• Объясненіе словъ: «исполненіе церкве Твоея сохрани».

    Объясненіе словъ: «исполненіе церкве Твоея сохрани».

    Въ молитвахъ, читаемыхъ іереемъ при совершеніи литургіи и произносимыхъ имъ и тайно и въ слухъ народа, неоднократно встрѣчается выраженіе: «исполненіе церкве Твоея сохрани» (по гречески – πλήρωμα). Въ первый разъ эти слова встрѣчаются въ молитвѣ втораго антифона, читаемой священникомъ тайно. Въ другой разъ они буквально повторяются въ заамвонной молитвѣ, произносимой въ слухъ всего народа.

    Обыкновенный смыслъ сихъ словъ, какъ естественно представляется съ перваго раза, относится къ внѣшней полнотѣ Церкви, къ числу ея членовъ. Молясь о благостояніи святыхъ Божіихъ церквей и о соединеніи всѣхъ, іерей, какъ предстоятель и представитель молящейся Церкви, можетъ просить у Бога и того, чтобы Онъ непреклонну, недвижиму Церковь Свою утвердилъ (Ирмосъ 3 пѣсни канона Успенію Пресв. Б-цы) и не допустилъ, чтобы кто погибъ отъ стада Христова, какъ нѣкогда и Самъ Пастыреначальникъ молился, чтобы никто не погибъ отъ врученнаго Ему стада, за исключеніемъ сына погибельнаго (Іоан. 17, 11. 12). Но ближайшее разсмотрѣніе приводимыхъ словъ заставляетъ думать о внутренней полнотѣ, которая служитъ основаніемъ полноты внѣшней. Св. Василій Великій (посл. къ Діодору Тарсскому) въ объясненіе сихъ словъ даетъ разумѣть, что здѣсь говорится о полнотѣ таинствъ, молитвъ, приношеній и вообще всего, что необходимо для жизни христіанъ и для того, чтобы не оскудѣвала въ церквахъ полнота. Такъ какъ молитвы антифоновъ на литургіи Іоанна Златоуста взяты изъ литургіи Василія Великаго, то мы и остановимся на приведенномъ объясненіи сего святаго отца.

    Итакъ, что же такое полнота Церкви?

    14 January 2023 читать далее


  • Священникъ Николай Воиновъ – Изъясненіе церковной пѣсни въ честь святителя и чудотворца Николая.

    Священникъ Николай Воиновъ – Изъясненіе церковной пѣсни въ честь святителя и чудотворца Николая.

    «Наслѣдниче Божій, сопричастниче Христовъ, служителю Господень, святе Николае, по имени твоему тако и житіе твое: спросія бо сѣдинѣ разумъ, свидѣтельствованіе свѣтлость лица твоего душевное незлобіе, извѣствоваше кротость слова молчаливое, жизнь твоя славна и успеніе со святыми: моли о душахъ нашихъ».

    (На утрени 9-го мая и 6 декабря по полѵелеи по 50-мъ псалмѣ стихира гласъ 6).

    Эта пѣснь въ честь и прославленіе святителя и чудотворца Николая встрѣчается впрочемъ въ службѣ и великому святителю Кириллу Александрійскому (9-го іюня на стиховнѣ въ утрени). Изъяснимъ, сколько можемъ, эту прекрасную, живо характеризующую святителя Николая пѣснь.

    Наслѣдниче Божій (Κληρονόμε Θεοῦ): такъ начинается воззваніе къ святителю въ пѣсни. Въ какомъ смыслѣ усвояется ему здѣсь наслѣдничество Божіе? Очевидно, не въ человѣческомъ, въ смыслѣ имѣющаго право въ извѣстное время заступить мѣсто Бога, хотя такое нелѣпое мнѣніе и существовало издревле въ русскомъ народѣ, еще не совсѣмъ возвысившемся надъ языческими понятіями{1}, – а въ смыслѣ благодатномъ, духовномъ, въ какомъ смыслѣ именуются наслѣдниками Божіими и всѣ право вѣрующіе христіане. Всѣ они, какъ новоблагодатныя чада Божіи (Іоан. 12), суть наслѣдники Божіи (Гал. 4, 7), то есть, наслѣдники царствія Божія, того духовнаго рая, котораго лишились въ согрѣшившемъ праотцѣ Адамѣ и который, по неизреченной милости Божіей, потомъ вновь пріобрѣли въ новомъ Адамѣ – Господѣ Іисусѣ Христѣ. Что выраженіе: «наслѣдниче Божій», въ отношеніи къ святителю Николаю надобно понимать въ указанномъ нами смыслѣ, это ясно видно изъ того, что въ службахъ святымъ Божіимъ человѣкамъ, равно какъ и въ службѣ святителю Николаю въ другой пѣсни (см. на стиховнѣ Слава гл. 6), оно замѣнено выраженіемъ: «царствія наслѣдниче» (см. также службы святителю Алексію, тремъ святителямъ 5 октября, Василію Блаженному).

    19 December 2022 читать далее


  • 10-й кондакъ Святителю Николаю.

    10-й кондакъ Святителю Николаю.

    «Спасти хотя душу, плоть твою духови покорилъ еси воистинну, отче нашъ Николае: молчаньми бо прежде и бореньми съ помыслы, дѣянію богомысліе приложилъ еси, богомысліемъ же разумъ совершенъ стяжалъ еси, имже дерзновенно съ Богомъ и ангелы бесѣдовалъ еси, всегда вопіющи: аллилуія» (Кондакъ 10).

    Многими и разнообразными путями достигали спасенія своей души святые Божіи человѣки: одни мученическими страданіями и мученическою смертію, другіе удаленіемъ въ пустыню, иные стояніемъ на столпѣ, иные молчальничествомъ, иные юродствомъ, и другими высокими подвигами самоумерщвленія. Пути эти высокіе и не для каждаго изъ насъ, живущихъ въ мірѣ, и занимающихъ такія или другія должности доступные! Но Святитель и Чудотворецъ Николай своею жизнію являетъ намъ ди всѣхъ насъ общедоступный путь спасенія, – это покореніе плоти нашей духу. «Спасти хотя душу, плоть твою духови покорилъ еси воистинну, отче нашъ Николае», воспѣваетъ о немъ св. Церковь.

    Не неблаговременнымъ почитаемъ, при существующемъ духѣ времени, такъ усердно занятомъ удобствами земной нашей жизни, вслѣдствіе неправильнаго пониманія природы человѣка, по возможности, изобразить тотъ общедоступный путь спасенія, который явилъ въ своей жизни Святитель и Чудотворецъ Николай.

    19 December 2022 читать далее


  • Димитріанъ Никаноровичъ Нарциссовъ – Праздникъ Введенія Пресвятой Дѣвы Маріи во храмъ по церковнымъ пѣснопѣніямъ.

    Димитріанъ Никаноровичъ Нарциссовъ – Праздникъ Введенія Пресвятой Дѣвы Маріи во храмъ по церковнымъ пѣснопѣніямъ.

    Слово Божіе ничего не повѣствуетъ намъ о жизни Пресвятой Дѣвы Маріи до Благовѣщенія Ей о рожденіи Спасителя міра: св. евангелисты и апостолы изъ благоговѣнія къ глубокому смиренію Богоматери «скрывали въ сердцѣ своемъ», что знали о Ней, до времени Ея успенія. Они, особенно Іоаннъ Богословъ, въ домѣ котораго пребывала Пресвятая, изъ Ея устъ слышали разсказы о событіяхъ Ея жизни; многіе изь христіанъ приходили во Іерусалимъ изъ дальнѣйшихъ странъ, чтобы видѣть Богоматерь и насладиться бесѣдою съ Нею. «Многія жены у насъ, писалъ св. Игнатій Богоносецъ изъ Антіохіи Іоанну Богослову, желаютъ посѣтить Пресвятую Дѣву, чтобы услышать отъ Нея о многихъ и чудныхъ тайнахъ», да и самъ Богоносецъ «болѣе всего желалъ увидѣть Матерь Іисуса»{1}. Такимъ путемъ получались свѣдѣнія о Пресвятой Дѣвѣ и устно распространялись въ обществѣ христіанъ и уже послѣ преданы были ппсьмени. Но при устной передачѣ не всегда соблюдалась точность; иногда же, изъ благоговѣнія къ Богоматери, событія изь Ея жизни намѣренно окружались такими чудесами, которыхъ на самомъ дѣлѣ не было, что мы видимъ въ такъ называемой апокрифической литературѣ. Гдѣ же мы можемъ почерпнуть точныя свѣдѣнія о Богоматери? Въ Свящ. Преданіи и въ частности въ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ. Правда, въ честь Богородицы составлялось не мало гимновъ и пѣсней, но не всѣ они вошли въ наши богослужебныя книги, а только строго провѣренные церковью, заключающіе въ себѣ истинное ученіе и нерѣдко составленные по внушенію Св. Духа. «Всѣ сіи книги, (тріоди, минеи и пp.) содержатъ здравое и истинное Богословіе, и состоятъ изъ пѣсней, или выбранныхъ изъ Свящ. Писанія, или составленныхъ по внушенію Св. Духа», возвѣщаютъ намъ православные патріархи{2}, почему къ этимъ книгамъ мы и должны относиться съ полнымъ довѣріемъ. Что же мы узнаемъ изъ богослужебныхъ пѣснопѣній о введеніи во храмъ Пресвятой Дѣвы{3}?

    03 December 2022 читать далее


  • Проф. Михаилъ Николаевичъ Скабаллановичъ – Праздникъ Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы (Историко-литургическій очеркъ).

    Проф. Михаилъ Николаевичъ Скабаллановичъ – Праздникъ Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы (Историко-литургическій очеркъ).

    Можетъ показаться непонятнымъ, почему Православная Церковь такому частному событію изъ жизни Пресв. Богородицы, какъ поступленіе Ея на жительство въ храмъ Іерусалимскій, посвятила одинъ изъ величайшихъ своихъ праздниковъ, такъ называемыхъ «дванадесятыхъ». Чествуя это событіе такимъ праздникомъ, Церковь тѣмъ самымъ какъ бы ставитъ это событіе наряду съ событіями такой поистинѣ міровой важности, какъ главнѣйшія событія изъ жизни Спасителя, какъ Его рождество, крещеніе, вознесеніе, кои служатъ основаніемъ другихъ дванадесятыхъ праздниковъ. Видимо, на событіе введенія во храмъ Пресв. Богородицы Православная Церковь держится весьма высокаго взгляда и совершенно не такого, какого держится католическая церковь. Послѣдняя отводитъ этому празднику очень скромное мѣсто въ календарѣ. Въ перечнѣ праздниковъ, помѣщаемомъ въ Breviarium´ѣ (соотв. нашей Минеѣ и Тріоди), Praesentatio Beatae Маrіае занимаетъ въ 5-мъ разрядѣ праздниковъ 10-е мѣсто. Оно ниже не только такихъ памятей, какъ рожденіе Іоанна Предтечи, день Петра и Павла, но и нѣкоторыхъ мучениковъ (Стефана, Лаврентія, всѣхъ святыхъ). Хотя этотъ праздникъ двухдневный (duplex), но таковы въ католическомъ календарѣ большинство (около 120) памятей святыхъ, въ сравненіи съ которыми Введеніе считается лишь нѣсколько выше (duplex majus). Народное празднованіе его необязательно.

    03 December 2022 читать далее


  • Матвѣй Петровичъ Соколовъ – Праздникъ обновленія храма въ древней Церкви.

    Матвѣй Петровичъ Соколовъ – Праздникъ обновленія храма въ древней Церкви.

    Въ извѣстномъ трудѣ Симеона Солунскаго «De sacro templo, ejus consecratione» («О святомъ храмѣ и его освященіи») въ связи съ священнодѣйствіемъ освященія храмовъ находится весьма замѣчательное чинопослѣдованіе праздника обновленія храмовъ, представляющее одну изъ крупныхъ и выдающихся особенностей древнѣйшей церковно-богослужебной практики. То, что извѣстно нынѣ подъ именемъ праздника обновленія, далеко не то же самое, что соединялось съ этимъ названіемъ даже во времена Солунскаго литургиста. Обыкновенно въ современномъ церковномъ уставѣ праздникомъ обновленія храма называется церковно-богослужебное воспоминаніе обновленія Іерусалимскаго храма «Воскресенія Христова», совершающееся ежегодно 13-го сентября и извѣстное по большей части подъ названіемъ «Словущаго воскресенія».

    25 September 2022 читать далее


  • Архіепископъ Антоній (Каржавинъ) – Изъясненіе нераздѣльнаго употребленія за Богослуженіемъ молитвы «Пресвятая Троице, помилуй насъ» съ молитвой Господней «Отче нашъ».

    Архіепископъ Антоній (Каржавинъ) – Изъясненіе нераздѣльнаго употребленія за Богослуженіемъ молитвы «Пресвятая Троице, помилуй насъ» съ молитвой Господней «Отче нашъ».

    Подъ молитвою безъ точнаго ея обозначенія въ древнія времена существованія христіанской Церкви всегда разумѣлась молитва Господня.

    Такъ, въ древнемъ Патерикѣ въ «вопросахъ юнаго къ старцу Ѳивелнину о томъ, какъ должно пребывать въ келліи и о созерцаніи» сказано: «Какою молитвою надлежитъ молиться монаху»? Отвѣтъ: «Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ».

    Святый Сѵмеонъ Солунскій въ своемъ сочиненіи «Разговоръ о священнодѣйствіяхъ и таинствахъ церковныхъ» въ § 289-мъ пишетъ: «молитва (Трисвятаго)... относится къ единому нашему Богу въ Троицѣ. Начинается она Ангельскою пѣснію, а заканчивается молитвою Спасителя... Смысль она заключаетъ такой: трижды говорится Трисвятое, чтобы трижды восхвалить святую Троицу». «Потомъ: Пресвятая Троице, помилуй насъ. И эта молитва составлена Отцами. И во первыхъ, въ ней упоминаются три Лица вмѣстѣ: потому, что у Нихъ едино Божество и едино существо и едина сила – и Троица нераздѣльна. Потомъ число Лицъ опредѣляется ихъ особенностями. Объ Отцѣ говорится: Господи, очисти грѣхи наша; о Сынѣ: Владыко, прости беззаконія наша; о Св. Духѣ: Святый, посѣти, исцѣли немощи наша. И непосредственно за тѣмъ выражается единеніе трехъ Лицъ: имене Твоего ради. Отецъ – Господь равно, какъ по единосушію и Сынъ – Господь и Духъ – Господь, такъ какъ едино господство у Трехъ, и единая Троица – единъ Господь. Сынъ – Владыка: потому что и Отецъ владычествуетъ надъ всѣмъ, и Святый Духъ. Духъ – Святый, потому что Отецъ и Сынъ – Святый» (§ 284-й).

    28 June 2022 читать далее