СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ МАККАВЕИ (1 Августа). Изъ поученія Преосвященнаго Никанора (Бровковича), Архіепископа Херсонскаго.

Души праведныхъ въ руцѣ Господни, якоже души Авраама и Исаака и Іакова, иже праотцы прежде закона, и прадѣды Маккавеевъ, нынѣ восхваляемыхъ отъ насъ. Сіи бо Маккавеи, крѣпкодушные внуки Авраама, поревновавше вѣрѣ. своею праотца, Авраама, даже до смерти, подвизались за благочестіе. Благочестно бо воспитавшеся и благозаконно пострадавшие, они обличили нечестіе гордаго царя Антіоха, И ничего не предпочетши изъ временной жизни. ради вѣчной, все предали Богу: душу, юный возрастъ, разумъ, тѣло мягкое и воздаяніе чистоты, сохраненной воспитаніемъ. О благочестный корень изъ негоже вы произросли. Маккавеи! О матеръ святая, родшая равночисленное седмерицы и число! Молимъ, васъ, Маккавеи, съ матерію вашею Соломоніею и мудрымъ учителемъ Елеазаромъ: егда предстойте Христу Богу, Егоже ради вы потрудились, прилежно сотворите мольбу о человѣчествѣ: творитъ бо Христосъ Богъ, елика хощетъ, и исполнитъ моленія ваши (Стихира дневная).

Въ сей день св. церковь творитъ память святыхъ седми мучениковъ Маккавеевъ, и матери ихъ Соломоніи. и учителя Елеазара. Кто они были? За что мы ихъ ублажаемъ?

Жили они безъ малаго за два вѣка до Рождества Христова. Вотъ обстоятельства, освѣщающія ихъ исторію. Послѣ плѣненія вавилонскаго, богоизбранный іудейскій народъ, возвращенный въ родную землю Киромъ и послѣдующими царями персидскими, никогда уже не возвращалъ себѣ государственной независимости; но былъ сперва подъ властію царей персидскихъ, затѣмъ подпалъ владычеству Александра Македонскаго, далѣе покоренъ былъ его преемниками, царями египетскими, а наконецъ и царями сирійскими, также наслѣдниками власти Александра Македонскаго. Цари персидскіе, Александръ Македонскій и его преемники цари египетскіе оставляли покореннымъ Іудеямъ, болѣе или менѣе, свободу исповѣдывать отеческую вѣру ихъ во единаго истиннаго Бога и совершать истинное богослуженіе во святомъ храмѣ іерусалимскомъ. Не разсказываемъ однакоже о бѣдствіяхъ, какія постигали евреевъ и въ это сравнительно еще хорошее время. Но вотъ подпали они владычеству сирійскаго царя Антіоха Епифана. Этотъ царь, взявъ и ограбивъ Іерусалимъ и избивъ многія тысячи Іудеевъ, воздвигъ злое гоненіе на ихъ вѣру, въ намѣреніи искоренить ее до конца. Антіохъ возъимѣлъ намѣреніе во всемъ своемъ царствѣ, состоявшемъ изъ разноплеменныхъ народовъ, ввести общую языческую религію для того, какъ онъ писалъ въ своемъ указѣ, чтобы всѣ были однимъ народомъ. Между прочимъ Антіохъ повелѣлъ Іудеямъ, подъ смертною казнію, «прекратить всесожженія и жертвы и возліянія во святилищѣ, отмѣнить субботы и праздники, устроить языческіе жертвенники, рощи и капища, приносить въ жертву свиней и другой скотъ, которымъ не гнушаются язычники, оставлять сыновей своихъ необрѣзанными, и вообще перемѣнить всѣ прежнія религіозныя учрежденія, законы, нравы и отеческіе обычаи». – Съ царскимъ указомъ по сему предмету присланъ былъ изъ столицы сирійскаго царства Антіохіи въ Іерусалимъ какой-то старикъ аѳинянинъ (должно быть, одинъ изъ философовъ аѳинскихъ). Ему поручено было ввести у Іудеевъ языческіе обряды богопочитанія, святой храмъ іерусалимскій посвятить языческому богу Дію олимпійскому, а храмъ самарійскій, что былъ на горѣ Гаризинѣ, переименовать въ храмъ Дія страннопріимца, такъ какъ Самаряне были переселенцы изъ Вавилона, Сиріи и Месопотаміи. Итакъ въ 168 году до христіанской эры, храмъ іерусалимскій превращенъ былъ въ капище построеніемъ, поверхъ жертвенника всесожженіи истинному Богу, другаго жертвенника языческому Дію или Зевсу олимпійскому, и оскверненъ идольскими жертвами. Въ притворахъ храма происходили студодѣянія и сладострастныя пиршества. Жертвенникъ наполнялся, свиными и другими нечистыми жертвами. Языческіе жертвенники построены были и по другимъ городамъ Іудеи. Каждый мѣсяцъ въ то число, въ которое родился царь, заставляли Іудеевъ присутствовать при жертвоприношеніяхъ, и принуждали причащаться жертвенныхъ внутренностей. Въ праздникъ Діониса, или Бахуса, въ честь этого бога, поведѣвалось Іудеямъ носить листы плющевые. Для Іудеевъ сдѣлалось невозможнымъ не только хранить свои праздники и субботы, но даже просто выдавать себя за Іудеевъ по вѣрѣ. Священныя книги ихъ отыскивали у нихъ, отбирали, рвали и жгли. Если же кто скрывалъ книгу закона, или замѣченъ былъ въ исполненіи какихъ либо законныхъ обрядовъ, такого, согласно съ царскимъ указомъ, предавали смерти. Такъ разъ донесено было на двухъ женщинъ, что они обрѣзали своихъ дѣтей: этихъ младенцевъ повѣсили на сосцахъ несчастныхъ матерей, которыхъ затѣмъ обвели по городу и потомъ сбросили со стѣны городской. Въ другой разъ узнали, что нѣкоторые Іудеи собрались въ пещерахъ, чтобы тайно праздновать субботу: ихъ сожгли, и они, чтобы не нарушить субботу, не оказали никакого сопротивленія.

Вотъ обстоятельства, среди которыхъ замучены были мудрецъ Елеазаръ, седмь братьевъ Маккавеевъ и мать ихъ Соломонія.

Нѣкто Елеазаръ, изъ первенствующихъ книжниковъ, мужъ уже состарѣвшійся лѣтами, зракомъ лица благолѣпный, добродѣтелію преизящный, принуждаемъ былъ открыто ѣсть свиное мясо, которое законъ запрещалъ Іудеямъ вкушать, которое вѣроятно принесено было въ жертву идолу. Онъ, славно предъизбравъ смерть лучше, нежели ненавистную жизнь, вольною волею пошелъ на муку. А на яству, которую, нельзя: было ѣсть изъ любви къ закону, онъ плюнулъ. Но беззаконники, приставленные къ жертвѣ, ради стародавняго знакомства съ этимъ мужемъ. наединѣ упрашивали его, чтобы онъ вкусилъ мяса, какое ему дозволено было ѣсть, которое нарочно для него было бы приготовлено, а только показалъ бы видъ, будто онъ вкушаетъ жертвенное мясо, какъ, повелѣно царемъ; чтобы, учинивъ сіе, онъ избавился отъ смерти и ради старой съ ними дружбы полудилъ помилованіе. Онъ же, воспріявъ мысль благую, достойную, возраста, и старости, и сѣдинъ, и честнаго воспитанія, какое получилъ отъ дѣтства, и Богомъ даннаго закона, отвѣтилъ имъ разсудительно: «хочу лучше, чтобы въ послали меня въ преисподнюю. Ибо возрасту нашему недостойно лицемѣрить, чтобы многіе изъ юныхъ подумали, что 90-лѣтній Елеазаръ перешелъ въ вѣру иноплеменниковъ, почему и они, ради моего лицемѣрія, изъ-за-маловременной жизни, соблазнятся мною и я навлеку ненависть и позоръ на мою старость. Хотя бы я далее и избавился нынѣшней муки человѣческой, но руки Всемогущаго не избѣгну, ни живой, ни умершій. Поэтому лучше нынѣ, мужественно разставшись съ жизнію, явлюсь достойнымъ своей старости; а юнымъ оставлю доблестный примѣръ, чтобъ они усердно и доблестно умирали за честные и святые законы». Ведущіе же его, ради сихъ словъ, которыя считали безумствомъ, перемѣнили свое прежнее благорасположеніе къ нему на свирѣпость, и подвергли его бичеванію. Изнемогая въ мукахъ, Елеазаръ застонавъ изрекъ: «Господу! святый разумъ имущему, явно, что, имѣя возможность избавиться отъ смерти, я терплю жестокія страданія отъ ударовъ на тѣлѣ, а на душѣ сладко все это претерпѣваю страха ради Божія». Такъ подъ ударами старецъ Елеазаръ и кончилъ жизнь, не только юношамъ, но и многимъ изъ народа оставивъ свою смерть въ примѣръ доблести и въ память добродѣтели.

И во-первыхъ честною своею смертію онъ явилъ достоподражаемый примѣръ седми братьямъ Маккавеямъ.

Случилось, что эти седмь братьевъ вмѣстѣ съ матерью были схвачены и принуждаемы предъ лицемъ самаго царя ѣсть противу правилъ свиное мясо, за что и были мучимы бичами и воловьими жилами. Среди этой муки одинъ изъ нихъ, первенецъ, говорить царю: «чего ты хочешь допытаться отъ насъ? Что вывѣдать? Мы готовы скорѣе умереть, чѣмъ преступить законы». Разгнѣвавшійся царь повелѣлъ разжечь сковороды и котлы. Когда они были быстро разжены, царь повелѣлъ первому, который говорилъ, отрѣзать языкъ и, содравъ сь него кожу, отсѣчь оконечности членовъ, на глазахъ прочихъ братьевъ и матери. И огда онъ уже сдѣланъ былъ негоднымъ къ жизни по всѣмъ членамъ, царь приказалъ предать его огню, еще дышащаго, и печь на сковородѣ. Когда паръ поднялся отъ сковороды, прочіе братья, вмѣстѣ съ матерью, поощряли другъ друга умереть мужественно, говоря между собою такъ: «Господь Богь зритъ и о истинѣ нашей утѣшается, какъ Моисей поетъ въ пѣсни: и о рабѣхъ своихъ Богъ утѣшится». Когда умеръ первый, повели на поруганіе втораго и, содравъ кожу съ волосами съ головы его, спрашиваютъ: «будешь ли ѣсть, прежде чѣмъ замучено будетъ все тѣло твое по частямъ?» – А онъ отвѣчаетъ: «нѣтъ», Тогда и сей по ряду принялъ мученіе, какъ и первый. Будучи же при послѣднемъ издыханіи, говоритъ: «ты, окаянный, губишь насъ въ настоящей жизни, но Царь міра воскреситъ насъ умершихъ ради своихъ законовъ, въ воскресеніи жизни вѣчной». – Потомъ выведенъ на поруганіе третій. Требуютъ, чтобъ онъ выдвинулъ языкъ; онъ высовываетъ и руки смѣло простираетъ и мужественно говоритъ: «отъ неба я это получилъ, и ради небесныхъ законовъ я это презираю, отъ неба же уповаю и опять воспріятъ». Самъ царь и бывшіе съ нимъ удивлялись великодушію юноши, что ни во что считалъ онъ мученія. Когда и сей скончался, мучители стали мучить четвертаго. И вотъ уже передъ самою смертію онъ говоритъ: «лучше быть убитымъ отъ людей и чаять отъ Бога, что Онъ опять воскреситъ насъ; а тебѣ воскресеніе не будетъ въ жизнь, но въ муку». По семъ привели пятаго и стали мучить, и онъ, воззрѣвъ на царя, изрекъ: «имѣя власть надъ людьми, ты смертный дѣлаешь, что хочешь. Но не думай, что родъ нашъ оставленъ Богомъ. Пожди и узришь державу его». Привели шестого. Уже начиная умирать, и тотъ изрекъ: «не обольщайся напрасно. Мы терпимъ это изъ-за себя, согрѣшивъ предъ Богомъ нашимъ; но ты не думай, что будешь неповиненъ, воздвигши борьбу противъ Бога». Замучили и шестаго. Безмѣрно же дивная и благія памяти достойная; мать, видя гибель семи сыновъ своихъ въ одинъ часъ, выносила эту муку благодушно ради упованія на Господа. Исполненная доблестной мудрости, она каждаго изъ нихъ увѣщевала, говоря: «не знаю, какъ во утробѣ моей вы явились; не я дала вамъ душу и жизнь, не я образовала и члены каждаго изъ васъ, но Творецъ міра, который создалъ человѣческій родъ и устроилъ рожденіе всѣхъ. Онъ же и душу и жизнь паки вамъ возвратитъ съ своею милостію за то, что вы нынѣ сами собою жертвуете ради Его законовъ».

Царь Антіохъ, хотя и считалъ себя униженнымъ, однакожъ пренебрегая поношенія, какія пришлось ему выслушать отъ замученныхъ братьевъ, обратился уже съ ласкою къ самому юному, который еще оставался въ живыхъ. И этого послѣдняго не только убѣждалъ словами, но и клятвою увѣрялъ, что сдѣлаетъ его богатымъ и счастливымъ, если только тотъ откажется отъ отеческихъ законовъ. Даже клялся, что будетъ имѣть его за друга. Но какъ юноша сему не внималъ, то царь, призвавъ мать, увѣщевалъ ее, чтобъ она сама была совѣтницею юному сыну на спасеніе. Послѣ многихъ увѣщаній со стороны царя, мать обѣщала дать совѣтъ сыну своему. Но приклонившись къ сыну, она говоритъ: «сынъ мой, пожалѣй свою мать. Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и все, что на нихъ; видя уразумѣешь, что Богъ сотворилъ сіе изъ небытія; также появился и родъ человѣческій. Не убойся сего мучителя плоти твоей, но будь достоинъ своихъ братьевъ и прими смерть, чтобы мнѣ воспріять тебя отъ Бога опять вмѣстѣ съ братьями твоими въ милости Божіей», – И пока она еще говорила это. юноша говоритъ: «чего ожидаете? Не слушаю повелѣнія царева, но слушаю повелѣнія закона, даннаго отцамъ нашимъ чрезъ Моисея. Ты, изобрѣтатель всякой злобы противъ Іудеевъ, не избѣжишь рукъ Божіихъ. Мы за грѣхи наши сіе страждемъ. Но хотя ради устрашенія и наказанія живый Богь нашъ и прогнѣвался на насъ, однакоже паки примирится съ рабами своими. Я, какъ, и братія мои, душу и тѣло мое предаю за отеческіе законы, призывая Бога, да будетъ вскорѣ милостивъ къ Израилю. На мнѣ и на братіи моей престанетъ гнѣвъ Вседержителя, праведно воздвигнутый на весь родъ нашъ». – Тогда царь разъярился на него яростію еще болѣе лютою, горькое терпя посмѣяніе. Такимъ образомъ и сей седъмый преставился отъ жизни въ юношеской чистотѣ, во всемъ уповая на Бога. Послѣ же сыновъ сожжена была и праведная мать ихъ Соломонія.

Вотъ за что Церковь ублажаетъ святыхъ седмь мучениковъ братьевъ Маккавеевъ и доблестную мать ихъ Соломонію и учителя Елеазара. Этотъ праздникъ въ честь ветхозавѣтныхъ мучениковъ принадлежитъ къ числу самыхъ древнихъ въ христіанской церкви. Сіи ветхозавѣтные мученики были первообразами всѣхъ мучениковъ христіанскихъ. Первые учители проповѣдники христіанства безпрерывно прославляли ихъ въ пѣсняхъ церковныхъ и въ поученіяхъ своихъ среди тѣхъ грозныхъ обстоятельствъ, въ которыхъ въ первые вѣка, – въ вѣка гоненій и мученичества, – выростала воинствующая юная церковь Христова. Отъ того и праздникъ сей учрежденъ съ первыхъ дней христіанства.

 

«Астраханскія епархіальныя вѣдомости». 1889. № 16. Ч. Неофф. С. 694-700.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: