Протоіерей Климентъ Ѳоменко – Виѳлеемская пещера Рождества Христова (Изъ замѣтокъ путешественника въ Святую Землю).

По виду и по устройству пещеръ Кіево-Печерской лавры невозможно составить себѣ вѣрное понятіе о пещерахъ Святой Земли вообще, и въ частности о Виѳлеемской пещерѣ Рождества Христова. Пещеры Святой Земли почти всѣ природныя, и только впослѣдствіи, въ виду тѣхъ или другихъ нуждъ и потребностей, были приспособляемы для сихъ нуждъ трудами рукъ человѣческихъ. Иныя пещеры Палестины были приспособляемы для крѣпостей. Такъ, во времена Судей, сыны израилевы передѣлали пещеры въ укрѣпленія для защиты отъ мадіанитянъ (Судей гл. 6, ст. 2). Другія пещеры были обращены въ жилища для цѣлаго поселка. Такова, напримѣръ, пещера съ именемъ «Адамовой пещеры» вблизи Хеврона. Были пещеры, обращаемыя жителями Святой Земли въ загоны для стадъ на время темной ночи и въ періодъ зимнихъ декабрскихъ дождей и холодовъ въ Палестинѣ. Такова была и пещера Виѳлеемская, гдѣ благоволилъ родиться Христосъ Господь. Пещеры же КіевоПечерской лавры ископаны иноками Печерской обители для подвиговъ уединенія, молитвы, бдѣнія и поста, вдали отъ суеты міра. Образцомъ для сихъ послѣднихъ служилъ Аѳонъ. На нашей лаврѣ почило благословеніе Аѳонской горы.

Въ настоящее время Виѳлеемскій вертепъ Рождества Христова, какъ и живоносная пещера Воскресенія Христова, конечно, не имѣютъ уже своего первоначальнаго природнаго вида и формы. Виѳлеемскій вертепъ частію благоукрашенъ былъ святой и равноапостольной царицей Еленой, благочестивой матерью святаго и равноапостольнаго Константина Великаго, частію извѣстнымъ великимъ строителемъ храмовъ на. православномъ Востокѣ – Іустиніаномъ Великимъ. Въ такомъ видѣ, какой имѣетъ Виѳлеемская пещера теперь, она отдѣлана крестоносцами, въ періодъ завоеванія сими послѣдними Святой Земли во .время извѣстныхъ крестовыхъ походовъ. Стѣны вертепа теперь отдѣланы торцовыми кубиками изъ мрамора, полъ устланъ бѣлыми мраморными плитами, потолокъ завѣшанъ старинной шелковой матеріей. Матерія эта совершенно обветшала, закоптѣла и частію даже изорвалась. Но въ виду непрерывныхъ споровъ въ Виѳлеемѣ между греками и католиками, эту почернѣвшую и обветшавшую матерію въ вертепѣ никто не имѣетъ права перемѣнить и обновить. Извѣстно, что изъ-за вопроса – кому принадлежитъ право владѣнія ключами отъ Виѳлеемскаго храма Рождества Христова, возникла въ 1855 году кровопролитная Севастопольская война, такъ дорого стоившая Россіи.

Внутренняя форма Виѳлеемскаго вертепа имѣетъ видъ небольшого удлиненнаго четвероугольника. Надъ вертепомъ еще императоръ греческій Іустиніанъ создалъ обширный и величественный храмъ. Изъ-за обладанія ключами отъ сего святого храма и возникла, какъ замѣчено выше, Севастопольская война. Теперь храмъ этотъ запущенъ и потемнѣлъ. А прежде онъ блисталъ, какъ и храмъ святой Софіи въ Константинополѣ Іустиніана, золотомъ, мозаикой и рѣдкостными мраморными украшеніями. Грубой досчатой стѣной храмъ сей въ настоящее время раздѣленъ на двѣ неравныя половины. Въ восточной его половинѣ существуетъ храмъ святой, а въ западной, отъ входныхъ дверей, за перегородкой досчатой устроена казарма для турецкихъ солдатъ. Здѣсь они ѣдятъ и пьютъ и проводятъ ночь. Затѣмъ это здѣсь турецкіе солдаты? – Они поочередно день и ночь стоятъ подъ ружьемъ «на часахъ» въ вертепѣ Рождества Христова, не допуская до столкновеній на семъ святомъ мѣстѣ всегда враждующихъ здѣсь грековъ и римскихъ католиковъ. Такъ несдержанны въ своей враждѣ люди у самыхъ святыхъ мѣстъ!... Стража «подъ ружьемъ» у вертепа Виѳлеемскаго установлена послѣ крымской войны. Изъ храма въ Виѳлеемскій вертепъ ведутъ двѣ широкія мраморныя лѣстницы, одна съ южной, другая съ сѣверной стороны. Обыкновенно поклонники по одной лѣстницѣ входятъ въ вертепъ, по другой выходятъ. У подножія сихъ лѣстницъ и стоятъ турецкіе «часовые». Не легко ихъ видѣть здѣсь. Главныхъ мѣстъ въ Виѳлеемской пещерѣ два: первое мѣсто, гдѣ благоволилъ родиться Христосъ Господь отъ Пречистыя Богородицы и Приснодѣвы Маріи; мѣсто сіе обозначено большой серебряной звѣздой, на которой начертана, по-латыни надпись; «Здѣсь отъ Дѣвы Маріи родился Христосъ Господь», и другое мѣсто – это ясли Христовы, Это послѣднее мѣсто принадлежитъ исключительно римскимъ католикамъ. И ясли ихъ, очевидно, новой работы, изъ чужеземнаго мрамора. Вертепъ Рождества Христова не доступенъ для солнечнаго свѣта. Благоговѣйное поклоненіе святости мѣста выражено здѣсь, между прочимъ, и тѣмъ, что надъ звѣздой, указывающей мѣсто Рождества Христова, горятъ неугасаемыя 32 лампады, принадлежащія разнымъ христіанскимъ исповѣданіямъ. Теплится здѣсь неугасаемая лампада..и отъ Русской земли.

Пишущему сіи строки приходилось нѣсколько разъ преклонять колѣна въ Виѳлеемскомъ вертепѣ.

Нынѣшній патріархъ святаго града Іерусалима Даміанъ прежде былъ митрополитомъ Виѳлеемскимъ. И пишущаго сіе Господь удостоилъ въ 1894 участвовать въ соборномъ богослуженіи въ Виѳлеемской пещерѣ Рождества Христова. Во главѣ служащихъ предстоялъ митрополитъ Даміанъ. Литургія началась въ полночь. Незабвенное богослуженіе, хотя и совершилось, оно при самой скромной обстановкѣ!

 

Протоіерей К. Ѳоменко.

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1903. № 51-52. C. 2007-2008.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: