Преподобная Марія Египетская.

Какъ попечительная мать, Св. Церковь пользуется многоразличными средствами къ тому, чтобы во дни духовныхъ подвиговъ склонить грѣшную душу къ посту и покаянію. Въ первыя недѣли четыредесятницы она восхваляетъ постъ, какъ вѣрное и испытанное средство къ духовнымъ подвигамъ и нравственному совершенству. Во вторую половину великаго поста, начиная съ недѣли четвертой, она приводитъ намъ на память житія великихъ постниковъ и подвижниковъ, которые просіяли постомъ, достигли святости и совершенства. Такъ, въ недѣлю четвертую церковь воспоминаетъ Св. Іоанна, списателя «Лѣствицы рая». Въ недѣлю пятую воспоминаетъ великую подвижницу конца 5-го и начала 6-го вѣка (†521 г.) Марію Египетскую, жизнь которой особенно назидательна. Эта св. подвижница въ своемъ лицѣ являетъ намъ два образа человѣческой жизни: образъ глубочайшаго паденія чрезъ грѣхъ и образъ высочайшаго возстанія во Хрістѣ.

Св. Марія происходила изъ доброй хрістіанской семьи. Родиной ея былъ Египетъ. Но не долго жила Марія въ отчемъ домѣ. Уподобившись Евангельскому блудному сыну, она скоро оставила родную семью и удалилась въ богатый, многолюдный городъ Александрію. Здѣсь она стала жить на полной свободѣ. Никѣмъ не руководимая, никѣмъ не сдерживаемая, одинокая среди чуждыхъ ей людей, Марія скоро пошла по скользкому пути чувственныхъ удовольствій. Потерявъ стыдъ и совѣсть, она неудержимо предалась порочной, распущенной жизни и сдѣлалась блудницей.

Цѣлыхъ семнадцать лѣтъ продолжалась грѣховная жизнь Маріи. Спускаясь все ниже и ниже въ бездну порока, она казалась совсѣмъ погибшей нераскаянной грѣшницей. Казалось, не было рѣшительно никакой надежды на ея возрожденіе.

Какъ это ни дивно, но здѣсь кончается исторія паденія грѣшной души. Далѣе уже начинается глубоко отрадное ея возрожденіе, по дѣйствію все немощное врачующей, благодати Божіей, всепрощающей, безпредѣльной любви Божіей.

Настала весна. Приближался святѣйшій хрістіанскій праздникъ Пасхи Хрістовой. Благочестивые жители Александріи имѣли обыкновеніе на этотъ праздникъ путешествовать въ св. городъ Іерусалимъ, чтобы въ Страстную седмицу облобызать древо Креста Господня, поклониться живоносному гробу Хрістову, съ чувствомъ хрістіанской отрады и упованія встрѣтить здѣсь праздниковъ праздникъ.

Вотъ уже корабль стоитъ у берега, готовый къ отплытію въ страну священныхъ воспоминаній. На берегу толпится народъ, собравшійся въ плаваніе. Среди путешественниковъ было много молодыхъ людей. Марія въ моментъ отправленія корабля тоже оказалась въ прибрежной толпѣ народа. Вотъ и она рѣшила отправиться въ Іерусалимъ. Но не благочестивое чувство, не любовь къ Спасителю, не желаніе омыть грѣхи свои въ священныхъ водахъ Іордана руководило падшею женщиной. Нѣтъ, она искала общества молодыхъ людей, чтобы служить для нихъ камнемъ преткновенія и соблазна, чтобы насладиться грѣховными удовольствіями, чтобы развлечься шумною поѣздкой и весело провести время. Она упросила кормчаго и ее взять съ собою. Просьба ея была исполнена.

Вотъ путники достигли стѣнъ священнаго града. Народъ устремился въ храмъ Воскресенія Хрістова. Движимая какой-то внутренней силой, пошла туда и Марія. На паперти храма было тѣсно, – скопились массы народа. Одни проникали въ храмъ, другіе вновь приходили. Пытается пройти въ храмъ и Марія. Но это ей не удается. Она приписываетъ свою неудачу тѣснотѣ, и многолюдству. Но вотъ стало просторнѣе; а Марія все не можетъ проникнуть въ храмъ. Она напрягаетъ всѣ усилія, чтобы исполнить свое желаніе, но все было напрасно. Это заставило Марію задуматься. Какъ? Что? Почему другіе проходятъ, а она перейти не можетъ? Нѣтъ ли какой-нибудь, не внѣшней, а внутренней причины, мѣшающей ей проникни ть и поклониться древу Креста Господня? Она заглянула въ свою душу, спросила свою совѣсть. Тутъ только познала бѣдная грѣшница, что мѣшаетъ ей проникнуть въ храмъ; тутъ только познала она всю бѣдность своей души, всю грѣховность сердца. Вотъ гдѣ причина, которая заграждала отъ нея храмъ Божій. Вотъ гдѣ внутренняя сила, мѣшавшая ей поклониться подножію Креста Хрістова. Познала зто падшая женщина, упала предъ ликомъ Богоматери въ притворѣ храма, затрепетала и залилась слезами: «Я знаю, взывала къ ней Марія, что я грѣшница недостойная взирать на Твой образъ, Пречистая! Но предвѣчный Сынъ Твой призываетъ къ покаянію всѣхъ грѣшниковъ. Будь споручницей моего спасенія, Пресвятая Богородице! Отверзи мнѣ милосердія двери. Я уже не буду больше осквернять себя грѣхами. Я откажусь отъ міра и пойду, куда Ты повелишь мнѣ».

Долго молилась Марія и проливала сладкія слезы. Вотъ она поуспокоилась. Вновь стала она пытаться проникнуть въ храмъ. Тутъ она почувствовала, что прежнихъ препятствій какъ не бывало. Еще разъ убѣдилась она, что грѣхи ея, безобразная порочная жизнь затворяли передъ нею ранѣе двери храма Божія. Вошла Марія, поклонилась со всѣмъ усердіемъ Честному Животворящему Кресту Хрістову, въ чувствѣ глубокаго раскаянія облобызала она великую хрістіанскую святыню. Потомъ, возвратившись къ иконѣ Богоматери, она опять припала къ стопамъ Пречистой Дѣвы и изливала предъ Ней свою грѣшную душу: «Пресвятая Богородице! Ты явила мнѣ Свое человѣколюбіе. Не возгнушайся моею грѣховностью; научи, какъ мнѣ достигнутъ спасенья; будь моей руководительницей въ покаяніи». Тутъ Марія явственно услышала звуки таинственнаго голоса: «за Іорданомъ ты найдешь спасеніе». Марія въ послѣдній разъ вперила свой взоръ въ дивный ликъ Богоматери, моля ее: «Владычица, не оставь меня». Покорная чудному голосу, пошла она за Іорданъ. Къ вечеру она пришла въ церковь Іоанна Крестителя, призывавшаго нѣкогда людей къ покаянію. Здѣсь она удостоилась пріобщиться Св. Таинъ. Такъ напутствованная, она пришла въ пустыню за Іорданомъ. Здѣсь свято держала свой обѣтъ прежняя грѣшница, а потомъ великая подвижница, преподобная мать Марія. Сорокъ семъ лѣтъ провела она въ пустынѣ, никому невѣдомая, никого невидавшая, питавшаяся такъ же, какъ нѣкогда и Хрістовъ Предтеча.

Господу угодно было явить міру необычайный подвигъ покаянія Маріи, чтобы, какъ яркій свѣтильникъ, свѣтила она всѣмъ грѣшникамъ въ мірѣ семъ прелюбодѣйномъ и грѣшномъ. И вотъ какъ это произошло. Когда приближалось время отшествіи Маріи изъ этого міра, въ Заіорданскую пустыню ушелъ для уединенныхъ подвиговъ въ св. четыредесятницу одинъ инокъ сосѣдней обители, преподобный старецъ Зосима. Онъ встрѣтилъ Марію въ пустынѣ. Марія сначала бросилась бѣжать отъ старца. Она давно уже не видала людей. Старецъ сталъ умолять ее не удаляться отъ него, ибо прозрѣвалъ въ Маріи великую подвижницу и хотѣлъ насладиться ея духовной бесѣдой. Марія остановилась. Въ бесѣдѣ со старцемъ она откровенно разсказала ему исторію протекшей своей жизни, полную великихъ золъ и превратностей. «Семнадцать лѣтъ, по числу лѣтъ грѣхопаденія моего, говорила Марія, боролась я съ моими страстями, какъ съ лютыми звѣрями. Когда я испытывала страшный голодъ, мнѣ приходили на память роскошныя яства, которыми я питалась въ Египтѣ. Я томилась жаждой и мнѣ хотѣлось вина, къ которому я такъ привыкла. По временамъ вспоминалось мнѣ безумное веселье и хотѣлось пѣть любимыя пѣсни. Тогда вспоминала я свои обѣты, съ которыми пришла въ пустыню, стараясь бороться съ злыми помыслами и прогонять отъ себя соблазны. Я часто изнемогала въ этой борьбѣ и, обливаясь слезами, повергала себя на землю, мысленно прося Матерь Божію отогнать отъ меня смущеніе. Такъ лежала я до тѣхъ поръ, пока небесный свѣтъ не озарялъ мою душу и не наступалъ въ ней благодатный покой. Платье мое истлѣло, и мнѣ приходилось то содрогаться отъ холода, то изнемогать подъ палящимъ зноемъ, и цѣлые дни я лежала на землѣ безъ чувствъ. Наконецъ настали для меня дни покоя. Ты видишь, Господь сохранилъ меня». Заканчивая свою бесѣду подвижница именемъ Хрістовымъ просила старца, чтобы онъ соблюлъ тайну ея уединенныхъ подвиговъ, пока Господь не призоветъ ее къ Себѣ. Прощаясь съ нимъ, Марія сказала: «ступай теперь съ миромъ; черезъ годъ ты снова увидишь меня. Когда настанетъ великій четвергъ, ты возьми съ тайной вечери Тѣла и крови Хрістовыхъ и въ священномъ сосудѣ принеси ихъ на берегъ рѣки Іордана близъ селенія, чтобы причастить меня Св. Таинъ». Сказавъ эти слова, Марія скрылась въ пустынѣ. А старецъ Зосима прославилъ Бога, творящаго чудныя и дивныя дѣла Свои.

Прошелъ годъ. Старецъ Зосима, согласно просьбы Маріи, взялъ въ сосудѣ Св. Тайны и пошелъ на берегъ рѣки Іордана. Ему нужно было переправиться на ту сторону. Вдругъ онъ увидѣлъ предъ собою Марію. Она подошла къ рѣкѣ, перекрестилась, осѣнила рѣку крестнымъ знаменіемъ и пошла по водѣ. Благоговѣйно взиралъ старецъ на св. подвижницу. Когда она подошла къ нему, онъ хотѣлъ поклониться ей, но Марія остановила его: «не дѣлай этого: ты священникъ и въ твоихъ рукахъ Божественныя Тайны. Благослови меня», и сама преклонилась предъ нимъ. Марія причастилась и со слезами умиленія прочла «Нынѣ, отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему съ миромъ». Прощаясь со старцемъ она еще разъ просила придти къ ней. «Такъ хочетъ Господь», сказала Марія, и поспѣшно удалилась.

Чрезъ годъ Зосима пришелъ въ пустыню. И что же? На томъ мѣстѣ, гдѣ Марія впервые явилась ему, онъ нашелъ бездыханное тѣло подвижницы и прочелъ написанныя на пескѣ, слѣдующія слова: «Зосима! На этомъ мѣстѣ похорони тѣло смиренной Маріи, скончавшейся въ первый день Апрѣля, въ самую ночь спасительныхъ страстей Хрістовыхъ, послѣ пріобщенія Святыхъ Божественныхъ Таинъ».

Въ недоумѣніи стоялъ скорбящій старецъ надъ тѣломъ великой подвижницы. Онъ не имѣлъ съ собою никакого орудія, чтобы ископать могилу въ раскаленномъ отъ солнца пескѣ. Вдругъ изъ глубины пустыни бѣжитъ къ нему левъ. Безсловесный царь звѣрей быстро начинаетъ своими могучими лапами разрывать почву и чрезъ нѣсколько минутъ могила для угодницы Божіей была готова. Такъ преподобный Зосима, въ сообществѣ сего погребателя, сокрылъ многотрудное тѣло Маріи въ нѣдрахъ пустынной равнины...

Возвратившись въ свою обитель, Зосима повѣдалъ братіи о великой Хрістовой подвижницѣ, которую Господь сподобилъ его обрѣсти въ пустынѣ. Разсказъ его записанъ съ его словъ и было положено 1-го Апрѣля совершать память Преподобной.

 

С. Н. К.

 

«Церковное слово». Изд. Вологодскаго братства Всемилостиваго Спаса. 1907. № 26. C. 405-409.

 

***

Преп. Марiи Египетской, тропарь, гл. 5: Просвѣтившися божественно благодатiю креста,/ покаянiя явилася еси свѣтоявленное сiянiе,/ страстей мглу отгнавши, всечестная./ Тѣмже яко ангелъ Божiй Зосимѣ священному явилася еси въ пустыни,/ Марiе преподобная мати.// Съ нимже моли о всѣхъ насъ.

Инъ тропарь, поемый на Аѳонѣ, гл. 5: Осіяема богодухновеннѣ Креста благодатію,/ покаянія явлена бысть свѣтовиднаго заря,/ страстное помраченіе отвергши, всечестная,/ сего ради яко ангелъ Божій/ Зосимою священнымъ узрѣся въ пустыни,/ Маріе, преподобная мати,// съ нимже моли о всѣхъ насъ.

Кондакъ, гл. 4: Грѣха мглы избѣжавши,/ покаянія свѣтомъ озаривши твое сердце, славная,/ пришла еси ко Христу,/ Сего всенепорочную и святую Матерь молитвенницу милостивную принесла еси./ Отонудуже и прегрѣшеній обрѣла еси оставленіе// и со ангелы присно срадуешися.

Инъ кондакъ, гл. 3: Блудами первѣе преисполнена всяческими,/ Христова невѣста днесь покаяніемъ явися,/ ангельское жительство подражающи,/ демоны Креста оружіемъ погубляетъ./ Сего ради Царствія невѣста явилася еси,// Маріе преславная.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: