Обычай отворять царскія врата при трудныхъ родахъ.

Въ руководствѣ для сельскихъ пастырей, за 1872 годъ въ № 2-мъ, помѣщена статья: «объ обычаѣ отворять царскія врата при трудныхъ родяхъ», писанная по вопросу, возбужденному однимъ молодымъ священникомъ, желавшимъ знать смыслъ и правильность означеннаго дѣйствія. Авторъ статьи господинъ К. М-овъ, разбирая означенный обычай, выводитъ оный изъ языческихъ вѣрованій, имѣющихъ начало въ древнихъ миѳологическихъ представленіяхъ, и посему не совѣтуетъ пастырямъ Церкви удовлетворять требованіямъ отверстія царскихъ вратъ, какъ возникшимъ изъ почвы темныхъ преданій, унаслѣдованныхъ отъ языческой старины, и являющихся только подъ покровомъ христіанскимъ.

Не входя въ разборъ означенной статьи, мы считаемъ не безполезнымъ изложить свой взглядъ на вопросъ рѣшенный отрицательно г. К. М-овымъ, о томъ, предосудительно ли удовлетворять требованіямъ прихожанъ отворять царскія врата при трудныхъ родахъ?

Писатель статьи господинъ К. М-овъ говоритъ предосудительно отворять царскія врата при трудныхъ родахъ, и это доказываетъ выводомъ сего обычая изъ языческихъ вѣрованій, образовавшихся въ христіанскую эпоху, и потомъ съ другими, наслѣдованными отъ язычества понятіями, перешедшаго въ жизнь христіанскую. Въ доказательство своего положенія авторовъ указываетъ на разные народные обычаи, бываемые при трудныхъ родахъ, именно: на родильницѣ развязываютъ всѣ узлы пояса, отстегиваютъ воротники рубахи, отворяютъ окна и двери дома и пр., и потомъ сопоставленіями доводитъ до той мысли, что изъ сложившихся представленій и вѣрованій во все разрѣшающее, православный людъ домыслился и до отверстія царскихъ вратъ, такъ какъ для христіанъ храмъ имѣетъ слишкомъ важное значеніе, и есть источникъ всего добраго и благотворнаго.

Очевидно авторъ смотритъ на помянутый обычай – отворять царскіе врата при трудныхъ родахъ, – только съ одной стороны, по отношенію къ указанноиу источнику его, безъ отношенія къ его цѣли и значенію, и не сопоставляя съ цѣлью нѣкоторыхъ канонизованныхъ обрядовъ, молитвъ и чиноположеній церковныхъ. Но вникая въ обрядность церковную, чиноположенія, смыслъ молитвъ, установленныхъ па разные случаи, и цѣль ихъ установленія, ни какъ нельзя согласиться съ его мнѣніемъ, относительно даннаго обычая. Мы напротивъ считаемъ не только не предосудительнымъ, но даже соотвѣтственнымъ пастырскому благоразумію удовлетворять требованіямъ прихожанъ – отворять царскія врата при трудныхъ родахъ. И вотъ на какихъ основаніяхъ:

Въ христіанскомъ мірѣ различные религіозные обряды, чины и молитвы введены по различнымъ побужденіямъ Такъ, читая молитву отъ оскверненія, ясно можно видѣть, что эта молитва написана въ слѣдствіе нуждъ христіанъ, съ цѣлію помочь несовершенной мысли [1]; молитва надъ коливомъ установлена въ память благодѣяній Божіи, спасшаго христіанъ отъ сквернепін во времена Юліана отступника; послѣдованіе въ сыноположеніе показываетъ, что это учреждено съ цѣлію облечь усыновленіе въ законную форму и придать важность дѣлу; обычаи омывать водою умершихъ принятъ христіанами въ знаменіе того, что душа умершаго имѣетъ воскреснуть и явиться предъ Бога, и какъ символъ той нравственной чистоты, съ какою христіанинъ освященный таинствами отходитъ въ будущую жизнь. Нѣкоторые наконецъ обычаи введены съ цѣлію отвратить христіанъ отъ обычаевъ несогласныхъ съ долгомъ христіанства; таковъ обычай малаго освященія воды.

Въ нашей православной церкви существуютъ два освященія воды: великое и малое. Первое, какъ всѣмъ извѣстно, бываетъ на канунѣ и въ день Богоявленія Господня, и установлено, какъ говоритъ Григорій Назіанзпнъ (въ 39 и 40 словѣ) въ слѣдствіе нуждъ Церкви, по случаю готовящихся къ крещенію. Это освященіе ведетъ начало съ самыхъ временъ апостольскихъ. Что же касается до чина малаго освященія воды, то онъ является на востокѣ въ позднѣйшія времена и установленіе его имѣетъ слѣдующія причины. У іудеевъ былъ обычай въ началѣ каждаго мѣсяца совершать праздникъ съ колѣнопреклонною молитвою о своемъ счастіи. Вмѣстѣ съ тѣмъ разжигали костры и прыгали чрезъ огонь. По каковому случаю Господь сказалъ имъ чрезъ пророка: новомѣсячій вашихъ и субботъ ненавидитъ душа моя. Сообразно съ этимъ суевѣрнымъ обычаемъ въ древнія времена поступали и христіане. Почему отцы Церкви шестаго собора трульскаго постановили все сіе упразднить (Прав. 65.); а Патріархъ Фотій (въ 9 стол.) въ отмѣну этого нечестиваго обычая установилъ каждый мѣсяцъ освящать воду, чтобы умилостивить Бога, и чтобы ею окроплялись [2]. Въ семъ случаѣ ясно видно, что чинъ малаго освященія воды установленъ для отвращенія христіанъ отъ іудейскихъ и языческихъ обыкновеній.

Выходя изъ этого положенія, мы можемъ подвести подъ туже самую категорію н обычай отворять царскія врата при трудныхъ родахъ. Вѣримъ, что этотъ обычай проистекъ, можетъ быть, изъ нечистаго источника; но въ послѣдующее время пастырями Церкви въ сей источникъ народныхъ вѣрованій брошена соль Елисея, въ слѣдствіе чего онъ очистился отъ всѣхъ примѣсей языческихъ, и сдѣлался приложимъ къ дѣлу христіанскаго культа. Для большаго уясненія предмета можно привести еще нѣсколько обычаевъ, которые приняты христіанами, какъ религіозно-нравственные. Такъ напримѣръ: что подало первоначально поводъ – православной Церкви къ введенію обычая ходить по домамъ въ праздникъ Рождества Хртстова и славить Рождество Христово? Думаемъ, что первоначальнымъ поводомъ къ сему послужило намѣреніе Церкви отвлечь новопросвѣщенныхъ христіанъ отъ языческаго празднованія календъ и указать имъ на предметъ истинно достойный прославленія – Рождество Христово, съ празднованіемъ котораго сходилось означенное языческое празднованіе.

На основаніи сего мы не опасаемся погрѣшить, если скажемъ, что и до отверстія царскихъ вратъ при трудныхъ родахъ домыслился не самъ собою православный людъ, но что сами пастыри, духовные отцы народа, зная разные его причуды въ подобныхъ случаяхъ, предложили своимъ прихожанамъ прибѣгать лучше къ Церкви Божіей, чѣмъ къ языческимъ обыкновеніямъ, и, чтобы потопить ихъ языческія вѣрованія въ христіанствѣ, вмѣсто отверстія въ домахъ дверей, отверзали въ храмѣ Божіемъ царскія врата, съ молитвеннымъ пѣніемъ, приличнымъ сему случаю для ясности дѣла опишемъ здѣсь обычай отверстія царскихъ вратъ при трудныхъ родахъ, какъ онъ совершается въ нашихъ мѣстахъ.

Женщина родильница, испытавъ всевозможныя средства и способы для достиженія цѣли, не имѣетъ никакого успѣха. Ей угрожаетъ смерть. Видя свое безвыходное положеніе, она, возлагая все упованіе на Бога, обращаетъ къ Нему – единственному помощнику и пресвятой Матери Божіей, скорой помощницѣ и заступницѣ, свои усердныя молитвы. Но не имѣя возможности самолично совершать молитву, она посылаетъ къ священнику попросить его молитвъ въ церкви. Священникъ, удовлетворяя желанію страждущей, идетъ въ церковь вмѣстѣ съ пришедшимъ, и возложивь на себя эпитрахиль, отверзаетъ царскія врата, и, послѣ обычнаго возгласа, поетъ тропари Божіей Матери: «Милосердія двери отверзи намъ, благословенная Богородице», и проч. «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, развѣ Тебе, Владычице» и проч. Потомъ произноситъ эктенію: «помилуй насъ Боже... Еще молимся о милости, жизни, здравіи и спасеніи страждущей рабы Божіей (имя рекъ)». Вотъ обычай, который совершается въ данномъ случаѣ, во многихъ мѣстахъ пастырями Церкви!

Чтоже здѣсь – спросимъ – предосудительнаго и противнаго вѣрѣ и нравственности христіанской? Въ семъ случаѣ выражается идея чисто христіанская, хотя можетъ быть къ ней подалъ поводъ и языческій какой либо обычай.

Въ настоящее время обычай отверзать при родахъ царскія двери есть ни болѣе ни менѣе, какъ молитвенное обращеніе къ Богу, и въ особенности къ пресвятой Божіей Матери, къ которой, въ семъ случаѣ, обращаютъ свое моленіе, чтобы она своимъ заступленіемъ облегчила болѣзни родильницы. Отказать въ семъ случаѣ требованіямъ прихожанъ, значитъ отказать въ молитвахъ церковныхъ; значитъ разубѣдить въ вѣрѣ въ помощь Божію; значитъ уничтожить самое прекрасное свойство христіанское и наконецъ повергнуть страждущую въ отчаяніе. Но господинъ К. М-овъ совѣтуетъ, въ семъ случаѣ, не терять времени на безполезныя дѣйствія (?), а употреблять оное на болѣе дѣйствительное оказаніе помощи страждущей чрезъ акушерокъ. Правда, помощь акушерокъ нужна; но оказывается, что въ 1-хъ въ селахъ акушерки рѣдки, а во 2-хъ не менѣе правда и то, что и помощь врачей и акушерокъ подается только по благословенію Божію. Мы, какъ христіане, должны вѣрить благодатной помощи Божіей въ болѣзняхъ женъ, чему видимъ и примѣръ въ евангеліи о кровоточивой женѣ; а на пастыряхъ Церкви особенно лежитъ долгъ развивать эту простую вѣру, а не убивать ее учеными тонкостями. Иначе по необходимости должно само собою многое рушиться въ нашихъ чиноположеніяхъ. И кромѣ того прихожане, получивъ отказъ въ извѣстномъ требованіи, по необходимости опять примутся отворять двери и окна домовъ, т. е. послѣдуютъ тѣмъ суевѣрнымъ обычаямъ, которые они наслѣдовали отъ своихъ предковъ.

Посему мы не допускаемъ мысли, чтобы обычай отворять царскія врата при трудныхъ родахъ былъ предосудителенъ. По нашему мнѣнію пастырямъ Церкви ни какъ не должно отказывать въ подобномъ требованіи прихожанъ, какъ такомъ требованіи, которое ни чуть не подрываетъ христіанской истины, и совершенно согласно съ идеею христіанской вѣры. Если этотъ обычай не имѣетъ церковной канонизаціи, то потому, что онъ явился въ позднѣйшія времена, и допущенъ приходскими священниками частно, безъ участія высшей іерархической власти, и въ послѣдующее время, какъ религіозно-нравственный, вошелъ во всеобщее употребленіе.

 

Инсар. уѣзда села Томкова свящ. Василій Масловскій.

 

«Прибавленія къ Рязанскимъ Епархіаильнымъ Вѣдомостямъ». 1872. № 3. С. 52-56.

 

[1] См. Въ треб, молитву надъ кладяземъ осквернившимся.

[2] См. Душен Чт. 1861 г. январ стр. 116 но свидѣтельству Максима Грека Фотіемъ составленъ н чинъ малаго освященія воды.

 

Об авторе. Протоиерей Василий Илларионович Масловский (1840-1900). Свою службу о. Василий начинал священником Николаевской церкви с. Большие Ремезенки Саранского уезда. С 1862 г. по 19 февраля 1900 г. прослужил в селе Токмово Инсарского уезда Пензенской губернии. Токмово считалось одним из самых крупных сел Примокшанья: в 1896 году – 3100 жителей. Токмовские крестьяне отличались сложным характером, предприимчивостью, независимостью суждений и дел. У священнослужителей это село всегда считалось трудным: «столковаться» с прихожанами удавалось не каждому батюшке, а стать «своим» не удавалось почти никому. С Токмовом связана судьба крупного просветителя протоиерея Василия Масловского, создателя школы, убежденного и бескомпромиссного борца с бытовым аморализмом и пьянством. В токмовском храме семидесятилетний отец Василий (старейший пастырь Пензенской епархии) принял мученическую кончину 19 февраля 1900 г. был зарублен топором около своего дома крестьянином-алкоголиком за публичные изобличения «его беспутной нечестивой жизни».


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей: