ПРОЭКТЪ объ уничтоженіи греко-россійскаго вѣроисповѣданія въ Русскихъ областяхъ, представленный, въ началѣ XVIII вѣка, государственнымъ чинамъ Польши, ксендзомъ іезуитомъ. (Переводъ съ Польскаго.)

Этотъ документъ хранится въ подлинникѣ въ архивѣ города Витебска. Онъ служитъ однимъ изъ яркихъ образцовъ того ученія, которое возводитъ безнравственность на степень богоугоднаго подвига и притупляетъ въ людяхъ, даже одаренныхъ отъ природы высокими душевными качествами – всякое нравственное чутье и пониманіе. Нѣтъ сомнѣнія, что предлагавшій былъ увѣренъ въ полномъ сочувствіи лицъ, къ которымъ обращался, и что если не въ подробностяхъ, то въ общихъ своихъ основахъ проэктъ былъ принятъ и даже приводился въ исполненіе до самаго присоединенія западныхъ губерній къ Россіи. – Прим. редакціи «Дня».

Г. Профессоръ Кояловичъ въ № 20-мъ газеты «День» передаетъ слѣдующее извѣстіе о помѣщенномъ выше іезуитскомъ проэктѣ: «Печатный экземпляръ этого проэкта въ сороковыхъ годахъ настоящаго вѣка доставленъ былъ въ Археографическую Коммиссію изъ Львовскаго митрополичьяго архива съ извѣстіемъ, что подобные экземпляры есть и въ другихъ мѣстахъ, и что самый проэктъ составленъ въ 1717 году. Археографическая коммиссія и издала его въ подлинникѣ, т. е. на Польскомъ языкѣ въ 1849 году, въ Supplementa ad historica Russie monumenta (№ 81), съ указаніемъ откуда онъ взятъ, и что объ немъ упоминаетъ Бантышъ-Каменскій (Исторія объ уніи – Б. Каменскаго стр. 4172). Бантышъ-Каменскій замѣтилъ, что, по свидѣтельству преосв. Геогргія Конисскаго, проэктъ этотъ билъ напечатанъ, распространенъ и предложенъ на одномъ сеймѣ 18-го столѣтія». – Прим. редакціи «Кіевскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей».

 

Ежели цѣлость и безопасность государства основывается на взаимной любви, а любовь болѣе всего поддерживается единствомъ вѣры, то мы, Поляки, желая цѣлости и безопасности своему отечеству, всемѣрно должны стараться съ особеннымъ усиліемъ о единствѣ вѣры между подданными. Поелику же сіе единство въ краяхъ Русскихъ, какъ коронныхъ, такъ и къ В. Княжеству Литовскому принадлежащихъ, калштся (особенно по отношенію къ простому народу), наиболѣе разрушается разностію вѣры, то государственные чины и каждый Полякъ, въ особенности желающій сохранить цѣлость и безопасность своего отечества, должны поставить себѣ въ обязанность, чтобы Греческое вѣроисповѣданіе, вѣроисповѣданію Латинскому противное, всячески выводить, то презрѣніемъ, то преслѣдованіемъ, то притѣсненіемъ тѣхъ, которые держатся онаго, и другими, сколько то возможно, дѣйствительными средствами. Будучи Полякомъ, въ жилахъ коего течетъ кровь древнихъ Поляковъ Латинскаго вѣроисповѣданія и желая отъ всего сердца счастія моему отечеству и вмѣстѣ большаго распространенія Римско-Католической вѣры, я, съ своей стороны, почитаю средства слѣдующія дѣйствительнѣйшими къ искорененію суевѣрныхъ, или какихъ бы то ни было, Греческихъ обрядовъ и къ введенію, на мѣсто ихъ, обрядовъ Латинскихъ вмѣстѣ съ вѣрою Св. Римской Церкви, и представляю сіи средства всѣмъ истиннымъ поборникамъ сей вѣры и патріотамъ. Итакъ:

Во первыхъ, чтобы намъ совершить столь спасительное и вожделѣнное предпріятіе, должно стараться хранить нѣкоторую дружбу съ Россіею и возводить на польскій престолъ такихъ Государей, къ которымъ бы расположена была сія держава. Ибо если то справедливо, что на поступки врага болѣе обращаютъ вниманіе, то и Россія, будучи съ нами въ дружбѣ, не будетъ наблюдать нашихъ дѣйствій, къ чему они клонятся, и дѣла безъ помѣхи пойдутъ своимъ порядкомъ: чѣмъ съ большею для насъ пользою, тѣмъ съ значительнѣйшимъ для Россіи вредомъ.

Во вторыхъ, дворянство Русское Греческаго исповѣданія, хотя оно и соединилось съ Римскимъ и остается въ уніи, а тѣмъ болѣе отщепенцы (schyzmatycy) ни къ какимъ ее должны быть допускаемы государственнымъ должностямъ, особенно же къ такимъ, въ которыхъ они могутъ пріобрѣсть друзей, нажить имѣніе и снискать себѣ какое либо уваженіе, и такимъ образомъ покровительствовать всѣмъ своимъ единоплеменникамъ: что должно ограничить на сеймахъ новымъ, строжайшимъ прежняго, постановленіемъ. Въ особенности же каждый Полякъ долженъ въ собраніяхъ чуждаться Русскаго, въ сосѣдствѣ никакой не заводить съ нимъ дружбы, развѣ для своей выгоды; въ разговорахъ, въ присутствіи Русскаго, болѣе всего говорить о суевѣріи Русскихъ и т. п. Послѣ сего я почти могу увѣрить, что всякій лучше захочетъ перемѣнить вѣроисповѣданіе, и совершенно отказаться, что онъ былъ когда либо Русскимъ, нежели во всю жизнь терпѣть столько досадъ и огорченій.

Въ третьихъ. Зажиточнѣйшіе обыватели отечества не должны принимать Русскихъ ни въ какія услуги, особенно недопускать ихъ туда, гдѣ они могли бы сколько нибудь образовать себя; развѣ въ томъ только случаѣ, когда можно надѣяться, что они откажутся отъ своего вѣроисповѣданія; ибо такимъ образомъ, пребывая въ невѣжествѣ, они впадутъ въ крайнюю нищету, и останутся въ самомъ презрѣнномъ уничиженіи, слѣдственно принуждены будутъ или совершенно пасть отъ своей бѣдности или перемѣнить вѣроисповѣданіе для какого нибудь повышенія и улучшенія своего состоянія.

Въ четвертыхъ. Такъ какъ въ городахъ и мѣстечкахъ Русскихъ находится еще весьма значительная часть зажиточныхъ жителей, то и сихъ нужно довесть до нищеты и невѣжества, чтобы не могли ни деньгами ни умомъ помочь себѣ; а достигнуть сего можно слѣдующимъ образомъ: ежели города находятся въ земскихъ имѣніяхъ, то наслѣдственные владѣтели, однимъ введеніемъ Жидовъ и помѣщеніемъ ихъ въ центрѣ города, погубятъ Русскихъ, ибо Евреи, по природной своей хитрости, приберутъ въ свои руки всѣ средства къ пріобрѣтенію доходовъ и завладѣнію всѣмъ въ городѣ: вытѣснятъ Русскихъ жителей изъ города и заставятъ ихъ вступить въ крестьянство. Если же города считаются въ имѣніяхъ, принадлежащихъ Двору, то государственные чины, подъ разными предлогами, должны мало помалу заставлять и пріучать къ барщинѣ жителей тѣхъ изъ сихъ городовъ, которые не столь значительны; въ прочихъ же кромѣ введенія Жидовъ, для вышеупомянутой цѣли, нужно, хотя не много, ввести Римскихъ Католиковъ. Равнымъ образомъ не безполезно также имѣть въ виду и то, чтобы всякія дѣла и Магдебургскія и другія права выпускаемы были на Польскомъ, а не на Русскомъ языкѣ, отъ чего Русскіе останутся большими на всегда невѣждами, и никто изъ нихъ не будетъ имѣть въ городахъ ни силы, ни важности.

Въ пятыхъ. Самый трудный пунктъ къ разрѣшенію, въ семъ благодѣтельномъ начертаніи, составляютъ архіереи и священники, изъ коихъ однихъ нужно всѣми мѣрами стѣснить, а другихъ ослѣпить, чтобы немогли ни возвыситься, ни думать, а тѣмъ болѣе дѣлать, что захотѣли бы. Въ томъ и другомъ случаѣ, какъ, должно поступать съ архіереями и какъ съ священниками – открою средства. Архіереи, кромѣ того, что должны быть изъ шляхты, какъ положено прежде конституціею, должны быть назначаемы изъ тѣхъ, которые находятся въ родственныхъ связяхъ съ Фамиліями Римскаго вѣроисповѣданія, чтобы при жизни благодѣтельствовали имъ, и то, что по смерти будетъ оставаться, доставалось въ наслѣдство не Русскимъ, но Полякамъ. Сверхъ того мы и преемники паши никогда не должны допускать Русскихъ епископовъ къ засѣданію въ Сенатѣ, чтобы они не доставляли своему вѣроисповѣданію никакихъ важныхъ преимуществъ, не старались о возвышеніи своихъ единоплеменниковъ, не заводили дружбы съ почтенными и вездѣ уважаемыми въ отечествѣ лицами, а болѣе всего, что касается до настоящаго предмета, чтобы они и догадаться никакъ немогли, что подобный проэктъ въ разсужденіи ихъ и цѣлой Руси – предпринимается и выполняется.

Въ шестыхъ. Епископы наши всѣ вообще, взявшись такъ сказать за руки, должны приводить въ дѣйствіе съ особеннымъ тщаніемъ то, чтобы архіереи Русскіе носили только титулъ викарныхъ, оставаясь совершенно въ зависимости и подчиненности отъ Латинскихъ; чтобы они и ихъ священники подвергаемы были ревизіи нашихъ прелатовъ, публично наказываемы за преступленія, и чтобы имъ выставляемы были на видь ихъ суевѣрія, ибо такимъ образомъ архіереи не будутъ имѣть довольно силы противиться сему, а народъ, будучи понуждаемъ Римскимъ начальствомъ, удобнѣе склонится къ тому, чтобы отступить отъ существеннѣйшихъ своихъ обрядовъ.

Въ седьмыхъ. Священники въ наши времена большіе суть невѣжды, совсѣмъ неученые, безъ всякого просвѣщенія и если они навсегда останутся въ такомъ состояніи, то это не только не будетъ служить препятствіемъ, но тѣмъ болѣе будетъ способствовать къ удобнѣйшему выполненію сего проэкта; ибо будучи оставлены безъ образованія, въ невѣжествѣ, они не въ состояніи будутъ ни знать своихъ обрядовъ, какъ и когда они установлены, ни постигать причинъ, по которымъ они введены въ Русскую Церковь, ни внушить народу, что обряды сіи подлинно заимствованы отъ греческой Церкви, ни ясно и убѣдительно доказывать, что они ни въ чемъ не измѣнены, не суевѣрны, ни наконецъ основательно противиться уничтоженію оныхъ. А для того, чтобы удержать ихъ (что для насъ весьма нужно) въ столь глубокомъ невѣжествѣ, самымъ дѣйствительнымъ средствомъ я почитаю бѣдность, въ которой они какъ доселѣ оставались, такъ изъ оной никогда не выйдутъ, если станемъ поступать съ ними слѣдующимъ образомъ: 1) нужно, чтобы помѣщики не давали никакихъ новыхъ эрекцій (?) иначе, какъ съ тѣмъ, чтобы каждый рукополагающійся во священника покупалъ для продовольствія себя и своего семейства ту землю, которою пользовался его предшественникъ; такимъ образомъ продающіе и покупающіе будутъ подвергаться преступленію симоніи, какъ учили наши богословы; 2) если гдѣ находятся древнія эрекціи, то и тамъ имѣющіе право давать одобреніе (jus representandi), при выдачѣ онаго, могутъ брать деньги отъ поступающихъ во священники, безъ всякаго зазрѣнія совѣсти, не за одобренія, чтобы эти деньги не показывались тогда нѣкоторымъ образомъ церковными, но дабы тутъ же, въ самомъ началѣ, поставить священника въ невозможность запастись раскольническими и отщепенскими (schyzmatyckiemi) книгами. При выдачѣ же одобренія не должно описывать грунтовъ и прочихъ угодій обстоятельно (specifice), ибо таковыя одобренія могутъ служить, вмѣсто эрекцій, – правомъ на всѣ тѣ выгоды, какими пользуется наше духовенство; довольно въ семь случаѣ держаться слѣдующей, которую я имѣлъ случай читать, копіи: «я N. N. даю одобреніе N. N., освобождая отъ всякихъ повинностей господскихъ, высылки подводъ, и проч.». Съ такимъ-то благоразуміемъ поступали древніе Поляки, предки наши, достойные безсмертной славы. Почему и пользовались они, если не болѣе, то наравнѣ, или малымъ чѣмъ меньше, отъ священниковъ, нежели отъ крестьянъ, ибо священнику нигдѣ непозволено было брать водку, какъ только у Еврея арендатора, и если Еврей ловилъ съ оною на дорогѣ священника, или въ домѣ отыскивалъ, то тотчасъ выводилъ пару воловъ изъ двора священническаго; не позволялось также печь самимъ просфоръ, молоть хлѣбъ въ другой какой-либо, кромѣ означенной мельницѣ, и въ случаѣ, если бы священникъ что нарушилъ, Еврей, разбивши анбаръ или кладовую, забиралъ и весь его хлѣбъ. Таковыми и симъ подобными средствами предки наши многихъ отщепенцевъ заставили обратиться въ нашу св. вѣру. Употребляя и мы сіи средства, успѣемъ, при помощи Божіей, перевесть и прочихъ по крайней мѣрѣ на уніатовъ, и со временемъ всѣхъ обратить въ Римскихъ католиковъ. Намѣренію нашему будетъ споспѣшествовать и то, ежели мы воспретимъ священникамъ наживаться на счетъ нашихъ крестьянъ, и посредствомъ ихъ обогащаться. Въ семъ случаѣ и экономы и управители имѣній, если смерть переселитъ кого-нибудь въ другую жизнь, должны призвать къ себѣ наслѣдниковъ умершаго хозяина и опредѣлить имъ, что они должны будутъ заплатить за погребеніе: если же священникъ назначаемою наградою не будетъ доволенъ, и умершаго погребать не станетъ, то общество пусть занесетъ трупъ ему на дворъ; должно также назначать самую ничтожную цѣну за совершеніе и прочихъ требъ, – чѣмъ воспрепятствуемъ имъ брать съ крестьянъ лошадей, коровъ, воловъ и недвижимое имѣніе, отказываемое по завѣщанію, а не рѣдко и вынужденное; прекратимъ всякія ихъ взятки какъ за таинства, такъ и за вымышленные ими обряды, а чрезъ то доведемъ ихъ до такой бѣдности, что они не въ состояніи будутъ имѣть и приличнаго одѣянія, а тѣмъ болѣе богатаго. Какъ же имъ будетъ запасаться потребными книгами, или, что важнѣе, давать дѣтямъ своимъ хорошее воспитаніе? Съ прекращеніемъ сихъ пріобрѣтеній законныхъ, они лишатся всякихъ доходовъ и всякихъ средствъ къ поддержанію своего состоянія. Вообще, всѣ мы должны стараться предложить на сеймахъ Римско-Католическимъ епископамъ нашимъ и сей проэктъ, чтобы они соборомъ (synodaliter) постановили, что за какія требы должно платить Русскимъ попамъ, и обязали бы архіереевъ, чтобы они предписали протопопамъ или намѣстникамъ, чѣмъ и за что долженъ довольствоваться священникъ. Поступая такимъ образомъ, мы непопустимъ священникамъ выйти изъ бѣдности, – что для насъ будетъ весьма полезно, а для Русскихъ нестерпимо; и сверхъ того возбудимъ еще въ крестьянахъ, посредствомъ таковой потачки, приверженность къ себѣ, а къ священникамъ ненависть, чѣмъ удобнѣе и преклонимъ ихъ, когда ни захотимъ, на свою сторону.

Въ осьмыхъ. Семейства священниковъ во всемъ должны зависѣть отъ власти мѣстнаго господина и его управленія и, для большаго ихъ уничиженія, должны быть строго наказываемы за самыя малѣйшія преступленія или неповиновеніе. При чемъ надобно распускать слухи, что сыновья каждаго попа, обыкновенно поповичами (popowicze) называемые, кромѣ одного, который на мѣсто своего отца имѣетъ поступить потомъ, не освобождаются отъ крестьянства; что они не могутъ поселяться въ вольныхъ городахъ, ни переходить съ одного мѣста на другое. Когда же они пріидутъ въ такое состояніе, что не станутъ вѣрить симъ неосновательнымъ слухамъ, то нужно будетъ сдѣлать постановленіе подъ предлогомъ, будто бы это дѣлается для понужденія ихъ къ образованію себя, именно, что такіе то изъ поповичей, которые недостигнутъ своего образованія, пусть остаются крестьянами своихъ господъ помѣщиковъ. А поелику же они имѣютъ свободный входъ въ наши публичныя училища, подобно всѣмъ дворянскимъ дѣтямъ, то сіи послѣдніе должны ихъ преслѣдовать: отцы ихъ (т. е. дворянскихъ дѣтей) незамѣтнымъ образомъ да подадутъ имъ къ тому способы, а благоразумные наставники, знаю (ибо я самъ испыталъ), не только будутъ потворствовать сему, но и сами даже могутъ преслѣдовать. Такимъ образомъ пусть никто не считаетъ нужнымъ дѣломъ запрещать всѣмъ дѣтямъ Русскаго духовенства поступать въ училища, потому что 1) дѣти дворянъ, какъ обыкновенно случается, въ буйной молодости, сдѣлавъ какое-либо преступленіе, будутъ имѣть случай служить свою вину на Русскихъ; 2) Русскіе, получивъ отъ нашего духовенства хорошее образованіе, еще болѣе станутъ объяснять своему народу, что таинства Римской Церкви имѣютъ такую же важность, какъ и тайнства Церкви Россійской, что обряды одни другимъ не противны, что Римско-католическое вѣроисповѣданіе и вѣроисповѣданіе Греческое есть одно и тоже; – а это все, съ теченіемъ времепи, къ удобнѣйшему преклоненію упорныхъ умовъ Русскихъ послужить можетъ.

Въ девятыхъ. Но если бы по какому нибудь случаю (чего впрочемъ не надѣюсь) Русскіе достигли надлежащаго образованія, то надлежитъ съ ними поступать такимъ образомъ: уговаривать тѣхъ, которые захотятъ оставаться въ духовномъ званіи, чтобы они вели жизнь безбрачную, и оказывать симъ болѣе нежели другимъ уваженія, давать болѣе свободы увеличивать доходы, и проч. Когда такимъ образомъ всѣ имѣющіе намѣреніе поступить во священники съ охотою станутъ избирать родъ жизни безбрачной, тогда намѣренія наши вполнѣ достигнутъ своей цѣли; ибо, по смерти безбрачныхъ священниковъ, некому будетъ заступать мѣста: мѣщанскимъ и крестьянскимъ дѣтямъ запретить учиться, поповичей небудетъ, Русскаго дворянства также мало и то безъ всякаго образованія, и такъ дѣло дойдетъ до того, что мы станемъ опредѣлять на сіи мѣста своихъ приходскихъ священниковъ (plebanow) нашего Римскаго вѣроисповѣданія, а намъ это и нужно.

Въ десятыхъ. Въ непреклонности удерживается простой народъ Русскій, умѣющій читать свои писанія. И такъ нужно устранить причину таковаго упорства, и упорство само собою изчезнетъ, – что не трудно намъ Полякамъ, если запретимъ дѣтямъ своихъ крестьянъ учиться по Русски въ находящихся при церквахъ школахъ; симъ не только достигнемъ вышеозначенной цѣли, но и предохранимъ себя отъ тѣхъ невыгодъ, какія не рѣдко испытываемъ отъ своихъ крестьянъ, ибо мужичекъ, выучившись въ простой сельской школѣ, уходитъ отъ своего господина за нѣсколько десятковъ миль и ищетъ свободы, на что жалуются воеводства Русско-Волынское и Брацлавское, съ прилежащими къ нимъ уѣздами. Посему экономамъ и управителямъ нужно бы внушить въ ихъ инструкціяхъ, дабы они строго смотрѣли за тѣмъ, чтобы Русскія крестьянскія дѣти пріучиваемы были не къ книгамъ, но къ плугу, сохѣ, ралу и т. п.

Въ одинадцатыхъ. Чтобы удобнѣе погубить, со временемъ, Русскихъ, для сего не худо бы записывать въ общую особую книгу всѣ случающіяся въ ихъ обрядахъ неблагопристойности, нескромныя слова и поступки противъ Римлянъ, частныя приключенія (hystorye) священиковъ, въ которыхъ, при столь великомъ ихъ множествѣ, не будетъ недостатка, дабы, когда этотъ проэктъ начнетъ приводиться въ дѣйствіе, всякій видѣлъ основательныя причины таковыхъ дѣйствій противъ Русскихъ со стороны Поляковъ; но если бы недостаточно было однихъ дѣйствительныхъ упрековъ къ подавленію Русскихъ, то весьма полезно будетъ, къ подкрѣпленію нашихъ замысловъ, разглашать хорошо обдуманные противъ нихъ вымыслы, тайно подбрасывать письма подъ именемъ священниковъ, а лучше бы и самыхъ архіереевъ, вредныя имени Польскому, вредныя вѣрѣ Католической, возводить на нихъ мятежи и убійства: только бы это служило въ свое времія не маловажнымъ, къ уничтоженію въ Польшѣ Греческой религіи, поводомъ, и сильнымъ, какъ для духовнаго такъ и для свѣтскаго состоянія, какъ для сенаторовъ, такъ и для прочей шляхты Католическаго исповѣданія, побужденіемъ къ выполненію спасительнаго предпріятія.

Въ двѣнадцатыхъ. Когда все сіе въ продолженіи извѣстнаго времени будетъ приготовлено, то къ самому дѣлу можно приступить не вдругъ, не вездѣ въ одно и тоже время, даже и не во всѣхъ мѣстахъ, а нужно начать съ тѣхъ удаленныхъ мѣстъ, гдѣ болѣе Католиковъ, нежели Русскихъ, и начать не безъ причины, выставляя напр. священникамъ ихъ худой образъ жизни, соблазнительное поведеніе, незнаніе или нерадѣніе въ ученіи правиламъ вѣры, небрежность въ совершеніи необходимыхъ для спасенія таинствъ, и другія симъ подобныя нелѣпости (absurda). Такимъ образомъ постепенно, съ осмотрительностію и благоразуміемъ, когда успѣемъ въ нѣкоторыхъ мѣстахъ, то поощреніемъ, то обманомъ, то угрозою перевесть Русскихъ на Римлянъ, то всѣ останутся въ той мысли, что, при помощи Божіей, во всей странѣ Русской, къ общему всѣхъ желанію, будетъ процвѣтать Римское вѣроисповѣданіе.

Въ тринадцатыхъ. Но поелику народъ Украинскій, Польскій и Волынскій, держась своего вѣроисповѣданія, готовь произвесть мятежъ, то въ такомъ случаѣ, ежели трудно будетъ предавать смерти, или, по малочисленности Польскихъ войскъ, удержать мятежниковъ, республика не должна жалѣть пожертвованій, если и всѣхъ таковыхъ ревнителей отдастъ потомъ въ услугу Татарамъ: они скоро приберутъ ихъ въ свои руки, – а оставшійся послѣ нихъ край надо будетъ потомъ заселить народомъ Польскимъ и Мазовецкимъ. Не подумайте, чтобы Россія вступилась за Русскихъ, когда они уже сдѣлаются уніатами, ибо надобно знать, что уніатовъ, болѣе нежели насъ, ненавидятъ Русскіе и желали бы видѣть ихъ, за отступленіе отъ ихъ отщепенства (schyzma), въ крайнемъ несчастій. Впрочемъ хотя бы и расположена была къ уніатамъ Россія, все мы можемъ сдѣлать ее для нихъ такою, какою захотимъ.

Поступая такимъ образомъ, мы, безъ всякаго сомнѣнія, достигнемъ со временемъ того, что народъ Польскаго королевства утвердится во взаимной любви, согласіи и единствѣ, и что Польша сдѣлается предметомъ всеобщаго уваженія, взойдетъ на высочайшую степень могущества и заставитъ трепетать предъ собою всѣ прочій народы; что религія Римско-католическая распространится болѣе нежели на 160,000 квадв. миль; словомъ, что всѣ мы сохранимъ цѣлость и безопасность нашего отечества.

Здѣсь подъ конецъ замѣтимъ, что такъ какъ Русь, будучи оставлена при своемъ вѣроисповѣданіи, можетъ угрожать нападеніемъ Польшѣ, отдѣлится ли она отъ отщепенства, или присоединится опять къ оному, то, обративъ ее къ Римской церкви, мы прежде всего отнимемъ надежду у простаго народа къ возстановленію оной, и потомъ, тѣсно соединивъ оную съ собою, содѣлаемъ ее для Россіи непріязненною, въ чемъ да поможетъ намъ Богъ. – Аминь.

 

(«Денъ.»)

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1862. №6. Отд. 2. С. 170-182.


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей: