Поученіе о цѣломудріи или дѣвственности.

Глаголѣ безбрачнымъ и вдовицамъ, добро имъ есть, аще пребудутъ, якоже и азъ

(1 Кор. VII, 8).

 

Въ такихъ словахъ св. апостолъ Павелъ восхваляетъ дѣвственность. Дѣвственникамъ, по его мнѣнію, хорошо еще въ настоящей жизни. Почему же такъ?

Люди, обязавшіяся супружескимъ союзомъ, вмѣстѣ, съ этимъ послѣднимъ обязуются законами – божественнымъ и естественнымъ пещись сколько о самихъ себѣ, столько же и о семействѣ своемъ, – его содержаніи и вообще его нуждахъ житейскихъ, матеріальныхъ и духовныхъ: оженивыйся печется о мірскихъ, како угодити женѣ (1 Кор. VII, 33). Напротивъ, безбрачные и всѣ дѣвственники и дѣвственницы, хотя также не безъ заботъ мірскихъ проводятъ настоящую жизнь, но ихъ заботы сравнительно съ брачными гораздо меньше и легче, а слѣдовательно имъ легче и удобнѣе думать о своемъ душеспасеніи: неоженишися, говорить апостолъ Павелъ, печется о Господнихъ, како угодити Господеви и дѣва непосягшая печется о Господнихъ, како угодити Господеви, да будетъ свята и тѣломъ и духомъ (1 Кор. VII, 33 и 34)

Дѣвственники, отвергнувъ утѣшеніе супружества и, такимъ образомь, избавивъ себя отъ разнообразныхъ житейсаихь попеченій, занимающихъ у насъ большую часть времени нашей жизни, тѣмъ самымъ сохраняютъ душу свою отъ тѣхъ недостатковъ, которые бываютъ даже въ честныхъ супружествахъ, и уготовляютъ себѣ тѣмъ большую награду въ вѣчности, чѣмъ труднѣе борьба съ плотію. Слово Божіе обѣщаетъ дѣвственникамъ въ будущей жизни особую награду: сіи суть, говоритъ тайновидецъ Іоаннъ Богословъ, иже съ женами не осквернишася: зане дѣвственницы сутъ: сіи наслѣдуютъ агнцу, аможе аще пойдетъ: сіи суть куплены отъ людей первенцы Богу и агнцу (Ап. XIV, 4).

Впрочемъ, да не подумаетъ кто-либо изъ васъ, возлюбленные слушатели, что только одни дѣвственники и могутъ быть цѣломудренны и чисты предъ Богомъ. Цѣломудріе возможно и доступно для всѣхъ насъ, какъ и для дѣвственниковъ. Кто же изъ васъ, спросите вы, можетъ быть цѣломудренъ? Цѣломудренъ тотъ, кто свято хранить свое дѣвство, доколѣ Господь благословитъ ему вступить въ св. бракъ. Святъ душею и цѣломудренъ тѣломъ и тотъ, кто, связавъ себя узами супружества, проводитъ жизнь брачную согласно съ заповѣдями Божіими. Изъ исторіи св. Божіихъ мы видимъ, что многіе изъ нихъ были семейные, каковы, напр., всѣ ветхозавѣтные праотцы, св. Пророкъ Моѵсей, царь и пророкъ Давидъ и другіе, однако же брачная жизнь не помѣшала имъ содѣяаться кому отцомъ вѣрующихъ, кому вождемъ народа Божія, чудотворцемъ и другомъ Божіимъ, кому органомъ благодати Божіей и пѣвцомъ Глаголовъ Божіихъ, а всѣмъ вообще – наслѣдниками царствія небеснаго, въ которое не имать внити всяко скверно (Апок. XXI, 27). Такъ любезна и вожделенна предъ Богомъ добродѣтель цѣломудрія: она и на землѣ на возлюбившихъ ее привлекаетъ благословеніе Господне, и на небѣ уготовляетъ имъ особую награду.

Возлюбленные слушатели! возлюбимъ сердцемъ и душею добродѣтель цѣломудрія, будемъ хранить въ чистотѣ и непорочности тѣло наше – храмъ Св. Духа и душу нашу, уцѣломудримся духовно и тѣлесно.

Ты же, Христе Спасителю нашъ, «пречестный дѣвственныхъ цѣломудріе, предвѣчный грѣшникомъ спасеніе» (1-й икосъ Акаѳ. Іисусу) Самъ всесильною своею благодатію «соблюди насъ отъ всякаго мечтанія, и темныя сласти кромѣ: устави стремленіе страстей: угаси разжженія возтанія тѣлеснаго: даждь намъ цѣломудреннѣ пожити: дѣлы и словесы: да добродѣтельное жительство воспріемлюще обѣтованныхъ не отпадемъ благихъ твоихъ, яко благословенъ еси во вѣки» (6-я молитва на сонъ грядущимъ). Аминь.

Суджанского уѣзда, села Черкасскаго-Порѣчнаго,

Крестовоздвиженской церкви священникъ Іоаннъ Титовъ.

«Курскія Епархіальныя Вѣдомости». 1886. № 4. Отд. Неофф. С. 192-194.

 

***

МОЛИТВА О ЦѢЛОМУДРІИ.

Изъ «Домашняго молитвослова для усердствующихъ» (Харбинъ 1943).

Господи Іисусе Христе, любителю цѣломудрія и чистоты! Исцѣли немощную душу мою, обуреваемую похотною страстію: уцѣломудри мой умъ, да не источаетъ прочее помышленій нечистыхъ и воспоминаній нелѣпыхъ: очисти и обнови мое сердце, – да не будетъ въ немъ сладострастныхъ похотей и желаній неподобныхъ; исправи мою волю; научи и укрѣпи «распинати плоть мою со страстьми и похотьми» (Гал. V. 24), укрѣпи и освяти всего мя благодатію Святаго Твоего Духа, да непрестанно обдержитъ мя ревность мыслити и творити, точію яже Тебѣ благоугодная: да преуспѣвая въ чистотѣ и непорочности, сподоблюся по милости Твоей въ жизни сей быти подъ кровомъ Твоея Благости, и въ будущемъ вѣцѣ да улучу спасеніе вѣчное со всѣми, Тебѣ благоугодившими. Аминь.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: