Протоіерей Аполлинарій Ковальницкій – О грѣхахъ и покаяніи Преподобной Маріи Египетской.
Душа моя, душе моя, востани, что спиши!
Этими словами канона, составленнаго въ честь преподобной Маріи Египетской, св. церковь три дня тому назадъ, именно въ четвергъ на утрени, возбуждала въ насъ покаянное чувство. – Память Преп. Маріи Египетской празднуется завтра, 1 апрѣля, – и это побуждаетъ насъ сегодня обратиться къ своей душѣ приведенными выше словами: Душе моя, душе моя, востани, такъ какъ Преп. Марія Египетская спасла себя именно пробужденіемъ отъ грѣховнаго сна своей души.
А сну предается душа каждаго изъ насъ. Вездѣ среди насъ видимъ то похотъ плоти, то похотъ очесъ, то гордость житейскую; вездѣ забота только о тѣлѣ, а душа наша погружена въ сонъ. О, душе моя, душе моя, востани, что спиши!
Впрочемъ, бываютъ въ нашей жизни минуты, часы, когда мы заглядываемъ въ свою дремлющую душу. Эти минуты являются въ насъ или вслѣдствіе невзгодъ въ жизни или наконецъ вслѣдствіе громко раздавшагося въ нашей душѣ слова Божія, голоса совѣсти. Но бодрствованіе нашей души бываетъ непродолжительно. Примѣтивъ въ своей душѣ множество прегрѣшеній, мы или предаемся унынію, думая, что для насъ уже невозможно спасеніе, или предаемся холодности въ рѣшеніи вопроса о нашемъ спасеніи. Мы тогда говоримъ себѣ: спасаться могли только святые люди – и продолжаемъ забывать о своей душѣ.
Для предостереженія насъ отъ такого унынія и для того, чтобы ободрить насъ на пути къ спасенію, св. церковь указываетъ намъ на примѣръ тѣхъ великихъ св. людей, которые прежде были великими грѣшниками. Вотъ св. царь и пророкъ Давидъ, но развѣ на душѣ его не лежали въ свое время грѣхи убійства и прелюбодѣянія? Вотъ св. первоверховные апостолы Петръ и Павелъ, но ихъ души не подвергались ли грѣху? – Апостолъ Петръ не отрекался ли отъ Христа? Апост. Павелъ, до обращенія своего ко Христу, не принималъ ли участія въ убійствѣ св. Архидіакона Стефана?
Для ободренія же нашей души св. церковь на пятой недѣлѣ Великаго поста указываетъ на примѣръ Маріи Египетской, бывшей величайшею грѣшницей, но вслѣдствіе раскаянія, содѣлавшейся величайшей праведницей.
Жизнь Маріи Египетской, ея грѣхи и ея покаяніе да составятъ въ настоящія минуты предметъ вашего вниманія.
Въ V вѣкѣ по Рожд. Христовомъ въ Египтѣ убѣжала изъ дому родителей дочь Марія въ шумный и многолюдный тогда городъ Александрію. Марія была тогда вполнѣ совершеннолѣтняя.
Можете представить себѣ, каково было горе родителей, изъ дома которыхъ убѣжала дочь. Не случается ли и въ наше время видѣть слезы родителей, и притомъ родителей благочестивыхъ, у которыхъ сынъ или дочь ведутъ себя совершенно не такъ, какъ учили ихъ благочестивые отецъ и мать? Дѣло въ томъ, что на воспитаніе нашихъ дѣтей имѣетъ вліяніе не только домашній родительскій очагъ, но еще среда, въ которой мы живемъ съ дѣтьми. Какъ счастливы дѣти, которыя при жизни отца и матери, не далеко отходятъ отъ домашняго очага?
Ушедши отъ семьи и вступивши на широкій путь распутства и пьянства, Марія прилагала порокъ къ пороку и, наконецъ, дошла до такого состоянія, что онъ сдѣлался для нея необходимостью. «Я думала, говоритъ она въ своей исповѣди, что удовольствія плоти должны составлять цѣль моей жизни. Не ради денегъ, не ради нужды я предавалась пороку, но единственно потому, что удовлетвореніе похоти составляло всю мою сладость жизни». До такой степени эта женщина забыла свое человѣческое достоинство!
Однажды, бродя по улицамъ города, она замѣчаетъ, что народъ толпами куда-то спѣшитъ, и узнаетъ что онъ старается поспѣть на корабль съ тѣмъ, чтобы отправиться къ празднику Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста въ Іерусалимъ на поклоненіе святынѣ. Тотчасъ явилась и у нея мысль отправиться туда, но не на поклоненіе святынѣ, а совершенно съ другою цѣлью, – цѣлью преступною. Самымъ безчестнымъ образомъ она купила себѣ право войти на корабль и въ продолженіе всего пути старалась превзойти всѣхъ своимъ безпутнымъ поведеніемъ. Вотъ что, сама она говоритъ о своемъ поведеніи на кораблѣ: «Кій языкъ изречетъ или слухъ пріиметъ бывшая злая моя дѣла на пути и въ кораблѣ, какъ и не хотящихъ азъ окаянная понуждалъ смѣхомъ на грѣхъ: нѣсть никоей нечистоты, ея же азъ не бѣхъ учительницею; ужасаюся, какъ понесе море блуженіе мое, какъ земля не раздвигла устъ своихъ и не поглотила мя, толико душъ сѣтію смертною уловившую и погубившую».
Прибывъ въ Іерусалимъ, поклонники отправились въ храмъ. Вмѣстѣ съ ними, увлекаемая толпою, отправилась и Марія. Но подходя ко храму, она тотчасъ примѣтила, что настроеніе многочисленнаго народа у храма совершенно не такое, какое она замѣчала въ народной массѣ на кораблѣ. Тамъ – суета праздная, беззаботная, суета мірская, плотская. Здѣсь же, наоборотъ, надъ народомъ, медленно и съ благоговѣніемъ переступавшимъ порогъ храма, царитъ духъ тихій, духъ молитвенный.
Слушатели христіане! Не случалось ли вамъ, проходя по шумной городской улицѣ, вдругъ замѣтить храмъ, двери котораго раскрыты и въ углубленіи котораго видны многочисленныя горящія тихимъ пламенемъ свѣчи; при этомъ до вашего слуха доносится какой-то мелодичный напѣвъ церковной пѣсни. Не является ли тогда въ вашей душѣ чувство, совершенно противоположное тому чувству, которое вотъ-вотъ на этой же улицѣ вы испытывали за минуту предъ тѣмъ, какъ вы увидали и тихо горящія свѣчи и тихо молящихся людей и услыхали доносящійся до вашего уха трогательный церковный напѣвъ. Не случалось ли вамъ въ минуты обыкновенной суетливой жизненной заботы войти въ храмъ какъ-разъ въ ту пору, когда всѣ молящіеся въ церкви стоятъ на колѣняхъ и благоговѣйно слушаютъ молитву церкви! Тогда невольно преклоняются и ваши колѣна – и куда вдругъ дѣвалось у васъ суетливое житейское настроеніе. Оно вдругъ ушло отъ васъ прочь; его прогналъ отъ васъ молитвенный духъ, носящійся надъ молящимися въ храмѣ.
Марія Египетская, еще не достигнувъ порога храма, уже замѣтила этотъ молитвенный духъ. Вотъ она ближе подходитъ къ порогу храма – и вотъ взоръ ея поражается многочисленными горящими въ храмѣ свѣчами, вотъ благоговѣйно колѣнопреклоненная масса народа, и вотъ несется до ея уха трогательная пѣснь: Кресту Твоему, поклоняемся Владыко... Она старается переступить порогъ храма и присоединиться къ молящимся и преклонить и свои колѣна съ ними, но какая то невидимая сила ее не допускала переступить порога храма.
Въ эту именно минуту совершается въ ея душѣ переворотъ: молитвенный духъ овладѣваетъ ея существомъ – и здѣсь съ ней происходитъ явленіе совершенно противоположное тому, каковое она испытывала на кораблѣ: тамъ плотскія удовольствія убивали ея духъ, не давая ему никакого простора. Здѣсь, наоборотъ, духъ обнялъ ея существо; плоть присмирѣла, ослабѣла; Марія почувствовала, что ея ноги не имѣютъ силы перешагнуть порогъ храма: ее охватило молитвенное покаянное чувство. Очень можетъ быть, что, слушая трогательную церковную пѣснь и созерцая стоящихъ на колѣняхъ въ храмѣ многочисленныхъ богомольцевъ, она вспомнила, какъ въ ея раннемъ дѣтствѣ ея мать стояла на колѣняхъ во время молитвы; очень можетъ быть, что она въ это время представила себѣ своихъ родителей, оплакивающихъ ее, погрязшую во грѣхахъ; очень можетъ быть, что она представила себѣ своихъ родителей какъ они съ горя по ней сходятъ въ могилу. Здѣсь овладѣло ею чувство раскаянія, здѣсь и благодать Божія коснулась ея сердца. Здѣсь совершился въ ея душѣ переворотъ.
Слушатели, христіане! Припомните себѣ минуту, когда васъ посѣтило тяжелое горе. Тоска сжала ваше сердце, въ горлѣ чувствуется особое давленіе, дыханіе съ трудомъ вырывается изъ твоей груди тяжелыми вздохами; – и вотъ чаша печали переполняется, слезы подходятъ къ горлу и горячими струями льются по вашему лицу. Эти слезы являются цѣлительнымъ бальзамомъ для вашего наболѣвшаго сердца – и вамъ легче и легче. Тоже испытала и Марія Египетская. Слезы облегчили ея горе. Благодать Божія коснулась ея сердца, и она почувствовала въ себѣ силу, данную ей благодатію Божіею, войти внутрь храма и поклониться Животворящему Кресту, а потомъ отправилась въ заіорданскую пустыню, чтобы постомъ и слезами загладить свои грѣхи. Такъ совершилось обращеніе величайшей грѣшницы! Во храмѣ благодать Божія призвала ее на путь спасенія, возбудивъ въ ней сознаніе ея недостатковъ и желаніе исправиться, обратиться на путь добродѣтели.
Оставшись въ притворѣ, Марія остановила свой взоръ на висѣвшей вверху иконѣ Богоматери. Ликъ Богоматери съ Предвѣчнымъ Младенцемъ милосердо взиралъ на волнующуюся отъ сознанія грѣховъ душу Маріи Египетской. Проникнутая чувствомъ раскаянія и въ тоже время благосердіемъ Богоматери, Марія Египетская обратилась съ мольбою о прощеніи своихъ грѣховъ къ Пресв. Дѣвѣ. «О Дѣво, Владычице, Заступнице рода человѣческаго, вѣмъ и воистину вѣмъ, яко азъ скверная и нечистая блудница, недостойна взирать на честную икону Твою, икону Пречистыя Приснодѣвы Маріи, имѣющія тѣло и душу чисту и нескверну. Но азъ слышахъ, яко Богъ, Его же Ты родила, явился, еже спасти грѣшники отъ гибели. Помози же ми, Владычице, помози ми бѣдной, ни отъ кого въ настоящій часъ не чающей помощи; даждь ми силы внити во храмъ, да и азъ сподоблюся узрѣть и облобызать честный и Животворящій Крестъ, и буди ми, Пречистая Владычице, поручницею къ рожденному изъ Тебе, яко отселѣ не имамъ ничимъ сквернити моего тѣлесе, но егда поклонюся честному древу, отвергнуся соблазнъ міра и буду оплакивать своя грѣхи».
И всѣхъ насъ Господь призываетъ къ спасенію. Отъ насъ зависитъ слѣдовать или не слѣдовать призыву Божію. Внушительнѣе всего этотъ призывъ раздается для насъ въ храмѣ Божіемъ.
Если и такая грѣшница, какъ Марія Египетская, которая о себѣ говорила, что она цѣлью своей жизни ставила одни только пороки, – могла исправить свою жизнь, и такъ угодила Богу, что удостоилась имени преподобной, то значитъ и каждый изъ насъ можетъ загладить свои преступленія. Отъ насъ требуется, чтобы мы, внявъ голосу Божію, голосу св. церкви, рѣшились исправить свою жизнь; при помощи Божіей благодати мы тогда украсимъ свою жизнь добродѣтелями. Но мы должны помнить, что наше спасеніе зависитъ и отъ насъ самихъ, а не отъ одного только Бога. Одинъ изъ учителей нашей св. церкви говоритъ, что Богъ сотворить насъ безъ насъ могъ, но спасти насъ безъ насъ не можетъ. Отъ насъ требуется, чтобы мы рѣшились на постоянную борьбу съ самими собою, съ своими злыми наклонностями. А борьба съ самимъ собою – дѣло трудное, да и существуетъ ли борьба болѣе трудная, чѣмъ борьба съ самимъ собою?
Вотъ какъ сама Преподобная Марія описываетъ свою борьбу со своими страстями. «Семьнадцать лѣтъ, говоритъ она въ своей исповѣди, я проводила грѣховную жизнь; и когда рѣшилась оставить ее, то другихъ семьнадцать лѣтъ должна была бороться со своими порочными наклонностями, какъ съ какими нибудь дикими звѣрями. Когда я изнуряла плоть свою постомъ, моему воображенію представлялись прежнія роскошныя мясныя и рыбныя блюда; когда меня мучила жажда, мнѣ представлялось вино и прежнее мое пьянство. При этомъ, въ мою голову приходили соблазнительныя бесѣды и безнравственныя пѣсни и никоимъ образомъ нельзя было отъ нихъ освободиться. А блудные помыслы? – Они ни на минуту не давали мнѣ покоя. При такихъ мученіяхъ, при такой борьбѣ съ самой собою, я плакала, ударяла себя въ грудь, вспоминала свои обѣты предъ тѣмъ, какъ я отправлялась въ пустыню, но нечистые помыслы не переставали меня безпокоитъ. Тогда я становилась предъ иконою Богоматери, моля ее отогнать отъ меяя эти искушенія и дѣйствительно, мнѣ становилось легче, страсти во мнѣ утихали, и я ощущала въ своей душѣ тихій благодатный свѣтъ. Но такое состояніе продолжалось сначала недолго. Огонь страсти распалялъ мое сердце. Въ такомъ состояніи я опять повергалась на землю предъ иконою Богоматери, представляя себѣ мерзость страсти, чувствуя страхъ предъ Богомъ и стыдъ предъ людьми, и, повергшись на землю, пребывала въ такомъ положеніи до тѣхъ поръ, пока снова страсти не оставляли меня въ покоѣ и я не чувствовала въ своей душѣ облегченія».
И цѣлыхъ 17 лѣтъ Преподобная вела съ самой собой эту жестокую, тяжкую борьбу.
Въ природѣ есть слѣдующій законъ: уголъ паденія равенъ углу отраженія. Этотъ физическій законъ отразился и на духовной жизни Маріи Египетскій. Сколько лѣтъ она проводила въ распутствѣ и пьянствѣ, столько же лѣтъ потребовалось отъ нея для борьбы со своими страстями. 17 лѣтъ она проводила въ грѣховной жизни и 17-же лѣтъ она боролась со своими грѣхами. Но зато борьба эта доставила ей то душевное спокойствіе, которымъ она наслаждалась потомъ на землѣ въ теченіе сорока лѣтъ. Эта борьба сподобила ее даже видѣнія ангеловъ здѣсь на землѣ, и вѣчнаго блаженства на небѣ.
Въ древнее время въ Іорданскомъ монастырѣ наблюдалось слѣдующее правило. Предъ наступленіемъ Великаго поста каждый причащался Тѣла и Крови Господа Нашего Iисуса Христа. Принявъ нѣсколько пищи, всѣ собирались въ храмъ и, послѣ колѣнопреклоненной молитвы, иноки прощались другъ съ другомъ и каждый, падая предъ настоятелемъ, просилъ молиться за него. Отворялись ворота и выходили съ пѣніемъ стиховъ: Господъ просвѣщеніе и Спасителъ мой кого убоюся. Оставался на мѣстѣ одинъ или два монаха для охраненія монастыря. Каждый питался, какъ хотѣлъ или могъ. Одинъ несъ съ собою хлѣбецъ, другой – финики, иной – размоченные бобы. Правиломъ положено было не встрѣчаться одному съ другимъ. Каждый жилъ для себя и Бога, постоянно воспѣвая псалмы. Такъ иноки проводили все время поста, а предъ Свѣтлымъ днемъ Христова Воскресенія возвращались въ обитель, чтобы торжествовать праздникъ Ваій.
Въ исполненіе этого устава одинъ глубокій старецъ-іеромонахъ Зосима на время поста тоже ушелъ въ пустыню. Дней 10 ходилъ онъ въ заіорданской пустынѣ съ тайнымъ предчувствіемъ чего-то особеннаго.
Однажды въ полденъ онъ усердно молился съ лицемъ, обращеннымъ къ востоку и неожиданно увидалъ, что кто-то мелькнулъ мимо него, какъ привидѣніе. Убѣжденный, что видитъ одного изъ св. жителей пустыни, Зосима пожелалъ узнать жизнь дивнаго пустынника и, забывая свои лѣта, побѣжалъ за нимъ. Но вотъ слышитъ голосъ видѣнія: «Ты пресвитеръ Зосима; у тебя – священное право благословить меня; я – грѣшная женщина». Зосима ужаснулся услышалъ свое имя и свое званіе. «Вижу, блаженная мать, сказалъ Зосима, что на тебѣ покоится духъ Божій; Онъ открылъ тебѣ мое имя и мой санъ; умоляю тебя помолись обо мнѣ грѣшномъ, нуждающемся въ твоихъ молитвахъ. Уступивъ этой просьбѣ Преподобная Марія подняла руки къ небу и стала тихо молиться. Зосима при этомъ съ изумленіемъ увидѣлъ что Преподобная во время молитвы отъ земли поднялась въ воздухъ на значительную высоту. Послѣ молитвы Преподобная разсказала Зосимѣ всю свою жизнь. Упавъ къ ногамъ Зосимы, она просила благословить ее, – и онъ со слезами произнесъ: да будетъ благословенъ Богъ, совершающій чудеса».
Прошелъ годъ послѣ этого событія. Въ Великій Четвергъ Преп. Зосима отправился изъ Іерусалима къ Іордану. Вечеромъ видитъ онъ Св. Марію на другомъ берегу. Она осѣнила крестомъ воду и пошла по водѣ, какъ по сушѣ. Предъ Причастіемъ она просила прочитать символъ вѣры и молитву Господню. Послѣ Причащенія она подняла руки къ небу и произнесла: Нынѣ отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему съ миромъ.
Прошелъ еще годъ. Въ Великій постъ Зосима пришелъ на то мѣсто, гдѣ въ первый разъ увидалъ Св. пустынницу. Здѣсь онъ увидалъ мертвое тѣло праведницы. Онъ со слезами началъ пѣть псалмы и задумался надъ вопросомъ, гдѣ ее похоронить. Лице усопшей было обращено къ востоку, а близъ головы онъ видитъ слова, написанныя на пескѣ. «Погреби здѣсь тѣло бѣдной Маріи, предай землѣ». Зосима похоронилъ тѣло Святой въ ямѣ, выкопанной львомъ, явившимся къ услугамъ праведницы.
Жизнь Преподобной Маріи Египетской не показываетъ ли намъ, что на свѣтѣ не существуетъ такого преступленія, которое не было бы побѣждено Божіимъ Милосердіемъ? Не показываетъ ли исторія Преподобной Маріи, что съ нашей стороны требуется борьба съ порочными наклонностями и что такая борьба всегда возможна для насъ?
Божія благодать да приближится къ нашему сердцу и да подастъ намъ помощь въ борьбѣ съ нашими злыми наклонностями, злыми привычками и пороками. Будемъ всегда имѣть предъ собою примѣръ мужества въ борьбѣ съ самимъ собою въ лицѣ Преподобныя Маріи Египетской. Да сподобимся мы молитвами Преподобныя Маріи благодатной помочи себѣ самимъ въ борьбѣ съ нашими грѣхами. Аминь.
Слово на пассію, произнесенное 31-го марта 1902 г. въ Варшавскомъ Каѳедральномъ Соборѣ.
Прот. А. Ковальницкій.
«Холмско-Варшавскій Епархіальный Вѣстникъ». 1902. № 14. С. 161-164.
Все, кто когда-либо был на Святой Земле, сразу узнают Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Через открытые двери первого этажа входят и выходят из храма паломники и туристы со всего света. Но в далекие времена вход в Храм был со второго этажа. Справа на этой фотографии видна лестница, по которой в то время люди входили в храм. Сейчас этот вход закрыт. Именно по этой лестнице и пыталась войти в храм преп. Мария Египетская. Пыталась, и не смогла войти.
В Иерусалиме у Храма Гроба Господня слева расположены три храма: Жен-мироносиц, Сорока мучеников Севастийских и Иакова брата Господня. В церкви апостола Иакова находится чудотворная икона Божией Матери, перед которой обрела покаяние преп. Мария Египетская.