• Резолюция членов Архиерейского Синода РПЦЗ/ПРЦ

    Резолюция членов Архиерейского Синода РПЦЗ/ПРЦ

    Рассмотрев и обсудив доклады Преосвященного Евгения епископа Каменск-Уральского и Сибирского, а также священнопроповедника Михаила Джеги, в которых дается духовно-нравственная оценка окормления русских людей в иных Поместных Церквах и различных сообществах православной обрядности, Архиерейский Синод РПЦЗ/ПРЦ считает необходимым принять положения докладов (доклады прилагаются) в качестве практического руководства в церковной деятельности. Содержание докладов находится в строгом соответствии с определениями Архиерейского Собора РПЦЗ/ПРЦ (2016 г.) и в соответствии с Соборным Приложением к «Положению о РПЦЗ/ПРЦ», сопровождающим и разъясняющим Уставные Правила Канонической Русской Церкви, где сказано: «К самочинным сборищам в соответствии с определением Первого Правила Святого Василия Великого относятся: „собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом…”. К таковым следует отнести почти все религиозные сообщества православной обрядности, отпавшие от РПЦЗ, а также многочисленные группы греческих старостильников, не уклонившиеся в ересь, но действующие без дозволения Православной Российской Церкви на ее канонической территории».

    Исходя из этого соборного определения, а также исходя из Священных Канонов и духовно-нравственных мотивов, обозначенных докладами Епископа Евгения и Михаила Джеги, мы, члены Синода РПЦЗ/ПРЦ, всецело осуждаем попытки других Поместных Церквей действовать на канонической территории Православной Российской Церкви без дозволения оной и считаем такие действия не только нарушением порядка в многоскорбящей Поместной Российской Церкви, но также и тяжелым каноническим преступлением.

    Всех клириков, монашествующих и мирян Русской Церкви, окормлявшихся или искавших хиротонии в иностранных Поместных Церквах и неканонических религиозных сообществах, призываем принести раскаяние и вернуться в лоно канонической Православной Российской Церкви.

    Члены Архиерейского Синода РПЦЗ/ПРЦ

    + Митрополит ФИЛАРЕТ (СЕМОВСКИХ) Первоиерарх РПЦЗ/ПРЦ

    +Епископ Брянский и Северо-Российский НИКОЛАЙ (БОРИСЕНКО)

    +Епископ Ахтырский и Малороссийский СЕРАФИМ (КОРАБЕЛЬСКИЙ)

    +Епископ Каменск-Уральский и Сибирский ЕВГЕНИЙ (ПАМПУРА)

    + Епископ Неманский и Европейский ПЕТР (АСТАХОВ)

    08./21.02.2017 г.

    К совместной архиерейской резолюции прилагаются обращения Еп. Евгения и Михаила Джеги, принятые членами Синода в качестве практического руководства по означенным вопросам церковной деятельности.

    23 February 2017 читать далее


  • ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА О БОРЬБЕ С ПОРОКОМ ПЬЯНСТВА (1914)

    ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА О БОРЬБЕ С ПОРОКОМ ПЬЯНСТВА (1914)

    Члены Святейшего Правительствующего Синода

    От редакции: Развитие учения о трезвости привело к постановке вопроса о преподавании этого предмета в общеобразовательной школе. В 1910 году Святейший Синод своим указом ввел преподавание науки трезвости во всех церковно-приходских школах. В 1909 г. появляется Указ Святейшего Синода о введении в духовных семинариях преподавания правил борьбы с алкоголизмом. К марту 1914 года относится определение Святейшего Синода от 27 марта (11 сентября н.ст.) 1914 года об установлении на будущее время повсеместно в России ежегодного – 29 августа (11 сентября н.ст.), в день Усекновения главы Иоанна Крестителя «церковного праздника трезвости, с производством в этот день сбора пожертвований на дело борьбы с пьянством». Решением Святейшего Синода от 27 марта 1914 года было принято ежегодное празднование Всероссийского Дня Трезвости в день, когда православные христиане отмечают Усекновение главы святого Пророка Иоанна Предтечи и когда следует соблюдать строгий пост. В России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. В православных храмах проводились крестные ходы и читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем проводился молебен Иоанну Крестителю. Каждый желающий мог дать обет трезвости, который благословлялся священником. «Послание Святейшего Синода о борьбе с пороком пьянства» было написано в связи с волеизъявлением Государя Российской Империи Николая II о распространении трезвеннического движения. Так как эти события совпали с началом Первой мировой войны, проводится параллель с невидимой войной.

    Божиею милостию Святейший Правительствующий Синод

    возлюбленным соработникам на ниве Христовой, архипастырям и

    пастырям Всероссийской Церкви

    29 December 2016 читать далее


  • ОБЪ ОТНОШЕНІИ КЪ ИНОСЛАВНЫМЪ (Опредѣленіе Архіерейскаго Собора Русской Православной Церкви Заграницей отъ 13/26 октября 1953 г.)

    Опредѣленіемъ Архиерейскаго Собора Русской Православной Церкви Заграницей отъ 13/26 октября 1953 года постановлено:

    1. Ни въ коемъ случаѣ не только не допускать инославныхъ священниковъ къ сослуженію въ какой бы то ни было формѣ, но и самимъ не стоять за ихъ службами въ облаченіи. Если инославный священникъ, прибывшій по добрососѣдскимъ отношеніямъ на торжество въ Православной Церкви, надѣнетъ на себя свое облаченіе, то настоятелю черезъ старосту или кого-нибудь другого надо предложить ему занять почетное мѣсто гдѣ-нибудь въ сторонѣ подальше отъ служащаго духовенства, чтобы ни у кого не могло создаться впечатлѣнія, будто имѣетъ мѣсто сослуженіе.

    2. Присутствуя на какомъ-нибудь инославномъ собраніи, при чтеніи молитвы кѣмъ-либо изъ инославныхъ, православный священникъ долженъ встать, но не долженъ въ ней участвовать и креститься.

    3. Если на таковомъ собраніи просятъ православнаго священника благословить трапезу, то онъ можетъ это сдѣлать, ибо прочитать молитву передъ трапезой и благословить ее онъ должен былъ бы для себя лично.

    4. На соединенныхъ засѣданіяхъ православныхъ и инославныхъ благотворительныхъ комитетахъ можно читать молитву передъ началомъ добраго дѣла.

    24 December 2016 читать далее


  • О ХРИСТІАНСКОМЪ ВОСПИТАНІИ ПОДРАСТАЮЩАГО ПОКОЛѢНІЯ (1959)

     

    Опредѣленіе собора епископовъ Русской Православной Церкви заграницей
    30 октября / 12 ноября 1959 года. (Протоколъ Собора № 21)

    Соборъ Епископовъ принимаетъ слѣдующее опредѣленіе:

    1. Пастырское попеченіе о людяхъ должно осуществляться съ самаго ранняго ихъ возра­ста, ибо даже неосознанныя впечатлѣнія дѣт­ства имѣютъ вліяніе на духовный ростъ личности и на направленіе всего ея развитія. О. о. настоятели должны поэтому удѣлять особое вниманіе молодымъ супругамъ, подготовляя ихъ къ христіанскому воспитанію дѣтей и со­зиданію семьи, какъ подлинной домашней церкви. Передъ вѣнчаніемъ надлежитъ про­водить бесѣды съ будущими молодыми супругами, наставляя ихъ въ истинахъ вѣры и склоняя ихъ къ соблюденію православнаго быта.

    2. Пастыри должны особенно стараться, чтобы ихъ духовныя чада не вступали въ смѣшанные браки. Надлежитъ заранѣе ука­зывать молодежи на тѣ печальныя послѣдст­вія для семейной жизни, какія обычно проис­текаютъ отъ того, что у супруговъ разныя вѣроисповѣданія, раздѣляющія ихъ въ самой главной области человѣческой жизни. Слѣд­ствіемъ этого является обычно раздвоеніе въ религіозномъ сознаніи дѣтей, которыя въ смѣшанныхъ бракахъ часто вырастаютъ невѣ­рующими. Въ тѣхъ же случаяхъ, когда все та­ки будутъ имѣть мѣсто смѣшанные браки, о. о. настоятели должны требовать отъ брачущихся письменное обязательство о воспитаніи своихъ будущихъ дѣтей въ православной вѣрѣ.

    23 November 2016 читать далее


  • Опредѣленіе Священнаго Собора Православной Россійской Церкви о мѣропріятіяхъ къ прекращенію нестроеній въ церковной жизни (6/19 Апрѣля 1918)

     

    Опредѣленіе Священнаго Собора Православной Россійской Церкви о мѣропріятіяхъ къ прекращенію нестроеній въ церковной жизни.
    6 (19) Апрѣля 1918 г.

    Разсудивъ о нѣкоторыхъ епископахъ, клирикахъ, монашествующихъ и мірянахъ, не покоряющихся и противящихся церковной власти и обращающихся въ дѣлахъ церковныхъ къ враждебному Церкви гражданскому начальству и навлекающихъ черезъ то на Церковь, ея служителей, ея чадъ и достояніе многоразличныя бѣды, — Священный Соборъ симъ оповѣщаетъ вѣрныхъ чадъ Церкви, въ огражденіе ихъ вѣры и благочестія, а отпавшихъ отъ истины церковной или колеблющихся въ ней — во увѣщаніе къ покаянію, что таковыхъ непокорниковъ и противниковъ церковныхъ Священный Соборъ, послѣдуя велѣніямъ Утѣшителя Духа истины, предложеннымъ въ Словѣ Божіемъ и правилахъ апостольскихъ, соборныхъ и святыхъ отецъ, осуждаетъ, какъ богопротивниковъ, и постановляетъ:

    13 November 2016 читать далее


  • Чин присоединения клириков приходящих от иерархии Московской Патриархии установленный Собором Епископов Русской Православной Церкви Заграницей.

    Чин присоединения клириков приходящих от иерархии Московской Патриархии установленный Собором Епископов Русской Православной Церкви Заграницей.

    Архиерейский Собор РПЦЗ в 1959 г. в Нью-Йорке.

     

    Постановление Архиерейского Собора
    Русской Зарубежной Церкви о принятии клириков
    Московского Патриархата через покаяние от 27 октября 1953 г.

    ​Заслушав доклад Преосвященного Антония «о положении Церкви в Советской России», Архиерейский Собор определяет:

    Московская Патриархия, возглавляемая Патриархом Алексием, избранным в 1945 году с явным нарушением установленных для сего правил Всероссийского Московского Собора 1917-18 г. и под прямым давлением безбожной коммунистической власти, в настоящее время находится в полном порабощении этой власти и является ее послушным орудием.

    11 November 2016 читать далее


  • Определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей о старом обряде (12/25 сентября 1974 г.)

    Третий Всезарубежный Собор 1974 г.

     

    Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей разсмотрел вопрос об отношении Русской Церкви к держащимся ею некогда церковным обычаям и обрядам, известным под общим названием старого обряда, содержащихся в богослужебных книгах, изданных до середины XVII столетия, а также о запрещениях и клятвах, которые были наложены московскими соборами 1656 и 1667 года и отдельными лицами на соблюдающих эти обычаи.

    Ввиду того, что:

    1) Православная Христова Церковь издревле допускала разнообразие местных обычаев при условии единства в истинах веры;

    2) что старые обряды не выражают какого-либо неправославного мудрования, в котором их обвиняли участники помянутых соборов;

    3) что наложенные этими соборам клятвы были причиной многих бедствий для Русской Церкви, и привели не к умиротворению Церкви, чего хотели их составители, а к церковному расколу и отпадению от Церкви многих приверженцев старых обрядов, к безплодной полемике по обрядовым вопросам, в пылу которых обеими сторонами применялись недопустимые «поносительные выражения», а также к гонениям на инакомыслящих, отчего пострадали многие ревнители старых обрядов;

    4) что старые обряды составляют часть нашего общего церковно-исторического наследия, которое не следует искоренять;

    5) что с тех пор, как в 1800 году Русской Церковью было позволено употребление старых обрядов, запрещение их перестало быть действующим и подлежит отмене;

    03 November 2016 читать далее