Привѣтствіе Японской Православной Церкви своей Матери Церкви Русской въ день празднованія ея 900-лѣтія (Переводъ съ японскаго).

Собор Японской православной церкви в Токио в июле 1882 г.

Великая и славная русская церковь нынѣ празднуетъ день своего рожденія и 900-лѣтіе своего существованія. Свѣтлый и торжественный праздникъ! Ликующій гласъ русскихъ христіанъ отзывается и на небѣ, и повторяется тамъ тысящами тысящъ русскихъ святыхъ, тьмами темъ другихъ чадъ Адама и неисчислимыми сонмами безплотныхъ силъ небесныхъ. Дерзаемъ и мы – духовныя дѣти русской церкви – присоединить нашъ слабый голосъ къ ея ликованію. Славимъ и благодаримъ Господа, породившаго и возрастившаго такую великую церковь! Приносимъ поздравленіе русской церкви съ ея знаменательнымъ торжествомъ, и выражаемъ предъ нею наши горячія молитвенныя благожеланія, да вознесется нынѣшняя радость русскихъ христіанъ въ сердцахъ ихъ новымъ высокимъ пламенемъ ревности по Христѣ, да обратится въ сѣмя новыхъ еще обильнѣйшихъ добродѣтелей, и да возсіяетъ отсюда еще болѣе лучезарнымъ свѣтомъ слава православной церкви! Кромѣ того, такъ какъ 30 разъ обратившійся къ своему началу періодъ лѣтъ жизни Спасителя, въ которыя Онъ уготовлялъ Себя къ всемірной проповѣди, составляетъ время, достаточное и для такого великаго народа, какъ русскій, чтобы созрѣть для всемірнаго служенія, то да позволено будетъ намъ выразить благожеланіе, чтобы отнынѣ русская церковь громко возвѣстила міру истинное ученіе Спасителя, по преимуществу довѣренное ея храненію.

Но съ сими благожеланіями да будетъ позволено намъ соединить усерднѣйшую просьбу. Святой великій князь Владиміръ и его послы, руководимые Богомъ, избрали для русскаго народа истинную вѣру. Это избраніе было и для насъ, нынѣ малаго стада японской православной церкви. Но молимъ святаго Владиміра и просимъ русскую церковь предстательствовать предъ Богомъ, чтобы оно было и для всего нашего народа, чтобы Богъ не попустилъ японскому народу вновь вступить на ложный религіозный путь, чтобы просвѣтилъ его свѣтомъ истинной Богодарованной вѣры. И мы «вкусивъ сладкаго, не хочемъ горькаго», ни для себя, ни для всей нашей страны. А нынѣ еще болѣе предлагающихъ горькое подъ видомъ сладкаго, чѣмъ было во времена св. Владиміра. Вотъ предъ нами одного рода посданцы, предлагающіе свою вѣру; но на вопросъ: какіе же именно ихъ догматы? что они могутъ отвѣтить, какъ не слѣдующее: «сегодня мы держимся такихъ, но какіе къ нимъ будутъ прибавлены завтра – не знаемъ, ибо, быть можетъ, въ эту самую минуту, вдали отъ насъ, человѣкъ, имѣющій власть на то, готовитъ новые догматы, которые завтра мы должны будемъ принять и исповѣдывать; такъ, изъ насъ еще средняго возраста не пережившіе въ юности своей исповѣдывали двумя догматами меньше, чѣмъ нынѣ, а въ старость перейдутъ, быть можетъ, съ двумя или нѣсколькими догматами больше, чѣмъ нынѣ». Это ли преемники Посланцевъ, не обинуяся сказавшихъ людямъ всю волю Божію? А вотъ и другаго рода посланцы, отвѣчающіе на вышепредложенный вопросъ совершенно противоположно: «сегодня наше ученіе такое-то, а завтра что мы утеряемъ изъ него, сами не знаемъ», и теряютъ, дробясь на толки, Христомъ возвѣщенныя истины одну за другою, до потери послѣднихъ основъ христіанства. Это ли преемники Посланцевъ, которымъ сказано: шедше научите вся языки, учаще ихъ блюсти вся, елика заповѣдалъ вамъ? Одни чѣмъ дальше идутъ, тѣмъ больше къ злату, сребру и камени честному Божественнаго ученія прибавляютъ подобранныя на пути дрова, сѣно, тростіе человѣческихъ измышленій; другіе, чѣмъ дальше идутъ, тѣмъ больше растериваютъ сокровище Божественнаго ученія. Тѣ и другіе одинаково не готовятъ ли тѣмъ, которые повѣрятъ имъ и послѣдуютъ за ними, горечь заблужденій, разочарованій и въ будущемъ – новыя исканія истинной вѣры? Только православная церковь притекающихъ къ ней напаяетъ потокомъ сладости словесъ Божественныхъ, потому что одна она неизмѣнно хранитъ Божественное ученіе такъ, какъ оно ввѣрено ей, и будетъ нерушимо хранить до конца вѣковъ, не прибавляя къ нему и не убавляя изъ него Іоты, ибо она есть столпъ и утвержденіе истины, ибо Духъ Божій, обитающій въ ней, хранитъ ее отъ заблужденій. И вотъ мы молимъ, чтобы Господь, чревъ посредство русской церкви, это безцѣнное сокровище Своего Божественнаго ученія передалъ вашему отечеству. Молитесь вмѣстѣ съ нами о семъ, почтенные наши отцы и братія – русскіе христіане! Молитесь вмѣстѣ съ нами, да избавитъ Господ нашу страну отъ горькой чаши – опять блуждать по распутіямъ сомнѣній, въ исканіи истины, да дастъ ей сладкую радость – прямо вступить на царскій путь истины!

Но такъ какъ не слышателіе закона праведны предъ Богомъ, а творцы закона оправдятся, то наша просьба простирается далѣе. Основаніе церкви Божіей на землѣ есть Самъ Спаситель Господь Іисусъ Христосъ; но на этомъ краугольномъ камнѣ въ каждой мѣстной церкви полагаются мѣстные камни, служащіе утвержденіемъ и украшеніемъ мѣстной церкви. Много такихъ честныхъ каменій составляютъ крѣпость и красоту русской церкви: цѣлый облакъ у нея святыхъ, родныхъ ея чадъ! Святые князья, праведные іерархи, преподобные иноки, блаженные угодники всѣхъ званій и состояній русскаго народа, какъ яркія звѣзды, блистаютъ на небосклонѣ вселенской церкви; нѣтъ подвига и добродѣтели, которые бы не были осуществлены и не сіяли въ жизни русскихъ святыхъ; есть кому предстательствовать за русскую церковь на небѣ, есть кому быть примѣрами и руководителями для ищущихъ спасенія чадъ ея на земли. Истинно, не слышатели только закона Божія были русскіе христіане, а ревностные творцы, – не праздно приняли они благодать чистаго, истиннаго Христова ученія, а была въ нихъ сія благодать живою и дѣйственною, животворящею и плодоносящею! Усердно просимъ русскую церковь молиться, чтобы и намъ Господь далъ не тщетно принять Его Божественное ученіе, чтобы и въ насъ оно произвело свое спасительное животворящее дѣйствіе, чтобы Господь даровалъ святыхъ и нашей церкви, въ примѣръ намъ для подражанія на землѣ и въ молитвы за насъ на небѣ, въ утвержденіе и распространеніе нашей земной церкви и въ упроченіе ея связи съ церковію небесною!

Съ чувствами безпредѣдьной благодарности и истинно сыновней преданности къ церкви, открывшей намъ дверь вѣчнаго спасенія, и съ взаимною молитвою, имѣемъ честь быть почтительнѣйшія и смиренныя дѣти ея, японскіе православные христіане. (Слѣдуетъ 105 подписей священниковъ, катехизаторовъ и представителей приходовъ).

***

Привѣтствіе сіе прислано начальникомъ Россійской духовной миссіи въ Японіи, епископомъ Николаемъ, при нижеслѣдующемъ письмѣ на имя Высокопреосвященнаго Платона, митрополита Кіевскаго и Галицкаго.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко, Милостивѣйшій Архипастырь и отецъ!

Имѣю честь препроводить къ Вашему Высокопреосвященству привѣтствіе японской православной церкви ея матери-церкви русской съ торжествомъ воспоминанія крещенія русскаго народа и 900-лѣтія существованія русской церкви. Беру смѣлость утруждать Ваше Высокопреосвященство покорнѣйшею просьбою, если возможно, довести сіе привѣтствіе до свѣдѣнія русской церкви, чревъ напечатаніе въ одномъ ивъ кіевскихъ періодическихъ духовныхъ изданій, или другимъ Вамъ благоугоднымъ путемъ.

Да позволено мнѣ будетъ и отъ себя принести Вашему Высокопреосвященству смиреннѣйшее поздравленіе съ нынѣшнимъ высокимъ торжествомъ воспоминанія о событіи, радостнѣе и важнѣе котораго не было и не будетъ въ судьбахъ русскаго народа. Беру смѣлость также выразить здѣсь одну мысль и одну надежду, не неприличныя, мнѣ кажется, нынѣшнему письму.

Господь Іисусъ Христосъ въ торжественнѣйшія изъ минутъ Своего земнаго служенія по человѣчеству молился Своему Небесному Отцу, по Божеству же изрекалъ Свою непреложную волю: будутъ вси едино! Когда буквально исполнится водя Господня, нѣсть наше разумѣти времена и лѣта; но что человѣчество на пути къ сей вожделѣнной цѣли (и на землѣ осуществимой, на сколько то возможно для силъ человѣческихъ), это очевидно: единство рода человѣческаго по душѣ и тѣлу, доказанное и наукою, нынѣ составляетъ истину, вошедшую въ сознаніе всѣхъ, кто только не чуждъ любопытства подумать о семъ предметѣ. При этомъ, долго ли же врагъ спасенія человѣческаго можетъ сокрывать отъ людей ту, также какъ солнце ясную, истину, что они не только одна семья, но имѣютъ и одного Отца Небеснаго, не только одно тѣло, но имѣютъ и одну главу – Спасителя Христа? О, нѣтъ, міръ утомленъ ложью и жаждетъ истины! Кто же откроетъ ему ее? Католичество само тѣми мѣстами, которыми сдвинулось съ Божественныхъ основъ, виситъ надъ пропастью, хрупкія подпорки лжи, ложныхъ толкованій, подложныхъ преданій и т. под. махинацій плохо служатъ ему; оно само скоро понуждается въ помощи. Положеніе протестантства еще плачевнѣе: пренебрегши свѣтлымъ домомъ матери-церкви, протестанты остались во тьмѣ кромѣшной и разбрелись по дебрямъ и распутіямъ недоумѣній, разнорѣчій, своевольныхъ пониманій и искаженій Божественной истины. На одно православіе надежды человѣчества. Православіе же ввѣрено Россіи, которая доселѣ мало заботилась о проявленіи его внѣ, о сообщеніи этого сокровища другимъ. Не она, а историческія обстоятельства ея были виною тому; итакъ, не укоримъ за это Россію, а напротивъ, поклонимся въ ноги нашимъ достопочтеннымъ предкамъ, сохранившимъ въ цѣлости истинную вѣру Христову, поклонимся имъ и восхвалимъ ихъ за то, и горячо возблагодаримъ Бога, за неизреченную Его благость къ нимъ и къ намъ! Что мы дѣлаемъ нынѣ, то, безъ сомнѣнія, сдѣлаютъ совренемъ всѣ народы. Но вмѣстѣ съ тѣмъ сознаемъ же, что отнынѣ, по крайней мѣрѣ, мы должны стараться о распространеніи Христовой истины и внѣ Россіи, и если мы не станемъ стараться, то будемъ уже истинно виновны и предъ Богомъ, и предъ людьми, за неисполненіе возложеннаго на насъ великаго долга – сохраненное нашими предками сокровище истинной вѣры передавать другимъ, въ вѣчное спасеніе ихъ. Для сего служенія Россія, очевидно, уже возрасла и созрѣла, и вооружена въ настоящій моментъ всѣми нужными средствами, т. е. имѣетъ и людей, потребныхъ для внѣшняго миссіонерскаго служенія, и матеріальныя средства. Источникъ послѣднихъ – въ благочестивомъ усердіи русскихъ православныхъ христіанъ, которое, конечно, тѣмъ болѣе будетъ возрастать и проявляться, чѣмъ болѣе будетъ воспитываемо и вызываемо соотвѣтствующими побужденіями и потребностями. Люди же для миссіонерства, это – нынѣшнія сотни духовныхъ академическихъ воспитанниковъ, по окончаніи курса остающихся праздными, эа неимѣніемъ соотвѣтствующаго ихъ образованію служенія въ Россіи. Избытокъ этотъ – именно есть часть, воспитываемая церковію для внѣшняго служенія; только мысль о семъ служеніи еще не введена въ сознаніе духовныхъ воспитанниковъ, и влеченіе къ нему не возбуждено въ нихъ; а это – оттого, что о внѣшномъ миссіонерскомъ служеніи никогда не было говорено имъ, не было указано на него; если же не указана дверь, то нѣтъ и выхода. Между тѣмъ, нѣтъ ничего легче и проще, какъ сдѣлать это; именно, это будетъ сдѣлано, если громко объявлено будетъ на всю русскую церковь и ясно поставлено будетъ въ программы всѣхъ духовно-учебныхъ эаведеній Россіи, что цѣль ихъ – воспитывать не однихъ пастырей уже готоваго стада Христова, а и пастырей, которые бы готовили себѣ стадо, отвѣчая на велѣніе Спасителя, шедше научите вся языки, т. е. не однихъ священнослужителей для русской церкви, а и миссіонеровъ для проповѣди народамъ внѣ Россіи: тогда наклонные отъ рожденія къ сему служенію люди съ самаго дѣтства получатъ возможность воспитывать въ себѣ эту наклонность, при ясномъ сознанія ли и ясномъ представленіи своего будущаго жизненнаго пути; тогда, нѣть сомнѣнія, не будетъ недостатка вь миссіонерахъ! Не нужно для воспитанія миссіонеровъ никакихъ спеціальныхъ заведеній, не нужно никакихъ особыхъ наукъ; миссіонеру нужно лишь общее богословское образованіе, то самое, которое дается нынѣ въ духовныхъ заведеніяхъ Россіи (съ однимъ только условіемъ, что заграничному миссіонеру непремѣнно нужно академическое); все прочее, какъ-то: знаніе мѣстныхъ языковъ и вѣрованій, мѣстной этнографіи и т. под., онъ пріобрѣтетъ на мѣстѣ въ сто разъ легче, чѣмъ, съ чрезвычайными трудами и пожертвованіями и не иначе, какъ съ ущербомъ для своего общаго образованія, могъ бы пріобрѣсти дома.

Въ письмѣ, которому нынѣ и не позволительно бытъ пространнымъ, можно выразить, пользуясь предлогомъ приличнаго дѣлу времени, только краткій намекъ на дѣло. Но Ваше Высокопреосвященство вашимъ горячимъ благочестивымъ сердцемъ поймете, что я хочу сказать, вашимъ высокимъ умомъ дополните мою мысль, и да будетъ мнѣ позволено питать вожделѣнную надежду, что вашимъ могущественнымъ вліяніемъ, какъ членъ Святѣйшаго Сѵнода, будете способствовать расширенію духовнаго горизонта русскаго обучающагося юношества введеніемъ въ кругъ его понятій сознанія лежащаго на русской церкви, отъ Бога назначеннаго ей, долга внѣшняго миссіонерскаго служенія!

Вмѣстѣ съ здѣшнею миссіею и всею здѣшнею церковію повергаясь къ стопамъ Вашего Высокопреосвященства и испрашивая для всѣхъ насъ Ваше архипастырское благословеніе, и въ немъ – благословеніе всѣхъ святыхъ Кіевскихъ угодниковъ Божіихъ и всей святой русской церкви, съ глубочайшимъ почтеніемъ и сыновнею преданностію имѣю честь быть Вашего Высокопреосвященства, милостивѣйшаго архипастыря и отца, смиреннымъ послушникомъ и всегдашнимъ богомольцемъ, начальникъ Россійской духовной миссіи въ Японіи, Николай, епископъ Ревельскій. 

 

«Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ». 1888. № 45. С. 1227-1231.

 

Последний собор Японской Православной Церкви в XIX веке (14 июля 1900 г.).


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: