• Архіепископъ Донатъ (Бабинскій-Соколовъ) – О могуществѣ вѣры и безсиліи невѣрія (Поученіе въ недѣлю 24-ю по Пятидесятницѣ).

    Архіепископъ Донатъ (Бабинскій-Соколовъ) – О могуществѣ вѣры и безсиліи невѣрія  (Поученіе въ недѣлю 24-ю по Пятидесятницѣ).

    И жена нѣкая, слышави о Іисусѣ, пришедши въ народѣ позади, прикоснуся ризѣ Его: глаголаше бо, яко, аще прикоснуся ризамъ Его, спасена буду. И абiе изсякну источникъ крове ея: и разумѣ тѣломъ, яко исцѣлѣ отъ раны (Мар. 5, 27. 28. 29. Лук. 8, 43. 44).

    Слышали, братіе, сегодня изъ Евангелія, какъ сильная вѣра совершаетъ чудеса! Какъ она привлекаетъ божественную силу къ уврачеванію болѣзни и возвращенію жизни умершей! Двѣнадцать лѣтъ больная женщина безполезно истощила на врачей все свое имущество; но услышавъ о чудесахъ, совершаемыхъ Iисусомъ Христомъ, она въ толпѣ народа рѣшается прикоснуться сзади къ краю одежды Его, говоря самой себѣ: Аще прикоснуся ризамъ Его, спасена буду. И подойдя сзади, коснулась края одежды Спасителя, и тотъ часъ она ощутила въ тѣлѣ, что исцѣлена отъ болѣзни. Въ тоже время Iисусъ Христосъ почувствовалъ, что вышла изъ Него сила. И обратившись къ исцѣленной женщинѣ сказалъ: дщерь! вѣра твоя спасла тебя; иди въ мирѣ и будь здорова отъ болѣзни твоей (Лук. 8, 44-48. Мар. 5, 34). Второй случай чудодѣйственной вѣры Евангеліе указываетъ въ лицѣ Іаира начальника синагоги Іудейской. Когда ему сказали: дочь твоя умерла, не утруждай учителя идти въ домъ свой для ея исцѣленія. Іисусъ Христосъ, услышавъ это, сказалъ Іаиру: не бойся, только вѣруй и спасена будетъ, и, пришедши въ домъ Іаира, воскресилъ его умершую дочь (Лук. 8, 49. 50. Мар. 5, 35-36). И еще большую силу Iисусъ Христосъ обѣщалъ вѣрѣ своихъ учениковъ (Мат. 17, 20). И это обѣщаніе Господь исполнялъ и на Апостолахъ и на ихъ послѣдователяхъ чрезъ всю исторію церкви Христовой.

    26 November 2022 читать далее


  • Архіепископъ Евлампій (Пятницкій) – О дѣйствій благодати благодати Божіей въ спасеніи грѣшника (Бесѣда 23-ю въ недѣлю по Пятидесятницѣ).

    Архіепископъ Евлампій (Пятницкій) – О дѣйствій благодати благодати Божіей въ спасеніи грѣшника (Бесѣда 23-ю въ недѣлю по Пятидесятницѣ).

    Повелѣ бо духови нечистому изыти от человѣка: от многихъ бо лѣтъ восхищаше его: и вязаху его узы желѣзны и путы, стрегуще его: и растерзая узы, гонимь бываше бѣсомъ сквозѣ пустыни (Лук. 8, 29).

    И единъ служитель тьмы, получивъ во власть свою человѣка, можетъ обременить его жесточайшими мученіями. Но какой ужасъ быть подвержену лютости цѣлаго скопища демоновъ? Таковъ былъ представляемый нынѣ чтеннымъ Евангеліемъ предъ взоры наши несчастный. – Цѣлое полчище бѣсовъ истощало надъ нимъ злобу свою. Отъ многихъ лѣтъ будучи виталищемъ жителей бездны, онъ и въ ризу не облекался, и въ домѣ не жилъ, но во гробахъ. Испытывая внутрь себя пламень геены, бѣгалъ по горамъ и пустынямъ (Мк. 5, 5), наполняя, оныя страшными воплями. Онъ не походилъ и на человѣка, будучи страшилищемъ людей. Не могши быть удержанъ человѣческою силою, могъ ли быть избавленъ оною отъ мучительнаго владычества? И что было бы съ симъ несчастнымъ, если бы не благоволилъ явить ему помощь Свою Владыка духовъ и всякія плоти, пришедшій разрушить дѣла діаволя (1 Іоан. 2, 14).

    Но зміи древній, льстяй всю вселенную (Апок. 20, 3), еще не связанъ на вѣчное тысящелѣтіе. Подъ защитою благодати, намъ возвѣщена непрестанная брань міродержителей тьмы вѣка сего, духовъ злобы поднебесныхъ (Еф. 6, 12). Убо и мы небезопасны отъ злоухищреній врага. Будучи противникомъ Богу, врагомъ человѣку, тогда какъ Іисусъ Христосъ зиждетъ и распространяетъ духовное царство Свое въ сердцахъ человѣческихъ, онъ, ополчаясь всею злобою, не престаетъ распространять царство тьмы.

    Разсмотримъ въ настоящей бесѣдѣ, какъ духъ злобы порабощаетъ себѣ человѣка, и какъ благодать Божія спасаетъ его?

    Черты Евангельскаго повѣствованія, показывающаго образъ внѣшняго обладанія надъ бѣсноватымъ, покажутъ намъ образъ духовнаго обладанія духа тьмы, и дѣйствіе всемогущества Іисуса Христа въ избавленіи бѣсноватаго, дѣйствіе благодати Его въ спасеніи грѣшника.

    19 November 2022 читать далее


  • Архіепископъ Иліодоръ (Чистяковъ) – Бесѣда въ недѣлю 22-ю по Пятидесятницѣ.

    Архіепископъ Иліодоръ (Чистяковъ) – Бесѣда въ недѣлю 22-ю по Пятидесятницѣ.

    Человѣкъ нѣкій бѣ богатъ и облачашеся въ порфиру и виссонъ и веселяшеся на вся дни свѣтло (Луки XVI, 19).

    Евангельская притча о богатомъ и нищемъ поучительна для ума, утѣшительна для сердца. Она показываетъ, какъ бѣдственно богатство безъ добродѣтели, и какъ блаженна нищета, переносимая терпѣливо; чего долженъ ожидать сластолюбивый богатый, не въ Бога богатѣющій, и чѣмъ можетъ утѣшаться благочестивый нищій, терпѣливо несущій бремя бѣдности, богатой добродѣтелію.

    Человѣкъ нѣкій бѣ богатъ. Еще не бѣда – богатство; еще не безчестіе – быть богатымъ. Богатство, само въ себѣ разсматриваемое, есть не иное что, какъ даръ Божій, плодъ трудолюбія, услажденіе горестей жизни. По благому и мудрому употребленію – оно можетъ быть жертвою Богу, благодѣяніемъ ближнему, средствомъ ко спасенію душъ нашихъ. И такъ богатство въ семъ отношеніи нимало не укоризненно и быть богатымъ такъ, какъ Слово Божіе указуетъ, нимало не безчестно. По что же богатство осуждается? Во-первыхъ, по злымъ расположеніямъ сердца человѣческаго; и во-вторыхъ, по злоупотребленію самаго богатства.

    12 November 2022 читать далее


  • Житіе блаженнаго Ѳеофила, іеросхимонаха Кіевскаго.

    Блаженный іеросхимонахъ Ѳеофилъ — сынъ священника Андрея Горенковскаго, служившаго при церкви Рождества Богородицы, въ городѣ Махновкѣ Кіевской губерніи. Родился онъ въ октябрѣ 1788 года и былъ однимъ изъ двухъ близнецовъ. Назвали его при крещеніи Ѳомою.

    Ѳома, въ отличіе отъ его брата не хотѣлъ вкушать материнскаго молока. Этимъ Господь предуказывалъ въ немъ будущаго постника. Но мать, поддавшись народнымъ суевѣріямъ, возненавидѣла мальчика и трижды пыталась его убить. Однако Господь трижды чудеснымъ образомъ спасалъ младенца. Но это не привело мать къ раскаянію и она продолжала твердить, что убьетъ Ѳому. Отецъ, испугавшись за жизнь мальчика, былъ вынужденъ отдать его добрымъ людямъ, а самъ послѣ этого вскорѣ скончался. Такъ началась сиротская жизнь Ѳомы. Мальчикъ жилъ у разныхъ людей и скоро оказался въ домѣ у одного священника, который началъ обучать его грамотѣ. Ѳома очень любилъ церковную службу, не имѣлъ влеченія къ дѣтскимъ играмъ, за что часто подвергался побоямъ и насмѣшкамъ со стороны сверстниковъ.

    Когда священникъ умеръ, церковный староста рѣшилъ отвести Ѳому къ матери, но та, завидѣвъ мальчика, кинула въ него топоромъ и разсѣкла ему плечо. Тогда староста отправилъ мальчика къ Кіевъ къ дядѣ Ѳомы, вдовому священнику, принявшему монашество въ Братскомъ монастырѣ.

    10 November 2022 читать далее


  • Преподобный Іовъ, Игуменъ Почаевскій, открытіе мощей и прославленіе его, и молитвословія емуже.

    Преподобный Іовъ, Игуменъ Почаевскій, открытіе мощей и прославленіе его, и молитвословія емуже.

    Память преподобнаго Іова совершается въ Православной Церкви три раза въ годъ: 1) 28 октября: Преставленіе преподобнаго (1651 г.), 2) 28 августа: Обрѣтеніе мощей (1659 г.), и воспоминаніе торжественнаго открытія ихъ по возвращеніи Почаевской Лавры изъ уніи въ Православіе (1833 г.) и 3) 6 мая: тезоименитство преподобнаго.

    Никто же свѣтильника вжегъ, покрываетъ его сосудомъ, или подъ одръ полагаетъ, но на свѣщникъ возлагаетъ, да входящіи видять свѣть (Лук. VIII, 16).

    Такимъ свѣтильникомъ Господь явилъ на западѣ Руси преподобнаго Іова, игумена Почаевскаго, дабы всѣ могли видѣть въ лицѣ его свѣтъ и истину Православной вѣры. Объ этомъ-то свѣтильникѣ я хочу нынѣ повѣдать вамъ, добрые братья Холмской Руси.

    Жизнь и труды преп. Іова протекли во время самой тяжком борьбы православія съ уніею и латинствомъ въ западной Руси лѣтъ триста назадъ. Эта борьба возможна была только потому, что въ православной церкви самъ Господь являлъ такихъ великихъ вождей народа и ходатаевъ предъ Нимъ, какимъ былъ преп. Іовъ.

    Слава его по Божію изволенію не затмѣвается во вѣки. Самые уніаты, овладѣвъ Почаевскимъ монастыремъ, при всей своей ненависти къ православію не дерзнули совершенно превратить уваженія къ намяти преп. Іова, и даже хлопотали у Римскаго Палы о канонизаціи сего св. угодника, и многіе изъ жителей Холмщины и Подлясья тогда посѣтивъ Почаевскую Лавру, конечно, преклоняли колѣна предъ мощами преп. Іова и молили, у него ходатайства за нихъ предъ Богомъ; остается еще и другимъ ихъ землякамъ подражать ихъ примѣру. Въ виду всего этого они почитаютъ о жизни и подвигахъ преп. Іова, за которые Господь прославилъ его и явилъ намъ въ немъ стража нашей западно-русской православной земли, теплаго ходатая за насъ предъ Богомъ и примѣръ для нашего подражанія.

    10 November 2022 читать далее


  • Соборный іеромонахъ Зосима – Слово въ 21-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

    Соборный іеромонахъ Зосима – Слово въ 21-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

    Чудная притча о сѣятелѣ, сѣющемъ сѣмя, даетъ не только много назиданія, но и разъясняетъ многія недоумѣнія. Въ самомъ дѣлѣ, мало когда люди церковные т. е. вѣрующіе по древнему православному, а не по модному, какъ нынѣ: безъ Церкви, безъ молитвъ, таинствъ и обрядовъ, въ рѣдкихъ случаяхъ эти люди встрѣчаютъ взаимное пониманіе со стороны людей свѣтскихъ. Церковные христіане говорятъ о духовномъ, говорятъ на основаніи аскетическихъ и святоотеческихъ твореній и въ малой мѣрѣ на основаніи собственнаго опыта о внутреннемъ дѣйствіи божественнаго слова на сердца человѣческія. Говорятъ, что дѣйствіе это глубоко и сильно, выражается въ дивномъ умиленіи и молитвѣ, сердечныхъ слезахъ и грѣхахъ и благодарности Богу. Чувствуется въ душѣ сильное стремленіе къ чистотѣ и святости, является отвращеніе къ пороку, дается сила отразить обольстительныя дѣйствія демоновъ. Все это не понятно людямъ невѣрующимъ. Они услаждаются возвышеннымъ ученіемъ Спасителя, Его чудными заповѣдями и наставленіями, но эти слова почти не трогаютъ ихъ сердце. Да и люди вѣрующіе по совѣсти должны сказать про себя, что и на нихъ не всегда одинаково дѣйствуетъ Божественное слово. И они бываютъ равнодушны къ этимъ словамъ и не могутъ сказать про себя, что по примѣру Божіей Матери слагаютъ въ душѣ своей глаголы Спасителя. Душа застываетъ и для божественнаго слова нѣтъ доброй почвы. Развѣ на пескѣ и камнѣ можетъ что нибудь расти. Прекрасно это разъясняетъ сегодняшняя Евангельская притча, къ ней и обратимся сейчасъ.

    05 November 2022 читать далее


  • Поученіе въ недѣлю 21-ю по Пятидесятницѣ.

    Поученіе въ недѣлю 21-ю по Пятидесятницѣ.

    «А иже ни камени, иже егда услышатъ, съ радостію пріемлютъ слово: и сіи корене не имутъ, иже во время вѣруютъ, и во время напасти отпадуютъ» (Луки 8, 13).

    Въ причтѣ о сѣятелѣ и сѣмени первою причиною, почему сѣмя слова Божія не приноситъ въ нашемъ сердцѣ плода добрыхъ дѣлъ, Спаситель полагаетъ нашу разсѣянность печальнымъ же послѣдствіемъ невнимательности, разсѣянности, безпечности и лѣности и достойнымъ наказаніемъ за это бываетъ слабость воли, безхарактерность. Это вторая причина безуспѣшности слова Божія въ нашей жизни. Характеръ у человѣка образуется, когда, выбравши изъ многихъ одну себѣ цѣль, идетъ къ ней не уклоняясь ни на право, ни на лѣво, къ ней направляя всѣ свои мысли, ей подчиняя всѣ свои чувства, заботливо отклоняя и подавляя въ себѣ чувства и мысли, несогласныя съ предназначенною имъ цѣлью, мужественно преодолѣвая всѣ препятствія на пути къ достиженію этой цѣли; въ борьбѣ съ препятствіями укрѣпляется воля человѣка; отъ долговременной дѣятельности въ одномъ извѣстномъ направленіи образуется у человѣка привычка. А извѣстно, что привычка – вторая природа. Человѣкъ, который пріучилъ себя къ молитвѣ утромъ и вечеромъ, къ чтенію Слова Божія, который привыкъ въ воскресные и праздничные дни бывать въ церкви, подавать милостыню, который пріучилъ себя къ осторожности въ словѣ, къ умѣренности въ пищѣ, къ простотѣ жизни, – такой человѣкъ твердо стоитъ на пути въ царствіе Божіе; онъ строитъ свое спасеніе на недвижимомъ камнѣ – Христѣ. Очевидно, что разсѣянный, который ни на чемъ серіозно не останавливается, безпечный, который ни о чемъ не думаетъ, ничего не дѣлаетъ, – не упражняютъ своей воли. Но какъ желѣзо, долго остававшееся безъ употребленія, становится ломкимъ и хрупкимъ, такъ и воля человѣка лѣниваго и разсѣяннаго дѣлается слабою и человѣкъ дѣлается неспособнымъ бороться съ препятствіемъ, неспособнымъ на дѣло серіозное и трудное. Откуда у него возмется энергія, когда онъ ничего не дѣлалъ? Откуда мужество, когда ни съ однимъ дурнымъ желаніемъ не боролся? Откуда стойкость, когда онъ ни въ чемъ не устаивалъ? Откуда самопожертвованіе, когда онъ ни въ чемъ себѣ не отказывалъ?

    05 November 2022 читать далее