Рождество святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских (29 іюля / 11 августа)

Сказаніе о рожденіи св. Николая Чудотворца.

Радуйся, отъ утробы матернія очищенный (Акаѳистъ, икосъ 1-й).

Радуйся, рожденіемъ своимъ родителей удививый (Икосъ 1-й).

Радуйся, силу душевную абіе по рождествѣ явивый (Икосъ 1-й).

Около 16-ти вѣковъ прошло съ тѣхъ поръ, какъ жилъ и подвизался на землѣ святитель и угодникъ Божій Николай, великій чудотворецъ, архіепископъ Мѵрликійскій, котораго теперь чтитъ и прославляетъ весь христіанскій міръ за его ревность по вѣрѣ, добродѣтельную жизнь и безчисленныя чудеса, совершаемыя имъ и до сихъ поръ всѣмъ, прибѣгающимъ къ нему съ вѣрою въ его помощь и милосердіе Божіе.

Промыслу Божію угодно было послать на землю святителя Николая въ одно изъ самыхъ трудныхъ для христіанства временъ. Третій вѣкъ по Рождествѣ Христовомъ, во второй половинѣ котораго онъ родился, былъ временемъ рѣшительной борьбы христіанства и язычества другъ съ другомъ, когда окончательно долженъ былъ рѣшиться вопросъ — Христова-ли вѣра замѣнитъ язычество, или же послѣднее останется несокрушимымъ и навсегда подавитъ христіанство? Христіанство несомнѣнно превосходило уже разлагавшееся язычество своею внутреннею силою, основанною на божественномъ ученіи Іисуса Христа и Его святыхъ Апостоловъ. Но на сторонѣ послѣдняго находилась въ то время внѣшняя сила, которая всѣми доступными ей средствами старалась подавить ненавистное для нея христіанство. Такъ, христіанинъ считался преступникомъ законовъ, врагомъ Римскихъ боговъ и кесаря, язвою общества, которую всячески старались истребить. Ревностные язычники — Римскіе императоры, считая христіанство погибелью для Римской имперіи, а христіанъ — самыми опасными ея врагами, поднимали на нихъ жестокія гоненія, во время которыхъ заставляли ихъ отрекаться отъ Христа, покланяться идоламъ и изображенію кесаря и воскурять предъ ними ѳиміамъ. Если же они не соглашались на это, то ихъ ввергали въ темницы и подвергали мучительнѣйшимъ пыткамъ — томили голодомъ и жаждою, били розгами, веревками и желѣзными прутьями, жгли ихъ члены на огнѣ. Если же и послѣ всего этого они оставались непоколебимы въ христіанской вѣрѣ, то ихъ предавали не менѣе мучительной смерти — топили въ рѣкахъ, отдавали на растерзаніе дикимъ звѣрямъ, сожигали въ печахъ или на кострахъ. Невозможно перечислить всѣ тѣ жестокія мученія, которымъ подвергали раздраженные язычники ни въ чемъ неповинныхъ христіанъ! — Однимъ изъ самыхъ тяжелыхъ гоненій на христіанъ было гоненіе, предпринятое Римскимъ императоромъ Валеріаномъ (Валеріанъ былъ постигнутъ праведною казнію за мученія, которыя претерпѣвали отъ него христіане. Во время войны съ персами, онъ попался въ плѣнъ и до самой смерти своей служилъ подножіемъ Сапору, царю Персидскому, когда онъ садился на коня, а по смерти его персы сняли съ него кожу и поставили ее между своими трофеями.).

Въ 258-мъ году по Рождествѣ Христовомъ онъ издалъ эдиктъ, которымъ предписывались ужасныя мѣры по отношенію къ христіанамъ. По этому эдикту епископы, пресвитеры и діаконы умерщвлялись мечами; сенаторы и судьи лишались своихъ имуществъ, а, если и тогда оставались христіанами, то также предавались казни; знатныя женщины, по отобраніи у нихъ имуществъ, отправлялись въ ссылку, всѣ прочіе христіане, закованные въ цѣпи, осуждались на каторжныя работы. Гоненіе это съ особою силою пало на пастырей Церкви, и многіе изъ нихъ запечатлѣли свою вѣру мученическою смертію. (Тогда святый Кипріанъ въ Карѳагенѣ палъ подъ сѣкирою, святый Лаврентій въ Римѣ испеченъ на желѣзной рѣшеткѣ).

Но всѣ усилія духа злобы поколебать Церковь, которую, по слову ея Божественнаго Основателя, никогда не въ силахъ будутъ поколебать врата адовы (Матѳ. 16, 18), оказались тщетными. Въ то самое время, какъ лилась мученическая кровь пастырей Церкви, которая оказалась плодоноснымъ сѣменемъ христіанства, Господу угодно было на мѣсто ихъ даровать Церкви новаго ревностнаго защитника и поборника вѣры Христовой, святителя Николая, котораго Церковь достойно именуетъ чудотворцемъ предивнымъ, незаходимою звѣздою пресвѣтлаго Солнца, Божественнымъ проповѣдникомъ, человѣкомъ Божіимъ, сосудомъ избраннымъ, столпомъ и утвержденіемъ Церкви, предстателемъ и утѣшителемъ всѣхъ скорбящихъ (Служб. св. Николаю 6-го декабря и 9-го мая).

Родители святого Николая чудотворца — Ѳеофанъ и Нонна — жили въ городѣ Патарахъ, въ древней Ликіи, входившей въ составъ Малой Азіи (нынѣшней Анталіи). Они происходили изъ благороднаго рода, были весьма зажиточны и, какъ благочестивые христіане, отличались хорошею жизнью, милосердіемъ къ бѣднымъ и усердіемъ къ Богу. Господу угодно было послать имъ, подобно Захаріи и Елизаветѣ — родителямъ Іоанна Крестителя — и многимъ другимъ ветхозавѣтнымъ праведникамъ, тяжелое испытаніе: старѣясь въ честномъ бракѣ, они не имѣли дѣтей. Безчадіе сильно огорчало ихъ, и они не переставали усердно молиться Господу о дарованіи имъ сына, при чемъ дали обѣтъ посвятить его на служеніе Господу. Усердная молитва праведниковъ, была услышана. Нонна родила сына, которому при крещеніи было дано христіанское имя Николай, что значитъ побѣдитель народа. Самымъ именемъ, даннымъ при крещеніи великому Угоднику Божію, указывалось на то, что ему въ своей жизни много придется побѣдить людской злобы. Нонна, родивши св. Николая, послѣ того уже не рождала дѣтей.

Уже въ первые дни своего младенчества св. Николай показалъ, что онъ предназначенъ на особое служеніе Господу. Сохранилось преданіе, что во время совершенія таинства святого крещенія онъ, никѣмъ не поддерживаемый, простоялъ въ купели въ продолженіе трехъ часовъ: этимъ трехчасовымъ стояніемъ въ купели великій младенецъ, по словамъ св. Димитрія Ростовскаго, предзнаменовалъ свою будущую вѣру въ Святую Троицу, Которую онъ ревностно защищалъ въ продолженіе всей своей жизни. Съ первыхъ же дней своего младенчества св. Николай началъ строгую подвижническую жизнь, которой и остался вѣренъ до конца своей жизни. При кормленіи грудью, по преданію, онъ принималъ молоко только изъ правой груди своей матери, а по средамъ и пяткамъ воздерживался даже и отъ этой пищи и вкушалъ ее только однажды, по совершеніи обычнаго древнимъ христіанамъ правила.

Такое необычайное поведеніе св. Николая въ дѣтскомъ возрастѣ показывало его родителямъ, что изъ него выйдетъ великій Угодникъ Божій. Поэтому они обратили особенное вниманіе на его воспитаніе и, будучи, какъ замѣчено выше, благочестивыми христіанами, и сыну своему прежде всего постарались внушить истины христіанства и направить его на праведную жизнь. Старанія родителей увѣнчались полнымъ успѣхомъ. Доброе сѣмя, которое они сѣяли въ душу своего сына, пало на плодородную почву и принесло обильные плоды. Благодаря богатымъ природнымъ дарованіямъ, отрокъ, руководимый Святымъ Духомъ, въ скоромъ времени постигъ книжную мудрость, насколько она необходима была, по словамъ св. Димитрія Ростовскаго, «доброму кормчію Христова корабля и искусному пастырю словесныхъ овецъ». (Сохранилось преданіе, что, когда родители св. Николая не знали, кого выбрать имъ въ учителя своему сыну, отрокъ Николай, по руководству Святаго Духа, по складамъ назвалъ имя того учителя, который долженъ былъ обучать его грамотѣ).

Успѣвая въ книжномъ обученіи, отрокъ Николай столько же успѣвалъ и въ благочестивой жизни. Его не занимали пустыя, ни къ чему доброму не ведущія, бесѣды его сверстниковъ. Столь заразительный примѣръ товарищества, ведущій къ чему-либо худому, для него былъ чуждъ. Избѣгая суетныхъ и грѣховныхъ развлеченій, отрокъ и юноша Николай отличался примѣрнымъ цѣломудріемъ и не только избѣгалъ всякихъ нечистыхъ помысловъ по отношенію къ женщинамъ, но, какъ строгій подвижникъ, избѣгалъ самого общества женщинъ, не говорилъ съ ними и старался не глядѣть имъ въ лицо, боясь соблазна и твердо памятуя слова Спасителя, что всякій, кто смотритъ на женщину съ вожделѣніемъ, уже прелюбодѣйствовалъ съ нею въ сердцѣ своемъ (Матѳ. 5, 28). Почти все время юный Николай проводилъ въ чтеніи Священнаго Писанія, подвигахъ поста и молитвы, уже въ юности приготовляя изъ себя храмъ Божій, въ которомъ безпрепятственно могъ бы обитать Духъ Святый. Къ храму Божію святый Николай питалъ сильную любовь и проводилъ тамъ иногда цѣлые дни и ночи въ чтеніи божественныхъ книгъ и богомысленной молитвѣ.

Вообще, въ своей юности святый Николай достигъ такого успѣха въ добродѣтельной жизни, что его не безпокоили никакія свойственныя этому возрасту грѣховныя страсти: казалось — это былъ не юноша, а старецъ, отрѣшившійся отъ всего земного и всецѣло посвятившій себя на служеніе Богу.

Житіе и чудеса св. Николая Чудотворца, архіепископа Мѵрликійскаго и слава его въ Россіи. Въ двухъ частяхъ, съ 139 рисунками. Составилъ А. Вознесенскій и Ѳ. Гусевъ. СПб., 1899. С. 23-28.

***

РУССКИЕ СЛУЖБЫ РОЖДЕСТВУ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

I.

Приди в Русь и вижь: яко несть града и села,
идеже не быша чудеса святого Николы, их же
не можно за множество писанию предати…

Велика на Руси слава Угодника Божия Николая, архиепископа греческого города Миры области Ликийской, и поистине неисчерпаема сокровищница духовного творчества нашего народа, связанного с именем Святителя. В скольких былинах, песнях, стихах, поговорках, приметах, даже заговорах запечатлено обращение к любимому народом Святому. Эта ветвь творчества – фольклорная, устная – донесла до нас и рассказ о начале прославления св. Николая в нашей земле. Имеется в виду предание о князе Аскольде. События, о которых рассказывается в нем происходили в Киеве во второй четверти IX века, то есть за сто лет до принятия Христианства на Руси [1] .

Другая ветвь русского духовного творчества связана с письменными памятниками, с церковно-славянской литературой, которая полноправно начала распро­странятся на Руси с конца Х века. С одной стороны – это житийная литература, включающая как переводы греческих вариантов Жития так и собственно русские Сказания и Повести о св. Николае, о чудотворных образах Святого. С другой стороны – богослужебная гимнография, слагавшаяся параллельно литературе житийной и прошедшая тот же путь – от заимствования греческих праздников и служб до установления русских памятей и создания русских гимнографических памятников в честь «Николы батюшки». Вопросам изучения русской гимнографии в честь св. Николая и посвящена настоящая статья. В центре нашего внимания – праздник и службы Рождеству св. Николая (29 июля / 11 августа) [2] .

На сегодняшний день из всех церковных памятей, связанных с именем Святителя, праздник Рождества – самый загадочный. Мы не знаем когда и где впервые был установлен этот праздник. Отмечался ли он в Византии или принадлежит числу русских памятей? Какой «статус» имел он в ряду других памятей церковного года? С чем связаны разночтения дат празднования Рождества св. Николая [3]? Вопросов, связанных с историей праздника и собственно гимнографии Рождеству св. Николая очень много. Обозначить и по возможности раскрыть основные из них – это наша первая задача.

Вторая задача состоит в том, чтобы донести до православного читателя сами богослужебные последования. Как известно, память Рождества св. Николая хотя и включена в современный Месяцеслов Православной Церкви, но службы на этот праздник не изданы и, соответственно, не известны широкому кругу не только православной паствы, но и священнослужителей. Между тем духовное желание почтить Великого Угодника Божия в праздник его Рождества непременно возникает в сердцах православных людей, особенно же – прихожан, насельников монастырей, священников, отправляющих богослужения в храмах и обителях, освященных в честь св. Николая.

II.

Всечестное твое рождество, отче Николае,

ангелов множество на небеси и человеческий

род на земли, честно ублажает…

Что же определенного можно сказать о происхождении праздника и служб Рождеству Святителя?

Прежде всего, что праздник принадлежит к одним из древних церковных памятей. Самое раннее дошедшее до нас упоминание его содержится в славянской глаголической рукописи XII - XIII вв [4]. Первый русский месяцеслов, включающий эту память, относится к XIV веку [5]. Подчеркнем, что Рождество св. Николая упоминается исключительно в рукописях славяно-русских. Возможно, это свидетельствует о происхождении праздника.

Складывается впечатление, что Рождество св. Николая не входило в круг постоянно отмечавшихся церковных праздников. На протяжении всей истории православного богослужения на Руси оно то возникало, то вновь исчезало из числа церковных памятей. Эта мысль подтверждается и особенностями гимнографии Рождеству св. Николая. В списках XVII - XVIII вв. дошли до нас две разные службы на этот праздник. В сущности, они отражают две традиции празднования Рождества св. Николая , бытовавшие в разное время и в разных областях России. Первый вариант зафиксирован в рукописи из Новгорода. Второй – в списке, принадлежавшем некогда Вятскому кафедральному собору.

История Новгорода крепко связана с именем Святого. Вспомним, например, что уже в XI веке в Новгороде существовала церковь Николы Можайского. А в первой четверти XIII века жители города видели множество чудес от Зарайского образа Святителя – он гостил в городе по пути из Корсуни в земли рязанские ... Последний факт наводит на ряд размышлений. Как известно, город Зарайск принял Святыню – чудотворную икону св. Николая в 1225 году. Торжественная встреча образа состоялась у стен города 29 июля – в день, который приходится днем Рождества св. Николая. Сведений о церковном празднике Рождеству Святителя в Зарайске мы не имеем. Однако, как указывает прот. Василий (Изюмский) – автор замечательной книги об истории чудотворного образа Святителя и почитании его в Зарайске – «в народе Рождество св.Николая отмечалось издревле… дети на этот праздник, подобно как на Рождество Христово, славили св. Николая пением особых стихов, составленных в его честь» [6] . Приобрел ли Новгород знание о рождественском празднике Святителю от принесения Корсунской иконы или наоборот – посещение Новгорода повлияло на формирование традиции почитания образа в Зарайске? Вопросы эти пока остаются открытыми. Однако вернемся к Новгороду.

Прямые свидетельства о праздновании Рождества св. Николая в Новгороде относятся к XVI веку. В Чиновнике Софийского собора записано, что празднование сопровождалось крестным ходом «от Софеи к Николе Чудотворцу на Розважу» [7] . Чиновник датируется XVI веком. В это время в Новгороде существовал и монастырь, специально посвященный Рождеству Святителя, как говорится в Летописи, монастырь на Розважи улицы Николая Чудотворца Рождение. Он был основан в 1556 году[8] . Что послужило причиной основания монастыря? Может быть, оно имело чудесную предысторию, связанную с окормлением Святителем новгородского люда и возведение обители в честь Праздника явилось естественным откликом верующих на помощь Святителя? В текстах службы неоднократно упоминается некий град, находящийся под покровительством св. Николая. Например, в одной из стихир на Литии поется: …неподвижиму и необориму граду твоему быти сподоби….

Рукопись со службой Рождеству св. Николая была писана в Великом Новгороде в лето 7165 [1657 г.]. То есть спустя более 100 лет после основания монастыря и памятной записи в Чиновнике Софийского новгородского собора. Далее след этой службы ведет вглубь России, в том числе в сердце монастырской жизни Московской Руси – Свято Троице Сергиеву Лавру. Именно в лаврской библиотеке был обнаружен еще один список этой службы Рождеству св. Николая РГБ ф.299 №484.1. Он датирован 1723 годом.

Перенесемся теперь с северо-запада к северо-востоку от Москвы – на Вятскую землю. 24 мая 1380 года на берегу реки Великой был обретен чудотворный образ св. Николая. Он получил именование «Великорецкий». Весть об исходящей от образа благодати облетела всю русскую землю, и в 1555 году по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного свершилось принесение Великорецкого образа в Москву. Крестному ходу всей России с образом Святителя можно уподобить это грандиозное шествие. По рекам – Вятке, Каме, Волге, Оке, Москве творя на пути многие чудеса, прибыл чудотворный образ к месту своего назначения. Вослед этому событию была написана Повесть о принесении Великорецкого образа в Москву…; составлены тропарь и кондак московскому празднику Принесения образа…; создана «московская» копия чудотворной иконы; устроен придел «Николы Великорецкого» в новоотстроенном храме Покрова Пресвятой Богородицы и… установлен праздник Рождества св. Николая.

Повесть о принесении Великорецкого образа рассказывает, что по прибытии образа в Москву царь Иоанн Васильевич встретил «высокого гостя» 29 июля у Симонова монастыря. Это был день Рождества св. Николая… Об установлении праздника говорится в приписке к Уставу Успенского собора Московского Кремля, сделанной во 2-й половине XVI века: «Уставися праздновати Рождеству св. Николая и бывает ход со кресты к Николе на рву» [9] . Что касается собственно службы, то Устав Успенского собора Московского Кремля не содержит указаний на особые песнопения Рождеству св. Николая. Вероятно, в Москве установленное празднование действительно ограничилось Крестным ходом к иконе «Николы Великорецкого» что на рву (как записано в Уставе) и не предполагало самостоятельного богослужебного последования. Но на Вятке сложилось иначе. Там была составлена отдельная служба Рождеству Святителя [10] . (Служба) Она-то и дошла до нас в рукописи Вятского кафедрального собора (БАН Вятского собрание №66). Это рукопись начала XVIII века, возможно, список с более раннего источника. Гимнографические тексты доносят до нас информацию о написании службы по святительскому благословению . Возможно, оно было дано самим митрополитом всероссийским Макарием – глубоким почитателем св. Николая.

С цветением духовного поля земли русской в XVI веке связано распространение русских памятей, церковных торжеств, связанных с отечественной духовной традицией. Рождество св. Николая несомненно принадлежит к числу полюбившихся и, может быть, прижившихся только на Руси церковных памятей. Этот праздник обнимает всю Россию. Посудите сами. Днем 29 июля оказываются отмечены все важные вехи заступнического шествия св. Николая по Руси: Пренесение Зарайкого образа из Корсуни в земли рязанские, Принесение образа «Николы Великорецкого» в Москву и Принесение на Русь Можайского образа Святителя [11] . Таким образом, не входивший в число постоянно отмечавшихся церковных памятей праздник Рождества св. Николая стал в своем роде «всепразднественным» и отмечался всем русским православным миром.

 

С. Черкасова. Русские службы Рождеству святителя Николая (Начало). // Журналъ «Альфа и Омега». М., 2008. № 1 (51). С. 285-290.

[1] См. нашу статью «Слава на Руси св. Николая» // Музыкальная академия. – 2001. – №1. – С.1-12

[2] В целом современный месяцеслов Православной Церкви содержит шесть праздников св. Николаю. Каждому из них соответствует своя гимнография. Условно их можно разделить на две группы. Первую составляют памяти, скажем так, житийного цикла. Сюда относятся: праздник Преставления св.Николая или, как он именуется в богослужебных рукописях, Память св.Николая... (6 / 19 декабря); Пренесение мощей св.Николая из Мир Ликийских в Бар град… (9 / 22 мая) и Рождество св.Николая(29 июля / 11 августа).

Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон Святителя. Таких праздников на Руси сложилось довольно много, но в Месяцеслове Православной Церкви указано только три – те, слава о которых прошла по всей России. Это памяти: Принесения Зарайского образа св. Николая из града Корсуни в земли Рязанские…(9 / 22 мая); Явление Великорецкого образа св. Николая… (24 мая / 7 июня); Принесение образа «Николы Великорецкого» в Москву (29 июля / 11 августа).

Точно известно о греческом происхождении только одной из названных памятей – Преставления св. Николая. В Византии была составлена и служба на этот праздник.

Остальные пять праздников (вероятно все) принадлежат Русской Церкви и гимнографию к ним составляли русскиепеснотворцы. Подробнее об этом см. в нашей статьте «Русская гимнография св. Николаю: проблемы ее изучения» // «Правило веры и образ кротости… Образ св. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии». – М., изд-во ПСТБИ, 2004. – С. 356-369.

[3] Днем празднования Рождества св. Николая указывается преимущественно 29 юля, но в разных источниках м.б. и 20 мая, 23 и 24 августа . Подробнее об этом см. Сергий (Спасский) прот. Полный Месяцеслов Востока. – Т. II . – М, 1977. – С.377.

[4] Там же.

[5] Лосева О.В. Русские месяцесловы XI - XIV веков. – М., 2001. – С.413

[6] Василий (Изюмский), прот. Зарайская святыня: 750 лет городу Зарайску. – М.: Центр, 1996. – С.81.

[7] Голубцов А.П. Чиновник новгородского Софийского собора. – М., 1899. – С.132

[8] Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. – СПб., 1899; То же. – Репринт. изд. 1899 г . – СПб., 1994. – С.670.

[9] Серебрякова Е.И. Книжные миниатюры «Принесение Великорецкого образа св.Николая в Москву» // Доклад на Международной научной конференции «Святитель Николай Мирликийский в византийской, славянской и русской литературе и иконографии». – М., 2003.

[10] Вероятно, это случилось после возвращения образа из столицы.

[11] В русских Прологах с 1662 года в день 29 июля полагалось чтение Повести о принесении на Русь Можайского образа св.Николая.


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: