Празднованіе св. отцамъ шести Вселенскихъ Соборовъ.

Въ 16 день іюля и въ V или въ VI недѣлю по пятьдесятницѣ Церковь совершаетъ память св. вселенскихъ шести Соборовъ: перваго, бывшаго въ Никеѣ въ 325 году по Р. X. въ присутствіи Константина Великаго в 318 св. отецъ, вопреки Арію единомысліемъ вѣры уяснившихъ въ первыхъ восьми членахъ Сѵмвола вѣры единосущіе въ трехъ ѵпостасяхъ Богоначальнаго естества и единое поклоненіе Отцу, Сыну и Св. Духу[1]; опредѣлившихъ время празднованія Пасхи в предавшихъ въ руководство Церкви 20 правилъ благочинія.

Второго, бывшаго въ Константинополѣ, въ 381 году при императорѣ Ѳеодосіѣ Великомъ, въ числѣ 150 св. отецъ, подтвердившихъ вопреки Македонію патріарху константинопольскому равное поклоненіе Св. Духу, купно съ Богомъ Отцемъ в Сыномъ; указавшихъ важность b непреложность вѣры, проповѣданной первымъ Вселенскимъ Соборомъ; распространившихъ изложеніе восьмого члена вѣры; присовокупившихъ четыре послѣдніе члена и предавшихъ въ руководство Церкви 7 правилъ благочинія.

Третьяго, бывшаго въ Ефесѣ въ 431 году въ числѣ 200 св. отецъ при Ѳеодосіѣ II, исповѣдавшихъ противъ Несторія нераздѣльное въ лицѣ Іисуса Христа соединеніе Божества и человѣчества, и безсѣменно родившую Его непорочную Приснодѣву собственно и истинно Богородицею[2]; подтвердившихъ неизмѣнность Сѵмвола вѣры[3], и предавшихъ въ руководство Церкви 8 правилъ благочинія.

Четвертаго, бывшаго въ Халкидонѣ въ 451 году, при Маркіанѣ, въ числѣ 630 св. отецъ, исповѣдавшихъ Господа Іисуса Христа, совершеннымъ въ Божествѣ и совершеннымъ въ человѣчествѣ. Богомъ истиннымъ и человѣкомъ истиннымъ, изъ души и тѣла; единосущнымъ Отцу по Божеству и присносущнымъ намъ по человѣчеству; по всему намъ подобнымъ кромѣ грѣха: рожденнымъ прежде вѣкъ отъ Отца по Божеству; по человѣчеству ради нашего спасенія – отъ Маріи Дѣвы Богородицы; единымъ Христомъ, Сыномъ Господа, единороднымъ, въ двухъ естествахъ неслитно, неизмѣнно, нераздѣльно познаваемымъ[4], и въ сихъ двухъ естествахъ славимымъ: а суемудраго Евтихія, архимандрита константинопольскаго, который говорилъ, что великое таинство спасительнаго домостроительства совершилось призракомъ, извергшихъ и съ нимъ Несторія патріарха александрійскаго и Діоскора архіепископа александрійскаго, изъ коихъ одинъ былъ защитникомъ и поборникомъ раздѣленія, а другой смѣшенія Божества и человѣчества во Іисусѣ Христѣ[5]; и предавшихъ 30 каноновъ благочинія въ руководство Церкви.

Пятаго, бывшаго при императорѣ Юстиніанѣ великомъ въ Константинополѣ въ 553 году, въ числѣ 165 св. отецъ, утвердившихъ истину ученія, изложеннаго четвертымъ вселенскимъ Соборомъ, и осудившихъ Ѳеодора мопсуестскаго – Несторіева учителя, Оригена, Дидима и Евагрія; также написанное Ѳеодоритомъ противу правыя вѣры в противу дванадесяти главъ блаженнаго Кирилла, и такъ называемое письмо Ивы[6].

Примѣч. Еретики, осужденные Соборами ефесскимъ и халкидонскимъ, возставая противъ собора халкидонскаго, утверждали, что онъ, осудивъ Евтихія, оправдялъ Несторія, и въ подтвержденіе сего указывали на сочиненія Ѳеодора, епископа мопсуестскаго, Ѳеодорита кирскаго и Ивы едесскаго, которыя будтобы не были осуждены халкидонскимъ Соборонъ, между тѣмъ какъ благопріятствовали ученію Несторія. Ѳеодоръ хотѣлъ разумѣніе св. Писанія и все ученіе вѣры основать на началахъ одного разума; потому отвергъ важнѣйшіе догматы Православной Церкви, не признавалъ во Христѣ воплощеннаго Бога-Слова, не почиталъ св. Матери Его Богородицею, отвергалъ исполненіе пророчествъ въ лицѣ Іисуса Христа, всѣ чудеса и проч. Ѳеодоритъ, епископъ кирскій, бывшій въ дружеской связи съ Несторіемъ, до его заблужденія, и во время ефесскаго Собора, по вѣдѣнію о перемѣнѣ мыслей Несторія и по неосторожности, въ чемъ самъ впослѣдствіи раскаялся, написалъ 12 главъ противъ извѣстныхъ 12 анаѳемь св. Кирилла александрійскаго на Несторія. Ива едесскій, въ посланіи въ Марію Персу, осуждалъ Равулу, своего предшественника, за то, что онъ предалъ анаѳемѣ Ѳеодора мопсуестскаго, будто бы безвинно, и не уважилъ его трудовъ для пользы Церкви. Это посланіе для однихъ служило соблазномъ, другихъ располагало къ образу мыслей Ѳеодора, и чрезъ то къ ереси Несторія. Въ тоже время начали распространяться на Востокѣ ложныя мысля Оригена (186-254), кои и прежде уже не разъ были осуждаемы Православными учителями Церкви. Они осуждены были еще при жизни самого Оригена, епископомъ александрійскимъ Димитріемъ; потомъ Ѳефоиломъ александрійскимъ (въ 339) на Соборѣ изъ епископовъ египетскихъ и ливійскихъ. Такимъ образомъ V Вселенскимъ Соборомъ утверждены только прежнія рѣшенія объ Оригенѣ. Ложный мнѣнія Оригена состояли въ томъ, что онъ 1) отвергалъ равенство лицъ Св. Троицы; 2) души человѣческія считалъ сотворенными прежде тѣлъ и заключенными въ тѣла въ наказаніе за грѣхи, сдѣланные душами прежде соединенія съ тѣлами; 3) душа Іисуса Христа соединилась съ Словомъ прежде воплощенія; 4) небесныя свѣтила суть одушевленныя силы, въ которыхъ обитаетъ душа разумная; 5) мученія загробныя будутъ имѣтъ конецъ, – и 6) Іисусъ Христосъ Спаситель человѣковъ вторично пострадаетъ для спасенія демоновъ и проч. Дидимъ и Евгарій были учениками Оригена.

И шестаго, бывшаго при Константинѣ Погонатѣ, также въ Константинополѣ въ 691 году, вовреки Сергія епископа константинопольскаго и его послѣдователей, въ числѣ 170 св. отель, утвердившикъ, что во Іисусѣ Христѣ двѣ естественныя воли и два естественныя дѣйствія нераздѣльны и несліянны[7]; подтвердившихъ правила вселенскихъ и помѣстныхъ Соборовъ[8], и изложившихъ 102 правила благочинія въ утвержденіе Церкви.

Праздованіе св. отцамъ шести Вселенскихъ Соборовъ, бывшихъ въ разныя времена, безъ сомнѣнія началось не вдругъ; но распространялось мало-помалу, послѣ перваго Всолонснаго Собора. На постепенное установленіе празднованія св. шести Соборамъ Вселенскимъ указуется писаніями св. Отелъ равныхъ вѣковъ, Такъ св. Григорій Двоесловъ, писатель VI вѣка, въ посланін своемъ къ Іоанну патріарху Константинопольскому и прочимъ патріархамъ писалъ о четырехъ Вселенскихъ Соборахъ: «пріемлю и почитаю 4 Собора, какъ 4 книги св. Евангелія, т. е. со всею преданностію содержу и всецѣло храню Соборъ Никейскій, на коемъ ниспровергнуто лжеученіе Арія; – Константинопольскій, на коемъ обличено заблужденіе Евномія[9] и Македонія; Ефесскій, на коемъ отвергнуто нечестіе Несторія; Халкидонкій, на коемъ отвергнуто безуміе Евтихія и Діоскора». Въ VII вѣкѣ св. патріархъ іерусалимскій – Софроній, въ Соборномъ посланіи къ Сергію, Константинопольскому патріарху, писалъ: «св. отцы, желая показать, что ученіе ихъ не новое, а согласное съ Соборами, часто перечисляютъ оные. Мы принимаемъ четыре великіе, священные, вселенскіе Собора, бывшіе для утвержденія Божественныхъ догматовъ церковныхъ, сіяющіе Евангельскимъ блескомъ и укашенные качествами Евангельскими. Сверхъ сіхъ четырехъ великихъ, вселенскихъ, достоуважаемыхъ, священнѣйшихъ и равночестныхъ Соборовъ, я принимаю и пятый вселенскій Соборъ, бывшій кромѣ и послѣ тѣхъ Соборовъ, собвракшійся для подтвержденія знаменитаго халкидонскаго Собора». Въ IX вѣкѣ о шести вселенскихъ Соборахъ писалъ Никифоръ, архіепископъ константинопольскій, и называетъ ихъ святыми, Богодвижимыми.

При восномянаяім св. отецъ шести Вселенскихъ Соборовъ Церковь въ чтеніи Евангельскомъ предлагаетъ ходатайственную молитву Іисуса Христа, указанную въ первомъ страстномъ Евангеліи и въ VII-ю по Пасхѣ недѣлю св. отецъ перваго вселенскаго Собора (Іоан. XVII, 1-13. Зач. 56.).

А словами Апостольскаго чтенія поучаетъ: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ слово Божіе: ихже взирающе на скончаніе жительства, подражайте вѣрѣ ихъ. Въ наученія странна и различна не прилагайтеся. Повинуйтесь наставникомъ вашимъ и покаряйтеся: тіи бо бдятъ о душахъ вашихъ, яко слово воздати хотяще, да съ радостію сіе творятъ, а не воздыхающе: нѣсть бо полезно вамъ сіе (Евр. XIII, 1-17).

 

Протоіерей Г. С. Дебольскій. Дни богослуженія Православной Каѳолической Восточной Церкви. Кн. 2. Изд. 5-е. Спб. 1858. С. 202-205.

 

[1] 1 правило Шестого Вселенского Собора.

[2] 1 правило Шестого Вселенского Собора.

[3] 7 правило Третьего Вселенского Собора.

[4]  Догматъ Четвертого Вселенского Собора.

[5] 1 правило Шестого Вселенского Собора.

[6] 1 правило Шестого Вселенского Собора.

[7] Догматъ и 1 правило Шестого Вселенского Собора.

[8] Тамъ-же.

[9] Евномій епископъ кизическій. По имени его названы его послѣдователи. Евноміане суть отрасль Аріанъ.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: