Протоіерей Климентъ Ѳоменко – Какъ понимать заключительный Богородичный тропарь Великаго (покаяннаго) канона? (Историческій экскурсъ).

Щелкнув на картинку получите изображение наивысшего качества.

«Градъ Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая: въ Тебѣ бо сей вѣрно царствуяй, въ Тебѣ и утверждается, и Тобою побѣждаяй побѣждаетъ всякое искушеніе и плѣняетъ ратники, и проходитъ послушаніе».

Тропарь этотъ мало понятенъ. О какомъ градѣ говоритъ здѣсь составитель Великаго канона св. Андрей Критскій? Какая вѣра даетъ силу царства сему граду? Какія искушенія побѣждаетъ сей славный градъ? Какихъ ратниковъ онъ плѣняетъ? И какое послушаніе онъ проходитъ?

Градъ, сохраняемый Пречистой Богородительницей, есть, несомнѣнно, Царь-градъ. Въ Царь-градѣ св. Андрей Критскій и написалъ свой умилительный канонъ. Но въ Тріоди Постной и Мѣсяцесловѣ св. Андрей называется Іерусалимимомъ, т. е. жителемъ св. града Іерусалима. Дѣйствительно, на 14-мъ году своей жизни св. Андрей былъ отданъ «въ наученіе божественныхъ книгъ» въ монастырь св. Саввы близъ Іерусалима. Но впослѣдствіи онъ занималъ мѣсто синкелла при іерусалимскомъ патріархѣ Ѳеодорѣ. И когда, въ 679 году, открылся въ Константинополѣ 6-й вселенскій соборъ противъ моноѳелитовъ, престарѣлый патріархъ св. града отправилъ на сей соборъ своего молодого и ученаго синкелла Андрея. Съ этого времени Іерусалимитъ сдѣлался членомъ причта св. Софіи Константинопольской. Написавъ здѣсь 250 тропарей Великаго канона, онъ сдѣлался «знатенъ св. отцамъ и самому царю, благодати ради Св. Духа, ея же исполненъ бысть».

Отъ лѣтъ древнихъ въ Греціи и ея колоніяхъ города и села часто назывались по имени святыхъ, или посвящались святымъ и Пресвятой Богородицѣ, напр. города: Никополь, Ѳеодосія, Софія и др. На южномъ берегу Крыма – древней колоніи Греціи – поселки: ай-Базиль, ай-Тодоръ, ай-Петри есть татарская передѣлка греческихъ названій селъ въ честь св. Петра, св. Ѳеодора, св. Василія. Обычай давать священныя имена мѣстностямъ заимствовали у грековъ и наши благочестивые и богобоязненные предки. Отсюда наименованіе селъ: Спасское, Покровское, Воздвиженское и названіе городовъ: Вознесенскъ, Архангельскъ и др.

Въ древней Византіи главный городъ былъ Царь-градъ. Греки и посвятили его Пречистой Богородицѣ. Въ честь Пресвятыя Богородицы Юстиніанъ создалъ здѣсь дивный храмъ, наименовавъ его Св. Софіей – Премудростію Божіею. А когда царица Пульхерія прислала изъ Св. Земли образъ Пресвятыя Богородицы, живописанный евангелистомъ Лукою, то греки назвали сей образъ Одигитріей, т. е. наставницей, помощницей и путеводительницей рода христіанскаго. Когда константинопольскіе мореплаватели отправлялись въ дальнюю путину, то укрѣпляли малый образъ одигитріи на кормѣ корабля. У войскъ греческихъ на знаменахъ часто изображалась одтитрія – помощница. Царь-градъ, волны морскія и поля рати византійцы ввѣряли Пресвятой Богородицѣ. Къ Пресвятой Богородицѣ византійскій вдохновенный и священный пѣвецъ и взываетъ въ своемъ канонѣ: «Сохраняй градъ Твой, Богородительнице Пречистая!». А еще раньше патріархъ византійскій Сергій сію же св. одтитрію наименовалъ: «Взбранной воеводой – побѣдительницей»[1].

О какой побѣждающей силѣ говоритъ св. Андрей въ своемъ заключительномъ тропарѣ канона? – Вѣрѣ православной. Время житія св. Андрея совпадало съ временемъ жестокихъ споровъ моноѳелитовъ. Споры эти завершились постановленіемъ 6-го вселенскаго собора – не чинить дальнѣйшихъ состязаній о догматахъ. И съ этого времени Востокъ, по словамъ одного греческаго историка, «окончательно отождествилъ свою судьбу съ судьбою православія и рѣшительно отсѣкъ отъ себя разныхъ еретиковъ». Знаменательный періодъ православія! Въ этомъ торжествѣ православія было и соучастіе св. Андрея. О сей побѣдѣ православія на Трульскомъ соборѣ и говоритъ св. Андрей въ заключительномъ Богородичномъ тропарѣ. Царь-градъ сдѣлался источникомъ православія, въ противоположность Риму – центру католичества. Свѣтъ съ Востока, на Западѣ – закатъ свѣта... Съ Востока и св. Русь воспріяла православіе[2].

О какихъ побѣдахъ и плѣненіи ратниковъ говорится въ заключительномъ тропарѣ Великаго канона? Св. Андрей Критскій жилъ въ періодѣ царствованій: Юстиніана II, Филиппика Вардана, Анастасія II, Ѳеодосія III и частію Льва Исавра. Это былъ тяжкій періодъ «завоевательной пропаганды ислама». Это былъ періодъ натиска на Царь-градъ сарацинъ, персовъ, аваровъ и многихъ другихъ завоевательныхъ племенъ Дальняго Востока. Подъ знаменемъ Одигитріи Византія частію отражала и плѣняла ратниковъ сихъ завоевателей. Персы были огнепоклонники. И въ несѣдалъномъ пѣніи въ честь Пресвятой Богородицы церковь взываетъ къ Ней: «Радуйся, огня поклоненіе угасившая» (Икосъ 5 акаѳиста Пр. Богор.). Въ полномъ Мѣсяцесловѣ Востока, подъ 5 іюля, записано: Литія на полѣ въ память освобожденія Царя-града отъ варваровъ. Кто были эти варвары? О какомъ избавленіи молилась на полѣ Константинополя Византія? Эти варвары были: авары, персы и сарацины. Время освобожденія Царь-града отъ сихъ варваровъ совпадаетъ съ житіемъ св. Андрея Критскаго, посвященнаго на епископскую каѳедру праведнаго Лазаря въ Критѣ лишь въ царствованіе Филиппика Вардана.

Наконецъ, о прохожденіи какого послушанія говорится въ заключительномъ тропарѣ Великаго канона? Нѣсколько затруднительно отвѣчать на этотъ послѣдній вопросъ. Переводчики Великаго канона на русскій языкъ полагаютъ, что здѣсь говорится о послушаніи Византійской державѣ побѣжденныхъ варваровъ, т. е., что подчинила себѣ варваровъ. Но это не легко доказать. Византія лишь отражала отъ своихъ стѣнъ рати варваровъ при жизни св. Андрея Критскаго, но далеко не пользовалась послушаніемъ лютыхъ враговъ. Они и съ суши и моря дѣлали почти непрерывные натиски на Царь-градъ. Думается, что въ данномъ мѣстѣ подъ послушаніемъ удобнѣе разумѣть вниманіе язычниковъ Востока къ миссіонерской проповѣди византійскихъ миссіонеровъ. И дѣйствительно, исторія подтверждаетъ, что въ это именно время византійскіе миссіонеры пронесли Евангельскую проповѣдь на Кавказъ, въ Колхиду, Абхазію, Персію. Изъ Персіи миссіонеры проникли въ глубь Азіи и даже въ Китай, откуда два христіанскихъ миссіонера, какъ извѣстно, вывезли въ Греческую имперію шелковичныхъ червей. Это было въ царствованіе Юстиніана. Одинъ инокъ изъ Египта пронесъ проповѣдь о Христѣ Господѣ въ Индію и даже на островъ Цейлонъ. Думается, что подъ прохожденіемъ послушанія и слѣдуетъ разумѣть вниманіе варварскихъ племенъ къ проповѣди христіанскихъ миссіонеровъ.

Таково содержаніе заключительнаго тропаря Великаго канона св. Андрея Критскаго. И это содержаніе одного лишь тропаря. А такихъ тропарей 250!

Разъясненный сейчасъ заключительный тропарь Великаго канона перевелъ на русскій языкъ профессоръ С.-Петербургской Академіи Е. Ловягинъ въ такихъ словахъ: «Сохраняй градъ Твой, Пречистая Богородительница; ибо чрезъ вѣру, Твоею силою царствуя, онъ Тобою укрѣпляется; чрезъ Тебя побѣждая преодолѣваетъ всяческое искушеніе, торжествуетъ надъ врагами и держитъ ихъ въ подчиненіи». Почти такъ же перевелъ на русскій языкъ этотъ тропарь и незабвенный переложитель съ греческаго на русскій языкъ почившій епископъ екатеринославскій Августинъ (Гуляницкій).

 

Протоіерей Кл. Ѳоменко

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1908. № 12. Ч. Неофф. С. 287-291.

 

[1] Въ переводѣ на русскій языкъ, выполненномъ святителемъ Филаретомъ (Дроздовымъ), митрополитомъ Московскимъ, этотъ кондакъ звучитъ слѣдующимъ образомъ: «Бранноподвизающейся за насъ военачальницѣ дары побѣдные, и, какъ избавленные отъ бѣдъ, – дары благодарственные приносимъ Тебѣ, Богородице, мы рабы Твои; но Ты, какъ имѣющая державу непреоборимую, освободи насъ отъ всякихъ опасностей, да взываемъ Тебѣ: радуйся Невѣста неневѣстная» («Прибавленія къ Твореніямъ св. отцовъ». 1855. Ч. 14. Кн. 2. С. 141.). У многихъ составителей русскихъ акафистовъ, писанныхъ по образцу Акафиста Пресвятой Богородице, слово «Взбранная» оказалось понятымъ какъ архаическая форма для «Избранная», отсюда многiе позднiе акафисты начинаются со слова «Избранный». На самомъ же дѣлѣ, славянское «взбранный» происходитъ не отъ «брать» («избирать»), а отъ «брань» – битва, сраженiе. Слово «взбранный» по греч. υπερμαχος (от μάχη – битва, υπερμαχεω – бороться в защиту кого-либо) означаетъ поборствующій. «Взбранная Воевода» – это «сражавшаяся за насъ, въ нашу защиту». Употребленіе выраженія «Взбранная Воевода» въ отношеніи Пресвятой Богородицы связано исключительно съ извѣстной въ исторіи Ея чудесной помощью въ защитѣ Константинополя. Примѣнять же его буквально къ каждому святому и даже къ Самому Господу, какъ это часто дѣлается въ акафистахъ не всегда умѣстно. – ред.

[2] Греки, за измѣну за измѣну вѣрѣ (церковная унія съ папствомъ), благочестивымъ нравамъ и обычаямъ отеческимъ, потеряли свое Царство. Столица Царь-градъ лишилась Покровительства Божіей Матери и была покорена Турками 29-го мая 1453 г., въ Тройцынъ день со всѣмъ Византійскимъ Царствомъ. – ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: