Св. прав. о. Іоаннъ Кронштадскій – Слово на Евангельское чтеніе въ недѣлю предъ Просвѣщеніемъ.

Нынѣшнее воскресенье называется, возлюбленные братія и сестры, недѣлею предъ Просвѣщеніемъ или – все равно – предъ Богоявленіемъ, предъ Крещеніемъ. Изъ Евангелія сегодня положено читать отъ Марка 1 главу съ 1 до 9 стиха. Въ Евангеліи приведены пророчества или предсказанія пророковъ Господнихъ Малахіи и Исаіи о томъ, что предъ самымъ пришествіемъ Господа на землю во плоти, т. е. предъ первымъ, а не вторымъ пришествіемъ – посланъ будетъ Предтеча, который приготовитъ ему путь; у Малахіи пророка, которому и память сегодня празднуется, этотъ Предтеча названъ Ангеломъ Божіимъ (Малах. III, I), по ангельской, святой, безстрастной жизни Іоанна Крестителя; а у другого пророка – Исаіи – онъ названъ гласомъ вопіющаго въ пустынѣ, т. е. Іорданской, гласившимъ: приготовьте путь Господу; прямыми сдѣлайте стези Ему (Ис. 40, 3).

Въ Евангеліи сказано далѣе, что эти пророчества исполнились, ибо дѣйствительно, предъ самымъ явленіемъ Спасителя міру, явился великій пророкъ и Предтеча Господень Іоаннъ, крестя въ пустынѣ, и проповѣдуя крещеніе покаянія для прощенія грѣховъ. И выходили къ нему всѣ жители страны Іудейской и Іерусалимляне, и крестились отъ него всѣ въ рѣкѣ Іорданѣ, исповѣдуя грѣхи свои (Марк. 1, 4-5). Далѣе описывается образъ жизни Іоанна, его возвышенный, божественный характеръ, его совершенное безпристрастіе ко всему, чѣмъ прельщаемся, къ чему страстно прилѣпляемся мы грѣшные; – говорится, что онъ носилъ самую простую, грубую, суровую, а не мягкую и тонкую одежду – изъ верблюжьяго волоса и поясъ кожаный на чреслахъ своихъ и ѣлъ акриды и дикій медъ, т. е. растительность подручную въ сыромъ видѣ, и медъ дикихъ, не домашнихъ пчелъ. А проповѣдывалъ онъ народу вотъ что: идетъ за мною Сильнѣйшій меня, у Котораго я не достоинъ наклонившись развязать ремень обуви Его. Я крестилъ васъ водою, а Онъ будетъ крестить васъ Духомъ Святымъ (Марк. 1, 7-8). Вотъ все Евангеліе нынѣшняго воскреснаго дня.

Вникнемъ, да поразсудимъ объ немъ для общей нашей душевной пользы и обратимъ ниманіе на предсказанія двухъ пророковъ объ Іоаннѣ Предтечѣ, – что они объ немъ предсказали, о должности его въ царствѣ Христовомъ.

Онъ, говорятъ они, – приготовитъ путь Господу, будетъ громко вопіять къ народу: приготовьте путь Господу, прямыми сдѣлайте стези Ему; такъ онъ и сдѣлалъ, такъ и готовилъ народъ къ принятію Господа. Слова весьма важныя, надо ихъ выразумѣть, растолковать хорошенько, чтобы понять ихъ смыслъ и дѣлать по нимъ дѣло. Смыслъ ихъ такой: я, Предтеча Христовъ, проповѣдую всѣмъ вамъ, великимъ и малымъ, людямъ всякаго званія и состоянія, пола и возраста, – вотъ пришелъ на землю Царь небесный, Сынъ Божій единородный, Христосъ Богъ, во всемъ уподобившійся намъ по человѣчеству, кромѣ только грѣха, коему Онъ ни мало не причастенъ; пришелъ Онъ для спасенія каждаго изъ насъ, и къ каждому хочетъ войти въ домъ душевный, въ сердце, гдѣ долженъ быть Ему престолъ, какъ Царю нашему и Богу; но вы, люди, неготовы принять Его по грѣхамъ своимъ, по нечистотамъ своимъ душевнымъ: у иного путь въ сердце загражденъ невѣжествомъ или невѣріемъ; у другого злобою, завистію, гордостію; у этого – корыстолюбіемъ, скупостію и жестокосердіемъ къ ближнимъ и немилосердіемъ; у другого сладострастіемъ и блудною нечистотою; у иного – невоздержаніемъ, пьянствомъ, сквернословіемъ; иному – неправильная, затуманенная страстями, ложная ученость препятствуетъ увѣровать и принять Господа искреннимъ сердцемъ, – ученость, о которой сказано Богомъ чрезъ пророка: погублю премудрость премудрыхъ и разумъ разумныхъ отвергну (Ис. 29, 14); иному зрѣлища, игры препятствуютъ принять въ свой душевный домъ Господа, потому что иные люди пристрастились къ нимъ и у нихъ нѣтъ мѣста въ сердцѣ для небеснаго Посѣтителя и Спасителя душъ нашихъ; вообще разныя страсти и суеты житейскія сильно препятствуютъ намъ принять къ себѣ и водворить у себя Господа. Приготовьте же путь Господу: – во первыхъ сердечно увѣруйте въ Него, во вторыхъ сердечно покайтесь и совершенно отбросьте ваши грѣхи, ваши страсти, грѣшныя привычки, наклонности, злыя похотѣнія, очиститесь, омойтесь, исправьтесь, украсьте ваши души добродѣтелію – простотою, кротостію, смиреніемъ, незлобіемъ, воздержаніемъ, чистотою, милосердіемъ, взаимною общительностію, дружелюбіемъ, гостепріимствомъ и страннопріимствомъ, правдою, вѣрною службою, честною торговлею, честною работою, повиновеніемъ родителямъ, царю, начальству, добрымъ ученіемъ, прилежаніемъ, благонравіемъ. Вотъ смыслъ словъ пророческихъ и проповѣди Іоанна Предтечи.

Мой долгъ къ вамъ обратиться съ тѣми же словами: вотъ пришелъ къ намъ на землю Христосъ, Царь небесный, и хочетъ войти въ душевный домъ каждаго изъ насъ. Приготовимся немедленно принять Его: покаемся искренно, оставимъ грѣхи – зло, зависть, гордость, невоздержаніе, пьянство, сквернословіе, блудную нечистоту, жестокосердіе и скупость и украсимъ души наши вѣрою, любовію, кротостію, милосердіемъ, воздержаніемъ, правдою, послушаніемъ, взаимною почтительностію и общеніемъ: – и Господь придетъ къ намъ уготованнымъ нами путемъ, прямыми стезями и вселится въ насъ и будетъ жить и ходить въ насъ, какъ написано у Апостола: вселюсь въ нихъ, и буду ходить въ нихъ; и буду имъ Богомъ, а они будутъ Моими сынами и дщерями, говоритъ Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 16. 18; ср. Лев. 26, 12). Аминь.

 

Полное собраніе сочиненій. Томъ 1. Изд. 2-е. СПб. 1893. С 309-312.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: