Протоіерей Климентъ Ѳоменко – Краткія замѣтки по поводу нѣсколькихъ недоумѣнныхъ вопросовъ изъ житія св. великомученицы Варвары.

Варвару святую почтимъ: вражія бо сѣти сокруши.

Въ житіи св. великомученицы Варвары представляются слѣдующіе недоумѣнные вопросы: 1) какой Иліополь должно считать родиной св. Варвары, – Египетскій или Финикійскій? 2) Кто по своему званію былъ ея отецъ? 3) Кто совершилъ надъ нею таинство крещенія? 4) Кто была Іуліанія, присѣдящая оконцу темничному во время заключенія св. Варвары въ темницѣ? 5) Что значитъ имя Варвара, и почему св. мученицѣ дано это необычное въ то время имя? и 6) въ какой странѣ приняла мученическій вѣнецъ св. Варвара?

Городовъ съ именемъ Иліополъ было болѣе извѣстныхъ два: одинъ въ Египтѣ, другой въ горахъ Ливана, у границъ Финикіи и Палестины. Жители Иліополя поклонялись солнцу, на что указываетъ и названіе города: ἥλοις солнце и πόλις городъ. Но, очевидно, это названіе позднѣйшее, относящееся къ періоду греческой культуры въ Египтѣ. Въ Библіи Иліополь именуется Онъ. Этотъ городъ у канала Нила. Въ этомъ городѣ жилъ Потифаръ, жрецъ солнца, на дочери котораго былъ женатъ Іосифъ (Бытія, 41, 45). Иліополь, или Онъ Египетскій, и надо считать родиной св. Варвары. На какомъ основаніи? Въ житіи св. великомученицы мѣсто ея родины поставлено въ прямой связи съ мѣстомъ ея крещенія. «Прилучися, говорится въ житіи, нѣкоему пресвитеру отъ Александріи (главнаго города Египта) во образѣ купца прійти тамо (гдѣ былъ домъ Діоскора), о немже, т. е. о пресвитерѣ Александрійскомъ, увѣдавши Варвара, призва къ себѣ, и отъ него тайно научися познанію всѣхъ Зиждителя и Вседержителя Бога, и вѣрѣ въ Господа нашего Іисуса Христа», приняла св. крещеніе. Очевидно, что крещеніе было совершено въ той «купѣли баннѣй», т. е. восточномъ бассейнѣ (чрезъ погруженіе), гдѣ на камнѣ купѣли святая исповѣдница начертала своимъ перстомъ знаменіе креста. Такимъ образомъ ясно, что св. Варвара была родомъ египтянка. Пишущему эти строки, въ бытность въ Египтѣ, приходилось видѣть высоко художественное изображеніе св. Варвары. Ей приданъ типъ египтянки. И въ житіи св. Варвары замѣчено, что она «лицомъ была зѣло прекрасна и не бѣ подобны ей дѣвицы красотою во всей странѣ той». Такою именно и слѣдуетъ изобраожатъ на иконѣ св. великомученицу Варвару...

Вѣнецъ же мученическій пріяла св. великомученица Варвара въ Иліополѣ Финикійскомъ. Объ этомъ рѣчь ниже.

Кто по своему званію былъ отецъ св. Варвары? Утвердительно можно сказать, что отецъ ея не былъ классически образованный грекъ. Это былъ азіатскій фанатикъ-варваръ. Изъ житія св. Варвары мы ясно видимъ, что отецъ ея поклонялся солнцу. Бассейнъ для омовеній Діоскоръ повелѣлъ создать съ двумя окнами для освѣщенія. Варвара повелѣла строителямъ сдѣлать три окна. На вопросъ отца: – «Зачѣмъ ты это сдѣлала?» дочь отвѣчаетъ: «Ты, отче, повелѣлъ еси устроити два окна во образъ двухъ свѣтилъ небесныхъ солнца и луны (которымъ ты поклоняешься), я же три окна повелѣла устроить во образъ Троичнаго свѣта (такъ какъ вѣрую во Св. Троицу)».

По профессіи своей, Діоскоръ былъ богатый негоціантъ – купецъ, а не лицо правительственное. По своимъ торговымъ дѣламъ, онъ и предпринялъ тотъ путь далекъ, во время котораго пресвитеръ изъ Александріи во образѣ купца навѣстилъ его богатый торговый домъ въ Иліополѣ Нильскомъ. И совершилось оглашеніе и крещеніе св. Варвары.

Кто крестилъ св. Варвару? Въ житіи сказано только: «пресвитеръ отъ Александріи». Какъ же его имя? Оригенъ – знаменитый ученый Александрійской церкви. Онъ научилъ ее «св. письменамъ, онъ и крестилъ св. Варвару» (Полный мѣсяцесловъ Востока, архіеп. Сергія. Т. 2, подъ 4 декабря). Знаменитѣйшій пресвитеръ крестилъ св. Варвару! Оригенъ былъ посвященъ во пресвитера въ Св. Землѣ. Возвратился онъ въ Александрію въ 230 году[1]. Послѣ 230 года и слѣдуетъ полагать крещеніе св. Варвары.

Кто была Іуліанія, сердечная подруга св. Варвары? По словамъ Евсевія Памфила, извѣстнаго историка первыхъ вѣковъ христіанства, Іуліанія была богатая христіанская дѣвица. По всей вѣроятности, она слушала ученыя бесѣды по Св. Писанію Оригена и оказала сему ученому отцу великую ученую услугу по возстановленію подлиннаго текста Библіи. Для этой цѣли, какъ извѣстно, Оригенъ изложилъ на пергаментѣ въ параллельныхъ столбцахъ: еврейскій текстъ, тотъ же текстъ греческими буквами, переводъ Акиллы, переводъ Симмаха, переводъ семидесяти толковниковъ, переводъ Ѳеодотіона и еще два неполныхъ перевода, что составило такъ называемыя октаплы. Іуліанія была родственница Симмаха и получила въ наслѣдство отъ сего послѣдняго библіотеку, въ которой оказался евіонитскій переводъ Ветхаго Завѣта. Этотъ переводъ для составленія экзапловъ и подарила Іуліанія учителю своему Оригену. Будучи сердечной подругой великомученицы Варвары, св. Іуліанія и пострадала вмѣстѣ съ нею въ Иліополисѣ Финикійскомъ (Полн. мѣсяцесловъ Востока, подъ 4 декабря, стр. 320).

Что значитъ имя Варвара? Слово это греческое. Означаетъ оно – чужеземная, иностранка. Имя сіе необычно для грековъ. Греки обычно любили давать имена ласкательныя, родныя, напр. Анастасія – восточная, Анѳуса – процвѣтающая, Архелая – начальница людей, Василисса – царица, Евѳимія – благоухающая и т. п. Почему св. дѣва, «лицемъ зѣло прекрасная», названа чужеземной, иностранкой? Очевидно, что во времена гоненій на христіанъ она должна была переселиться, какъ и ея подруга Іуліанія и ея учитель и духовный отецъ Оригенъ, изъ идолопоклонническаго Иліополя на Нилѣ въ Иліополь христіанскій у Ливана. Здѣсь св. Варвару и назвали чужеземной, иностранкой. Въ скалахъ Ливана она, и искала убѣжища отъ преслѣдованій ожесточившагося и грубаго Діоскора. Въ окрестностяхъ Иліополя на Нилѣ нѣтъ скалъ. Тамъ необозримая песчаная равнина. Ливанскіе пастухи указали въ горахъ убѣжище для св. Варвары. На песчаной равнинѣ Нила не могутъ пастись стада.

Но вотъ еще одно важное доказательство. Первоисточникомъ житія св. великомученицы Варвары считается сказаніе о ея мученической кончинѣ св. Іоанна Дамаскина[2]. Дамаскъ отъ Иліополя у Ливана не въ дальнемъ разстояніи. А Египетъ за моремъ.

На основаніи изложенныхъ данныхъ, легко предположить, что сказанія о великомученической кончинѣ Варвары были болѣе извѣстны въ Св. Землѣ, въ Лаврѣ у Кедронскаго потока, въ Сиріи и Финикіи, чѣмъ въ дальнемъ Египтѣ. Иліопольцы финикійскіе «считали св. Варвару за свою» (Полн. мѣсяцесловъ Востока, т. 2, стр. 378).

Преданіе, что яко бы св. Варвара усѣчена мечемъ въ Никомидіи, не имѣетъ за собою основаній.

Когда Антіохійскій патріархъ Макарій въ 1657 г., посѣтивъ Кіевъ, направился въ Михайловскій монастырь на поклоненіе св. мощамъ великомученицы Варвары, то всенародно заявилъ: «яко Иліополь, идѣже св. мученица пострада, находился въ его епархіи, недалече отъ Антіохіи». А Антіохія недалеко отъ Дамаска, гдѣ и каѳедра патріарховъ Антіохійскихъ.

Да будетъ сія малая замѣтка и нашей лептой къ великому и славному юбилею св. Михайловской обители[3].

 

Протоіерей Кл. Ѳоменко.

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1908. № 23. Ч. Неофф.С. 551-555.

 

[1] Нужно не забывать при этомъ, что этотъ талантливый богословъ III вѣка еще при жизни быть обвиняемъ въ свободомысліи, привевшимъ его къ лжеученію о всеобщемъ спасеніи (апокатастасисъ), которое впервые осудилъ и анаѳематствовалъ Помѣстный Константинопольскій соборъ 543 г. Вселенская Церковь на Пятомъ Вселенскомъ соборѣ въ 553 г. торжественно осудила лжеученіе Оригеново о возстановленіи демоновъ и нечестивыхъ людей: «Кто говорить или думаетъ, что наказаніе демоновъ и нечестивыхъ людей временно и что послѣ нѣкотораго времени оно будетъ имѣть конецъ, или что будетъ послѣ возстановленіе демоновъ и нечестивыхъ людей, — да будетъ анаѳема». – ред.

[2] Иже во святыхъ отца ншего Іоанна, пресвитера Дамасскаго, похвала святой и славной мученицѣ Христовой Варварѣ. // «Приходское Чтеніе». 1914. № 10. C. 301-309. – ред.

[3] Къ 800-лѣтнему юбилею перенесенія св. мощей великомученицы Варвары изъ Царьграда въ Кіевъ. Въ Кіево-Михайловской обители въ XVII в. праздновалось перенесеніе мощей св. вмц. Варвары изъ Константинополя въ Кіевъ. Празднество это совершалось 10-го іюля. С. Т. Голубевъ. Восьмисотлѣтіе Кіево-Михайловскаго Златоверхаго монастыря. // Въ память 800-лѣтія Кіево-Михайловскаго Златоверхаго монастыря. 11 іюля 1108 г. – 11 іюля 1908 г. К. 1909. С. 82. – ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: