Михаилъ Михайловичъ Джега – Иконографическая замѣтка объ изображенiи Христа проповедающаго въ храмѣ.

Въ русскомъ искусствѣ ХV-ХVI в. проповедь Христа-юноши, окончательно отождествлилась съ сюжетомъ «Преполовенiя» и вытѣснила композицiю со Христомъ-средовѣкомъ, напрямую соответствовавшую событiю, описанному ев. Iоанномъ. Христосъ-отрокъ возвышается на величественномъ престолѣ (каѳедрѣ), образно показывая, что Новый Завѣтъ приходитъ на смѣну Вѣтхому. Съ конца XV в. икона Преполовенiя входитъ въ составъ праздничнаго чина русскаго иконостаса. Но иначе дѣло обстояло въ балканской и греческой иконописи, гдѣ Господь изображется врозсослымъ мужчиной.

Использованiе изображенiя Христа-юноши среди еврейскихъ учителей въ качествѣ праздничной иконы Преполовенiя не имѣетъ достаточныхъ основанiй. Въ основѣ праздника Преполовенiя лежитъ не бесѣда 12-летняго Iисуса въ Iерусалимскомъ храмѣ (Лк. 2:42-47), а проповѣдь, относящаяся уже къ третьему году Его служенiя (Ин. 7:2-52), почему и образъ Спасителя на парздничной иконѣ долженъ быть образомъ зрѣлаго мужа.

Проповѣдь Господня въ Назаретской синагогѣ въ день субботнiй – возвѣщенiе въ Назаретской синагогѣ «лѣта Господня благоприятнаго» (Лук. 4:16-22), – вспоминается 1-го сентября (ст. ст.), когда празднуется начало индикта (церковное новолѣтiе). Господь, войдя въ Назаретѣ въ синагогу Іудейскую, читалъ слова пророка Исаіи: «Духъ Господень на мнѣ, Его же ради помаза мя... проповѣдати лѣто Господне благопріятно...». Въ этомъ чтеніи Господа усматриваютъ указаніе на празд­нованіе дня новаго года и полагаютъ, что самая проповѣдь Его въ Назаретѣ въ Іудейской синагогѣ была 1-го сентября. Въ этомъ сюжете Христосъ представленъ въ извѣстной iератической позѣ: съ расткрытой книгой пророка Исаiи, которую Онъ читаетъ и объясняетъ еврейскимъ мудрецамъ (напр. въ Минологiи Василiя II – Vat. gr. 1613. fol. 1v.). Изображенiе Христа съ рукой, указывающей на раскрытое Евангелiе, подчеркиваетъ Его учительную, проповѣдническую роль.

Въ серединѣ семидневнаго праздника Кущей (т. е. на 4-й день его) Христосъ училъ въ храмѣ о Своемъ божественномъ посланничествѣ и въ послѣдній день праздника возгласилъ къ слушающимъ: «кто жаждетъ, иди ко Мнѣ и пей» (Ин. 7:37). Но такъ какъ неизвѣстнымъ остается содержанiе ученiя Христа въ половинѣ праздника Кущей – евангелистъ не пересказываетъ его – то на иконѣ Преполовенiя правильнѣе помѣщать слова Спасителя сказанныя Имъ въ храмѣ: «Мое ученiе – не Мое, но Пославшаго Меня» (Ин. 7:16), или «Я пришелъ не Самъ отъ Себя, но истиненъ Пославшiй Меня» (Ин. 7:28), или «Я знаю Его, потому что Я отъ Него, и Онъ послалъ Меня» (Ин. 7:29).

Существенная разница между композицiями Преполовенiя и Новолѣтiя заключается въ томъ, что въ центрѣ первой Христосъ сидитъ на каѳедрѣ, а на второй Онъ стоитъ въ ростъ, указывая на раскрытую въ Его рукахъ книгу пророка. При этомъ, у обоихъ изображенiй общая характерная черта: Христосъ представляется не 12-лѣтнимъ юношей, а взрослымъ мужчиной съ бородою, средних лѣтъ. Хотя извѣстны иконы Преполовенiя и гдѣ Господь стоитъ, но это явное смѣшенiе двух отдѣльныхъ упомянутыхъ выше сюжетовъ.

Хотя изображенiе 12-лѣтняго Iисуса среди мудрецовъ (согласно ев. Лукѣ), вытѣснена изъ индикацiи годового цикла, начинающагося 1 сентября, оно не исчезло изъ византiйской менологiи. Оно перенесена на начало Новаго года, который считается отъ 1-го января. Въ этомъ сценѣ допускаются два варианата – вмѣстѣ съ изображенiемъ Iосифа и Марiи (минiатюра менологiя Служебнаго Евангелiя XI в. – Vat. gr. 1156, fol. 283v) или опускаются (миниатюра грузинскаго Евѳимiевскаго синаксаря 1030 г. – Tbilisi А-648). Въ менологiи Служебнаго Евангелiя (Vat. gr. 1156, fol. 283v), эта сцена находится непосредственно послѣ композицiи Обрѣзанiя Христа – т. е. 1 января. Поcему она справедилво можетъ представлять праздничную икону Обрѣзанiя Господня.

Впрочемъ, извѣстны и рѣдкiя русскiя иконы Преполовенiя, на которыхъ Христосъ изображенъ взрослымъ мужчиной: напр. икона изъ праздничнаго чина Никольской церкви деревни Сырьи Онѣжскаго р-на Архангельской обл. рубежа XVII-XVIII вв. (из собр. Архангельскаго музея изобразительныхъ искусствъ), или икона изъ села Бронина Лихославльскаго р-на Тверской обл. послѣдней трети XVIII в. (из собр. Музея им. Андрея Рублева).

Лишь въ XIV в. иконографiя Христа-средовѣка закрѣпляется за праздникомъ Преполовенiя изъ Цвѣтной трiоди. Въ началѣ созданiя таковой иконографiи Христосъ изображался по-разному: 1) согласно ев. Лукѣ – въ видѣ отрока съ родителями (росписи церквей: свв. Николая и Пантелеимона въ Боянѣ въ Болгарiи, 1259 г.; Свято-Троицкаго м-ря въ Сопочанахъ въ Сербiи, ок. 1265 г.; Святой Софiи въ Трапезундѣ въ Турцiи, послѣ 1263 г.); 2) безъ родителей (церковь Богородицы м-ря Студеница въ Сербiи, 1568 г.); 3) какъ взрослаго – согласно ев. Iоанну (росписи церкви Богородицы Перивлепты въ Охридѣ въ Македонiи, 1294-5 г.; каѳоилконы м-ря Хиландаръ на Аѳонѣ, 1318-20 г., м-ря Грачаница въ Сербiи, 1320-21 г., и м-ря Высокiя Дечаны въ Косовѣ, ок. 1350 г.).

Въ развитiи иконографiи праздника Преполовенiя была использована композицiя «Христосъ-Учитель среди апостоловъ», извѣстная въ раннехристианскомъ искусствѣ еще съ IV в. Тема собранiя или диспута мудрецовъ, или даже конкретнѣе – урока извѣстнаго философа, хорошо знакома еще въ античномъ исскуствѣ, но при этомъ вполнѣ удовлетворяетъ темѣ учительства Христа. На пластинѣ изъ слоновой кости, датируемой V-VI вв. (из собр. Музея изобразительныхъ искусствъ въ Дижонѣ, Францiя), Христосъ возсѣдаетъ въ центрѣ, по сторонамъ отъ Него – апостолы, сидящiе двумя группами напротивъ друг друга на дугообразной скамьѣ. Въ центрѣ дуги находится пустое пространство, внутри котораго изображенъ столъ съ корзиной со свитками. Эта композицiя стала схематической для праздничныхъ иконъ – вначалѣ для «Сошествiя Св. Духа», затѣмъ для «Преполовенiя Пятидесятницы», а въ концѣ для иконографiи Вселенскихъ Соборовъ.

Наименованiе праздника Преполовенiя заимствовано изъ Евангелiя, благовѣствующаго объ Iисусе Христѣ, Который въ 3-й годъ Своей евангельской проповеди, въ Преполовенiе вѣтхозаветнаго праздника Кущей, «взыде въ церковь и учаше» (Ин. 7:14-36). Но надписанiе «Преполовенiе праздника» не относится къ перiоду XIII-XIV в., а укрѣпилось только въ поствизантiйское время, как видно на фрескѣ каѳоликона м-ря св. Параскевы (Домависти) в деревнѣ Фламурья въ Грецiи (ок. 1600 г.) или на иконѣ изъ скита св. Анны на Аѳонѣ (1-я пол. XVIII в.). Первоначально для написанiя Преполовенiя иконописцы пользовались евангельскимъ текстомъ: «Въ преполовенiе праздника, взыде Iисусъ въ церковь, и учаше» (Ин. 7:14) и т. п. Впервые надпись «Преполовенiе праздника» появляется на фрескѣ м-ря св. Никиты въ Чучерѣ въ Македонiи (ок. 1316 г.).

Как видно, путь созданiя образа праздника Преполовенiя былъ весьма сложнымъ, такъ что и понынѣ иконописцы часто путають разные сюжеты при созданiи иконы этого праздика. Для болѣе удобнаго пониманiя помѣщаемъ здѣсь таблицу:

М. М. Джега.

 

Литература.

П. П. Забѣлинъ. Праздникъ Преполовенія Пятидесятницы, народныя вѣрованія, соединяемыя съ этимъ праздникомъ, и его иконографія. // «Руководство для сельскихъ пастырей». 1900. Т. 1. № 17. С. 385-391.

Г. Бабић. О преполовљењу празника. // Зограф, Број 7 (Београд 1976). С. 23-27.

Ch. Walter. The Earliest Representation of Mid-Pentecost. // Зограф, Број 8 (Београд 1977). С. 16-17.

П. Мийович. Грузинские менологии с XI по XIV век. // Зограф, Број 8 (Београд 1977). С. 17-23.

Н. Нефедова. Иконография Пятидесятницы: сложный путь создания образа. Интернет-издание: «Татьянин день».

 

Христосъ-Учитель среди апостоловъ. Слоновая кость. V-VIв. Музей изобразительныхъ искусствъ въ Дижонѣ, Францiя.

Двенадцатилѣтний Iисусъ бесѣдуетъ съ книжниками (Лк. 2:40-52). Икона 3-й четв. XVI в. изъ м-ря Пантократоръ на Аѳонѣ.

Проповѣдь въ Назаретской синагогѣ (Лк. 4:16-30). Лѣтопреложенiе. Икона XVI-XVII в. (ГРМ, Спб.).

Господь на праздникѣ Кущей (Ин. 7:10-53). Икона 1-й пол. XVIII в. изъ скита св. Анны на Аѳонѣ.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: