П. Геѳсиманскій – Второпервая суббота: Лк. 6, 1.

Христос не запрещавший ученикам срывать колосья. Миниат. с визант. Евангелиария XI в. в мон. Дионисиат на Афоне.

 

Евангелисты Матѳей (12, 1-8), Маркъ (2, 23-28) и Лука (6, 1-5) передаютъ фактъ, какъ Іисусъ Христосъ «проходилъ засѣянными полями, и ученики его срывали колосья и ѣли, растирая руками», а фарисеи обвиняли ихъ за то въ нарушеніи субботы. Событіе это случилось, по точному опредѣленію времени св. Лукою, «въ субботу второпервую». Въ греческомъ текстѣ Евангелія мы встрѣчаемъ то же самое слово: ἑν σαββάτῳ δευτεροπρώτῳ. Такое опредѣленіе какой-то субботы служило и служитъ камнемъ преткновенія для всѣхъ ученыхъ изслѣдователей Св. Писанія. Преткнулись здѣсь и наши переводчики Евангелія на русскій языкъ, замѣнивъ подлинное слово Евангелиста своимъ толкованіемъ, не совсѣмъ точнымъ. Мы сопоставимъ славяно-греческій текстъ съ русскимъ.

«Бысть же въ субботу второпервую – ἑν σαββάτῳ δευτεροπρώτῳ – ити Ему сквозѣ сѣянія». Въ русскомъ же переводѣ Евангелія читаемъ такъ: «Въ субботу, первую по второмъ днѣ Пасхи, случилось Ему проходить засѣянными полями»...

Отступленіе отъ подлиннаго текста явное и грамматически неправильное. Сложное опредѣлительное слово «второпервую» относится къ одному существительному «суббота», а не расчленяется на двѣ половины – второй день Пасхи и первая суббота. Если бы евангелистъ имѣлъ въ виду такое расчлененіе сложнаго опредѣлительнаго слова, то онъ такъ бы и поступилъ. Очевидно, выраженіе «второпервая» суббота есть техническое названіе какой-то опредѣленной субботы. извѣстное какъ писателю Евангелія, такъ и читателямъ его. Иначе евангелистъ не оставилъ бы этого слова безъ поясненія, какъ это встрѣчаемъ мы у всѣхъ евангелистовъ въ подобныхъ случаяхъ.

Что же это за суббота?

Коротко и ясно сказать, это – вторая суббота послѣ пасхальной субботы и первая, съ которой начинается счетъ субботъ для опредѣленія праздника Пятидесятницы. Эта суббота устанавливаетъ еврейскій календарь, по которому Пасха, т. е. 15 Нисана, всегда совпадала, съ субботой, какъ и у насъ Пасха всегда бываетъ въ воскресенье. Отсюда 15 Нисана – первый день Пасхи – было въ субботу, а 22 Нисана – была второпервая суббота. Съ этой субботы начинался счетъ семи полныхъ субботъ для опредѣленія праздника Пятидесятницы, которая, поэтому, всегда приходилась въ субботу.

Такой календарный порядокъ установленъ Самимъ Богомъ въ Законѣ Моисея. Обращаемся къ нему.

Въ 23 гл. кн. Левитъ мы читаемъ: «Въ первый мѣсяцъ, въ четырнадцатый (день) мѣсяца вечеромъ Пасха Господня. И въ пятнадцатый день того же мѣсяца праздникъ опрѣсноковъ Господу. Семь дней ѣшьте опрѣсноки» (ст. 5-6). Счетъ этихъ дней точнѣе опредѣляется въ 12 гл. кн. Исходъ: «Съ четырнадцатаго дня перваго мѣсяца, съ вечера ѣшьте прѣсный хлѣбъ до вечера двадцать перваго дня того же мѣсяца» (ст. 18). У евреевъ день всегда начинался съ вечера и оканчивался вечеромъ. «Въ первый день (15 Нисана) да будетъ у васъ священное собраніе, и въ седьмый день (21 числа) священное собраніе» (ст. 16). На другой день праздника (16 Нисана) священникъ возносилъ первый снопъ жатвы предъ Господомъ (Лев. 23, 10-11). Вечеромъ седьмого дня (21 числа) заканчивался праздникъ опрѣсноковъ, и на слѣдующій день (22 числа) была второпервая суббота. Отъ этой именно субботы и начиналось вычисленіе времени для опредѣленія Пятидесятницы. «Отсчитайте себѣ отъ перваго дня послѣ праздника (т. е. по прошествіи 15 Нисана), отъ того дня (т. е. начиная съ того дня), въ который приносите снопъ потрясенія (т. е. съ 16 Нисана), семь полныхъ недѣль (субботъ), до перваго дня седьмой недѣли отсчитайте пятьдесятъ дней, и тогда принесите новое хлѣбное приношеніе Господу» по случаю праздника жатвы, т. е. Пятидесятницы (ст. 15-16). Такимъ образомъ, получается такое вычисленіе: отъ Пасхи до Пятидесятницы семь полныхъ недѣль со второго дня праздника (16 Нисана), а со включеніемъ перваго дня будетъ пятьдесятъ дней. Если все время вычисляется субботами. т. е. полными недѣлями, то, само собой разумѣется, что между пасхальной субботой (15 Нисана) и второпервой, съ которой начинается счетъ субботъ для праздника Пятидесятницы. должна быть полная недѣля, т. е. семь дней, такъ что второпервая суббота будетъ восьмымъ днемъ послѣ Пасхи, т. е. 22 Нисана. Слѣдовательно, Пасха всегда совпадала съ субботой. Иначе, если бы Пасха (15 Нисана) падала на какой-либо другой день недѣли, то не было бы полнаго числа дней отъ Пасхи до Пятидесятницы. Нужно помнить, что евреи недѣли всегда считали субботами, т. е. отъ субботы до субботы.

Что между Пасхой (15 Нисана) и второпервой субботой была полная недѣля, это подтверждается указаніемъ и кн. Второзаконія. Въ 16 гл. мы читаемъ: «Семь седьмицъ отсчитай себѣ; начинай считать семь седмицъ съ того времени, какъ появится серпъ на жатвѣ» (ст. 9). Но серпъ на жатвѣ появлялся на второй день праздника (16 Нисана), когда приносили къ скиніи первый снопъ для потрясенія передъ Господомъ. Слѣдовательно, съ 16 Нисана до Пятидесятницы семь субботъ, семь полныхъ недѣль, т. е. 49 дней, а съ добавленіемъ Пасхальной субботы – 15 Нисана будетъ ровно пятьдесятъ дней.

Итакъ, «второпервая» суббота – эта суббота, падавшая на 22 Нисана, ровно чрезъ недѣлю послѣ пасхальной субботы 15 Нисана. Это была полная «суббота»[1]. Считалась она «второй» послѣ пасхальной и «первой» въ счетѣ послѣдующихъ семи субботъ для опредѣленія времени празднованія Пятидесятницы. А что у евреевъ дни недѣли совпадали съ опредѣленными числами, это легко объясняется тѣмъ, что годъ у нихъ былъ лунный, что мѣсяцъ опредѣлялся фазисами луны, т. е. состоялъ изъ 28 дней, что для сохраненія равновѣсія въ числахъ они вставляли цѣлыя недѣли, а черезъ три года у нихъ набѣгалъ цѣлый мѣсяцъ, по счету тринадцатый. Для установки правильнаго соотношенія между числами и днями недѣли у нихъ выработана была цѣлая система, за точнымъ выполненіемъ которой строго слѣдили первосвященники и весь синедріонъ. Обстоятельство – важное. Съ этой системой тѣсно связывалось празднованіе всѣхъ праздниковъ; а въ праздникахъ заключалась и отливалась ихъ вся жизнь, какъ религіозная, такъ и сельско-хозяйственная. Самые праздники ихъ важнѣйшіе носили названія, которыя указывали на ихъ связь съ земледѣліемъ, какъ напримеръ, Пасха – начало жатвы ячменя, Пятидесятница окончаніе жатвы пшеницы, Кущей – праздникъ собиранія плодовъ. Новомѣсячія и начало новаго года, какъ церковнаго, такъ и гражданскаго совпадали съ днемъ субботы и праздновались торжественно, а въ законѣ эти праздники и называются субботами.

 

Геѳсиманскій П.

 

«Херсонскія Епарихальныя Вѣдомости». 1913. № 11. Отд. Неоффиц. С. 285-288.

 

[1] Словомъ «суббота» евреи обозначали и полную недѣлю, т. е. семь дней: Лук. 18, 12.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: