Слово на день сошествія Святаго Духа.

Сегодня у насъ большой праздникъ; сегодня святая Церковь торжественно воспоминаетъ то великое событіе, какъ Духъ Святый сошелъ на апостоловъ. Извѣстно, что Спаситель міра не скрывалъ отъ Своихъ учениковъ того, что Онъ избралъ ихъ на дѣло великое, что они должны будутъ совершить ото спасительное дѣло въ Его отсутствіи, и, въ прощальной бесѣдѣ съ ними, откровенно говорилъ, что – еще не много – и міръ не увидитъ Его, – «дѣти! не долго уже быть мнѣ съ вами»; но въ тоже время утѣшалъ ихъ, внушалъ не смущаться, – «не оставлю васъ сиротами» говорилъ Онъ, «приду къ вамъ; Я умолю Отца, и дастъ вамъ другаго Утѣшителя, да пребудетъ съ вами во вѣкъ» (Іоан. 14, 16). «Утѣшитель же Духъ Святый, Котораго пошлетъ Отецъ во имя Мое, научитъ васъ всему и напомнить вамъ все, что Я говорилъ вамъ». И въ послѣднія минуты, предъ вознесеніемъ Своимъ на небо, прямо сказалъ: «И се, Я пошлю обѣтованіе Отца Моего на васъ; вы же оставайтесь въ городѣ Іерусалимѣ, пока не облечетесь силою свыше» (Лук. 24, 49). По слову Спасители, апостолы пребывали въ означенномъ мѣстѣ, «терпяще единодушно въ молитвѣ и моленіи съ женами и Маріею Матерію Іисусовою и съ братіею Его».

Не такъ давно еще оставилъ ихъ небесный Учитель, – они живо помнили Его послѣднія слова, живо представляли Его благословляющую руку, Его возносящагося; они всѣ думали объ одномъ, ожидали одного, – жили однимъ чувствомъ – «единодушно терпяще»; они молились. Но вотъ насталъ конецъ ихъ ожиданьямъ, ихъ терпѣнію, – пришелъ тотъ день, въ который должно было исполниться обѣтованіе Спасителя: «быша вси апостоли единодушно вкупѣ.... И быстъ внезапу съ небесе шумъ, яко носиму дыханію бурну, и исполни весь домъ, идѣже бяху сѣдяще. И явишася имъ раздѣлена языцы яко огненни, сѣдѣ же на единомъ коемждо ихъ. И исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголаніи иными языки, якоже Духъ даяше имъ провѣщавати» (Дѣян. 2, 1-5).

Это событіе великое и чрезвычайно важное для Церкви Христовой, для всѣхъ вѣрныхъ, христіанъ. Какъ совершилось это великое дѣло и почему оно важно для Церкви Христовой, для насъ православныхъ христіанъ, – объ этомъ побесѣдую сегодня съ вами.

«Быша вси апостоли единодушно вкупѣ». Представимъ себѣ это небольшое, проникнутое одною мыслію, однимъ ожиданіемъ, единодушное общество.

«И быстъ внезапу съ небесе шумъ, яко носиму дыханію бурну, и исполни весь домъ, идѣже бяху сѣдяще». И вдругъ занятія этого общества прерываются необыкновеннымъ явленіемъ; неожиданно, – на небѣ не было замѣтно ничего такого, почему можно было бы ожидать гроза, бури, – неожиданно слышатъ шумъ съ неба, похожій на тотъ, какой бываетъ при сильныхъ порывахъ вѣтра въ бурю, и этотъ бурный вѣтеръ врывается въ тотъ домъ, гдѣ сидѣли апостолы. Откуда и что?.. Всѣ поражены, – въ страхѣ... Что-то будетъ?

«И явишася имъ раздѣлена языцы яко огненни, сѣдѣ же на единомъ коемждо ихъ». Вотъ въ чемъ дѣло: къ большему изумленію, неожиданно встревоженнаго, общества, стали видны ему раздѣльно огненные языки. Смущеніе продолжается; предъ ихъ глазами неразгаданное дѣло. Глаза ихъ не обманываютъ, потому что они, какъ только услышали шумъ, были уже готовы къ тому, чтобы видѣть и знать, что за шумъ и откуда онъ; и вотъ, предъ апостолами огненные языки – спустились на каждаго изъ нихъ и сѣли. Это еще не все, – явленіе необычайное и послѣдствія имѣло необычайныя, въ которыхъ и состоитъ сущность событія.

«И исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголаніи иными языки, якоже Духъ даяше имъ провѣщавати». Значитъ, подъ видомъ огненныхъ языковъ – Духъ Святый сошелъ на апостоловъ; и первое, что почувствовали они, какъ только исполнились силы Духа Святаго, это необыкновенное умѣнье говорить разными, неизвѣстными имъ прежде, языками. Спаситель, въ послѣднія минуты предъ вознесеніемъ Своимъ, прямо сказалъ, что вѣрующіе въ Него будутъ говорить новыми языками, – «языки возглаголютъ новы» (Марк. 16, 17); теперь – какъ разъ исполнилось Его обѣщаніе. А что дѣйствительно апостолы сейчасъ же стали говорить разными новыми языками, такъ, какъ прежде не умѣли говорить, – то могли провѣрить разные народы, бывшіе въ ту пору въ Іерусалимѣ. Пятьдесятый день послѣ пасхи былъ торжественный, праздничный день для іудеевъ, въ память того дня, въ который данъ ихъ отцамъ законъ въ Синайской пустынѣ. По этому случаю іудеи изъ всѣхъ странъ свѣта собрались въ Іерусалимъ для того, чтобы торжествовать этотъ праздникъ. Это множество народа изъ разныхъ странъ было свидѣтелемъ того, какъ неученые галилеане говорятъ разными языками. Изъ устъ апостольскихъ слышатъ свою родную рѣчь – пар(ф)яне, мидяне, эламиты, живущіе въ Месопотаміи, и проч. (Дѣян. 2, 9-11). Всеобщій ужасъ, недоумѣніе; – другъ къ другу обращаются, хотятъ узнать – въ чемъ дѣло. «Что убо хощетъ сіе бытие?» спрашивали нѣкоторые, – а иные до того были озадачены, запуганы, что подумали объ апостолахъ, «яко виномъ исполнены суть», т. е. какъ будто они были пьяны.

Такъ совершилось то великое событіе – сошествіе Св. Духа на апостоловъ, которое мы празднуемъ нынѣ. Чѣмъ же оно важно для Церкви Христовой?

Великая, божественная сила явилась на землѣ, апостолы облеклись силою свыше, исполнились Духа Святаго. Въ одну минуту совершилось это дѣло, но что послѣ вышло изъ него, какъ послѣ дѣйствовала эта небесная сила Всесвятаго Духа?

Сейчасъ же, какъ только явилась на землѣ, эта всесвятая и животворящая сила не замедлила явить себя міру. Проникнутый и возбуждаемый ею апостолъ Петръ съ Іоанномъ возсталъ предъ собравшейся любопытною толпою и началъ свою простую, но могучую проповѣдь. Откуда взялась у него сила, кто далъ ему уста и премудрость? Откуда дерзновеніе и могущество? Слушающіе эту проповѣдь умилились сердцемъ; сейчасъ же почувствовали въ себѣ силу и расположеніе дѣлать что нибудь доброе, – «что сотворимъ, мужіе братіе?» спрашивали они апостоловъ – и три тысячи мужей приняли новое ученіе, вступили въ общество новыхъ проповѣдниковъ – сразу три тысячи увѣровали во Христа. Спустя немного послѣ этого, тотъ же апостолъ Петръ съ Іоанномъ сказалъ другую проповѣдь, и увѣровали во Христа пять тысячъ мужей. А послѣ апостолы разошлись по разнымъ странамъ, вездѣ проповѣдывалп ученіе Христово, – вездѣ ихъ принимали, слушали, – принимали проповѣдуемое ими ученіе, принимали вѣру Христову. Какая сила дѣйствовала тутъ? Какая сила поддерживала и укрѣпляла святыхъ апостоловъ, обошедшихъ множество странъ свѣта съ Христовою проповѣдію? Какая сила дѣйствовала, когда проповѣдники творили такія дѣла, какихъ не можетъ творить – ни самый сильный, ни самый умный, ни самый ученый человѣкъ, т. е. когда творили чудеса? Удивительно, какъ много было чудесъ и знамен и въ первенствующей Церкви не только въ ту пору, когда жили и учили апостолы, но и послѣ нихъ. «Истинные ученики Господа», пишетъ отецъ Церкви сщмч. Ириней Ліонскій, «преподаютъ Его именемъ тѣ дары, какіе принялъ каждый изъ нихъ: одни, дѣйствительно и истинно, изгоняютъ демоновъ, такъ что освобожденные отъ злыхъ духовъ нерѣдко обращаются къ вѣрѣ и пребываютъ въ Церкви, другіе имѣютъ даръ предвѣдѣнія, прозрѣнія и пророческаго предсказанія; иные исцѣляютъ больныхъ, чрезъ возложеніе рукъ, и дѣлаютъ ихъ здоровыми; а иногда воскрешаемы были мертвые и жили съ ними много лѣтъ. Даже что? Нельзя и исчислить даровъ, которые вселенская Церковь получаетъ отъ Бога». «Мы слышимъ», говоритъ тотъ же святый отецъ, «что многіе изъ братій въ Церкви имѣютъ дары пророчества, Святымъ Духомъ говорятъ на различныхъ языкахъ, съ полезною цѣлію обнаруживаютъ сокровенные помыслы людей и изъясняютъ тайны Божіи» (по Евсев. Церк. Ист. кн. 5, гл. 7).

Вездѣ и во всемъ дѣйствовала сила Духа Святаго; дѣйствовала многообразно и видимо, такъ что древніе христіане съ глубокимъ вниманіемъ слѣдили за дѣйствіемъ этой силы, и всею душею желали получить ее, чтобы и въ нихъ она дѣйствовала также, какъ въ избранникахъ Божіихъ. И дѣйствительно, эта небесная, животворящая сила какъ много привлекала вѣрующихъ ко Христу, такъ потомъ и воспитывала, укрѣпляла ихъ въ таинствахъ – крещеніи, мѵропомазаніи, покаяніи, святомъ причастіи и другихъ. Она возбуждала ихъ къ принятію вѣры Христовой; она поддерживала истинно-вѣрующихъ въ ту пору, когда гнали, мучили, терзали ихъ за имя Христово; она освѣжала, укрѣпляла истощенныя силы мучениковъ, когда ихъ жгли, рѣзали, били и мучили разными, неслыханными въ наше время, пытками; укрѣпленные ею мученики пѣли пѣсни во славу Христа въ заключеніи, въ огнѣ, среди самыхъ мученій. Дѣйствіемъ этой силы возбужденные, облеченные ею свыше, нѣкоторые избранные заявляли видимо предъ всѣми свои духовныя дарованія – слагали молитвы Богу, Его Пресвятой Матери, пѣснопѣнія, устрояли чинъ и порядокъ истиннаго служенія Богу. Извѣстно, наприм., что на первыхъ порахъ – пѣсни во славу Христа-Бога, молитвы, славословія не были составляемы прежде богослуженія, а во время самаго богослуженія «вдохновлялись свыше» (Римл. 8, 26). Подъ знаменіемъ этой же силы Духа Святаго составилось общество людей, опредѣленныхъ на священно-служеніе Богу, на управленіе дѣлами вѣры и Церкви, законно, вѣчно – въ роды-родовъ. Изволеніемъ того же Духа Святаго составлены, опредѣлены и утверждены всѣ истины вѣры православной, которыя мы исповѣдуемъ, хранимъ неизмѣнно и вѣрно. Эта сила благодати видимо для всѣхъ проникала всѣ дѣйствіи, всю жизнь членовъ Христов и Церкви. Вообще, въ первыя времена Христовой Церкви сила Духа Святаго подкрѣпляла христіанъ во всякомъ благомъ дѣлѣ, оживляла ихъ.

Не оскудѣла въ Христовой Церкви животворная сила Духа Святаго и въ наши времена, хотя мы и не видимъ такого обилія многоразличныхъ проявленій ея; и въ наше дремя жизнь истиннаго христіанина не ложно освящается ея именемъ, и вѣрующая душа истинно Духомъ Святымъ живится. Наша мать – святая Церковь, какъ непосредственный, чистѣйшій сосудъ-хранительница Его силы, каждогодно, съ самыхъ временъ апостольскихъ, напоминаетъ намъ о томъ великомъ событіи, когда первые члены общества христіанъ – апостолы исполнились Духа Святаго, облеклись силою свыше, и каждогодно приглашаетъ насъ къ свѣтлому торжеству. И нельзя не радоваться живому сочувствію на этотъ святой призывъ въ сердцахъ вѣрныхъ. Вотъ вы съ любовію спѣшите собрать зелени, цвѣтовъ, чтобы сдѣлать праздникъ на душѣ; весело убираете свои домы; въ храмѣ ожидаетъ васъ тоже украшеніе, тоже торжество.... Да, благочестивые христіане, хорошо, если въ насъ сохранилось это простое, чисто дѣтское чувство, если насъ радуетъ и эта зелень, и эти цвѣты – какъ принадлежности праздника; но еще лучше, если при этомъ мы будемъ ощущать въ душахъ своихъ радость отъ присутствія благости Божіей, которая подаетъ вся божественныя силы, «яже къ животу и благочестію», и «даруетъ честная и великая обѣтованія, да сихъ ради будете Божественнаго причастницы естества» (2 Петр. 1, 3. 4). Чтобы сія спасительная благодать св. Духа никогда не отступала отъ насъ, въ простотѣ вѣрующаго сердца, помолимся Господу: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа, въ третій часъ апостоламъ Твоимъ ниспославый, Того Благій не отъими отъ насъ, но обнови насъ молящихтися». Аминь.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1869. Т. 2. № 23. С. 193-199.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: