• Плевелы или сорные травы (ереси, расколы, секты) на ниве Христовой с самого начала существования христианской церкви и до наших дней. Предисл. и сост. свящ. В. Кулинский. (К. 1906).

    Плевелы или сорные травы  (ереси, расколы, секты) на ниве Христовой с самого начала существования христианской церкви и до наших дней. Предисл. и сост. свящ. В. Кулинский. (К. 1906).

    Плевелы или сорныя травы (ереси, расколы, секты) на нивѣ Христовой съ самаго начала существованія христианской церкви и до нашихъ дней. Краткій очеркъ всѣхъ лжеученій миссіонера 3-го благочиническаго Округа города Кіева, Священника Виталія Кулинскаго. Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской лавры, 1906.

    Краткій очеркъ всѣхъ лжеученій миссіонера 3-го благочиническаго Округа города Кіева, Священника Виталія Кулинскаго.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    09 Май 2018 читать далее


  • Епископ Евлампий (Пятницкий) - Поучения на каждый день Страстной седмицы с субботы Лазаревой до великой.

    Епископ Евлампий (Пятницкий) - Поучения на каждый день Страстной седмицы с субботы Лазаревой до великой.

    Страстная седмица съ Лазаревою субботою и недѣлею Ваій, или Поученія на каждый день Страстныя седмицы съ субботы Лазаревой до Великой, Еѵлампія, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. М. 1853. 208 с.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Онлайн здесь >>> (HTML)

    Оглавленіе.

    1. Суббота Лазарева. О воскресеніи Лазаря
    2. Недѣля Ваій. О торжественномъ вшествіи Господа Іисуса Христа во Іерусалимъ
    3. Въ недѣлю Ваій слово 1-е. Какъ мы должны сопровождать Господа Іисуса Христа на страданія?
    4. Въ недѣлю Ваій слово 2-е. О томъ, что Господь Іисусъ Христосъ содѣлываетъ въ насъ спасеніе правдою и кротостію
    5. Въ недѣлю Ваій слово 3-е. О свойствѣ и дѣйствіи кротости 
    6. Понедѣльникъ страстной Седмицы. Первая стезя послѣдованія за Христомъ на страданія — цѣломудріе
    7. Вторникъ страстной Седмицы. Вторая стезя послѣдованія за Христомъ на страданія — духовное бодрствованіе
    8. Среда страстной Седмицы. Третья стезя послѣдованія за Христомъ на страданія — глубокое чувство грѣховности
    9. Великій Четвертокъ. Слово 1-е на умовеніе ногъ
    10. Великій Четвертокъ. Слово 2-е на пріобщеніе тѣла и крови Христовой
    11. Великій Пятокъ. Слово 1-е о виновникахъ страданій и смерти Христовой
    12. Великій Пятокъ. Слово 2-е о снятіи со креста и погребеніи тѣла Іисусова
    13. Великій Пятокъ. Слово 3-е о виновности нашей въ страданіяхъ Христовыхъ
    14. Великій Пятокъ. Слово 4-е о чемъ мы должны плакать при взорѣ на страждущаго Іисуса?
    15. Великая Суббота. Слово о стояніи и плачѣ Богоматери при Крестѣ, и о оплакиваніи нами грѣховъ своихъ при крестѣ
    16. Великая Суббота. Сказаніе о сошествіи во адъ Іисуса Христа

    02 Апрель 2018 читать далее


  • Проф. С. И. Смирнов, Водокрещи. Материалы для истории Крещенских обрядов в древней Руси (1900)

    Проф. С. И. Смирнов, Водокрещи. Материалы для истории Крещенских обрядов в древней Руси // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1900. Т. 1. № 1. С. 1–17.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Праздник Крещения Господя и теперь еще в народе сопровождается множеством суеверных обычаев и обядов, идущих из глубокой древности, завещанных отчасти язычеством. Те из них, которые имеют христианское, а не языческое происхождение, сосредоточиваются около двух священных предметов – богоявленской воды и креста, конечно вследствие церковного обряда освящения воды, удачно называвашагося в древности Водокрещами, мотом Водокрестием, Водокрещением, – откуда это имя перешло и на самый праздник Крещения.

    ***

    От Ред.: Относительно т.н. крещенских купаниях упоминается:

    В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в р. Иордан во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковию в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою значит требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своею жизнью и здоровьем. – Если верить газетным сообщениям, то будто бы в Сухумском округе существует обычай, по которому св. крест, погружённый при водоосвящении в воду, предлагается вынуть за плату кому-либо из присутствующих мирян («Неделя» 1892 г., № 8). В приморских же городах Таврической губ. наблюдается среди русского населения обычай бросания креста в море. Этот обычай общепринят в Греции и Болгарии, где всегда много находится охотников достать брошенный крест, причём ни в одном году не обходится дело без убийств и несчастных случаев (см. «Рязанские епархиальные ведомости», 1894, № 5). В наши южные приморские поселения этот обычай принесён колонистами и состоит в том, что по освящении воды в волны бросается большой деревянный крест, за которым некоторые и плывут, сидя в лодках, едва прикрытые верхним платьем, затем последнее быстро сбрасывается и все желающие достать крест вплавь спешат к нему; доставший крест после ходит с ним по городу, собирая дань своей удали; при этом в одних местах часть денег идёт на бедных, часть – на приходскую церковь и часть – в пользу словившего крест, в других местах все собранные деньги расходуются словившим крест на пирушку. Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены.

    С. В. Булгаков, Настольная книга для священно-церковнослужителей. Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства), Изд. 3-е, испр. и доп., Киев: тип. Киево-Печерской Успенской лавры, 1913, С. 24-25, прим. 2.

    19 Январь 2018 читать далее


  • В. Н. Ильин, «Преподобный Серафим Саровский» (1971)

    Владимир Николаевич Ильин. «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ». Нью-Йорк, 1971.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    ВВЕДЕНIE.

    Существо Православія вообще и въ частности Православія Русского, ни въ чемъ, быть можешь, такь полно и такь ярко не сказалось, какъ въ почитаніи Божіей Матери и Святыхъ. Равно далекое какъ отъ безплоднаго — сухого раціонализма «головы», такь и отъ нездоровой мечтательной мистики «чрева», исходя отъ сердца — подлинного источника здоровой и живой религіозности — почитаніе это цѣликомъ коренится въ библейско-евангельскомъ и святоотеческомъ духѣ. Этотъ духъ, какъ въ букве, такь и въ предачніи составляешь действительную основу Русского Православія, для которого національная плоть служить гибкимъ, живымъ послушнымъ орудіемъ, покорно принимающимъ все тончайшіе изгибы налагаемой на нее святой печати. Однако эта основа является вместе съ темъ и виновницей той небывалой красоты («доброты»), всегда новой и неисчерпаемой, которая несешь съ собою оправданье личного и націоналънаго начала.

    01 Август 2017 читать далее


  • Христианские мученики, пострадавшие на Востоке, со времени завоевания Константинополя турками (1862)

    Христианскіе мученики, пострадавшіе на Востокѣ, со времени завоеванія Константинополя турками, съ новогреческаго языка перевелъ священникъ Петръ Соловьевъ, СПб. 1862.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Руками безбожных турков было убито 11 патриархов Константинополя, более 100 епископов и сотни тысяч священников, иноков и мирян. Все православные христиане, претерпевшие мученическую смерть за веру после 1453 г. — года падения Константинополя — и до наших дней именуются Новомучениками. Их насчитывается тысячи и тысячи. Новомученики (греч. Νεομάρτυρες) — прославленные в лике святых мучеников, пострадавшие на Востоке (в Османской империи) после падения Византии (среди них: греки, русские, сербы, болгары, албанцы, румуны). Известны имена и жития около трехсот из них. Преп. Никодим Святогорец и св. Макарий Коринфский считали новомучеников настолько важными для Церкви — ее строительства и спасения ее паствы, — что составили и издали в 1799 г. объемный труд о новомучениках «Новый Мартиролог». Содержит жития и страдания 86 новых мучеников, пострадавших от 1492 г до 1838 г. Из оных жития 16 афонских мучеников переведены на русский язык и помещены во второй части «Афонского патерика», а жития остальных 70 мучеников переведены и изданы свящ. П. Соловьевым под заглавием «Христианские мученики, пострадавшие на Востоке, со времени завоевании Константинополя турками» (СПб. 1862 г.). Не переведены на русский язык два жития преп. Матроны Хиосской и свят Иоанна Зихнского. Их память соборно отмечается в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

    Тропарь Собору новомучеников Христовых по взятии Царяграда пострадавших, гл. 3:

    Новии мученицы, / древнюю прелесть твердым борением низложившии, / вознесоша веру православных, / беззаконное бо служение уничиживше, / дерзновенно Христа проповедаша, / Бога совершенна, / и ныне непрестанно молятся / даровати нам велию милость.

    Кондак, гл. 1:

    Веселися таинственно, Христова Церковь, / видящи своя сыны, новыя мученики, / окрест трапезы твоей стоящия в мощех,/ яко новосаждения масличная, / и Зиждителю всех возопий: / Ты мучеников еси, Христе, утверждение.

    Ниже в качестве дополнения помещаем другие материалы по теме почитания Новых Мучеников, пострадавших на Востоке, со времени завоевания Константинополя турками.

    ***

    25 Июнь 2017 читать далее


  • Протоиерей Николай Депутатов - РЕВНИТЕЛЬ БЛАГОЧЕСТИЯ 19-ГО ВЕКА ЕПИСКОП ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (1938)

    (Кандидатское сочинение студента 4-го курса Богословского факультета Института св. Владимира в г. Харбине Николая Депутатова. Харбин, 1938 г.)

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    «Дух Христов — дух готовности все
    терпеть и благодушно нести все скорбное.
    Утешность, гонор, пышность, довольство
    чужды его исканий и вкусов
    »
    (Епископ Феофан).

    Введение.

    Есть прекрасная русская поговорка: «с кем поведешься от того и наберешься». Дружба с хорошим автором-писателем постепенно преобразует любителя-чтеца, изменяет его мысли, взгляды и создает созвучное данному автору настроение.

    Такое увлечение хорошим писателем развивает в нас и мысли хорошие и чувства добрые. В конце концов от постоянного изучения избранных творений, мы с годами приобретаем ту или иную степень совершенства, которыми богат был гениальный писатель.

    Одним из самых славных и гениальных духовных писателей XIX века был Святитель Феофан Затворник.

    23 Январь 2017 читать далее


  • Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. (1981)

    Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). Нью-Іоркъ 1981.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Святитель Митрополит Филарет — третий по счёту Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей — занимает в истории этой Церкви особое место. При нём было совершено четыре прославления: Св. Праведного Отца Иоанна, Кронштадтского Чудотворца; Преподобного Германа, Аляскинского Чудотворца; и Св. Блаженной Ксении, бездомной странницы Петрова Града, Новомучеников и Исповедников Российских.

    Дальний Восток — золотой уголок расцвета заграницей Православия и традиций Святой Руси — недаром именовали о. Архимандрита Филарета «Дальне-Восточным Златоустом». Его слово гремело всегда и везде и было исполнено глубокой веры и молитвы, пропитано стойкостью и непоколебимым стоянием в Истине. Оно имело особую силу, ибо было отражением жизни самого проповедника. Наше Зарубежье имеет, в лице Владыки Митрополита Филарета, неоценимое сокровище, данное нам от Бога. Наш общий долг любить, ценить и не огорчать Святителя Филарета, сохранять послушание подлинному Русскому Епископату, быть верным Истине, и дорожить своей Родной Русской Православной Церковью.

    В этой книге читатель найдёт ясное истолкование глаголов Жизни Вечной св. Евангелия.

    11 Январь 2017 читать далее