Священникъ, по изображенію его въ болгарскомъ журн. – «Церковенъ Вѣстникъ». Типы сельскихъ матушекъ, приводимые въ журналѣ – «Душеполезное Чтеніе».

Въ Пермск. Епарх. Вѣдом. (№ 17 сего года) заимствована изъ болгарскаго журнала «Церковенъ Вѣстникъ» ст. – «Священникъ». Духовный болгарскій журналъ начертываетъ такой идеалъ священника.

«Священникъ есть Божій служитель, ближайшій къ народу. Онъ живетъ съ народомъ и среди народа. Его благословеніе и молитвы охраняютъ каждый домъ и каждаго христіанина; на него смотрятъ, какъ на посредника между небомъ и христіанами.

Нѣтъ семейства въ его приходѣ, въ которомъ бы не встрѣчали священника съ уваженіемъ и почитаніемъ – мужчины и женщины, старые и малые. Онъ близокъ къ каждому приходскому семейству. Какъ духовный отецъ, онъ совѣтникъ и утѣшитель каждаго прихожанина; ему повѣряютъ радости и тяготы, печали и слезы, ему открыты всѣ дома и сердца.

Молитвы и благословеніе священника сопровождаютъ христіанъ отъ колыбели до гроба. Онъ первый благословляетъ новорожденнаго и родильницу. При колыбели проситъ здравія и преподаетъ божественную благодать младенцу; при брачномъ союзѣ проситъ Всевышняго, да благословитъ молодыхъ супруговъ и наградитъ ихъ чадородіемъ; при смертномъ одрѣ молитъ Всеблагаго, да упокоитъ души усопшихъ въ Своемъ царствѣ.

Служитель правды и добра, священникъ долженъ быть первымъ страдальцемъ за истину и добродѣтель. Его слово должно быть истина, его дѣла – добродѣтель, его жизнь – самоотверженіе. Случится ли впасть кому въ злоключеніе, священникъ долженъ первымъ явиться къ нему съ утѣшеніемъ; уныніе ли или отчаяніе кого охватитъ, священникъ долженъ быть здѣсь первымъ подкрѣпитедемъ и духовнымъ врачемъ. Гдѣ плачъ, слезы, отчаяніе, – тамъ на помощь долженъ первымъ явиться священникъ. Онъ первый подаетъ руку страдающимъ, печальнымъ, первый подаетъ примѣръ христіанскаго участія и милосердія. Примѣръ его жизни долженъ быть достоинъ подражанія и соревновенія въ участіи, милосердіи, любви къ несчастнымъ и страдающимъ.

Священникъ долженъ быть одинаково ко всѣмъ добръ и одинаково готовъ всѣмъ на услуги. Его двери для всѣхъ должны быть всегда открыты – для богатыхъ и бѣдныхъ, для молодыхъ и старыхъ, для добрыхъ и худыхъ. Онъ долженъ одинаково смотрѣть и на богатыхъ, и бѣдныхъ, и помогать бѣднымъ чрезъ богатыхъ, исправлять порочность чрезъ благочестивыхъ, поддерживать несчастныхъ чрезъ счастливыхъ.

Какъ служитель Божій, священникъ долженъ быть вѣренъ, чистъ, безпороченъ, святъ, правдивъ, искрененъ, кротокъ полонъ братской любви, безкорыстенъ, терпѣливъ до самоотверженія. Онъ не долженъ возбуждать вражды и ни къ кому не относиться враждебно. Къ своимъ врагамъ онъ обращается съ любовію, кротостью и смиреніемъ: любовь обезоружитъ всѣхъ хулителей, а смиреніе и кротость укрощаютъ самыхъ свирѣпыхъ враговъ.

Священникъ – соль земли (Матѳ. 5, 13). «Его душа, говоритъ Іоаннъ Златоустъ, должна сіять подобно свѣтильнику, который озаряетъ всю вселенную». Она должна быть чиста и всегда готова на молитву. Въ дни гоненій и хуленій священникъ долженъ быть бодръ и твердъ въ правдѣ, истинѣ и любви; онъ долженъ руководиться примѣромъ Спасителя и Апостоловъ: они встрѣчали неправду со щитомъ истины, хулы встрѣчали съ любовію, обиды – съ кротостью и всепрощеніемъ. И съ такимъ оружіемъ они побѣдили всѣхъ враговъ, всѣ неправды и всякую ярость.

Въ настоящее время духовенство иногда подвергается насмѣшкамъ, а для нѣкоторыхъ служитъ предметомъ презрѣнія и вражды. Его обвиняютъ въ своекорыстіи, косности и невѣжествѣ. Какъ священнику относиться ко всему, что противъ него враждебно? Можно ли отвѣчать на хулу хулою, на презрѣніе презрѣніемъ? Нѣтъ. На хулы священникъ долженъ отвѣчать благословеніемъ: благословляйте проклинающихъ васъ (Матѳ. 5, 54); на навѣты и обвиненія отвѣтомъ пусть будетъ кротость, благочестіе и примѣрно-добродѣтельная жизнь. Если священникъ уступаетъ своимъ противникамъ въ научномъ образованіи, то пусть онъ будетъ сильнѣе ихъ въ благочестіи, добродѣтеляхъ и евангельской любви. Іисусъ Христосъ избралъ Своихъ учениковъ изъ простыхъ рыбарей. Своею твердою вѣрою, высокими добродѣтелями, благочестіемъ и самоотверженіемъ они покорили міръ. Вмѣсто крѣпкой человѣческой силы они имѣли благодать Божію; вмѣсто человѣческой мудрости – вѣру, вмѣсто ярости и злобы язычниковъ – добродѣтель, благочестіе, любовь, самоотверженіе.

Каждый священникъ долженъ руководиться примѣромъ Апостоловъ, и другаго оружія у него нѣтъ, кромѣ оружія апостольскаго. Каждый священникъ долженъ помнить, что въ своемъ приходѣ онъ пастырь, а сила пастырства – въ вѣрѣ, благочестіи и добродѣтеляхъ. Священникъ – живой примѣръ для своихъ прихожанъ; неграмотные и малограмотные смотрятъ на него, вникаютъ въ его думы, а дѣла и поступки его служатъ для нихъ примѣромъ и наукою. Его слова, дѣла, поведеніе должны бытя отраженіемъ евангельскихъ добродѣтелей. Какъ добрый пастырь, онъ долженъ чувствовать всѣ скорби прихожанъ и знать всѣ раны своей паствы, и не только чувствовать и знать, но и прилагать усердное стараніе объ облегченіи и исцѣленіи ихъ вѣрою и молитвою. Подавая руку помощи немощнымъ и бѣднымъ, отирая слезы плачущихъ и скорбящихъ, утѣшая страждущихъ и несчастныхъ, посѣщая больныхъ, священникъ возноситъ о нихъ усердны ямолитвы въ храмѣ: у священника сердца и души пасомыхъ, у него благодать Всевышняго. Будучи живымъ безукоризненнымъ примѣромъ христіанской жизни, священникъ есть живой, добрый и вѣрный стражъ: въ приходѣ такого добраго пастыря сѣятели соблазновъ и нечестія не только не найдутъ удобной для себя почвы, но не посмѣютъ и показаться.

Вѣра и добродѣтель священника и его паствы должны служить вооруженіемъ противъ соблазновъ и ученій хулителей духовенства и Церкви».

Осуществленію священникомъ такого идеала, намъ думается, между прочимъ, много можетъ содѣйствовать Богомъ и Церковью данная ему помощница, добрый другъ, вѣрный товарищъ, – жена священника. Вотъ какіе типы сельскихъ матушекъ отмѣчаетъ г. А. Кругловъ въ «литературно-житейскихъ замѣткахъ» на страницахъ «Душеполезнаго Чтенія» (1902 г., февр., – 345-350). Появилась одна матушка, которая съ первыхъ дней своей жизни въ деревнѣ «встала вровень съ крестьянами, ничѣмъ не выдѣляясь отъ нихъ; дѣлала всякую черную работу, чистила, мыла, работала на кухнѣ, въ полѣ». И всѣ говорили съ восхищеніемъ: «на-ка, ученая матушка, а нами и дѣломъ нашимъ не гнушается». Стали къ матушкѣ бабы заходитъ, ребята... Посѣщенія дѣлались все чаще и чаще, а тамъ ребятъ, привлеченныхъ ласкою матушки, и выжить было нельзя изъ кухни. И вотъ вдругъ въ священнической кухнѣ возникла школа, началось ученье. Стряпаетъ матушка, а сама слушаетъ и поправляетъ учениковъ, если они ошибутся. Дотомъ стали они и письму учиться. Обратила вниманіе матушка и на дѣвочекъ. Началось дѣло съ деревенскихъ сиротъ. Стала она обучать ихъ шитью, и открылась швейная мастерская въ ея домѣ. Сначала работали на себя, а потомъ и на другихъ – начали бѣдноту обшивать. Собиралась дѣтвора обоего пола, и образовался дѣтскій клубъ, – незамѣтно матушка сдѣлалась воспитательницей подростающаго поколѣнія. А тутъ начала матушка какъ умѣла и полѣчивать... Прошло много лѣтъ, и стала она настоящей матушкой всѣмъ въ приходѣ: безъ ея совѣта, вѣдома, ничего не дѣлалось: вездѣ чувствовалось ея благотворное вліяніе. Это вліяніе сказалось и на батюшкѣ, который не могъ не признать нравственной силы своей жены. И шли всѣ къ ней, какъ къ родной, горькій – за лаской, нищій – за кускомъ пирога, старый за одеждой... А она была готова «послѣднюю рубашку отдать». И вотъ посѣтили приходъ два несчастія: сначала пожаръ ужасный, а затѣмъ сибирская язва. Тутъ-то и показала себя матушка во весь ростъ, какъ говорится; показала себя, какъ вѣрующая христіанка, какъ человѣкъ сильной воли и беззавѣтной любви къ ближнему. Послѣ пожара осталось много обездоленнаго люда, и она явилась для нихъ добрымъ ангеломъ-хранителемъ: она раздала почти все свое до нитки, она заставила и другихъ оказать помощь. Но ничто была матеріальная помощь въ сравненіи съ нравственной помощью, которую оказала въ тотъ годъ матушка захудавшему населенію. Еще ужаснѣе было второе бѣдствіе – сибирская язва на людяхъ. Народъ бросилъ работу и въ супомъ отчаяніи ждалъ смерти. Матушка опять вышла на дѣло. По ея предложенію, священникъ устроилъ всенародную исповѣдь, ободрившую тосковавшихъ; по настоянію матушки, была образована медицинская помощь, изъ бобылокъ образованъ отрядъ сестръ милосердія. Такимъ образомъ матушка была для своихъ прихожанъ и учительницей, и лѣкаремъ, и другомъ. Когда еще въ деревнѣ не слыхали ни о школѣ, ни объ аптекѣ и больницѣ, – въ «поповскомъ домѣ» была и школа, и аптека, и перевязочный пунктъ. И вотъ когда матушка «отошла въ вѣчность», ее пришли проводить сотни народу и эти сотни рыдали, какъ дѣти, ибо теряли въ покойной ангела хранителя, по ихъ выраженію.

Въ Вятскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ г. Кругловъ нашелъ такой поучительный фактъ, какъ сельская матушка является дѣятельной помощницей мужу въ его трудахъ но религіозно-нравственному просвѣщенію народа. «Сначала священникъ былъ школьнымъ учителемъ, а его жена помощницей мужу въ его трудахъ по религіозно-нравственному просвѣщенію народа. Но вотъ учитель сдѣлался пастыремъ, а его жена превратилась въ матушку. Приходъ былъ сплошь почти раскольничій, храмъ всегда пустъ, и проповѣдывать слово Божіе некому. Молодой священникъ горячо принялся за исправленіе своего прихода. Его усилія мало-по-малу стали приносить желаемые плоды. Но дѣла было все-таки еще много. Вожаки раскола, особенно женщины-раскольницы усиливали свою дѣятельность по совращенію православныхъ по мѣрѣ успѣховъ священника. Онъ жалѣлъ, что не можетъ вездѣ поспѣть одинъ, и что никто не въ состояніи ему помочь. Тогда-то женѣ его и пришла мыслъ предложитъ ему свои услуги. Мужъ согласился. Вотъ въ одно зимнее время мужъ собрался на бесѣду въ деревню и взялъ съ собою и жену. По пути онъ заѣхалъ въ другую деревню, гдѣ заранѣе была назначена бесѣда, на которую приглашены были и женщины. Вошедши въ избу, гдѣ предполагалась бесѣда, батюшка сказалъ собравшимся: «я очень желалъ побесѣдовать съ вами, но присутствіе мое болѣе необходимо въ другой деревнѣ, а потому вмѣсто себя оставлю вамъ матушку, она почитаетъ вамъ что-нибудь божественное». Первое чтеніе прошло прекрасно. Слушатели были въ умиленіи. Нѣсколько разъ и многіе принимались плакать, кто о грѣхахъ своихъ, кто о своемъ поведеніи. Посыпались вопросы, всякій старался разрѣшить какое-либо свое недоумѣніе или въ житейскихъ дѣлахъ, или относительно вѣры, можетъ быть, много лѣтъ томившее его, на которое онъ уже и не ждалъ никакого отвѣта. Были вопросы очень трудные, но все-таки жена священника выходила изъ всѣхъ затрудненій съ честію и ни разу не сдѣлала какой-либо ошибки, какъ оказалось послѣ, при разговорѣ съ мужемъ. Ея чтеніе и всѣ вопросы крестьянъ касались главнымъ образомъ раскола. Расколъ она знала хорошо, потому что не мало читала тогда по этому предмету, и въ домѣ постоянно велись разговоры съ раскольниками и православными о расколѣ. Матушку послѣ бесѣды просили опять пріѣхать почитать, и она стала ѣздить туда часто. Объ этомъ узнали въ другихъ деревняхъ и стали просить священника – отпуститъ матушку и къ нимъ. Въ одну изъ этихъ деревень священникъ разъ отпустилъ свою жену. Для слушанія ея чтенія собрались большею частію женщины и дѣвицы. Было также немало подростковъ мужчинъ. Пріѣздъ матушки былъ для жителей деревни настоящимъ праздникомъ. Какъ внимательно они слушали! Сколько было вздоховъ, сколько было пролито искреннихъ слезъ! Въ промежуткахъ между чтеніемъ матушка спрашивала слушателей своихъ, знаютъ ли они то или это, давала имъ высказывать свои мысли и спрашивать, о чемъ желаютъ. Расположенные прежде къ расколу жители этой деревни обращали мало вниманія на Евангеліе, а все добивались старопечатныхъ книгъ. Много пришлось матушкѣ говорить имъ о преимуществѣ Евангелія; она по порядку прочитала имъ все Евангеліе отъ Матѳея со включеніемъ изъ другихъ евангелистовъ тѣхъ мѣстъ, которыхъ нѣтъ у Матѳея; прочитала Дѣянія и Посланія Апостоловъ, объясняла богослуженіе, катихизисъ, молитвы, праздники, читала житія святыхъ и назидательные разсказы; много читала и говорила о поминовеніи усопшихъ, такъ какъ прихожане прежде не имѣли обыкновенія поминать умершихъ въ церкви, а отдавали читать сорокоусты старымъ дѣвамъ и находили это достатотнымъ. Двѣнадцать лѣтъ продолжалась такая благотворная дѣятельность матушки – вплоть до перевода ея мужа въ другой приходъ. Къ счастію, надо прибавить, что новая матушка явилась продолжательницей дѣла своей предшественницы».

И дай Богъ, чтобы всегда на Святой Руси много было и такахъ священниковъ и такихъ матушекъ, какими они изображены въ приведенныхъ выдержкахъ изъ духовныхъ журналовъ!...

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1902. № 11. Ч. Неофф. С. 456-463.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: