• Новопреподобномученица Схиигумения София (Гринёва) Киевская и ее подвиг служения Истинно-Православной Церкви.

    Этот труд написан Еленой Юрьевной Концевич (урожд. Карцова). В 1976 г. он впервые увидел свет под названием «Схиигуменья София, настоятельница Покровского монастыря в Киеве. 1873-1941» (Свято-Ильинское издание, РПЦЗ. Форэствиль, Калифорния, 1976 г.). В некоторых местах частично использованы новые данные из работы доктора исторических наук М.В. Шкаровского: Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. В 1981 году схиигумения София (Гринёва) была причислена к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских, прославленных Русской Православной Церковью Заграницей. Надо здесь подчеркнуть, что Святая Исповедница была Катакомбной игуменией Покровской обители в Киеве, не принадлежащей к Московской Патриархии. День памяти 22 марта / 4 апреля. - Ред.

    1. Жизнь Софии Евгеньевны Гринёвой до её вступления в монашество

    Род Гринёвых древний. Их предки были людьми служилыми. И за военные подвиги были награждаемы земельными угодьями. Все в роду были помещиками в средней России.

    София Евгеньевна родилась в 1873 г. в Москве, где её отец в то время кончал университет. Вскоре он получил место в Тульском окружном Суде в качестве кандидата права. Из Тулы семья Гринёвых переехала в г. Белев Тульской губ., куда их отец — юрист был переведен по службе. На одной сессии Суда он простудился и умер. Его похоронили в Белеве.

    В самом начале осиротевшие дети были помещены в Белевском монастыре, где игуменьей была мать Евгения, бывшая гувернантка в семье Гринёвых. Она очень любила всю семью. Дети, живя в Белеве, часто бывали в монастырской церкви и в покоях настоятельницы. Возвращаясь домой Соня Гринёва в играх любила изображать игуменью. Она облачалась в длинную пелерину, становилась на возвышение, в то время как её брат и сестра ей кадили, размахивая катушками, привязанными на нитках. Маленькая игуменья их благословляла, они же ей низко кланялись.

    08 May 2017 читать далее


  • «БЛАЖЕН МУЖ, ИЖЕ НЕ ИДЕ НА СОВЕТ НЕЧЕСТИВЫХ» (ПС. 1:1) (Память Новомучеников Фермийских-Лесбосских)

    «БЛАЖЕН МУЖ, ИЖЕ НЕ ИДЕ НА СОВЕТ НЕЧЕСТИВЫХ» (ПС. 1:1) (Память Новомучеников Фермийских-Лесбосских)

    9 апреля 1463 года во вторник Светлой Седмицы, во время нападения турок на монастырь Рождества Богородицы на холме Кариес билз селения Ферми (остров Лесбосс) были замучены 12-ти летня отроковица Ирина со своими родителями, учителем Феодором и их сопровождавшими. В этот же день мученическую кончину приняли игумен Рафаил и дьякон Николай. Сведения из жизни мучеников Рафаила, Николая и Ирины получены из рассказов, поведанных, главным образом, святым Рафаилом, который стал являться жителям Лесбоса во сне и наяву после обретения его мощей в 1959 году. Раскопки, произведенные на месте их кончины, подтвердили откровения святого Рафаила относительно обстоятельств их страданий. В 1962 году новообретенные мученики Фермийские Рафаил, Николай и Ирины были причислены к лику святых Элладской Православной Церковью. 11 сентября 1970 года они были канонизированы Священным Синодом Константинопольской Православной Церкви. Память Их отмечается 9 апреля и во вторник Светлой седмицы. – Ред.

    О том как протосингел патриархата Константинопольского архимандрит Рафаил со своим учеником иеродиаконом Николаем отказались от участия в униатской мессе.

    18 April 2017 читать далее


  • «Скажу, что если вы когда-либо увидите разномыслие между мной и Митрополитом Антонием, то всегда знайте, что прав он, а не я…».

    Архиепископ Челябинский Гавриил (Чепура) о Блаженном Митрополите Антоние (Храповицком).

    Блаженнейший митр. Антоний, прямая ветвь от Матери-Церкви Российской, плененной безбожием, и по достоинству оцененный еще папой Пием XI, заявившем в беседе с одним из бискупов в Варшаве: «Самый большой человек в Восточном исповедании - архим. Антоний (Храповицкий)». Защитниками мнений Митрополита Антония в свое время выступили Архиепископ Гавриил Челябинский, богословский авторитет которого был очень высок уже в дореволюционной России, а также несколько известных, уже канонизированных Русской и Сербской Церковью иерархов. – Ред.

    Он промолчал. «Давно ли видели владыку митрополита?»

    «На прошлой неделе, в Карловцах».

    «О чем шла речь?»

    «О многом… Да, между прочим, говорили о Достоевском, и оказалось один вопрос, по которому взгляды митрополита не совпадают с вашими». Эти мои слова были, по-видимому, владыке немножко неприятны.

    «В чем дело?»

    «Помните, мы говорили с вами о мнении или слухе, что Братья Карамазовы, в которых, по словам самого Достоевского, главный герой Алеша, есть только 1-ая часть задуманной им трилогии, что во второй и третьей части Алеша должен был быть описан в миру, взрослым, женатым, и потом стариком?»

    «Помню».

    «И вы сказали тогда, что это мнение представляется верным, что мысль описать всю жизнь человека, показать норму – вам представляется оправданной и интересной».

    «Помню, и что же дальше?», сказал владыка с нетерпением.

    «А владыка митрополит говорит, что эта мысль и замысел неверны, что «норма» уже дана в том, что уже написан: норма – это христианское сердце, христианское состояние души. Эта норма дана, и она одинакова для всех возрастов, у старца Зосимы и юноши Алеши – духовное устроение одинаково, и потому нет надобности описывать ее у человека в разных возрастах. Не нужно, потому что это будет повторением».

    Владыка молчал. Тогда я продолжил: «Я сказал митрополиту ваше мнение по этому вопросу».

    «И что же он?»

    «Он сказал, что вы, вероятно, недодумали этого вопроса… А что вы скажете?»

    «Скажу, что если вы когда-либо увидите разномыслие между мной и митрополитом Антонием, то всегда знайте, что прав он, а не я…».

    «Но почему же», начал было я, но владыка вдруг перебил меня и с горячностью воскликнул:

    «Потому, что митрополит Антоний – гениальный человек, которого вы не умеете ценить».

    02 February 2017 читать далее


  • АНДРЕЙ - РУССКIЙ ИСПОВѢДНИКЪ въ КАИРѢ (Памятъ 4-го iюля)

    Русская часовня на православном кладбище в Старом Каире

    Монастырь великомученика Георгiя въ "старомъ Каирѣ", (Эски-Масыръ) хотя и рѣдко бываетъ посѣщаемъ путешественниками и даже мѣстными христiанами — арабами ( развѣ только по случаю похоронъ), такъ какъ тамъ находится единственное православное кладбище съ церковью въ честь Успенiя Божiей Матери): однако эта древность все-таки заслуживаетъ вниманiя со стороны любознательнаго археолога — христiанина, какъ по своей древности, такъ и по своей святынѣ, чудотворной иконѣ св. великомученика Георгiя.

    Подлѣ церкви этого монастыря въ боковой комнатѣ устроена маленькая часовня, гдѣ поставлена древняя икона великомученика Георгiя, имени котораго посвященъ и самый монастырь. Какъ христiане, такъ нерѣдко и мусульмане, въ этотъ монастырь къ завѣтной святынѣ приводягь своихъ больныхъ, одержимыхъ умопмѣшательствомъ и падучею болѣзнью. Страждущихъ своихъ привязываютъ они цѣпью къ мраморной колоннѣ предъ часовенкою и, послѣ молебна великомученику, оставляютъ ихъ тамъ на нѣсколько дней. Узники изрѣдка приходятъ въ сознанiѣ и поправляются безъ всякихъ лѣкарствъ. Въ томъ же монастырѣ помѣщается и патрiаршая богадѣльня, въ которой Александрiйскiй владыка даетъ убѣжище 12-ти бѣднымъ безпомощнымъ старцамъ и старицамъ изъ мѣстныхъ православныхъ. Этотъ малый, убогiй монастырекъ, устроенный на стѣнахъ древней крѣпостной башни, памятенъ тѣмъ, что въ нѣмъ скромно, ни для кого незамѣтно, подвизался бѣдный нашъ соотечественникъ Андрей, подъ именемъ блаженнаго (мархумъ, евлогименосъ). Это былъ рѣдкiй образецъ христiанскаго смиренiя и неноколебимой твердости въ вѣрѣ. Смиренный рабъ Божiй, изможденный варварскими пытками, онъ никому не повѣдывалъ о прошедшихъ своихъ страданiяхъ: зналъ о нихъ только Господь, за святоѣ имя Котораго онъ страдалъ, да бѣдный священникъ, нашедшiй себѣ прiютъ въ Георгiевской богадѣльнѣ, духовный отецъ покойнаго Андрея, которому онъ сообщилъ нѣкоторые эпизоды изъ страдальческой своей жизни. Таково было смиренiе Андрея! Уже послѣ блаженой его кончины, когда повѣсть о его исповѣдничествѣ сдѣлалась нѣкоторымъ извѣстною, оцѣнили исповѣдника Xристова и подвижника; и вотъ что удалось узнать отъ старца-священника о присноиамятномъ соотечественникѣ нашемъ Андреѣ.

    29 December 2016 читать далее


  • Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій (19 ноября / 2 декабря 1867 г.)

    Инока письма монахини Анастасіи

    Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко.

    Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ.

    Въ столицѣ митрополитъ Амвросій Санктъ-Петербургскій познакомилъ отца Филарета съ оберъ-прокуроромъ Синода и со многими вліятельными лицами Церкви и имперіи. Съ того времени ни одно крупное событіе въ Санктъ-Петербургѣ не обходилось безъ «Слова» отца Филарета. Его проповѣдническій даръ былъ по достоинству оцѣненъ. Отецъ Филаретъ проповѣдывалъ живо и искренно, раскрывая слушателямъ нестарѣющую красоту евангельскаго ученія. Его преподаваніе въ духовныхъ школахъ также носило живой характеръ: сначала онъ сообщалъ общія основныя понятія читаемаго предмета, а затѣмъ уже передавалъ подробности. Такимъ образомъ, отецъ Филаретъ старался избѣгать въ преподаваніи чрезмѣрнаго схоластическаго детализированія, дабы учащіеся могли сосредоточить свое вниманіе на самомъ важномъ.

    02 December 2016 читать далее


  • ПРОФ. И. АНДРЕЕВЪ, ГРУППА МОНАХИНЬ ВЪ СОЛОВЕЦКОМЪ КОНЦЛАГЕРѢ. (ИЗЪ ИСТОРІИ РЕЛИГІОЗНОЙ БОРЬБЫ СЪ БОЛЬШЕВИЗМОМЪ)

    Нестеров М. В. Великий постриг 1898

     

    Лѣтомъ 1929 г. на о. Соловки, въ Концлагерь, прибылъ этапъ монахинь, около 30 человѣкъ....

    По нѣкоторымъ даннымъ можно было предполагать, что большинство прибывшихъ были «Шамординскія монахини», т. е. монахи­ни изъ Шамординскаго женскаго монастыря, находившагося вблизи знаменитой Оптинской пустыни.

    Съ этими монахинями у администраціи лагеря вышла цѣлая исторія, характеризующая нѣкоторыя стороны религіозной борьбы съ большевизмомъ въ концѣ 20-хъ г. г.

    Эти монахини не были помѣщены въ общій женскій корпусъ, а содержались отдѣльно.

    При самомъ прибытіи ихъ разыгрался тяжелый инцидентъ. Когда, какъ это обычно было принято, ихъ стали провѣрять и опрашивать, для составленія на нихъ формуляра, они отказались дать о себѣ такъ называемыя «установочныя данныя» т. е, отвѣтить на вопросы о фамиліи, имени, отечествѣ, годѣ и мѣстѣ рожденія, образованіи, профессіи, судимости, о статьѣ, срокѣ наказанія и. т. п.

    На вопросы о фамиліи онѣ отвѣчали лишь свои имена: «мать Марія, мать Анастасія, мать Евгенія и т. д. На остальные вопросы они не отвѣчали вовсе. Послѣ криковъ на нихъ и угрозъ ихъ стали избивать, но тогда онѣ совершенно замолчали и перестали даже называть свои имена.

    Ихъ посадили въ карцеръ, мучили голодомъ, жаждой, отсутствіемъ сна, даже побоями съ членовредительствомъ, т.е. примѣняли къ нимъ почти всѣ способы «воздѣйствія», но онѣ оставались не­преклонными, въ своемъ упорствѣ и даже посмѣли отказаться отъ всякаго принудительнаго труда (фактъ очень рѣдкій въ концлагерѣ).

    29 November 2016 читать далее


  • Преподобноисповедник иеромонах Серафим (Сангушко-Загоровский), Харьковский (Память 30 сентября/13 октября)

     

    Сегодня память старца Николая Сангушко-Загоровского. Он преставился 30 сентября /13 октября 1943 года. Это был исповедник, замечательный проповедник, молитвенник, чудотворец, прозорливый старец. Святой Новоисповедник Иеромонах Серафим происходил из старинного княжеского польско-украинско-литовского рода Сангушко-Загоровских. Был духовным чадом оптинского старца преп. о. Анатолия (Потапова), по благословению коего принял священнический сан. До революции служил в г. Харькове, где пользовался необычайной популярностью и почитанием у простого народа. Советскую власть категорически отказался признавать, считая ее богоборческой и антихристианской. Говорил, что он служит Единому Богу и никому больше. За это его бросили в тюрьму. Декларации митр. Сергия (Страгородского) не принял. Служил тайно, на дому. Был одним из столпов Катакомбной Истинно-Православной Церкви, руководил катакомбным женским монастырём. В годы войны немецкие солдаты были так поражены видом старца, непрестанно пребывавшего в молитве, что снимали сапоги, входя в его комнату, чтобы не потревожить молящегося. С наступлением советов вынужден был эмигрировать, ибо, как вспоминает Архим. Нектарий (Чернобыль): «большевиков он не был в силах снова увидеть, когда он переезжал границу своего отечества, то горько заплакал… А вскоре с ним случился удар, и его положили в больницу, где он прожил всего несколько дней. Всё произошло так, как он описал свою смерть в одном стихотворении, написанном двадцать лет назад, в бытность его в Петрограде... Батюшка, который не отличался особой красотой при жизни, на смертном одре был более чем прекрасен. Лик его носил отпечаток нездешнего мира, непередаваемой словами красоты».

    13 October 2016 читать далее