Священникъ Александръ Грамматикъ – Рождество Пресвятыя Богородицы.

«Живый на небеси Господь, хотя на земли явитися и съ человѣки пожити, уготова первѣе на ней мѣсто селенія славы Своея – пречистую Матерь Свою: обычно бо есть царемъ, въ который градъ свой пріити хотящимъ, предъуготовляти себѣ въ немъ палату къ пребыванію. А яко палаты земныхъ царей созидаются премудрѣйшими дѣлательми отъ вещей дражайшихъ, краснѣе и пространнѣе паче иныхъ жилищъ человѣческихъ: тако небеснаго царя Палата имѣ создатися; а понеже Палату Слова одушевленную Божія созда премудрость, того ради совершенному Богу – совершенный храмъ, пресвѣтлому царю – пресвѣтлая палата, пречистому и нескверному жениху – пречистый и нескверный чертогъ, непорочному Агнцу непорочное создася селеніе: чесому есть свидѣтель на небеси вѣренъ, глаголяй къ Ней: вся добра еси, ближняя Моя, и порока нѣсть въ тебѣ (Пѣснь пѣсней 4, 7)» (Св. Димитрій Ростовскій въ словѣ на рождество Богородицы.)

Святая церковь поетъ: «се Божіе мѣсто святое проявленно показася, градъ препрославленный царевъ наздася, свѣтозарный рай свѣтло процвѣте, рая ходатаица сущи. Явися свѣща и свѣтильникъ днесь, златозарящій свѣтъ превѣчный, въ Нюже вселився, разоритъ безбожія мглу и дне вся содѣлаетъ причастники». Свят. Іоаннъ Дамаскинъ говоритъ: «когда всѣ люди подверглись тлѣнію, тогда милосердый Богъ, не желая, чтобы совершенно уничтожилось созданіе рукъ Его, творитъ новое небо, землю и море, въ которыхъ Невмѣстимый благоволитъ вмѣститься для возсозданія рода человѣческаго. Это новое небо, земля и море есть блаженная и преславная Дѣва. Она есть небо, потому что изъ неприступныхъ сокровищъ изводитъ солнце правды. Она есть земля: изъ неоскверненныхъ чреслъ нетлѣнія произрастила класъ жизни. Она есть море, ибо изъ нѣдръ Своихъ изнесла духовный жемчугъ. И такъ уже явилось новое твореніе Непостижимаго; приготовленъ царскій чертогъ Царя всяческихъ; устроено духовное жилище Невмѣстимаго. Ничто столько недостойно величія Божія, какъ блаженная и пречудная Дѣва Марія. Что чище, что непорочнѣе Ея? Ее столько возлюбилъ Богъ – высочайшій и чистѣйшій свѣтъ, что чрезъ нашествіе Св. Духа существенно соединился съ Нею и родился отъ Нея совершеннымъ человѣкомъ. Человѣколюбѣйшій не устыдился свою рабу сдѣлать Своею Матерью. Преблагій не отрекся соединиться съ Своимъ твореніемъ, возлюбилъ ту, которая прекраснѣе всякой твари, Которая достоинствомъ своимь превосходитъ небесныя силы. О Ней-то пречудный Захарія говоритъ: «красуйся и веселися, Дщи Сіоня, зане се Азъ гряду, и вселюся посредѣ тебя, глаголетъ Господь» (1, 10; въ словѣ на рождество Богородицы). Настоящій праздникъ рождества Пресвятой Богородицы есть начало праздниковъ, говоритъ св. Андрей Критскій; тоже исповѣдуетъ и св. церковь, когда поетъ: «начало нашего спасенія, людіе, днесь бысть: се бо пронареченная отъ родовъ древнихъ Мати и Дѣва, и пріятелище Божіе отъ неплодове раждается днесь»... «се бо Дѣва происходитъ отъ утробы неплодныя, ко спасенію душъ нашихъ» (стих. на литіи 8 сентября).

Пречистая Дѣва Марія по отцѣ была рода царска, по матери – рода архіерейска, имѣвшая породити вѣчнаго Царя и Архіерея великаго. И не бѣ въ то время на земли между людьми благопріятнѣйшихъ Богу, паче родителей Ея – Іоакима и Анны, непорочнаго ради житія ихъ (Четьи-Минеи 9 сент.). «Отъ сего бо знаемо есть житіе ихъ святое, богоугодное и честное, яко дадеся имъ Дщерь всѣхъ святыхъ святѣйшая, и паче всѣхъ Богу угоднѣйшая, херувимовъ честнѣйшая» (тамъ же). «Непорочно Богу пожившіи, всѣхъ родисте спасеніе, богомудріи родители Зиждителя Рождшія и Бога нашего» (стихиры). «О блаженные супруги, восклицаетъ Дамаскинъ, Іоакимъ и Анно, воистинну отъ плода чрева своего непорочни познастеся, по слову Господню: отъ плодъ ихъ познаете ихъ» (Мѳ. 7, 16-20). Св. Андрей Критскій такъ пишетъ о родителяхъ Дѣвы Маріи: «Іоакимъ былъ мужъ кроткій, благочестивый, воспитанный въ законѣ Божіемъ, жилъ онъ цѣломудренно, ходя предъ Богомъ; равно и Анна была жена боголюбивая, трезвенная, жившая съ мужемъ своимъ во всякой чистотѣ. Прожили праведные въ супружествѣ 50 лѣтъ, дожили до старости и не имѣли дѣтей. Почитая первымъ и единственнымъ долгомъ своимъ чтить заповѣди Господни, они ежедневно уязвлялись жаломъ безчадства, и претерпѣвали то, что обыкновенно бываетъ удѣломъ неплодныхъ: печалились, скорбѣли, сокрушались, нося поношенія безчадства; впрочемъ искра надежды еще не погасала въ нихъ совершенно. Они постились и въ пламенныхъ молитвахъ и обѣтахъ просили Бога разрѣшить узы неплодства своего» (въ словѣ на рождество Богородицы). «Господи Саваоѳъ преблагій, всяческихъ надежда! взывали они, безчадія болѣзнь и укоризны вѣси и печаль: подаждь убо намъ плодъ изъ чрева, и принесемъ того въ храмъ Твой даръ священъ» (икосъ 9 дек.). Господь благословилъ Іоакима и Анну и внѣшнимъ богатствомъ; но оно ни мало не ослѣпляло ихъ. Они употребляли богатство на дѣла, какія внушала имъ святая любовь, одушевлявшая ихъ чистое сердце: одну часть имущества жертвовали въ храмъ Божій, другую раздѣляли бѣднымъ и странникамъ, остальная же часть поддерживала ихъ собственную смиренную жизнь (Четьи-Минеи). – Но молитва безчадныхъ супруговъ долго не была услышана: Богу угодно было испытать и еще возвысить праведниковъ огорченіями безчадія, чтобы чрезъ свое неплодіе они сдѣлались тѣмъ болѣе достойными орудіями благодати Божіей, совершающейся въ немощахъ человѣческихъ.

Приходило уже къ концу время ихъ долголѣтняго испытанія и небесный промыслъ посылаетъ на нихъ послѣднее испытаніе, и самое тяжкое. Однажды, въ великій праздникъ обновленія храма іерусалимскаго, праведный Іоакимъ, въ сопровожденіи своихъ рабовъ, пришелъ въ храмъ вмѣстѣ съ другими принести, по обыкновенію, жертву и представилъ ее первосвященнику Иссахару. «Недостоитъ пріяти отъ рукъ твоихъ даровъ, сказалъ онъ Іоакиму, яко безчаденъ еси, не имый Божія благословенія, тайныхъ ради нѣкіихъ грѣховъ твоихъ» (Четьи-Минеи 9 сент.)... «Почто предваряеши мя, принося даръ Богу? упрекалъ праведника простой еврей, младшій лѣтами и добродѣтелями: не вѣси ли, яко не достоинъ еси приносити съ нами даровъ, понеже не оставилъ еси сѣмени во Израили?» (тамъ же).

Огорченный такимъ обличеніемъ, со слезами оставляетъ Іоакимъ градъ Давидовъ, удаляется въ пустыню, гдѣ паслись его стада, не желаетъ возвращаться въ домъ свой, чтобы не встрѣчаться съ своими сосѣдями, которые были съ нимъ во храмѣ и слышали произнесенную ему укоризну. И здѣсь – въ пустынѣ «плакалъ о двою: о безчадш и укореніи. Къ слезамъ присовокупилъ онъ молитву, къ молитвѣ постъ... Не вложу въ уста мои пищи, говорилъ онъ, ни въ домъ мой возвращуся, но слезы мои да будутъ мнѣ пищею и пустыня сія домомъ, дондеже услышитъ Господь Богъ Израилевъ меня, и дастъ плодъ супружеству въ старости, якоже иногда Аврааму» (Четьи-Минеи 9 сент.).

И се, «днесь безчадія узы разрѣшаются, Іоакима бо и Анну услышалъ Богъ, паче надежды родити тѣмъ явѣ обѣщаваетъ Богоотроковицу, изъ Нея же Самъ родися неописанный, человѣкъ бывъ, ангеломъ повелѣвъ вопити Ей: радуйся, Благодатная, Господь съ тобою» (тропарь 9 дек.)... Въ одинъ, давно ожидаемый день, предсталъ Іоакиму въ необыкновенномъ свѣтѣ Ангелъ Господень. Смутился праведникъ при видѣ небеснаго вѣстника, но явившійся успокоилъ его, говоря: Іоакиме! услыша Богъ молитву твою, и изволи дати тебѣ благодать Свою: се бо жена твоя Анна зачнетъ и породитъ тебѣ дщерь, о Ея же рождествѣ всему міру будетъ радость. Се же тебѣ знаменіе истиннаго благовѣщенія моего: иди въ Іерусалимъ къ церкви Господней, тамо обрящеши у златыхъ вратъ супругу твою Анну, ей же тожде есть возвѣщено» (Четьи-Минеи). Такъ, пріемлетъ съ высоты моляйся Господу Іоакимъ вожделѣнное вѣщаніе, «представшу Ангелу ему и глаголющу: отъиди, твоя прошенія, праведне, всѣхъ Богъ исполни» (6 пѣснь канона 9 декабря).

Между тѣмъ, праведная Анна, услышавъ объ оскорбленіи мужа своего, и о его удаленіи въ пустыню, не могла утѣшиться. «Горе мнѣ самой несчастной! вопіяла она. Богомъ я отвержена, люди меня укоряютъ, мужъ меня оставилъ. О чемъ прежде начну плакать? о вдовствѣ ли моемъ? о безчадіи ли? или о безславіи среди израильскихъ женъ?»... Въ слезахъ протекали дни и ночи безчадной супруги. Сокрушенная скорбію, праведная Анна удалилась въ глубину сада и здѣсь, возведя полныя слезъ очи къ небу, замѣтила на вершинѣ дерева птичье гнѣздо, въ которомъ лежали едва оперенные птенцы. Это зрѣлище болѣзненно отозвалось въ растерзанномъ сердцѣ ея. Все въ природѣ раждаетъ, воскликнула она, я одна лишена этой надежды. Птицы небесныя! васъ благословляетъ Господь: вы утѣшаетесь дѣтьми!... «Птенчее яко узрѣ гнѣздо, вперилася еси духомъ и молитвою, голубицу пріяла еси нескверную, сучецъ носящую Христа, Анно, мысленнаго потопа насъ свобождающій» – поетъ св. церковь (7 п. кан.). И «молящися о чадѣ, возопи всѣхъ Богу и Зиждителю: Адонаи Саваоѳъ, безчадія вѣси поношеніе, Самъ болѣзнь сердца моего разрѣши, и хляби утробныя разверзи, и неплодную плодосну покажи: яко да раждаемое даръ Ти принесемъ, благословяще, поюще и единомудренно славяще твое благоутробіе, имъ же міру дается велія милость» (стих. на стихир. 9 дек.). «Плодъ чрева аще подаси мнѣ, вопіяше Анна ко Господу, возвеличуся и тебѣ принесу сей» (канонъ 9 декабря).

Едва св. Анна произнесла сію молитву, явился ей Ангелъ Господень (Гавріилъ) и изъ устъ посланника небеснаго услышала она прерадостную вѣсть: «да не скорбиши, Матери бо Божіей мати имаши быти» (канонъ)... «Не сѣтуй, и отъ слезъ отступи, благоплодна бо будеши маслина, прозябающи вѣтвь, красную Дѣву, яже цвѣтъ процвѣтетъ – Христа плотію, подающаго міру велію милость» (2-я стих. того же дня). Ты зачнешь и родишь Дщерь благословенную, паче всѣхъ дщерей земныхъ; о Ней возрадуются всѣ племена земныя, чрезъ Нея дастся спасеніе всему міру, имя Ей Марія. (Четьи Минеи). – Св. Анна исполнилась неизреченной радости и сказала: «живъ Господь Богъ, яко аще рожду отроча, дамъ е въ службу Ему, да будетъ служа и хваля имя Его святое день и нощь, во вся лѣта живота своего и со тщаніемъ пошла въ Іерусалимъ, да тамо благодареніе и молитвы своя воздастъ Богу о милостивномъ Его посѣщеніи». (Четьи-Минеи). При входѣ въ Іерусалимъ, у золотыхъ вратъ, она встрѣтила мужа своего Іоакима, спѣшившаго туда же въ храмъ возблагодарить Господа. (кановъ 9 декабря). Итакъ исполнились слова Ангела и съ этимъ исполненіемъ еще болѣе утвердилась вѣра въ сердцахъ праведниковъ. Они разсказали другъ другу о явленіи Ангела и, возблагодаривъ Бога отъ всего сердца, возвратились въ домъ свой съ полною увѣренностію, что неплодство ихъ разрѣшится рожденіемъ чудной Дѣвы.

Анна зачала. Вотъ какъ св. церковь передаетъ благочестивыя и вдохновенныя чувствованія ея со времени зачатія ею Пресвятыя Дѣвы:

«Въ ложеснахъ яко ощути Анна насажденную богоплодную лозу, изъ нея же гроздъ процвѣте зрѣлый, намъ вино безсмертія обильно искапающій, что ти воздамъ, благоутробне Господи? вѣщаше».

«Радуйтесь со мною всѣ колѣна Израиля и я зачала, зачала ту, о которой говоритъ все писаніе! Во чревѣ моемъ созидается и вмѣщается спасительный и божественный храмъ, утверждается лѣствица, которая всѣхъ людей возводитъ къ горнему. Я зачала во утробѣ моей новое небо, на которомъ скоро возсіяетъ звѣзда, свѣтодавецъ спасенія Іисусъ. Почудятся, когда увидятъ меня матерью; скоро я рожду, какъ благоволилъ Тотъ, Кто розрѣшилъ неплодство мое. «Отроковицу, Юже зачахъ азъ, пророчестіи гласи издалеча провозвѣстиша, гору и дверь непроходную, – прерадостно Анна вопіяше приходящимъ». «Закона сѣни явѣ преходятъ: се бо заря божественныя благодати показуется, Дѣва облакъ, изъ него же свѣтлое божества возсіяетъ солнце, Анна радующися взываше» (канонъ Зачатія прав. Анною Пресвятой Богородицы).

Во время чревоношенія св. Анна жила въ Іерусалимѣ и каждый день ходила въ храмъ для молитвы: праведный Іоакимъ нарочито купилъ домъ въ Іерусалимѣ, близъ овчихъ вратъ, недалеко отъ овчей купели (см. св. I. Дамаскина «Точное изложеніе православной вѣры», въ русск. перев. стр. 258 и «Путеш. Норова по свят. землѣ» – стр. 198 и 199). Здѣсь-то, въ 8-й день сентября Богъ даровалъ праведникамъ Дщерь, которую, по слову Ангела, назвали Маріею.

Такъ родилась въ міръ Пресвятая Дѣва. Рожденіе Ея составляетъ великое тор?кество православной церкви, которая въ своихъ пѣснопѣніяхъ прославляетъ сей знаменитый день и призываетъ всѣхъ къ радости – небо и землю. «Днесь неплодная врата отверзаются, и дверь дѣвическая божественная предгрядетъ. Днесь плодъ раждати благодать начинаетъ, являющи міру Божію Матерь, Ею же земная съ небесными совокупляются. Днесь неплодная Анна раждаетъ Богоотроковицу, отъ всѣхъ родовъ произбранную въ жилище всѣхъ Царя и Зиждителя Христа Бога.... Анна торжествуетъ зовущи: неплоды раждаетъ Богородицу и питательницу жизни нашея. Рыданія Анны въ радость преложися. Срадуйтесь мнѣ, глаголетъ она, весь избранный Израиль. Се бо даде мнѣ Господь одушевленную палату божественныя славы Его, въ общее веселіе и радость, и спасеніе душъ нашихъ... Благословено чрево твое, цѣломудренная Анно, плодъ бо израстила еси дѣвства, – безсѣменно питателя твари Рождшую и Избавителя Іисуса... Безчадство Аннино разрѣшается и днесь радуется духомъ Іоакимъ о рождествѣ Дѣвы, глаголя: жезлъ родися мнѣ, изъ него же цвѣтъ Христосъ прозябе изъ корене Давидова: воистину чудо преславное!.. Веселися, Іоакиме, Богородицы бывъ родитель! нѣсть бо инъ, якоже ты, земнородныхъ родителей, богопріятне!.. Источникъ жизни отъ неплодныя раждается... Иже непокоривымъ людемъ изъ камене источивъ воду, благопокоривымъ же языкомъ даруетъ отъ чреслъ твоихъ неплодныхъ плодъ на веселіе намъ... Да ликуютъ нынѣ Іоакимъ и Давидъ: овъ убо яко родитель твой, овъ же яко праотецъ твой, Пречистая! Ибо нынѣ жезлъ Аароновъ, отъ корене Давидова прозябшій, нынѣ Дѣва чистая происходитъ».

«Играй, бряцай въ гусль твою, богодухновснне Давиде, и ликуй: се бо кивотъ, егоже древле прововозвѣстилъ еси, отъ неплодствующа чрева пройде, Царю твари и Богу соблюденъ. Теперь время вопросить Давида: въ чемъ клялся ему Богъ всяческихъ? Яже мнѣ клятся, рече, и исполни уже: отъ плода чрева моего давый Дѣвицу, изъ нея же Содѣтель – Христосъ родися царь на престолѣ моемъ, и царствуетъ днесь, имѣяй царство недвижимо».

«Всемірная радость отъ праведныхъ возсія намъ, отъ Іоакима и Анны – всепѣтая Дѣва, яже премногія ради чистоты храмъ Божій одушевленный бываетъ... Срадуются купно небо и земля. Силы небесныя вопіютъ Тебѣ, Богородице: слава пришествію твоему, Чистая, слава рождеству твоему, слава дѣвству твоему, Мати безневѣстная! Съ ними же празднуетъ человѣческій родъ и пророцы тайно вкупѣ веселятся: юже бо предвидѣша образнѣ, въ древнихъ родѣхъ, купину и стамну, и жезлъ, облакъ, дверь и престолъ, и велію гору, раждается днесь; ибо родися днесь мостъ, приводящій къ свѣту человѣчество, – лѣствица небесная.... Что шумъ празднующихъ бываетъ? Іоакимъ и Анна торжествуютъ тайно, радуйтеся съ нами, глаголюще, Адаме и Ево днесь: яко имъ же древле преступленіемъ затвориша рай; плодъ благословенъ намъ дадеся Богоотроковица Марія, отверзающи его всѣмъ входъ... Адамъ днесь свободися и Ева ликуетъ и вопіютъ духомъ къ тебѣ, Богородице: Тобою избавихомся первородныя клятвы, явльшуся Христу.... Блаженъ домъ Давидовъ, яко питаетъ питательницу жизни нашея. Ты бо, Пречистая ходатаица показалася еси истиннаго веселія же и благодати» (Cлужба Рождества Пресвятой Богородицы).

Такъ торжествовалъ міръ горній, а міръ дольній не зналъ, что явилась въ немъ та, Которая, подобно лѣствицѣ, соединитъ небо съ землею. Одни родители, конечно, понимали, кто у нихъ родился. Нужно ли говорить, съ какимъ опасеніемъ, съ какимъ стараніемъ праведные Іоакимъ и Анна начали воспитывать свое Дитя, на которомъ сосредоточено столько отрадныхъ надеждъ? Св. Димитрій Ростовскій говоритъ, что св. родители хранили св. Дщерь, яко зѣницу ока (слово на рождество Богородицы). Они не только любили Ее, но и почитали Ее своею госпожею. И могли ли они не благоговѣть предъ Нею, когда небесный вѣстникъ открылъ имъ часть Божественной тайны о богодарованной имъ Дщери. По свидѣтельству св. отцевъ церкви – свв. Аѳанасія Александрійскаго и Іоанна Дамаскина, Богоотроковица еще въ колыбели была исполнена божественной благодати и сообразно обѣту, изреченному св. Анною – посвятить имѣющее родиться чадо на всегда для служенія Господу и соотвѣтственно великому предназначенію дщери своей, провозвѣщеннному Ангеломъ, – св. родители положили твердое намѣреніе посвятить Ее Господу въ самыхъ юныхъ лѣтахъ, чтобы это чистое, святое, непорочное приношеніе Господу принесено было въ храмъ тогда, когда только что начали раскрываться способности ума и сердца, и когда ничто омрачающее не могло коснуться ни взора, ни слуха богоизбраннаго сосуда: трехъ лѣтъ Она введена была въ храмъ Господень и посвящена на служеніе Богу.

«Сей день Господень, радуйтеся людіе: се бо свѣта Чертогъ, и книга Слова животнаго, изъ утробы произыде; и яже къ востокамъ дверь рождшися, ожидаетъ входа Святителя великаго, едина и единаго вводящи Христа во вселенную, во спасеніе душъ нашихъ». Сію прославляя, вси воспоемъ: «Рождество твое, Богородице Дѣво, радость возвѣсти всей вселеннѣй: изъ тебе бо возсія Солнце правды Христосъ Богъ нашъ, и разрушивъ клятву, даде благословеніе: и упразднивъ смерть, даровавъ намъ животъ вѣчный». (Тропарь.)

 

Священникъ Александръ Грамматикъ.

«Тобольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1886. №№ 17-18. Отд. Неофф. С. 303-311.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: