Митрополит Антоний (Храповицкий), Догмат Искупления. М. 2002.

Митрополит Антоний (Храповицкий), Догмат Искупления. М. 2002, 245. c.

Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

«Терпеливым исповедникам Бог посылает Константина, подвизающимся за Единосущную Троицу — Афанасия, Василия и Григория, неравнодушным к нравственной грязи — Златоуста. Русской эмиграции Он же поставил духовным вождем Антония. Всегда есть какое-то примерное соответствие церковного народа и его вождей. Поглядишь на верхушку нынешней МП, — и (если в обморок не упадешь) тоже сделаешь какой-то вывод о ее общем духовном состоянии. Да и мы сами готовы ли принять вождя такого духа, такой силы любви, как Митр. Антоний?. (...) Читая о жизни и делах наших почивших пастырей и святителей, станем с их небесной помощью вникать и понимать, чего же мы хотим от пастырей нынешних, какого руководства нам нужно, какую меру их сострадательной любви к нам мы еще способны принять и не отвергнуть» (C. 203-204.). 

Среди многочисленных творений Митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат Искупления» занимает особое место. Не будучи широко известной, эта замечательная работа продолжает вызывать споры, и тому есть несколько причин.

Прежде всего не следует забывать, что впервые это творение великого Аввы и виднейшего богослова своего времени было опубликовано в 1917 году. Совершенно ясно, что тогдашние обстоятельства отнюдь не способствовали интересу к подобным вопросам.

«Догмат Искупления» был еще раз опубликован в 1926 или 1927 году в Югославии и отпечатан весьма незначительным тиражом. И наконец, это творение великого Аввы было опубликовано в VII томе «Жизнеописания Блаженнейшего Митрополита Антония Киевского и Галицкого» из 17-ти томов под редакцией Архиепископа Никона (Рклицкого). Но увы, и это издание давно стало библиографической редкостью.

Среди тех, кто подвергал критике взгляды Митрополита Антония, были: Епископ Феофан Полтавский, Митрополит Елевферий Литовский и Виленский и Архиепископ Серафим (Соболев). Тут следует отметить, что два последних Архиерея принадлежали к Московской Патриархии, которая и по сей день обвиняет его в многоразличных ересях, в частности, в «крестоборчестве».

Архиеп. Никон в десятом томе (стр. 237) отмечает, что по сообщению иностранной прессы в Москве было арестовано свыше 80 священников, в Петрограде 110 и в Киеве 95, отправленных в концлагеря, главным образом за желание служить панихиды по Митрополиту Антонию, когда в СССР стало известно об его кончине.

Защитниками мнений Митрополита Антония в свое время выступили Архиепископ Гавриил Челябинский, богословский авторитет которого был очень высок уже в дореволюционной России, а также несколько известных, уже канонизированных Русской и Сербской Церковью иерархов.

По вышеуказанным причинам, почти все современные критики Митрополита Антония основывают свои выводы не на его подлинных творениях, а на мнениях его прежних недоброжелателей. Это обстоятельство побудило нас предпринять переиздание «Догмата Искупления», дабы те, кто интересуются богословскими вопросами, смогли получить полное и беспристрастное представление об учении основателя и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей.

СОДЕРЖАНИЕ.

Краткое предисловие к переизданию «Догмата Искупления» Митрополита Антония (Храповицкого) 3

РАЗДЕЛ 1. ТРУДЫ МИТРОПОЛИТА Антония

Митрополит Антоний

Догмат искупления 7

Митрополит Антоний

Слово на Великий Пяток 67

Митрополит Антоний

Размышление о спасительной силе Христовых страстей. 76

РАЗДЕЛ 2. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ о МИТРОПОЛИТЕ Антонии

Преподобный Иустин (Попович)

Тайна личности Митрополита Антония и его значение для православного славянства 87

Еп. Григорий (Граббе)

Митрополит Антоний (Речь по случаю исполнившегося 50-летия со дня его кончины) 106

Святитель Иоанн Шанхайский

В чем духовная сила Блаженнейшего Митрополита Антония 116

Преподобный Иустин (Попович)

Он между Ними (Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония) 119

Речь Святейшего Патриарха сербского Варнавы над гробом Блаженнейшего Митрополита Антония в

Белградском соборе 31 августа/13 сентября 1936 г. 124

Речь Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия на отпевании Блаженнейшего Митрополита Антония 128

Гр. Ю.Граббе

Кончина и погребение Блаженнейшего Митрополита Антония 133

Еп. Григорий (Граббе)

О догмате искупления по Митрополиту Антонию 144

Святитель Иоанн Шанхайский

О чем молился Христос в Гефсиманском саду 151

Святитель Филарет(Вознесенский)

О страданиях Господа за род человеческий 163

Святитель Филарет (Вознесенский)

Слово в Великий Пяток 168

Св. праведный Иоанн (Кронштадтский)

Гефсиманская скорбь Спасителя мира .., 173

Н.А.

«Крестоборческая ересь»? О сотериологии митрополита Антония (Храповицкого) 177

С.Т.

«Крестоборчество» м. Антония и «сострадательная любовь» м. Сергия 193

С.Т.

Богословие Пасхи. Заметки о пасхальном богословии русской школы XIX века 205


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: