Поученіе (о постахъ) въ началѣ Петрова поста (Божественное установленіе поста и его польза).
Православные христіане! Теперь у насъ, какъ извѣстно, наступаетъ ев. Петровъ постъ, попросту называемый петровками. Постъ этотъ установленъ св. Церковью въ подражаніе св. Апостоламъ, которые любили помногу и подолгу поститься и своимъ примѣромъ научаютъ и насъ дѣлать тο-же. Кромѣ петровокъ, у насъ есть и другіе продолжительные посты; наконецъ, мы постимся каждую среду и пятницу.
Сегодня, братіе мои, я хочу разъяснить вамъ, что такое постъ, для чего нужно поститься и угодно ли предъ Богомъ, чтобы мы постились. Многіе думаютъ, что постъ состоитъ только въ томъ, чтобы не ѣсть скоромной пищи. Нѣтъ, этого мало. Если мы не будемъ ѣсть скоромнаго, а постной пищей станемъ объѣдаться, то какой-же это постъ? Въ постъ не только нельзя употреблять скоромной пищи, но и постную слѣдуетъ ѣсть въ умѣренномъ количествѣ. Далѣе, во время поста нужно отказывать себѣ и въ употребленіи спиртныхъ напитковъ. Тотъ человѣкъ, который въ постное время позволяетъ себѣ пьянствовать, тяжко нарушаетъ постъ. Если пьянство есть великій грѣхъ во всякое время, то въ постъ въ особенности. Но и не въ этомъ еще все дѣло. Кромѣ поста тѣлеснаго, нуженъ и постъ духовный, а поэтому въ постное время слѣдуетъ удерживать себя отъ дурныхъ мыслей, нечистыхъ желаній, не позволять себѣ скверныхъ словъ, оберегаться отъ дурныхъ поступковъ. Если это все нужно соблюдать и во всякое время, то въ постъ тѣмъ болѣе. Кто въ постъ позволяетъ себѣ грязныя мысли и желанія, кто ругается скверными словами и допускаетъ дурные поступки, тотъ согрѣшаетъ такъ-же, какъ и тотъ, кто въ постъ ѣстъ скоромное. Вотъ какъ долженъ поститься православный христіанинъ и вотъ что такое постъ. Такъ нужно проводить всѣ посты: Великій и Петровъ, и Спасовъ, и Филипповъ, и каждую среду и пятницу и другіе постные дни. Знайте, что за нарушеніе каждаго постнаго дня и времени одинаково придется отвѣчать предъ Богомъ и не считайте, напр., петровки за такой малый постъ, что ихъ можно нарушать вкушеніемъ скоромной пищи.
Теперь посмотримъ, какую пользу оказываютъ намъ посты и для чего они нужны? Черезъ постъ мы, братіе мои, укрѣпляемъ свое тѣло на подвиги, отучаемъ его отъ лѣни и черезъ постъ-же мы очищаемъ свой умъ и сердце отъ нечистыхъ помысловъ и дурныхъ желаній и укрощаемъ свои страсти. Святые угодники Божіи постились помногу, по нѣсколько дней ничего не ѣли и этимъ такъ очищали свою душу и тѣло, что сподоблялись особой благодати Божіей. Такъ, они творили чудеса, предсказывали будущее, исцѣляли больныхъ. Вотъ какую пользу приносятъ посты.
Къ несчастью, въ наше время часто появляются люди, которые тяготятся постомъ, которые оскверняютъ себя скоромной пищей въ постъ, а есть даже и такіе безумцы, которые говорятъ, что постовъ вовсе не нужно, что это человѣческое измышленіе. Такъ безумно говорятъ, напр., отщепенцы Православной Церкви – разные сектанты, которые, любя угождать своей плоти, ѣдятъ всегда скоромное, и ради того, чтобы послужить своему чреву, лишаютъ себя царствія небеснаго. Не человѣческое измышленіе – посты, а установленіе Божіе, что видно изъ многихъ мѣстъ Свящ. Писанія. Вотъ что, напр., Господь говоритъ чрезъ пророка Іоиля людямъ: «Обратитесь ко Мнѣ всѣмъ сердцемъ своимъ въ постѣ, плачѣ и рыданіи» (2, 12). «Назначьте постъ и взывайте къ Господу» (1, 14). Согласно съ волей Божіей, постился св. пророкъ Моисей, о чемъ въ Свящ. Писаніи говорится такъ: «И пробылъ (Моисей) тамъ (на горѣ Синаѣ) у Господа сорокъ дней и сорокъ ночей, хлѣба не ѣлъ и воды не пилъ» (Исх. 34, 28), Св. Царь и пророкъ Давидъ говоритъ въ Свящ. Писаніи о себѣ: «Я одѣвался во вретище, изнурялъ постомъ душу мою» (ІІсал. 34, 13). Постился и великій пророкъ Илія, постились и другіе пророки. Постомъ люди настолько угождали Богу, что Богъ прощалъ имъ всѣ грѣхи. Изъ Свящ. Писанія, напр., извѣстно, что жителей города Ниневіи, которые тяжко и много согрѣшали, Господь хотѣлъ наказать, но они объявили постъ, раскаялись и Господь простилъ ихъ (Іон. 3). Изъ Св. Евангелія видно, что Предтеча и Креститель Господень Іоаннъ былъ великій постникъ. Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, живя на землѣ, совершалъ подвигъ поста, о чемъ въ Св. Евангеліи говорится слѣдующее: «тогда Іисусъ возведенъ былъ Духомъ въ пустыню, для искушенія отъ діавола. И, постившись сорокъ дней и сорокъ ночей, напослѣдокъ взалкалъ» (Мѳ. 4, 1-2). Господь Іисусъ Христосъ даже научилъ насъ, какъ должно поститься. «Когда поститесь, говоритъ Господь во Св. Евангеліи, не будьте унылы, какъ лицемѣры; ибо они принимаютъ на себя мрачныя лица, чтобы показаться людямъ постящимися. Истинно говорю вамъ, что они уже получаютъ награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не предъ людьми, но предъ Отцемъ твоимъ, Который втайнѣ; и Отецъ твой, видящій тайное, воздастъ тебѣ явно» (Мѳ. 6, 16-18). Значитъ, Отецъ Небесный, какъ видно изъ словъ Спасителя, такъ любитъ тѣхъ людей, которые постятся, что даже награждаетъ ихъ. О Своихъ ученикахъ и о всѣхъ христіанахъ Господь сказалъ, что они всѣ должны будутъ поститься, когда Онъ вознесется на небо. «Придутъ дни, говоритъ Спаситель, когда отнимется у нихъ женихъ (т. е. Іисусъ Христосъ), и тогда будутъ поститься» (Мѳ. 9, 15) Однажды одинъ человѣкъ привелъ къ ученикамъ Христовымъ своего бѣсноватаго сына и просилъ, чтобы они исцѣлили его. Ученики не могли изгнать изъ больного отрока бѣса. Тогда отецъ больного юноши сталъ о томъ-же просить Господа и Господь однимъ словомъ Своимъ изгналъ изъ больного бѣса. Ученики спросили Спасителя: «почему мы не могли изгнать его» (бѣса)? Господь отвѣтилъ: «сей родъ, т. е. діаволъ, изгоняется только молитвою и постомъ» (Мѳ. 17, 19. 21). Видите-ли, братіе, какъ высоко цѣнитъ постъ Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Изъ словъ Спасителя видно, что постъ страшенъ даже для діавола, вѣчнаго искусителя на зло. Подчиняясь волѣ Божіей, постились и сами св. Апостолы; а они то наилучше знали, что угодно и что не угодно Богу, ибо ихъ училъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ. О томъ, что апостолы постились, говорится такъ въ Свящ. Писаніи: «когда они (Апостолы) служили Господу и постились, Духъ Святый сказалъ: отдѣлите мнѣ Варнаву и Савла на дѣло, къ которому Я призвалъ ихъ. Тогда они, совершивши постъ и молитву и возложивши на нихъ руки, отпустили ихъ» (Дѣян. 13, 2-3). Апостолъ Павелъ говоритъ о себѣ и о всѣхъ апостолахъ въ Свящ. Писаніи такъ: «Мы являемъ себя подъ ударами, въ темницахъ, въ изгнаніяхъ, въ трудахъ, въ бдѣніяхъ, въ постахъ» (2 Кор. 6, 5).
Много, очень много есть и другихъ мѣстъ въ Свящ. Писаніи, гдѣ сказано, что постъ установленъ Самимъ Богомъ и что всѣ святые люди строго соблюдали посты. Нѣтъ надобности приводитъ эти мѣста, такъ какъ и приведенныхъ довольно, чтобы вы видѣли, что постъ есть не человѣческое измышленіе, а установленіе Божіе, полезное для нашей души и тѣла и угодное Богу дѣло. Поэтому, будьте осторожны, строго соблюдайте св. посты и никогда не нарушайте ихъ. Кушать скоромное въ постъ можетъ только больной, но и то не иначе, какъ послѣ разрѣшенія духовника-священника. Смотрите-же, оберегайтесь сектантовъ-соблазнителей, чтобы вамъ, ради пищи тлѣнной, не потерять царствія небеснаго. – Аминь.
П. Р.
«На служеніе Слову Христовой Истины». № 13-й. Безплатное приложеніе къ № 11-му «Вѣстника Виленскаго Св.-Духовскаго Братства» за 1914 г. Ст. 51-54.