральномъ соборѣ и др. мѣстахъ Россіи.
До нашихъ же дней сохранилась и та священная дщица, которая прибита была къ Кресту Господню и на которой изображена была на трехъ языкахъ извѣстная надпись. Эта дщица хранится въ Римѣ въ костелѣ св. Креста. Это, по свидѣтельству Норова, просто бѣлая дощечка, на которой красными чернилами начертана надпись («Іисусъ Назарянинъ царь Іудейскій») на трехъ языкахъ.
Спаситель, въ знаменіе постоянной благодати, изливаемой на вѣрующихъ въ Него, оставилъ на землѣ Свою Ризу или Хитонъ. Одежда эта узкая, круглая, съ рукавами и отверстіемъ для головы, длиною нѣсколько ниже колѣнъ. По жребію Риза Господня досталась римскому воину, родомъ изъ Грузіи. Этотъ воинъ, по возвращеніи на родину въ г. Мухетъ, подарилъ ее своей сестрѣ, которая настолько дорожила святыней, что по смерти своей завѣщала похоронить себя съ одеждою Господнею. Воля ея была исполнена, святыня христіанская скрылась подъ землей. Но эта могильная земля произрастила чудное дерево, сокъ котораго врачевалъ всякіе недуги. Слава объ этомъ побудила грузинскихъ христіанъ соорудить на мѣстѣ святыни храмъ. Въ началѣ VII в. храмъ этотъ былъ истребленъ Персами, но Риза Господня, по особому попеченію Божію о ней, спасена была христіанами и отдана въ Мухетскій кафедральный соборъ. Персидскій шахъ Аббасъ, опустошивъ Грузію, овладѣлъ ея сокровищами, и въ числѣ ихъ безцѣнною Ризою Господнею. Но Господь вразумилъ шаха подарить Ризу Русскому царю. Въ началѣ 1628 г. прибыли въ Москву персидскіе послы и, при представленіи царю, поднесли Филарету Никитичу золотой ковчегъ съ такими словами: «Государь Аббасъ шахъ прислалъ къ тебѣ, великому святителю, ковчегъ златый, а въ немъ великаго и славнаго Іисуса Христа срачица». Тотчасъ же патріархъ съ митрополитомъ Сарскимъ Кипріаномъ и Архіепископомъ Вологодскимъ Нектаріемъ, въ присутствіи архимандритовъ и игуменовъ, осмотрѣлъ ковчегъ и нашелъ, что въ немъ заключена «часть нѣкая полотняна, какъ бы красновата, отъ давнихъ лѣтъ лице измѣнила, а тканая изо лъна». Риза, полученная отъ иновѣрнаго царя безъ несомнѣнныхъ о ней историческихъ свидѣтельствъ, поставляла патріарха въ затрудненіе. Вслѣдствіе этого приказано было молиться о раскрытіи истины и носить ризу къ больнымъ. Послѣ многихъ исцѣленій отъ ризы, назначенъ былъ соборъ, который призналъ подарокъ шаха истинною Ризою Господней. Царь и патріархъ послѣ того торжественно положили ее въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ, гдѣ она находится и до-нынѣ, подавая вѣрующимъ исцѣленіе отъ недуговъ тѣлесныхъ и душевныхъ. – Нужно замѣтить, что это не цѣлая Риза Господня, а только часть ея. Риза, доставшаяся по жребію цѣлою грузинскому воину, впослѣдствіи раздѣлена была на части. Одна изъ древнѣйшихъ частей ея обрѣтена была въ 603 году близъ Іерусалима, въ мѣстѣчкѣ Цафатѣ, и отсюда перенесена была въ Іерусалимскій храмъ Воскресенія Христова. Двѣ части Ризы Господней хранятся въ Петропавловскомъ соборѣ и въ церкви зимняго дворца. Костромской Ипатіевскій монастырь получилъ отъ самого патріарха Филарета Никитича часть Ризы. Частицы Ризы, кромѣ того, находятся въ Свято-Троицкой Александро-Невской лаврѣ, въ иконѣ Нерукотвореннаго образа, и въ Кіево-Печерской лаврѣ, въ придѣлѣ Св. Іоанна Богослова Великой Успенской церкви.
Не меньшее благоговѣйное чувство возбуждаютъ въ каждомъ христіанинѣ св. Копіе и Гвозди, коими нѣкогда пролита пречистая кровь Спасителя. О св. Копьѣ, коимъ былъ прободенъ бокъ Божественнаго Страдальца, извѣстно слѣдующее. Оно хранилось въ Іерусалимѣ до VII вѣка. Въ началѣ этого вѣка, когда Персы расхищали сокровища Іерусалима, нѣкто патрикій Никита спасъ св. Копье и отослалъ его въ Константинополь. Всѣ историки крестовыхъ походовъ упоминаютъ о св. Копьѣ; въ 1204 году оно находилось опять въ Царьградѣ, откуда крестоносцами было взято и подарено французскому королю Филиппу. Увѣряютъ, что Копье доселѣ хранится въ одномъ Парижскомъ костелѣ; по свидѣтельству Ламбертини, хранимое теперь въ Парижѣ Копье не есть цѣлое, а конецъ острія, отдѣленный отъ находящагося въ Римѣ св. Копья. Что касается св. Гвоздей, то изъ нихъ только нѣкоторые сохранились до нашихъ дней. Первоначально найденные св. Еленой вмѣстѣ съ Крестомъ Господнимъ, они привезены были ею въ Константинополь. Одинъ изъ привезенныхъ Гвоздей вдѣланъ былъ св. Константиномъ въ его шлемъ «для храненія царственной главы». Другой тѣмъ же царемъ былъ подаренъ Грузинскому царю Миріану, принявшему вмѣстѣ съ своимъ семействомъ и жителями столицы христіанство. Этотъ Гвоздь въ 1680 году царемъ Арчиломъ былъ принесенъ изъ Грузіи въ Москву, гдѣ и теперь хранится въ Большомъ Успенскомъ соборѣ. Третій Гвоздь, по приказанію царя Константина, вдѣланъ былъ въ узду его коня, во исполненіе пророчества Захаріи: «въ день онъ будетъ еже во уздѣ коня свято Господу Вседержителю» (Зах. 14, 20). О послѣдующей судьбѣ св. Гвоздей ничего неизвѣстно.
Священный столъ, послужившій Господу съ Его учениками при Тайной Вечери, также сохранился до настоящаго времени и находится въ Римскомъ Латеранскомъ соборѣ. Значительная часть вещественной христіанской святыни находится въ монастыряхъ на св. Аѳонской горѣ.
Промыслу Божію угодно было сохранить и такіе св. предметы, которые по разнымъ обстоятельствамъ скорбной земной жизни Богочеловѣка соприкасались Его Божественной плоти. Эти предметы слѣдующіе: 1) часть столба, къ которому былъ привязанъ Спаситель во время біенія. Она хранится въ Римскомъ костелѣ св. Праскеды, куда была перенесена изъ св. града въ XIII вѣкѣ кардиналомъ Колонной. Другія двѣ части столба хранятся въ Іерусалимѣ, въ католическомъ придѣлѣ храма Воскресенія. Четвертая же часть столба хранится въ Константинополѣ. 2) Камень Гроба Господня, разбитый на нѣсколько частей, хранится частью въ армянской Іерусалимской церкви, а частью въ часовнѣ Гроба Господня. 3) Камень мѵропомазанія, на которомъ благообразный Іосифъ помазалъ мѵромъ снятое со креста пречистое тѣло Господа, находится въ Іерусалимскомъ храмѣ Воскресенія, при самомъ входѣ въ оный. 4) На островѣ Кипрѣ въ православной церкви селенія Омодуса хранится часть верви, которою связанъ былъ Спаситель во время своихъ страстей.
Христіанскій міръ не оставленъ безъ утѣшенія видѣть и лобызать нѣкоторыя одежды Божіей Матери, именно – ризу Ея и поясъ.
Риза Богоматери, по преданію, первоначально хранилась у одной еврейской жены, получившей ее отъ Самой Богоматери. Благочестивая жена хранила у себя Ризу втайнѣ и только предъ смертью передала ее своей родственницѣ. И Риза Богоматери послѣ того передавалась отъ одной дѣвы къ другой, пока въ V вѣкѣ св. братья, Галвій и Кандитъ, хитростью не пріобрѣли эту святыню у послѣдней ея хранительницы, одной Назаретской вдовицы. Риза въ золотомъ ковчегѣ была перевезена въ Константинополь. Св. братья сначала хранили святыню у себя дома, но обиліе чудесъ, изливавшихся отъ нея, сдѣлали извѣстными о ней царя и патріарха, которые и положили Ризу для поклоненія во Влахернскомъ храмѣ Богоматери. Здѣсь она находилась до ХІV вѣка. Дальнѣйшая судьба Ризы Богоматери неизвѣстна. Извѣстно только, что одна ея часть находится въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ, а другая во французскомъ городѣ Шартрезѣ.
Кромѣ Ризы Богоматерь благоволила оставить намъ Свой честный Поясъ. Преданіе говоритъ объ этомъ слѣдующее. Когда апостолъ Ѳома вышелъ изъ погребальнаго вертепа Богоматери, который онъ посѣтилъ черезъ три дня по Ея успеніи и вознесеніи на небо, то для утѣшенія его въ скорби Богоматерь благоволила ниспослать ему съ неба поясъ отъ своей ризы. Подобно Ризѣ Богоматери и честный поясъ Ея, долго хранившійся въ Іерусалимѣ, былъ передаваемъ отъ одного частнаго лица къ другому. И только въ V вѣкѣ, при греческомъ императорѣ Аркадіѣ, Поясъ перенесенъ былъ изъ Іерусалима въ Константинополь. Здѣсь онъ пользовался всеобщимъ почитаніемъ, а сестра императора Ѳеодосія младшаго Пульхерія устроила для храненія его храмъ въ честь Богородицы; здѣсь онъ хранился въ драгоцѣнномъ ковчегѣ за царскою печатью. Нѣсколько столѣтій, протекшихъ со времени перенесенія Пояса Богоматери изъ Іерусалима въ Константинополь, не только не ослабили всеобщаго благоговѣнія и чествованія Пояса, но еще усилили это чествованіе. Въ X вѣкѣ мы видимъ и царственныхъ лицъ, припадавшихъ предъ Поясомъ Богоматери съ мольбою къ вѣрной Заступницѣ и Цѣлительницѣ. Такъ супруга императора Льва Философа Зоя, страдая неизлѣчимою болѣзнію, пожелала помолиться Богоматери предъ Ея священнымъ Поясомъ. И когда надъ больною былъ распростертъ Поясъ, то она получила мгновенное исцѣленіе. Очевидное чудо это послужило поводомъ къ установленію въ православной Церкви особаго праздника – положенія Честнаго Пояса Пресвятыя Богородицы, совершаемаго нашею Церковью 31 августа. Въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ на этотъ праздникъ мы слышимъ хвалу Поясу Богоматери, какъ кивоту освященія вѣрующихъ и ихъ священному огражденію отъ враговъ. И дѣйствительно, греческими императорами въ ихъ военныхъ походахъ всегда носимъ былъ при войскахъ Поясъ Богоматери.
Въ началѣ XII вѣка Поясъ Богоматери находился во власти Сербовъ, а въ 1151 г. подаренъ былъ сербскимъ княземъ Лазаремъ въ Аѳонскій монастырь Ватопедъ. Здѣсь видѣлъ его русскій паломникъ Василій Барскій и описалъ его такъ: «Поясъ въ длину двѣ пяди, шириною въ палецъ, плетеный, цвѣтомъ черный, и по словамъ Ватопедскихъ иноковъ, власяный». Впослѣдствіи братіи монастыря раздѣлили св. Поясъ на двѣ части: одна изъ нихъ постоянно находилась въ монастырѣ, а другая носилась по городамъ и селеніямъ Руменіи, особенно во время эпидемій.
Въ честь вещественной христіанской святыни православная Церковь установила праздники, о которыхъ не лишне будетъ сказать нѣсколько словъ.
Поклоненіе Кресту Господню бываетъ четыре раза въ годъ:
1) Воскресеніе 3-й недѣли Великаго поста и вся 4-я недѣля, особенно среда ея, посвящаются поклоненію Кресту Господню. Поклоненіе Кресту въ эти дни установлено по слѣдующей причинѣ: въ продолженіе Великаго поста истинные христіане какъ бы распинаются мучительнымъ воспоминаніемъ о своихъ грѣхахъ, и вотъ въ утѣшеніе и подкрѣпленіе имъ св. Церковь воспоминаетъ крестныя страданія Спасителя. Истинный христіанинъ, проходя трудный путъ поста и изнуряясь имъ, на полпути находитъ какъ бы тѣнистое древо, какъ бы прохладный источникъ – Крестъ Христовъ. Отдохнувъ подъ сѣнію его, христіанинъ съ укрѣпленными силами съ большею легостью продолжаетъ остальной путь. Въ среду же четвертой недѣли бываетъ величаніе и поклоненіе Кресту потому, что этотъ день есть средина Великаго поста. Здѣсь весь постъ уподобляется горькому источнику, встрѣченному Израильтянами по переходѣ чрезъ Чермное море; какъ Моисей, вложивъ древо въ средину источника, усладилъ его, такъ и Господь нашъ Іисусъ Христосъ, мысленно проведшій насъ черезъ море и избавившій отъ рабства Фараона – діавола, чрезъ вложенное въ средину поста древо Креста услаждаетъ намъ постъ и утѣшаетъ насъ въ пустынѣ, доколѣ не введетъ насъ въ землю обѣтованную, и сподобитъ неосужденно поклониться Его святому Воскресенію.
2) 7-го мая – Воспоминаніе на небеси явльшагося знаменія Честнаго Креста, во градѣ Іерусалимѣ, отъ святаго Лобнаго мѣста протяженнаго звѣздами даже до святыя горы Элеонскія. – Историческія обстоятельства, подавшія поводъ къ сему празднеству, слѣдующія. Въ половинѣ ІV вѣка, 7-го мая, во Іерусалимѣ, въ царствованіе Констанція, съ 3-го часа дня явилось на небѣ знаменіе Креста Господня, сіявшее свѣтомъ ярче солнечнаго. Знаменіе это стояло надъ горою Голгоѳскою и протягивалось до горы Элеонской, отстоящей отъ Голгоѳы на 2 версты и 330 саженъ; ширина Креста соотвѣтствовала его долготѣ, цвѣтъ знаменія былъ подобенъ радугѣ. Это небесное знаменіе имѣло такое потрясающее впечатлѣніе на іудеевъ и грековъ – язычниковъ, что множество ихъ увѣровало во Христа и крестилось. Вѣроятно тогда же, т. е. въ половинѣ ІV вѣка, установленъ былъ во Іерусалимѣ праздникъ въ честь этого небеснаго знаменія Креста, а изъ Іерусалима вскорѣ праздникъ этотъ распространился между всѣми восточными христіанами.
3) 1-го августа – «Происхожденіе честныхъ древъ Честнаго и Животворящаго Креста». – И Греція и Россія въ одно время начали совершать поклоненіе св. Кресту 1-го августа по слѣдующей причинѣ: въ концѣ XII вѣка царствовали въ Греціи императоръ Мануилъ, а въ Россіи великій князь Андрей Боголюбскій, и оба употребляли Крестъ Господень и образъ Богоматери какъ знамена въ своихъ войскахъ. Случилось, что и Греческій императоръ и Русскій великій князь не только въ одинъ годъ, но и въ одинъ и тотъ же день, именно 1-го августа, должны были сразиться съ своими врагами. Предъ рѣшительною битвой и тотъ и другой государи видѣли осѣненіе своихъ полковъ свѣтомъ, исшедшимъ отъ Креста Господня и иконы Богородицы. Послѣдовавшая затѣмъ побѣда была приписана исключительно Божественному покровительству, явленному чрезъ Крестъ Господень и икону Богоматери. И вотъ тогда же, т. е. въ концѣ XII в. установленъ и праздникъ въ обоихъ государствахъ – Константинопольскимъ патріархомъ Лукою и Русскими святителями – Кіевскимъ митрополитомъ Константиномъ и Ростовскимъ епископомъ Несторомъ.
4) Послѣднее поклоненіе Кресту бываетъ 14 сентября – «Всемірное воздвиженіе Честнаго и Животворящаго Креста Господня». Этотъ праздникъ установленъ въ IV в. въ память обрѣтенія и воздвиженіи св. Креста, при царицѣ Еленѣ.
Въ честь Ризы Господней нашей Церковію въ 1625 году установленъ также особый праздникъ, который называется «Положеніе Ризы Господней». Каждый годъ 10-го іюля, призывая вѣрныхъ къ поклоненію Божественной Ризѣ Спасителя, Церковь возглашаетъ, что эта Риза есть хитонъ драгоцѣнный и по силѣ цѣленія, и потому, что имъ облекалась святая и живоносная плоть Богочеловѣка. При богослуженіи въ день праздника положенія Ризы Господней, въ прежнее время, священнослужащій выносилъ ее, по подобію Креста, на головѣ на средину храма для поклоненія и цѣлованія ея. Посему и въ пѣснопѣніяхъ церковныхъ мы слышимъ призывъ церкви: «Днесь притецемъ вѣрніи къ Божественной и цѣльбоносной Ризѣ Спасителя нашего Бога, благоволивша сію плотію носити... вся люди Честною Твоею Ризою защити... Ризу Твою Честную, Христе, даровалъ еси намъ священное огражденіе, всякое сопротивныхъ настояніе присно побѣждающую силою духовною»..
Положеніе Ризы Богоматери въ Константинопольскомъ Влахернскомъ храмѣ въ 458 году подало также поводъ установить особый праздникъ этой святыни въ Греческой церкви. Вмѣстѣ съ св. вѣрою наша православная Церковь приняла и этотъ праздникъ, совершая его ежегодно 2-го іюля. Въ своихъ пѣснопѣніяхъ, положенныхъ на этотъ день, она благодаритъ Св. Дѣву, даровавшую вѣрнымъ Ризу тѣла своего, богатство неотъемлемое, покровъ же и славу, необоримую стѣну, исцѣленіи сокровище, чудесъ источникъ приснотекущій и пристанище спасительное обуреваемымъ. Въ IX в. Іосифъ Студитъ написалъ особый канонъ на день положенія Ризы Богородицы.
Въ заключеніе настоящаго очерка приведемъ слова двухъ свв. Отцовъ Церкви о необходимости и характерѣ почитанія вещественной христіанской святыни.
Св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «Мы покланяемся вещамъ, чрезъ которыя совершилъ Богъ спасеніе наше, таковы суть: Виѳлеемскія ясли и вертепъ, святая Голгофа, древо креста, гвозди, губа, трость, копіе, хитонъ, пелены и плащаница, святый Гробъ – источникъ нашего воскресенія, камень Гроба, святая гора Сіонъ»...
Св. Іоаннъ Дамаскинъ пишетъ: «Должно покланяться сему истинно драгоцѣнному и досточтимому Древу, на которомъ Христосъ принесъ Себя въ жертву за насъ, какъ освященному прикосновеніемъ Его святыхъ тѣла и крови; должно также покланяться гвоздямъ, копью, одеждамъ и освященнымъ селеніямъ Христовымъ, каковы суть: ясли, вертепъ, спасительная Голгоѳа, Животворящій Крестъ, Сіонъ»... (4 кн. о вѣрѣ, гл. 11).
Свящ. Н. Соколовъ.
«Пензенскія Епархіальныя Вѣдомости». 1896. № 6. Ч. Неофф. С. 143-155.
[1] Подробнѣе объ этомъ чит. «Исторію Креста, на которомъ былъ распятъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ» – Крылова. Москва 1855 г.