• В. Н. Ильин, «Преподобный Серафим Саровский» (1971)

    Владимир Николаевич Ильин. «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ». Нью-Йорк, 1971.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    ВВЕДЕНIE.

    Существо Православія вообще и въ частности Православія Русского, ни въ чемъ, быть можешь, такь полно и такь ярко не сказалось, какъ въ почитаніи Божіей Матери и Святыхъ. Равно далекое какъ отъ безплоднаго — сухого раціонализма «головы», такь и отъ нездоровой мечтательной мистики «чрева», исходя отъ сердца — подлинного источника здоровой и живой религіозности — почитаніе это цѣликомъ коренится въ библейско-евангельскомъ и святоотеческомъ духѣ. Этотъ духъ, какъ въ букве, такь и въ предачніи составляешь действительную основу Русского Православія, для которого національная плоть служить гибкимъ, живымъ послушнымъ орудіемъ, покорно принимающимъ все тончайшіе изгибы налагаемой на нее святой печати. Однако эта основа является вместе съ темъ и виновницей той небывалой красоты («доброты»), всегда новой и неисчерпаемой, которая несешь съ собою оправданье личного и націоналънаго начала.

    01 августа 2017 читать далее


  • Проф. С. В. Троицкий - Юрсдикция царградского патриарха в областех диаспоры

    Храм св. прав. Иова Многострадального в г. Брюссель

    Предлагаем нашим читателям познакомится со статьей проф. С. В. Троицкого опритязании Константинопольских Патриархов на исключительную юрисдикцию над диаспорой во всем миром. В статье показано, что эти притязания не имеют канонической или историческую основы, а являются новшеством, не согласным ни с тек­стом, ни с духом канонов и вообще всего церковного законодательства Православной Церкви. – Ред.

    Пока существует воинствующая Церковь, до тех пор будет продолжаться и брань ее с „духом заблуждения”. В одних поместных цер­квах брань эта окончилась победой (временной или окончательной – это знает один Господь), духа заблуждения и они отпали от единства вселенской Церкви, в других побеждает дух Бо­жий, дух истины (1 Иоан. 4,2,6) и они и посейчас являются частью Церкви Бога жива, столпа и утверждения истины.

    Но и в побеждающих церквах брань за истину продолжается и по временам и в них всплывают на поверхность церковного сознания ложные мнения, ложные воззрения. Высказанные сначала в неясных очертаниях, в частных беседах, в богословских трудах, эти теории, не встречая вовремя надлежащего отпора, повторяются снова и, по мере того, как приобретают отпечаток давности, приобретают и более авто­ритетный характер и более авторитетный тон и высказываются уже предстоятелями церквей в официальных актах и на них пытаются опереться в вопросах крупной практической важ­ности.

    Задача богословской науки – как можно скорее разоблачать ложность этих теорий, пока они еще находятся в стадии частных богословских мнений и еще не успели превратиться в ложные доктрины, вносящие гибельные разделения в Цер­ковь.

    Одним из таких ошибочных богословских мнений, наряду с мнением о дозволительности второбрачия священникам[1], является теория об исключительной юрисдикции Царьградского Патріиарха в областях диаспоры. По этой теории юрисдикция всех автокефальных церквей, кроме Ца­рьградской, оканчивается там, где оканчиваются границы государства, в котором данная Церковь находится. Лишь Царьградский Патриарх, как Па­триарх Вселенский, в силу якобы 18 правила III вселенского и 28 правила IV вселенского соборов, простирает свою юрисдикцию на всю диаспору, т. е. на православные епархии и приходы, рассеянные по всему миру, но не входящие в государственные границы автокефальных церквей.

    27 мая 2017 читать далее


  • Проф. С. В. Троицкий - О правах епископов, лишившихся кафедр без своей вины (Каноническая норма)

    Свт. Иоанн Златоуст отправляется в изгнание. Миниатюра Менология Василия II, 985 г.

    Изменение границ большинства европейских государств, произведенное последней войной, повело к изменению границ и Православных Автокефальных Церквей, а пока – и к значительному уменьшению самой их численности. Отчасти вседствие этого, а также вследствие обостренного национализма, возведенного в принцип международной политики, и вследствие захвата власти в России антирелигиозными элементами, целый ряд законно-рукоположенных православных епархиальных епископов, без всякой вины с их стороны, лишен фактически возможности управлять своими епархиями и вынужден проживать вне их пределов. И вот возникает вопрос о церковно-правовом положении таковых епископов, об их литургических и административных правах, об отношении их к церковной власти как к той, в пределах юрисдикций которой они были подчинены до изгнания и, наконец, об отношении их к покинутым епархиям. Сколь ни исключительно положение таких епископов, однако оно имело прецеденты в древней церковной истории, которые дали повод авторитетным органам церковного учительства выяснить эти вопросы в каноническом кодексе Православной Церкви.

    Прежде всего каноны указывают на существование теснейших и неразрывных уз, связывающих епископа с его епархией. Эти узы Отцы Церкви прямо уподобляют по их неразрывности брачным узам, почему неимеющую епископа епархию и называют вдовствующей[1]. Уже начиная с IV века, мы встречаем толкование слов Апостола “единыя жены муж” в применении к епископу в том смысле, что под женой епископа следует разуметь его епархию, менять которую он не может ни в каком случае. На Западе о таком толковании упоминает, например, бл. Иероним[2], на Востоке о нем говорят епископ Икумений[3] и бл. Феофилакт Болгарский[4]. Это искусственное толкование слов Апостола показывает, однако, как смотрела древняя Церковь на отношение епископа к епархии. С другой стороны незаконное занятие епископом чужой кафедры в древних церковных памятниках называется часто прелюбодеянием. Так собор 336 года, обвинил низложенного епископа Константинопольского Анфима в том, что он “прелюбодейно” посягнул на архиерейскую кафедру этого города вопреки всем церковным постановлениям и канонам[5], а Евагрий говорит об Анфиме, что он захватил епископскую кафедру, явно осмелившись на прелюбодеяние с церковью, уже имеющую своего жениха[6]. Никита Пафлогонянин сообщает о соборе 869 года, что отцы собора низложили патриарха Фотия и отлучили, “как прелюбодея”, за занятие Константинопольской кафедры при жизни Игнатия[7].

    27 мая 2017 читать далее


  • Разясненіе Святейшаго Патриарха Мовсковскаго Тихона о каноническомъ порядкѣ въ дѣлахъ провозглашанія автокефаліи (1917)

    Вопрос об отделении части Поместной Церкви и обретении ей автокефалии не теряет актуальности и в наши дни. Предлагаем ознакомиться с мнением свт. Тихона, патр. Московского о возможностях и условиях этого обретения. - Ред.

    По каноническому порядку требуется согласіе и разрѣшеніе киріархальной церкви на автокефалію другой помѣстной церкви, которая подчинялась прежде ея юрисдикціи. Обыкновенно та церковь, которая ищетъ независимости, обращается съ просьбою къ киріархальной церкви и, на основаніи данныхъ политическаго и церковнаго характера, испрашиваетъ ея согласія на полученіе автокефаліи. Просьба обращается отъ имени какъ церковной и гражданской власти страны, такъ и отъ народа, съ ясно выраженнымъ заявленіемъ о всеобщемъ и единодушномъ желаніи получить церковную независимость. Такъ было въ Греціи, Сербіи и Румыніи, но не такъ было въ Болгаріи, гдѣ возникла хорошо намъ извѣстная схизма, и, къ сожалѣнію, не такъ было и въ Закавказьѣ въ 1917 году.

    03 апреля 2017 читать далее


  • Резолюция членов Архиерейского Синода РПЦЗ/ПРЦ

    Резолюция членов Архиерейского Синода РПЦЗ/ПРЦ

    Рассмотрев и обсудив доклады Преосвященного Евгения епископа Каменск-Уральского и Сибирского, а также священнопроповедника Михаила Джеги, в которых дается духовно-нравственная оценка окормления русских людей в иных Поместных Церквах и различных сообществах православной обрядности, Архиерейский Синод РПЦЗ/ПРЦ считает необходимым принять положения докладов (доклады прилагаются) в качестве практического руководства в церковной деятельности. Содержание докладов находится в строгом соответствии с определениями Архиерейского Собора РПЦЗ/ПРЦ (2016 г.) и в соответствии с Соборным Приложением к «Положению о РПЦЗ/ПРЦ», сопровождающим и разъясняющим Уставные Правила Канонической Русской Церкви, где сказано: «К самочинным сборищам в соответствии с определением Первого Правила Святого Василия Великого относятся: „собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом…”. К таковым следует отнести почти все религиозные сообщества православной обрядности, отпавшие от РПЦЗ, а также многочисленные группы греческих старостильников, не уклонившиеся в ересь, но действующие без дозволения Православной Российской Церкви на ее канонической территории».

    Исходя из этого соборного определения, а также исходя из Священных Канонов и духовно-нравственных мотивов, обозначенных докладами Епископа Евгения и Михаила Джеги, мы, члены Синода РПЦЗ/ПРЦ, всецело осуждаем попытки других Поместных Церквей действовать на канонической территории Православной Российской Церкви без дозволения оной и считаем такие действия не только нарушением порядка в многоскорбящей Поместной Российской Церкви, но также и тяжелым каноническим преступлением.

    Всех клириков, монашествующих и мирян Русской Церкви, окормлявшихся или искавших хиротонии в иностранных Поместных Церквах и неканонических религиозных сообществах, призываем принести раскаяние и вернуться в лоно канонической Православной Российской Церкви.

    Члены Архиерейского Синода РПЦЗ/ПРЦ

    + Митрополит ФИЛАРЕТ (СЕМОВСКИХ) Первоиерарх РПЦЗ/ПРЦ

    +Епископ Брянский и Северо-Российский НИКОЛАЙ (БОРИСЕНКО)

    +Епископ Ахтырский и Малороссийский СЕРАФИМ (КОРАБЕЛЬСКИЙ)

    +Епископ Каменск-Уральский и Сибирский ЕВГЕНИЙ (ПАМПУРА)

    + Епископ Неманский и Европейский ПЕТР (АСТАХОВ)

    08./21.02.2017 г.

    К совместной архиерейской резолюции прилагаются обращения Еп. Евгения и Михаила Джеги, принятые членами Синода в качестве практического руководства по означенным вопросам церковной деятельности.

    23 февраля 2017 читать далее


  • Протоиерей Николай Депутатов - РЕВНИТЕЛЬ БЛАГОЧЕСТИЯ 19-ГО ВЕКА ЕПИСКОП ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (1938)

    (Кандидатское сочинение студента 4-го курса Богословского факультета Института св. Владимира в г. Харбине Николая Депутатова. Харбин, 1938 г.)

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    «Дух Христов — дух готовности все
    терпеть и благодушно нести все скорбное.
    Утешность, гонор, пышность, довольство
    чужды его исканий и вкусов
    »
    (Епископ Феофан).

    Введение.

    Есть прекрасная русская поговорка: «с кем поведешься от того и наберешься». Дружба с хорошим автором-писателем постепенно преобразует любителя-чтеца, изменяет его мысли, взгляды и создает созвучное данному автору настроение.

    Такое увлечение хорошим писателем развивает в нас и мысли хорошие и чувства добрые. В конце концов от постоянного изучения избранных творений, мы с годами приобретаем ту или иную степень совершенства, которыми богат был гениальный писатель.

    Одним из самых славных и гениальных духовных писателей XIX века был Святитель Феофан Затворник.

    23 января 2017 читать далее


  • Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. (1981)

    Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). Нью-Іоркъ 1981.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Святитель Митрополит Филарет — третий по счёту Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей — занимает в истории этой Церкви особое место. При нём было совершено четыре прославления: Св. Праведного Отца Иоанна, Кронштадтского Чудотворца; Преподобного Германа, Аляскинского Чудотворца; и Св. Блаженной Ксении, бездомной странницы Петрова Града, Новомучеников и Исповедников Российских.

    Дальний Восток — золотой уголок расцвета заграницей Православия и традиций Святой Руси — недаром именовали о. Архимандрита Филарета «Дальне-Восточным Златоустом». Его слово гремело всегда и везде и было исполнено глубокой веры и молитвы, пропитано стойкостью и непоколебимым стоянием в Истине. Оно имело особую силу, ибо было отражением жизни самого проповедника. Наше Зарубежье имеет, в лице Владыки Митрополита Филарета, неоценимое сокровище, данное нам от Бога. Наш общий долг любить, ценить и не огорчать Святителя Филарета, сохранять послушание подлинному Русскому Епископату, быть верным Истине, и дорожить своей Родной Русской Православной Церковью.

    В этой книге читатель найдёт ясное истолкование глаголов Жизни Вечной св. Евангелия.

    11 января 2017 читать далее