Святый Филаретъ «Милостивый» (На 1-е декабря).

Имя святаго Филарета «Милостиваго» напоминаетъ о величайшемъ христіанскомъ благотворителѣ, вся жизнь котораго посвящена была всецѣло одному – дѣламъ христіанскаго милосердія. Въ нашемъ такъ называемомъ образованномъ обществѣ назовутъ, если спросите, десятки друзей человѣчества, благодѣтелей его, но – назовутъ ли Филарета Милостиваго, – того, кто въ себѣ воплотилъ во всей чистотѣ идею христіанскаго благотворенія? Въ народѣ, – да! Мы изъ своего дѣтства помнимъ, какъ однажды вечеромъ, зайдя въ крестьянскую избу, застали семью старыхъ и малыхъ вокругъ старушки–начетчицы, уже слѣпой, наизусть, съ поразительной буквальной точностью, передававшей разсказъ Четьи-Минеи о томъ, какъ жилъ и благотворилъ ближнимъ «въ веси Амніа», «въ странѣ Пафлагонстѣй», «единъ отъ вельможъ преславныхъ» Филаретъ Милостивый! Видно, по сердцу пришлась народу эта дивная повѣсть.

Когда читаешь біографіи такъ называемыхъ благодѣтелей и друзей человѣчества, «филантроповъ», то узнаешь главнымъ образомъ объ общественномъ значеніи ихъ плодотворной дѣятельности на пользу ближняго, о великихъ научныхъ открытіяхъ, о тѣхъ или другихъ благодѣтельныхъ учрежденіяхъ и т. п. И, безъ сомнѣнія, все это должно войти въ исторію развитія благотворительности въ христіанскихъ обществахъ. Не видимъ этого мы въ жизнеописаніи святаго Филарета Милостиваго. Напротивъ, какъ-бы намѣренно умолчавъ объ его наиболѣе значительныхъ благотвореніяхъ, оно вводитъ насъ въ его домашнюю жизнь, въ его семейную среду, изображаетъ съ подробностью возникавшія домашнія недоразумѣнія изъ-за щедрой благотворительности главы дома. Въ жизни величайшаго благотворителя является предъ нами какъ-бы само милосердіе, независимо отъ тѣхъ результатовъ, которыми оно отражается въ жизни общества. Истинный благотворитель совершаетъ предъ нами подвигъ свой, весь проникнутый милосердіемъ, благотворитъ потому, что не можетъ не благотворить, потому что въ этомъ – вся жизнь его души, что благотворить для него такъ же необходимо и естественно, какъ дышать воздухомъ.

Умолчавъ о благотвореніяхъ святаго Филарета Милостиваго, или кратко сказавъ объ нихъ, когда блаженный благотворитель былъ богатъ, жизнеописаніе говоритъ подробно о подвигахъ святаго Филарета изъ времени его обнищанія. И въ самомъ дѣлѣ – подобно тому, какъ золото, только пройдя очистительное пламя, является во всемъ блескѣ, такъ великій благотворитель не тогда является предъ нами во всемъ своемъ нравственномъ величіи, когда онъ располагалъ несмѣтными богатствами и при этомъ умѣлъ сохранить всю чуткость сострадательнаго сердца, но – тогда, когда обнищалъ и все-таки дѣлился съ другими послѣдними оставшимися у него крохами, самъ терпя крайнюю нужду.

И рады бы мы дать что нибудь нуждающемуся, да вѣдь сами подчасъ терпимъ нужду! Жизнь стала дорога, а потребности возрастаютъ, скажутъ, можетъ быть, многіе. Посмотрите, какъ поступаетъ великій благотворитель. Мужественно продолжая творить святую милостыню, онъ, обнищавъ, взялся за плугъ – и при этомъ благодаритъ Бога, что и ему пришлось исполнить заповѣдь: «въ потѣ лица своего ясти хлѣбъ свой». Да, именно нужно мужество, чтобы не бояться лишеній! И что же была бы за жертва безъ лишеній? Не трудно дать отъ избытка, но истинная жертва, жертва съ состраданіемъ чужому горю, съ лишеніемъ себя какого-нибудь привычнаго удобства, несравненно выше!

Я готовъ былъ бы самъ потерпѣть лишеніе, но заставить терпѣть лишенія семью, дѣтей... нѣтъ, это свыше моихъ силъ! Правда, это свыше нашихъ силъ, но вѣдь потому, что силы–то слабы. Воистину, у насъ мало силъ на все доброе! О святыхъ мученикахъ говорили, что для нихъ не столь страшны были угрозы мучителей и самыя муки, какъ слезы и нѣжѣйшія просьбы со стороны близкихъ лицъ. Не тогда, по словамъ одного древняго учителя, не тогда мы достигаемъ совершенства въ подвигѣ, когда въ продолженіе всего времени испытанія не допускаемъ діаволу внушить намъ духъ слабости и колебаній, когда мы переносимъ всѣ ругательства, всѣ мученія отъ нашихъ противниковъ, всѣ ихъ насмѣшки и оскорбленія, но тогда, когда остаемся вѣрными Богу, не смотря на мольбы нашихъ родныхъ, на любовь дорогой супруги, на слезы милыхъ дѣтей. И, безъ сомнѣнія, въ этомъ смыслѣ – «врази человѣку домашніе его» (Матѳ. 10, 36). Петръ сдѣлалъ нѣсколько шаговъ по водамъ во время бушующей бури и на него напалъ ужасъ. Такъ и мы – сдѣлаемъ слабыя попытки христіанскаго благотворенія, – и насъ уже страшитъ грозный призракъ нужды и лишеній. «Маловѣрный! зачѣмъ ты усомнился»? (Мѳ. 14, 31). Блаженный благотворитель безстрашно продолжаетъ свой великій подвигъ, не боясь грозящихъ лишеній. Онъ твердо помнитъ великое слово: «я былъ молодъ и состарѣлся, и не видалъ праведника оставленнымъ и потомковъ его просящими хлѣба» (Пс. 36, 25).

Глубоко трогательны эти разсказы изъ жизни святаго Филарета о начавшихся семейныхъ недоразумѣніяхъ при наступленіи нужды. Когда въ домѣ не осталось ни зерна, блаженный занялъ шесть мѣръ пшеницы, которыя и были спрятаны заботливой хозяйкой. Но какъ разъ въ это время пришелъ голодный бѣднякъ. Выслушавъ его, святый Филаретъ отправился въ домъ. Супруга его просѣвала пшеницу.

– Послушай, жена! мнѣ бы хотѣлось дать этому бѣдняку мѣрку пшеницы.

Ѳеозва даже не взглянула на ходатая...

Мужъ печально стоялъ около нея. Ей стало жаль его...

Точно отмѣчаетъ сказаніе, какъ лишилась семья сперва одного вола, потомъ – другого, затѣмъ – лошади, наконецъ – послѣдней коровы... Когда и хлѣба не было, блаженный благотворитель утѣшалъ просителей, удѣляя имъ меду изъ ульевъ. Когда и меду не стало, онъ отдалъ верхнюю свою одежду... «Имѣяй двѣ ризы да подастъ неимущему»! (Лук. 3, 11).

Будемъ мужественны! Творя святую милостыню, не забудемъ, что исполняемъ волю Того, Кто сказалъ: «Отецъ вашъ небесный знаетъ, что вы имѣете нужду во всемъ этомъ», т. е. въ пищѣ, одеждѣ и жилищѣ. Исполняйте мужественно Его волю, а это уже Его дѣло – спасти насъ отъ нужды. Маловѣрные, зачѣмъ сомнѣваемся? Непостижимыми, Ему только вѣдомыми путями Онъ спасаетъ насъ отъ всѣхъ бѣдствій и съ истинно–царственной щедростью вознаграждаетъ Того, Кто исполняетъ Его волю.

Святый Филаретъ былъ вознагражденъ съ избыткомъ за всѣ перенесенныя лишенія. Царственныя почести, огромныя богатства, благоустроеніе всей семьи – вотъ что выпало ему на долю! Вѣдалъ ли кто въ отдаленной веси Амніи въ то время, когда семья блаженнаго питалась хлѣбомъ съ лебедой, что Провидѣніе уже избрало внучку святаго Филарета для трона?

Такъ – изъ глубины вѣковъ дивнымъ сіяніемъ свѣтитъ намъ лучезарный образъ величайшаго христіанскаго благотворителя. Онъ внятно говоритъ намъ: любите милостыню ради самой милостыни, отдавайте просящему все, чѣмъ можете подѣлиться, жертвуйте безъ колебаній, безъ сожалѣній, безъ опасеній, безъ узко-самолюбивыхъ разсчетовъ, мужественно спѣшите первому проснувшемуся въ душѣ доброму чувству, и вы не потерпите никакого урона!

 

Протоіерей М. Хитровъ.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ». 1898. № 48. С. 1837-1839.

 

Тропарь святому, гласъ 4:

Аврааму въ вѣрѣ подражая, Іову же въ терпѣніи послѣдуя, отче Филарете, благая земли раздѣлялъ еси неимущимъ и лишеніе сихъ терпѣлъ еси мужественнѣ. Сего ради свѣтлымъ тя вѣнцемъ увѣнча Подвигоположникъ, Христосъ Богъ нашъ, Егоже моли спастися душамъ нашимъ.

Кондакъ, гласъ 3. Подобенъ: Дѣва днесь.

Истинно всеизрядная твоя купля зрится и мудрою быти судится всѣми благомудрствующими: отдалъ бо еси дольняя и кратковременная, взыскуя горнихъ и вѣчныхъ. Тѣмже и достойно стяжалъ еси вѣчную славу, милостиве Филарете.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: