Николай Ивановичъ Троицкiй – Псалтирь. Послѣдовательное изъясненіе славянского текста (Тула 1904-1908).
Псалтирь. Послѣдовательное изъясненіе славянского текста. Составилъ Н. Ив. Троицкiй. Выпускъ 1-й (Тула 1904); Выпускъ 2-й (Тула 1907); Выпускъ 3-й (Тула 1908).
Книга полностью выложена на сайте Тульской областной научной библиотеки >>> (PDF)
Понятіе о Псалтири.
Изъ числа священно-учительныхъ книгъ Ветхаго Завѣта вторая называется Псалтирь.
Славянское названіе ея – Псалтирь есть почти точное переложеніе греческаго слова ψαλτήριον, служившаго названіемъ одного изъ струпныхъ музыкальныхъ инструментовъ (въ родѣ арфы), который употреблялся пѣвцомъ какъ свѣтскихъ пѣсенъ, такъ и религіозныхъ пѣсней. Отсюда и названіе Псалтирь значитъ, собственно, пѣвница. Такое же названіе усвоено и книгѣ, въ которой содержатся пѣсни, составленныя священными пѣвцами и воспѣвавшіяся левитами при богослуженіи ветхозавѣтной церкви іудейской, особенно въ Іерусалимскомъ храмѣ; причемъ пѣвцы-левиты употребляли и самый инструментъ – псалтирь. Каждая такая пѣснь носитъ свое греческое названіе псаломъ, ψαλμός, что и значитъ – пѣснь, религіозная по и реимуществу.
Всѣ псалмы составлены писателями ихъ подъ вліяніемъ вдохновенія отъ Духа Божія, а посему и все содержаніе Псалтири, въ полномъ ея составѣ, боговдохновенное.
Какъ выраженіе божественнаго вдохновенія, псалмы имѣютъ и форму высокопоэтическую – лирическую и отчасти драмматическую.
По своему содержанію, псалмы суть священно-поэтическое выраженіе благоговѣйнаго, молитвеннаго настроенія боговдохновенныхъ лицъ въ разныя времена и при разныхъ обстоятельствахъ ихъ личной или общественной жизни.
Такъ какъ обстоятельства жизни псалмопѣвцевъ-писателей, въ разныя времена, были различны, то содержаніе каждаго псалма, составленнаго и воспѣтаго по поводу какого-либо обстоятельства, имѣетъ свои особенности, именно: один содержатъ молитвенное призываніе Бога на помощь, другіе – благодареніе и прославленіе Его за оказанныя Имъ милости, нѣкоторые – священный восторгъ при созерцаніи дѣйствій промысла Божія въ мірѣ и жизни человѣка и въ исторіи Израиля, какъ народа Божія по особенному избранію. Иногда составители псалмовъ, выражая свое душевное состояніе, при созерцаніи отдаленнаго будущаго, произносили, вмѣстѣ съ тѣмъ, и пророчество о будущемъ благодатномъ царствѣ Божіемъ и о божественномъ Лицѣ его Основателя – Мессіи или Іисуса Христа. Отсюда, по содержанію, псалмы раздѣляются на молитвенные, и точнѣе – просительные, благодарственные, хвалебные, – учительные, историческіе и пророческіе или мессіанскіе.
Всѣхъ псалмовъ сто пятьдесятъ.
По надписапію псалмовъ и по свидѣтельству историческихъ книгъ Ветхаго и Новаго завѣта, несомнѣнно, что большая часть Псалтири принадлежитъ Давиду – царю и пророку народа Еврейскаго. Поэтому она иногда насыпается «Псалтирь царя Давида». Кромѣ него, нѣкоторые псалмы принадлежатъ Асафу, который былъ составителемъ и вмѣстѣ пѣвцомъ псалмовъ, нѣкоторые – Эману и Эѳаму – левитамъ, сынамъ Корневымъ (потомкамъ злосчастнаго Корея – современника Моѵсеева), нѣкоторые – Моѵсею, Соломону, Іереміи и др. пророкамъ.
Такъ какъ содержаніе Псалтири выражаетъ возвышеннѣйшее настроеніе человѣческаго духа и молитвенное обращеніе его къ Богу, то эта священная книга, съ самыхъ раннихъ поръ и во всѣ времена церкви Іудейской, а потомъ Христіанской, служила и будетъ служить, для всѣхъ, истинно вѣрующихъ, лучшимъ руководствомъ въ молитвѣ. Поэтому она постоянно и преимущественно употребляется какъ при общественномъ (церковномъ) православномъ богослуженіи, такъ и въ домашней молитвѣ. Кромѣ того, она служитъ неисчерпаемымъ источникомъ для нравственнаго назиданія, посредствомъ пастырской проповѣди.
Псалтирь всегда имѣла важное значеніе въ жизни, въ школѣ и литературѣ православнаго русскаго народа и другихъ народовъ. Ее изучали на память и постояно имѣли при себѣ Русскіе Великіе Князья – Владиміръ Мономахъ и Димитрій Донской, и др. Царь Іоаннъ Грозный, и др. Императоръ Александръ Благословенный и др. Она служила и доселѣ служитъ первою книгой для чтенія въ начальныхъ школахъ. Наконецъ, христіанскіе поэты всѣхъ вѣковъ и странъ, вдохновляясь содержаніемъ псалмовъ, перелагали его въ стихотворной формѣ, – потому что оно служитъ источникомъ возвышеннѣйшихъ чувствъ: священнаго восторга, религіознаго умиленія, святой радости, безпредѣльной любви къ Богу и т. п.