Поученіе въ Великій постъ предъ говѣніемъ

Наступилъ Великій постъ, прійдется каждому изъ насъ говѣть, исповѣдываться и причаститься св. таинъ. Посему я поговорю сегодня съ вами о томъ, какъ должно исповѣдываться предъ духовниковъ въ своихъ грѣхахъ.

Многіе изъ васъ приготовляются къ исповѣди и каются во грѣхахъ не такъ, какъ слѣдуетъ. Нужно намъ, братіе, подумать объ этомъ, нужно поразмыслить, чтобы исповѣдь приносила спасеніе души, очищеніе отъ грѣховъ, а не осужденіе.

Когда кто хочетъ исповѣдываться, онъ обязанъ прежде нѣсколько дней сряду посѣщать церковь Божію и неопустительно слушать совершаемыя въ ней богослуженія. Частое и неотступительное хожденіе въ церковь и слушаніе богослуженій способно настроить душу христіанина на самыя лучшія мысли и чувства, обратить ихъ отъ земли къ небу; къ Богу. А при такомъ настроеніи скорѣе можно восчувствовать недостоинство и гнусность грѣховъ, скорѣе можетъ явиться готовность и рѣшимость оставить грѣховную жизнь и жить свято предъ Господомъ и людьми.

Во время такого хожденія въ церковь необходимо намъ припоминать всѣ наши грѣхи по отношенію къ Богу и ближнимъ, припоминать не только содѣянные тяжкіе грѣхи, но и грѣховныя мысли, желанія и чувствованія, чтобы, когда придемъ на исповѣдь, могли обстоятельно разсказать духовнику свои грѣхи. Когда такимъ образомъ ты, слушатель, приговишь себя къ исповѣди, иди къ духовнику и исповѣдуй предъ нимъ свои грѣхи. Знай, что не одинъ только духовникъ слушаетъ тебя, но и Господь Богъ невидимо предстоитъ предъ тобой и слушаетъ твою исповѣдь. Зная это, пойми, съ какимъ благоговѣніемъ нужно приступать къ исповѣди, съ какою искренностію необходимо разсказывать свои грѣхи, какая должна быть рѣшимость оставить ихъ и готовность на будущее время жить свято! Знай, слушатель, что ты дѣлаешь важный шагъ въ жизни, когда исповѣдываешься; ибо, если искренно покаешься во грѣхахъ, рѣшишься жить свято, то будешь прощенъ Господомъ; если же ты неискренно будешь исповѣдываться, станешь утаивать нѣкоторые грѣхи, то не только не оправдишься, но еще большему подпадешь осужденію отъ Бога. И какая тебѣ польза, если ты станешь утаивать свои грѣхи? Кого ты думаешь этимъ ввести въ заблужденіе? – Духовника, пожалуй, введешь, но Бога никогда. Онъ всевѣдущій знаетъ тайны и сокровеннѣйшія мысли и чувства человѣка, знаетъ, что ты Его обманываешь, и такого грѣха не проститъ тебѣ. Запомни, слушатель, все это твердо въ своей памяти и иди къ духовнику на исповѣдь съ высокимъ благоговѣніемъ; представляй себѣ, что идешь къ Богу, что Онъ невидимо пріемлетъ исповѣданіе твое. Во время самой исповѣди не жди, пока духовникъ спроситъ тебя о грѣхахъ, но самъ искренно разсказывай ихъ безъ утайки и разсказывай все, что сдѣлалъ, разсказывай грѣхи не только такіе, которые сдѣланы новые отъ прошлой исповѣди, но и такіе, въ которыхъ ты хотя и признался на прошлой исповѣди, но все-таки продолжалъ дѣлать ихъ. Не извиняйся на исповѣди, что ты не можешь припомнить своихъ грѣховъ: это не извиняетъ тебя, но больше осуждаетъ. Это указываетъ на то, что ты живешь безъ памятованія о твоемъ спасеніи; безъ памятованія о Богѣ, требующемъ отъ насъ доброй жизни, и, наконецъ, это показываетъ, что ты живешь безъ сознанія различія добра и зла. Кто ставитъ себѣ правиломъ жить свято и честно предъ Богомъ и людьми, тотъ, если и дѣлаетъ по человѣческой слабости уклоненія отъ этого правила, скоро приходитъ въ сознаніе своего грѣха и старается исправиться.

Каяться во грѣхахъ нужно съ вѣрою въ Господа и съ упованіемъ на милость Его. Безъ этого самое искреннее покаяніе не принимается Господомъ и не прощаются грѣхи. Примѣръ сему мы имѣемъ въ Іудѣ предателѣ, который, продавши за тридцать сребренниковъ своего Учителя и Господа, хотя и созналъ свою вину и возвратилъ сребренники, сказавъ: «продалъ я кровь неповинную», – но не имѣлъ вѣры въ Спасителя, не уповалъ на Его милость и умеръ лютою смертію, какъ нераскаянный грѣшникъ.

Когда ты, слушатель, разскажешь свои грѣхи, покаешься въ нихъ, духовникъ обыкновенно для твоей пользы налагаетъ на тебя эпитимію, которая выражается въ томъ, что онъ велитъ тебѣ за твои грѣхи сдѣлать нѣсколько поклоновъ, произнести нѣкоторыя молитвы, подать милостыню и т. п. Эти эпитиміи назначаются тебѣ для твоей же пользы душевной, для того, чтобы ты лучше восчувствовалъ свои грѣхи, полюбилъ жизнь благочестивую. Постарайся выполнить въ точности данную тебѣ духовникомъ эпитимію, иначе ты сдѣлаешься ослушникомъ Его власти, данной Господомъ.

Братія! будемъ приготовляться къ исповѣди, какъ должно; самую же исповѣдь не для вида станемъ выполнять, а искренно, чистосердечно. Будемъ достойно каяться, чтобы въ исповѣди получить отпущеніе нашихъ грѣховъ и затѣмъ достойно приступить къ причастію св. таинъ Христовыхъ. Аминь.

 

Священникъ Е. Тарчевскій.

 

«Слово Подольскихъ пастырей къ пасомымъ». Приложеніе къ Подольскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ. 1901. № 6-7. С. 1-4.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: