Почему св. Церковь торжественно празднуетъ Введеніе во храмъ Пресвятой Богородицы?

«Въ храмѣ Божіи ясно Дѣва является,

и Христа всѣмъ предвозвѣщаетъ» (Троп. празд.).

 

Давно истомившееся человѣчество ожидало обѣтованнаго Мессію–Избавителя. Обѣщаніе Божіе – «Сѣмя жены сотретъ главу змія» (Быт. ІІІ, 15) – долгое время было единственнымъ упованіемъ, единственнымъ сладостнымъ утѣшеніемъ и высшею радостію многихъ поколѣній ветхозавѣтнаго человѣчества. Съ какою радостью, съ какимъ нетерпѣніемъ еще наши прародители ожидали пришествія этого «Сѣмени», можно видѣть уже изъ того, что они въ родившемся сынѣ – первенцѣ своемъ – думали видѣть Избавителя–Богочеловѣка и назвали его Каиномъ, что значитъ «пріобрѣтено нами спасеніе».

И какъ горько они ошиблись: не Спасителя, а перваго убійцу–человѣка они нашли въ первомъ сынѣ своемъ. Далѣе во всякомъ горѣ, во всякой бѣдѣ взоры человѣчества обращались къ обѣтованному «Сѣмени» и отъ Него ожидалось избавленіе и спасеніе отъ всѣхъ бѣдъ.

Поражала-ли человѣка болѣзнь и лучшіе люди, подобно Іову, взывали: «знаю, что Искупитель мой живъ, и Онъ въ послѣдній день возставитъ изъ праха распадающуюся кожу мою» (Іов. XIX, 25).

Но... увы, проходили вѣка и тысячелѣтія, а Спаситель не являлся. Поглощала-ли кого-нибудь смерть и вѣрующіе въ будущаго Избавителя–Мессію съ отрадною надеждою думали: вотъ скоро придетъ Спаситель и смерти уже не будетъ и тогда люди съ восторгомъ станутъ говорить: «гдѣ твое, смерте, жало? гдѣ твоя, аде, побѣда» (Ос. ХІІІ, 14)? Но милліоны людей съ печалію сходили во адъ, а Побѣдителя ада и смерти все нѣтъ и нѣтъ. Происходила вражда между людьми, возставалъ народъ на народъ и царство на царство; лучшіе люди воздыхали и говорили: вотъ скоро придетъ Примиритель и люди «раскуютъ мечи свои на орала и копья свои на серпы и не будутъ уже учиться воевать» (Ис. II, 4; Мих. IV, 3). Но кровь лилась по прежнему; сильный тѣснилъ и порабощалъ слабаго, мечи и копья не только не перековывались на серпы и сохи, а напротивъ, – изобрѣтались все новыя и новыя орудія для истребленія рода человѣческаго, а Примиритель все не идетъ. Зло въ мірѣ росло съ удивительною силою, оно готово было залить собою весь міръ, поработить себѣ все человѣчество: «вси уклонишася, – свидѣтельствуетъ ветхозавѣтный праведникъ – вкупѣ неключимы быша: нѣсть творяй благостыню, нѣсть до единаго» (Ис. ХII, 3), а Спаситель все не идетъ....

Чаяніе Израиля! Утѣха всѣхъ людей! – взывали тогда люди. Гдѣ Ты скрылся? «О, Господи, спаси-же! О, Господи, поспѣши-же» (Пс. СХVІІ, 25).

Но вотъ – «въ храмѣ Божіи ясно Дѣва является»... Съ какою радостью встрѣтилъ Ее тамъ Первосвященникъ! Объятый Духомъ Божіимъ, онъ узналъ, что эта Отроковица – вмѣстилище Божественной благодати, что Она болѣе всѣхъ достойна предстоять предъ Лицомъ Бога. Просвѣщенный Божественнымъ Духомъ, Первосвященникъ ясно увидѣлъ, что эта Отроковица и есть Та Святая, непорочная Жена, отъ Которой воплотится Сынъ Божій–Христосъ. Озаренный Духомъ Святымъ, Первосвященникъ ясно увидѣлъ, что предъ нимъ Та Святая Дѣва, о Которой предвозвѣщали св. Пророки, Которая сподобится быть вмѣстилищемъ Невмѣстимаго, что это есть Та Святая Дѣва, чрезъ Которую «радость возсіяетъ», чрезъ Которую «клятва исчезнетъ», что эта-то Святая Дѣва и есть «падшаго Адама воззваніе», что Она-то и есть – «слезъ Евиныхъ избавленіе».... Что удивительнаго послѣ сего, если Первосвященникъ ввелъ Ее «во святая святыхъ»? Гдѣ же и быть одушевленному Кивоту Божію, какъ не въ самой сокровеннѣйшей, самой таинственнѣйшей, самой святѣйшей части храма Божія?

Тогда весь Іерусалимъ собрался смотрѣть на трехлѣтнюю Отроковицу, окруженную такою славою и возвеличенную необыкновенными почестями. И не только граждане земного Іерусалима стремились увидѣть преславное введеніе Пречистой Дѣвы Маріи во храмъ, но и жители горняго Іерусалима – святые ангелы – удивились этому неизреченному видѣнію, какъ объ этомъ воспѣваетъ нынѣ св. Церковь: «Ангели вхожденіе Пречистыя зряще, удивишася, како Дѣва вниде во святая святыхъ».

Теперь ясно было для всѣхъ, что скоро придетъ обѣщанный Избавитель. – Чаяніе и Утѣха всего Израиля. Теперь уразумѣли всѣ, что недолго еще будетъ царить тьма, что скоро возсіяетъ Солнце Правды – Христосъ Господь, истинный Свѣтъ для просвѣщенія всѣхъ народовъ, что близится время спасенія всего человѣческаго рода, что скоро наступитъ новое царство – царство свѣта, истины, добра, святости и блаженства.

«Радуются духомъ» (стих. 2-я на вел. вечер.) родители Пренепорочной Дѣвы при разлукѣ съ своею Дочерью, – радуются, а не скорбятъ, и не только радуются, но и пророчествуютъ, говоря Ей: «гряди, Дщерь наша, къ Тому, Кто даровалъ намъ Тебя; гряди, одушевленный Кивотъ Господень, къ многомилостивому Владыкѣ; гряди, Ковчегъ Слова, въ храмѣ Господень; войди въ Церковь Божію, радость и веселіе міра!» (Чет.-Мин. 21 нояб.). Ты «воистинну выше всѣхъ еси, Дѣва чистая» (пѣснь кан. 9-я). Ты, подлинно, – «селеніе небесное» (Конд. праздн.). Ты – предусмотрѣнное отъ вѣка «исполненіе Зиждителева смотрѣнія» (Троп. праздн.). Поэтому-то Первосвященникъ Захарія, принявъ Отроковицу, сказалъ родителямъ Ея: «блаженны вы, родители такой Отроковицы; блаженны вы, принесшіе Господу такой благословенный даръ; ваша радость – всемірная радость; ваша слава – общее веселіе!» (Слово св. Германа, патр. Конст.)

Вотъ почему, возлюбл. братіе, св. Церковь такъ торжественно празднуетъ введеніе во храмъ Пресвятой Богородицы. Вотъ почему св. Церковь и начинаетъ нынѣ воспѣвать: «Христосъ раждается – славите, Христосъ съ небесъ – срящите; Христосъ на земли – возноситеся».

Въ этой-то священной пѣсни и пусть каждый ищетъ нынѣ для себя нравственнаго наставленія и назиданія.

И не безъ разума, конечно, св. Церковь опредѣлила съ праздника Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы пѣть эту торжественную, эту радостную пѣснь. Отнынѣ Св. Дѣва вселяется въ храмъ Господень, чтобы содѣлаться достойною быть Матерію Господа: будемъ же и мы, слыша отнынѣ радостную вѣсть о Грядущемъ родитися Христѣ, достойно пріуготовлять себя къ Его срѣтенію.

«Христосъ раждается – славите!». Будемъ славить Христа не словомъ только, но и богоугодными дѣлами.

«Христосъ съ небесъ – срящите!». Поспѣшимъ на встрѣчу Христу, предварительно приготовившись къ этому въ текущій постъ. Очистимъ себя отъ всякой скверны плоти и духа, усмиримъ и обуздаемъ страсти свои, которыя отъ юности нашей непрестанно обуреваютъ и волнуютъ нашу душу.

«Христосъ на земли – возноситеся!». Недостаточно только очистить душу отъ всякой скверны, нужно еще и украсить ее добрыми мыслями, словами и дѣлами, чтобы она сдѣлалась чрезъ это достойною принять Господа, чтобы Ему было пріятно въ ней.

Возлюбленные братіе! Дѣва днесь входитъ въ храмъ Божій и Господь сходитъ на землю отъ престола славы Своей. Будемъ же и мы чаще посѣщать храмъ Господа, чтобы достойно срѣтить Его, возносясь всѣмъ нашимъ умомъ и сердцемъ отъ земли на небо. Такъ приготовившись къ встрѣчѣ Христа–Господа, мы тогда, въ день празднованія пришествія Его во плоти, неосужденно и нелицемѣрно будемъ воспѣвать Ему ангельскую пѣснь: «Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе!». Аминь.

І. А.

 

Пѣснь Пресвятой Богородицы.

Величитъ душа моя Господа Бога,

Величитъ и славитъ въ восторгѣ своемъ:

Торжественно хвалитъ Творца Всеблагого,

Ликуетъ о Богѣ и Спасѣ Моемъ.

    Онъ, Кроткій, призрѣлъ на смиренье рабыни.

    Его возлюбившей отъ первыхъ годовъ,

    Призрѣлъ, – и Меня во всемъ мірѣ отнынѣ

    Прославятъ народы всѣхъ странъ и вѣковъ.

Онъ, Сильный, величіе Мнѣ совершаетъ,

Да славится Имя святое Его,

Да въ роды родовъ Его милость спасаетъ

Всѣхъ, трепетно чтущихъ Творца своего.

    Онъ міру явилъ цѣлымъ рядомъ дѣяній

    Державную власть Свою въ жизни людей:

    Онъ гордыхъ рожденьемъ и силою знаній

    Разсѣялъ волненьемъ ихъ думъ и рѣчей.

Онъ съ троновъ низринулъ тирановъ надменныхъ,

Смиренныхъ же духомъ вознесъ надо всѣмъ;

Онъ алчущимъ правды далъ благъ неизмѣнныхъ,

А самодовольныхъ отринулъ ни съ чѣмъ.

    Онъ снова подъ кровъ Свой приблизилъ сердечно

    Израиля, сына любимаго Имъ,

    И милость, что Самъ обѣщалъ Онъ предвѣчно,

    Являетъ Онъ нынѣ созданьямъ Своимъ.

Ту милость великую, что многократно

Вѣщалъ чрезъ пророковъ въ дни нашихъ отцовъ,

Ее Аврааму являлъ благодатно

И даруетъ всѣмъ до послѣднихъ вѣковъ!

С. П.

«Таврическій Церковно-Общественный Вѣстникъ». 1911. № 33. С. 1291-1296.

Возведение Иерусалимского храма Самолоном и перенесение Ковчега из Скинии Давида в храм. Современная греческая икона.

Ветхая скиния и храм служили прообразами Пресвятой Богородицы. Своим богослужением Св. Церковь учить что праздник Введения Пресвятой Богородицы есть день в который новая Скиния в образе Пресвятой Девы, взошла в скинию ветхую, заменив ее Собою.

 

 


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: