Объясненіе словъ: «исполненіе церкве Твоея сохрани».

Въ молитвахъ, читаемыхъ іереемъ при совершеніи литургіи и произносимыхъ имъ и тайно и въ слухъ народа, неоднократно встрѣчается выраженіе: «исполненіе церкве Твоея сохрани». Въ первый разъ эти слова встрѣчаются въ молитвѣ втораго антифона, читаемой священникомъ тайно. Въ другой разъ они буквально повторяются въ заамвонной молитвѣ, произносимой въ слухъ всего народа.

Обыкновенный смыслъ сихъ словъ, какъ естественно представляется съ перваго раза, относится къ внѣшней полнотѣ Церкви, къ числу ея членовъ. Молясь о благостояніи святыхъ Божіихъ церквей и о соединеніи всѣхъ, іерей, какъ предстоятель и представитель молящейся Церкви, можетъ просить у Бога и того, чтобы Онъ непреклонну, недвижиму Церковь Свою утвердилъ (Ирмосъ 3 пѣсни канона Успенію Пресв. Б-цы) и не допустилъ, чтобы кто погибъ отъ стада Христова, какъ нѣкогда и Самъ Пастыреначальникъ молился, чтобы никто не погибъ отъ врученнаго Ему стада, за исключеніемъ сына погибельнаго (Іоан. 17, 11. 12). Но ближайшее разсмотрѣніе приводимыхъ словъ заставляетъ думать о внутренней полнотѣ, которая служитъ основаніемъ полноты внѣшней. Св. Василій Великій (посл. къ Діодору Тарсскому) въ объясненіе сихъ словъ даетъ разумѣть, что здѣсь говорится о полнотѣ таинствъ, молитвъ, приношеній и вообще всего, что необходимо для жизни христіанъ и для того, чтобы не оскудѣвала въ церквахъ полнота. Такъ какъ молитвы антифоновъ на литургіи Іоанна Златоуста взяты изъ литургіи Василія Великаго, то мы и остановимся на приведенномъ объясненіи сего святаго отца.

Итакъ, что же такое полнота Церкви?

Соотвѣтственно тому, что говоритъ св. Василій Великій, это, во-первыхъ, есть полнота Божественной благодати, подающей все изобильно и восполняющей оскудѣвающее; слѣдовательно полнота даровъ Духа Святаго, непрерывно подаваемыхъ и изливаемыхъ въ священныхъ таинствахъ и другихъ священнодѣйствіяхъ Церкви; это, во-вторыхъ, потому, полнота священнодѣйствій, молитвъ, приношеній и всего, чѣмъ освящается жизнь христіанина; это, далѣе, полнота духовной жизни христіанъ, обнаруживающаяся въ обиліи духовныхъ дарованій, силъ и добродѣтелей членовъ Церкви; это, наконецъ, полнота христіанской любви, поддерживающей взаимный миръ между членами Церкви и устраняющей всѣ поводы къ раздорамъ между ними и къ раздѣленію и раздробленію общества христіанъ, – а потому и служащей основаніемъ къ сохраненію внѣшней цѣлости и полноты Церкви, и во-первыхъ, цѣлости церковной іерархіи, охраняющей и окормляющей цѣлость стада Христова, и во-вторыхъ, цѣлости и полноты самого стада Христова, неизмѣнно пребывающаго внутрь ограды Церкви и не расточаемаго никакими хищническими вторженіями со стороны лже-учителей.

Не трудно понять, что полнота Церкви зависитъ не отъ количества членовъ, а отъ того духа, который оживляетъ общество вѣрующихъ и своею силою привлекаетъ въ Церковь и держитъ въ Церкви во взаимномъ общеніи всѣхъ членовъ ея. Какъ тогда Церковь была полною и вселенскою, когда она состояла изъ 12 учениковъ Христовыхъ или изъ 120 первыхъ послѣдователей Его, вмѣщавшихся въ Сіонской горницѣ: такъ оставалась и останется полною, когда заключала въ себѣ цѣлые народы или когда будетъ обнимать собою весь міръ. И какъ не уменьшилась она, когда отъ нея отпалъ одинъ сынъ погибельный, такъ неуменьшилась и не уменьшится и тогда, когда отъ нея отсѣкались и будутъ отдѣляться цѣлыя сотни и тысячи совращенныхъ въ ереси и расколы или нравственно развращенныхъ и грѣхами умерщвленныхъ членовъ.

Но самая благодать Св. Духа изливается на вѣрующихъ посредствомъ таинствъ, которыми освящается и поддерживается вся жизнь Церкви, такъ что прекращеніе совершенія какого-либо таинства ведетъ прямо къ ослабленію и даже къ прекращенію жизни общества христіанъ, къ духовной его смерти. Вотъ почему всѣ сектанты, отдѣляясь отъ тѣла Церкви, болѣе всего заботятся о сохраненіи у себя всѣхъ таинствъ или по крайней мѣрѣ тѣхъ изъ нихъ, которыя, по ихъ мнѣнію, поддерживаютъ жизнь Церкви, – и хотя очень часто неправильно смотрятъ на таинства или неправильно ихъ совершаютъ, но признаютъ ихъ жизненное значеніе для своей общины. Между тѣмъ, какъ бы въ обличеніе самой неправды и неправоты еретиковъ и раскольниковъ, заблужденіе чаще всего касается или цѣлости таинствъ или правильности совершенія ихъ, или дѣйствительности значенія ихъ. Такъ мы видимъ, что большая часть еретиковъ, вслѣдствіе того или другаго догматическаго заблужденія, отвергали нѣкоторыя таинства или унижали ихъ значеніе для Церкви, смотрѣли на нихъ, какъ на простые обряды или на внѣшніе знаки внутренней вѣры, какъ на символы. Другіе же еретики хотя и удерживали таинства во всемъ ихъ объемѣ, но ослабляли ихъ силу неправильнымъ совершеніемъ ихъ. Напр., самая ближайшая къ нашей православной церкви – церковь Римская, вслѣдствіе неправильныхъ взглядовъ на совершеніе таинствъ мѵропомазанія, евхаристіи и елеосвященія, лишаетъ большую часть своихъ пасомыхъ благодатныхъ даровъ, сообщаемыхъ въ сихъ таинствахъ. Церковь же Лютеранская изъ семи таинствъ удержала только два – крещеше и причащеніе, да и изъ сихъ двухъ – причащеніе совершаетъ неправильно и преподаетъ ограниченно,

Оскудѣніе духа благодати въ нѣдрахъ христіанскаго общества само собою ведетъ и къ оскудѣнію жизни христіанской: нѣтъ тѣхъ обильныхъ дарованій, не видно проявленія высокой добродѣтели, нѣтъ ни самоотверженности, ни подвижничества, нѣтъ святости и чистоты нравовъ; самыя низкія страсти уживаются въ такомъ обществѣ рядомъ съ высокимъ просвѣщеніемъ, съ твердымъ характеромъ, съ неутомимою дѣятельностію, или же прикрываются холодною гуманностью, напыщенною благотворительностью, лицемѣрнымъ ханжествомъ.

Въ особенности же чувствительно для общества христіанъ оскудѣніе взаимной любви, все созидающей и сохраняющей, всему вѣрящей и все терпящей (1 Кор. 13, 4-7). Развитіе эгоистическихъ наклонностей, страсть къ наживѣ, расчетливая угодливость, затаенная вражда и зависть, притѣсненіе слабыхъ и неимущихъ, подозрительность и недовѣріе, недовольство своимъ и желаніе чужаго, поклоненіе златому тельцу, страсть къ удовольствіямъ, ропотъ въ несчастіяхъ, отчаяніе въ неудачахъ и проч. и проч., все это заурядныя явленія вездѣ, гдѣ въ обществѣ замѣчается оскудѣніе любви. А отсюда нестроенія и раздоры, нравственная распущенность и развратъ, легкомысліе въ вѣрѣ, презрительное отношеніе къ самымъ важнымъ своимъ обязанностямъ, неуваженіе къ святынѣ и т. д. И въ самомъ дѣлѣ, какого уваженія къ религіи и нравственному долгу ожидать отъ тѣхъ людей, которые и живутъ и все дѣлаютъ по разсчету? И что можетъ быть святаго и высокаго для тѣхъ, которые свои личныя страсти и удовольствія ставятъ выше всего? Религія для нихъ темное суевѣріе, сохраняемое только по невѣжеству и традиціи, и – въ лучшемъ смыслѣ – только оффиціальное установленіе, котораго обойти нельзя, потому что оно выгодно для государства. Священники, по ихъ мнѣнію, ремесленники или чиновники, эксплуатирующіе въ свою пользу извѣстныя духовныя потребности невѣжественной массы. Вѣроисповѣдныя различія считаютъ они лишь внѣшнею формою, имѣющею значеніе не болѣе того, какое имѣетъ національный костюмъ или народный обычай. Поэтому перемѣнить одну религію на другую или не принадлежать ни къ какой религіи кажется имъ дѣломъ не большой важности; такъ что если обстоятельства заставляютъ ихъ принадлежать къ какой-нибудь религіи, то они предпочитаютъ ту изъ нихъ, которая доставляетъ больше выгодъ или требуетъ меньше расходовъ, а въ крайнемъ случаѣ ту, которая пользуетея репутаціей модной религіи. Понятно, что при такомъ положеніи дѣлъ, т. е. при оскудѣніи все связывающей и оживляющей любви, оскудѣваетъ и внѣшняя полнота Церкви. И потому Церковь, основанная на любви и любовію, усиленнѣе всего молится о полнотѣ этой любви въ своихъ нѣдрахъ: ибо съ нею связана полнота всей ея жизни.

Вмѣстѣ съ заботой о сохраненіи таинствъ и о поддержаніи въ членахъ Церкви духа любви, Церковь заботится и о сохраненіи полноты того Богоучрежденнаго общества строителей таинъ Божіихъ, которое служитъ въ Церкви носителемъ и органомъ Св. Духа, изливающагося въ таинствахъ, – т. е. объ іерархіи. И въ этомъ отношеніи мы видимъ, что неправославныя общества, отступивъ отъ единства Церкви Христовой, сами для себя закрыли этотъ благодатный источникъ, или совсѣмъ отвергнувъ іерархію или прервавъ правильное преемство ея. А съ сокращеніемъ іерархіи естественно сокращается или съуживается кругъ священнодѣйствій, моленій, обрядовъ и всего того, въ чемъ выражается жизнь религіознаго общества, – оскудѣваетъ полнота Церкви. Вотъ почему мы встрѣчаемъ такую скудость и бѣдность религіозной жизни тѣхъ христіанскихъ общинъ, которыя или совсѣмъ отвергли іерархію какъ ненужную, или замѣнили ее самочинными апостолами, наставниками, уставщиками и тому подобными лицами. Вся жизнь иной секты заключается въ чтеніи или пѣніи какихъ-либо псалмовъ, стиховъ, въ обломкѣ или извращеніи какого-либо обряда или таинства.

Сохраненіе таинствъ въ первоначальной ихъ чистотѣ и цѣлости, поддержаніе духа любви въ членахъ Церкви, непрерывность іерархіи – служатъ вѣрными средствами сохраненія цѣлости и полноты Церкви Христовой. Посредствомъ таинствъ вводятся въ Церковь новые члены, освящаются и укрѣпляются пребывающіе въ ней, возстановляются падшіе. Духъ любви соединяетъ разнородныхъ, примиряетъ враждебныхъ, одушевляетъ всѣхъ. Преемники же апостоловъ – іерархи, унаслѣдовавъ отъ нихъ власть и силу пасти Церковь Господа и Бога, строить тайны, созидать тѣло Христово, какъ истинные пастыри, являются вмѣстѣ и вѣрными стражами дома Христова, охраняющими цѣлость и полноту стада Христова, руководятъ къ небеснымъ пажитямъ послѣдующихъ за ними, возвращаютъ заблудшихъ, отлучаютъ непокорныхъ, отражаютъ нападенія хищниковъ, на всѣхъ низводятъ благодатныя дары Св. Духа, да будутъ вси едино съ ними и со Христомъ и пребываютъ въ единой Церкви, яже есть тѣло Его, исполненіе исполняющаго всяческая во всѣхъ (Ефес. 1, 23).

 

А. И.

 

«Екатеринбургскія Епархіальныя Вѣдомости». 1893. № 10. Отд. Неофф. С. 239-245.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: