Недѣли Святыхъ Отецъ.

Въ послѣднюю недѣлю (воскресеніе) предъ праздникомъ Рождества Христова св. Церковь творитъ память святыхъ Отецъ, именуя эту недѣлю недѣлею св. Отецъ или недѣлею предъ Рождествомъ Христовымъ. Какъ въ недѣлю святыхъ Праотецъ Церковь славословитъ всѣхъ ветхозавѣтныхъ праведниковъ отъ Адама до Рождества Христова, такъ въ недѣлю святыхъ Отецъпредъ Рождествомъ Христовымъ прославляетъ тѣхъ, ветхозавѣтныхъ святыхъ, отъ племени которыхъ собственно произошелъ, по своему человѣчеству, обѣтованный Мессія Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Въ эту недѣлю Церковь взываетъ: «отцевъ начатокъ, Авраама, Исаака и Іакова почтимъ, яко изъ тѣхъ сѣмене возсія Христосъ, воплощся изъ Дѣвы». Посему въ эту недѣлю (воскресеніе) читается на литургіи Евангеліе, въ которомъ излагается родословіе Іисуса Христа, исчисляются родственные по плоти предки Господа, начиная отъ Авраама, отца вѣрующихъ, до Іосифа, обручника Пресвятой Дѣвы (Матѳ. 1, 1-25), а въ апостольскомъ чтеніи исчисляются ветхозавѣтные святые, жившіе вѣрою въ грядущаго Мессію (Евр. 11, 9-10, 17-40). Служба недѣли святыхъ Отецъ (случающейся въ числа отъ 18-го до 24-го декабря) совершается неодинаково: иначе она совершается, если недѣля свв. Отецъ придется 18 и 19 декабря, т. е., до дней преднразднства Рождества Христова (см. Типик. послѣдов. 18 декабря), иначе, если случится 20, 21, 22 и 23-го декабря, т. е., во дни предпразднства Рождества Христова (Типик, послѣдов. 20 декабря), иначе, если она случится въ день памяти Петра, митроп. Московскаго (Послѣдов. 21 дек.), иначе, наконецъ, если недѣля эта придется 24-го декабря – въ послѣдній день предпразднства. Въ недѣлю святыхъ Отецъ, случившуюся въ 24-е декабря, поется пѣснопѣній воскресныхъ менѣе, чѣмъ въ числа отъ 20-23 декабря; такъ, въ недѣлю (воскресепіе) – 24-е декабря на великой вечернѣ вовсе не положены воскресныя стихиры на Господи воззвахъ, а на утрени-каноны; но поются только пѣснопѣнія недѣли свв. Отецъ и предпразднства.

Помимо недѣли свв. Отецъ предъ Рождествомъ Христовымъ есть еще недѣли съ именемъ святыхъ Отецъ. Такъ, въ 7-ю недѣлю по Пасхѣ св. Церковь воспоминаетъ и прославляетъ 318 святыхъ отцевъ перваго вселенскаго собора, бывшаго въ Никеѣ при императорѣ Константинѣ Великомъ: такъ какъ этотъ соборъ, начавшійся во дни Пятидесятницы, служитъ ко славѣ воскресшаго Господа, преимущественно возвѣщаемой Церковію въ теченіе Пятидесятницы. Этотъ соборъ, скажемъ словами синаксаря, «проповѣдалъ Сына Божія единосущна и единочестна Отцу, и исповѣдалъ, что Онъ воистину Сынъ Божій и совершенный человѣкъ, вознесеся и сѣде одесную величествія». Славу воскресшаго Господа Никейскій соборъ проповѣдалъ, между прочимъ, своимъ опредѣленіемъ праздновать свѣтлый праздникъ Пасхи всѣмъ христіанамъ не въ иной день недѣли, какъ въ первый или воскресный. До Никейскаго собора христіане не соглашались между собою въ празднованіи Пасхи: нѣкоторые на востокѣ начинали праздникъ свой въ полнолуніе перваго весенняго мѣсяца, въ какой бы день оно ни случилось, а другіе на западѣ послѣ этого полполунія, и всегда въ день воскресный. Святые отцы 1-го вселенскаго собора постановили, чтобы во всѣхъ христіанскихъ странахъ и во всѣ времена праздникъ Пасхи начинали въ одно время, именно: послѣ перваго полнолунія весенняго, т. е., послѣ равноденствія въ ближайшій день воскресный. Соборъ желалъ ввести возможное единообразіе въ обрядахъ христіанскихъ для славы Божіей: онъ постановилъ 20-мъ правиломъ своимъ не преклонять колѣнъ въ церквахъ въ день Господень и во всю Пятидесятницу, чтобы самымъ положеніемъ тѣла изображать воскресеніе Христово. Именуя въ пѣснопѣніяхъ отцевъ перваго вселенскаго собора «вторыми послѣ апостоловъ проповѣдниками вѣры, хранителями апостольскихъ преданій, благотворителями душъ нашихъ», св. Церковь и установила въ честь ихъ особенный праздиикъ въ 7-ю недѣлю но Пасхѣ. «Поелику Господь нашъ, говорится въ синаксарѣ, во плоти совершилъ все домостроительство нашего спасенія и опять вознесся одесную Бога Отца: то Церковь, желая показать, что Сынъ Божій содѣлался истиннымъ и совершеннымъ человѣкомъ, установила настоящій праздникъ». Судя по великому уваженію и благоговѣнію, какое во всѣ времена христіанская каѳолическая Церковь являла къ первому Никейскому вселенскому собору, можно полагать, что воспоминаніе свв. Отецъ этого великаго собора установлено церковію въ 7-ю недѣлю по Пасхѣ тотчасъ послѣ него. Воспоминаніе перваго вселенскаго собора препровождаетъ мысль нашу къ тому началу благодатныхъ дѣйствій Духа Божія въ Церкви, которому она одолжена и своими послѣдующими озареніями отъ Него: разумѣемъ торжественное сошествіе Св. Духа на вѣрующихъ въ лицѣ апостоловъ. Въ этомъ смыслѣ празднество въ честь свв. отцевъ Никейскаго собора можетъ служить для насъ и приготовленіемъ къ торжеству Пятидесятницы.

Въ 16-й день мѣсяца іюля св. Церковь снова совершаетъ память святыхъ отецъ – память святыхъ вселенскихъ шести соборовъ. Въ Типиконѣ подъ 16-мъ іюля говорится: «аще случится недѣля (въ 16-е іюля), служба поется святыхъ отецъ въ сію недѣлю. Аще же въ среду, поется служба ихъ въ мимошедшую недѣлю. Аще же въ четвертокъ, поется служба ихъ въ предъидущую недѣлю» (прилучившагося же святого память поется на повечеріи). Празднованіе святымъ отцамъ шести вселенскихъ соборовъ, бывшихъ въ разныя времена, несомнѣнно, началось не вдругъ, но распространялось мало-по-малу послѣ перваго вселенскаго собора [1]. На постепенное установленіе празднованія свв. шести вселенскимъ соборамъ указывается писаніями святыхъ отецъ разныхъ вѣковъ. Такъ, св. Григорій Двоесловъ, писатель 6-го вѣка, въ посланіи своемъ къ Іоанну, патріарху Константинопольскому, и прочимъ патріархамъ писалъ о четырехъ вселенскихъ соборахъ: «пріемлю и почитаю 4 собора, какъ 4 книги св. Евангелія, т. е., со всею преданностію содержу и всецѣло храню соборъ Никейскій, на коемъ ниспровергнуто лжеученіе Арія, – Константинопольскій, на коемъ обличено заблужденіе Евномія и Македонія, – Ефесскій, на коемъ отвергнуто нечестіе Несторія; Халкидонскій, на коемъ отвергнуто безуміе Евтихія и Діоскора». Въ 7-мъ вѣкѣ св. Софроній, натр. Іерусалимскій, въ соборномъ посланіи къ константинопольскому патріарху Сергію писалъ: «святые отцы, желая показать, что ученіе ихъ не-новое, а согласное съ соборами, часто перечисляютъ оные. Мы принимаемъ четыре великіе, священные вселенскіе собора, бывшіе для утвержденія Божественныхъ догматовъ церковныхъ, сіяющіе евангельскимъ блескомъ и украшенные качествами евангельскими. Сверхъ сихъ четырехъ великихъ, вселенскихъ, достоуважаемыхъ священнѣйшихъ и равпочестныхъ соборовъ, я принимаю и пятый вселенскій соборъ, бывшій кромѣ и послѣ тѣхъ соборовъ, собиравшійся для подтвержденія знаменитаго халкидонскаго собора». Въ 9-мъ вѣкѣ о шести вселенскихъ соборахъ писалъ архіепископъ Константинопольскій Никифоръ и называетъ ихъ святыми, богодвижимыми [2] Всѣ шесть вселенскихъ соборовъ имѣютъ у себя одну общую черту, которая соединяетъ ихъ въ воспоминаніи, – ту именно, что всѣ они главнымъ предметомъ своихъ разсужденій имѣли созерцательную сторону ученія церковнаго и преимущественно о Лицѣ Іисуса Христа, между тѣмъ какъ 7-й вселенскій соборъ, бывшій послѣ нихъ, былъ созванъ по особому догматико-обрядовому вопросу.

Наконецъ, 11 октября св. Церковь творитъ воспоминаніе 367 святыхъ отецъ седьмого вселенскаго собора. Соборъ этотъ, продолжавшійся отъ 24-го сентября до 14-го октября 787-го года (Чет.-Мин. 25 февр.), подтвердилъ «хранить не нововводно всѣ, писаніемъ или безъ писанія установленныя для насъ церковныя преданія, отъ нихъ же едино есть иконнаго живописанія изображеніе, яко повѣствованію Евангелъскія проповѣди согласующее и служащее намъ къ увѣренію истиннаго, а не воображаемаго воплощенія Бога Слова и къ подобной пользѣ», – и предалъ въ руководство вселенской Церкви 22 правила благочинія. Итакъ, соборъ сей, послѣдній по времени изъ бывшихъ въ Православпой Церкви вселенскихъ соборовъ, имѣетъ для насъ драгоцѣнную важность въ томъ отношеніи, что онъ въ своей мѣрѣ оградилъ на вѣки печатью догматическаго значенія почитаніе иконъ; съ другой же стороны, онъ вообще подтвердилъ хранить безъ нововведеній всѣ, установленныя писаніемъ или безъ писанія, церковныя преданія (прав. 1) и чрезъ это освятилъ окончательнымъ образомъ то значеніе древности и непрерывнаго преемства, котораго такъ строго и доселѣ держится Православная Церковь въ своемъ ученіи и законодательствѣ. Въ Типиконѣ подъ 11-мъ октября читаемъ: «подобаетъ вѣдати, яко по 11 дни сего мѣсяца въ предъидущую недѣлю память совершаемъ святыхъ отецъ, иже на седмомъ вселенскомъ соборѣ въ Никеи собравшихся... И аще случится 11 день настоящій въ недѣлю, поется въ той же день служба святыхъ отецъ седьмаго собора (рядоваго же святого служба оставляется, и поется, егда разсудитъ екклисіархъ)». Въ недѣлю святыхъ отецъ седьмаго вселенскаго собора Церковь предлагаетъ на литургіи евангельское чтеніе, указанное въ недѣлю 7-ю по Пасхѣ – святыхъ отецъ перваго вселенскаго собора и въ недѣлю святыхъ отецъ шести вселенскихъ соборовъ (Іоан. 17, 1-13). Въ этомъ Евангеліи Церковь произноситъ ходатайственпую молитву Сына Божія о прославленіи Его вѣчною славою чрезъ распространеніе истиннаго богопознанія въ мірѣ, чрезъ соблюденіе вѣрующихъ отъ непріязни, освященіе ихъ истиною, единеніе ихъ между собою и съ Богомъ и вѣчное ихъ блаженство [3].

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1898. №51. C. 361-366.

 

[1] 16-го іюля въ слав. прологѣ и Чет.-Минеѣ, вслѣдъ за многими мѣсяцесловами и прологами весьма древними, показана память одного халкидонскаго собора. Но по іерусалимскому уставу въ сей день полагается празднованіе шести вселенскихъ соборовъ, тоже показано и въ кіевскомъ мѣсяцесловѣ 1839 г. и въ греческомъ синаксарѣ святогорца Никодима. Святогорецъ Никодимъ, между прочимъ, замѣчаетъ, что въ греческой церкви всѣ семь вселенскихъ соборовъ празднуются особо: память перваго вселенскаго собора – послѣ Вознесенія Господня, второго – послѣ 22-го мая, третьяго – послѣ 9-го сентября, четвертаго – послѣ 11 іюля, пятаго – послѣ 25 іюля, шестого – послѣ 24 сентября, седьмого – послѣ 11 октября.

[2] Христ. Чтен. 1841, III, 69

[3] Въ храмѣ при Святѣйшемъ Синодѣ во имя святыхъ седми вселенскихъ соборовъ совершается особое празднество этого храма, бывающее трижды въ году, въ тѣ дни, въ которые Православная Церковь совершаетъ память святыхъ отецъ вселенскихъ соборовъ, т. е., въ седьмую недѣлю по Пасхѣ, въ недѣлю, ближайшую къ 16-му іюля и къ 11-му октября.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: