• Житие, подвиги и повествование о некоторых чудесах преподобного отца нашего исповедника Мелетия Галлисиотского, жившего в XIII веке

    При патриархе Константинопольском Исаии был канонизирован (ок. 1325 г.) прп. Мелетий (Михаил) Галисиот († 1286), выразивший протест против униональной политики имп. Михаила VIII Палеолога и Лионской унии (1274). День памяти: 19 января/ 1 февраля. – Ред.

    Сей преподобный отец наш Мелетий происходил из об­ластей причерноморских, из селения Феодоту. Родителей его звали Георгий и Мария. Людьми они были богобоязнен­ными, добродетельными и весьма милостивыми и госте­приимными. Чем с большей щедростью они раздавали свои богатства нищим, тем больше Бог их увеличивал, помимо богатства сделав их весьма известными. Так, отец святого был военачальником немалой части царских войск, а мать, весьма добродетельная и благочестивая, всю свою жизнь проводила в молитвах и славословии Бога. От добродетелей своих они и пожали добрый плод, родив дивного сего Мелетия, которого в Крещении назвали Михаилом. Мелетием он был назван позднее, в монашестве, когда вместе с именем изменил и жизнь, которая вся была духовным обучением, поэтому он, по справедливости, и принял такое имя, согла­сующееся с жизнью и делами.

    После Крещения младенца отец увидел пророческий сон, в котором Бог предвозвестил то, кем станет дитя в будущем. Во сне пришел к нему некий священнолепный муж, посла­нец царя, и попросил золотую брошь. Проснувшись, Геор­гий понял, что сон был про сына, который станет золотым украшением, избранным сосудом Небесного Царя, поэтому его и попросили у отца, ибо Бог возлюбил его сына более, чем родной отец. Но и отец сделал все необходимое, чтобы ребенок получил хорошее воспитание. Он поручил его образование добродетельной жизни учителю; мальчик не только учился священным наукам, но и добродетели, но поскольку наставлять своих детей все же долг родителей, то Геор­гий и сам наставлял сына, чтобы тот творил угодное Богу, и старался водить его дважды в день в церковь: на утреню и на вечерню, чтобы тот слушал поучения из Священного Писания и возрастал в страхе Божием. Благоразумный и скромный юноша исполнял больше того, что повелевал ему отец, а потому превзошел в добродетели и науках всех сво­их сверстников. Однажды этому преуспевающему в добрых делах юноше было видение, в котором ему, как в древности Аврааму, повелевалось покинуть свою страну, родных, и ид­ти туда, куда поведет его Бог.

    01 Февраль 2017 читать далее


  • Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышинский

    Епископъ Ѳеофанъ Затворникъ (въ міру Георгій Васильевичъ Говоровъ) родился 10 января 1815 года въ селѣ Чернавскѣ Елецкаго уѣзда Орловской губерніи. Его отецъ Василій Тимоѳѣевичъ былъ священникомъ Владимірской церкви этого села. Мать будущаго святителя, Татьяна Ивановна, также происходила изъ священническаго рода. Родители Георгія были благочестивы, сострадательны и всегда были готовы прійти на помощь нуждающимся. Въ семьѣ, кромѣ Георгія, было еще три дочери и три сына.

    Первоначальное образованіе отрокъ Георгій получилъ въ родительскомъ домѣ, гдѣ ему привили любовь къ святой православной вѣрѣ и къ храму.

    Въ 1823 году Георгій поступилъ въ Ливенское духовное училищѣ. Черезъ шесть лѣтъ въ числѣ лучшихъ учениковъ Георгій былъ переведенъ въ Орловскую духовную семинарію. Въ семинаріи юноша показалъ неменьшее стараніе и рвеніе къ учебѣ, чѣмъ въ училищѣ. Особенный интересъ онъ проявилъ къ философіи и психологіи. Уже тогда Георгій отличался любовью къ уединенію, кротостью и молчаливостью. По окончаніи семинаріи юношу неожиданно направляютъ въ Кіевскую духовную академію. Въ годы учебы въ академіи Георгій развилъ въ себѣ способность и любовь къ писательству. Любимыми его предметами здѣсь были науки богословскія, а въ особенности Священное Писаніе и церковное краснорѣчіе.

    23 Январь 2017 читать далее


  • АНДРЕЙ - РУССКIЙ ИСПОВѢДНИКЪ въ КАИРѢ (Памятъ 4-го iюля)

    Русская часовня на православном кладбище в Старом Каире

    Монастырь великомученика Георгiя въ "старомъ Каирѣ", (Эски-Масыръ) хотя и рѣдко бываетъ посѣщаемъ путешественниками и даже мѣстными христiанами — арабами ( развѣ только по случаю похоронъ), такъ какъ тамъ находится единственное православное кладбище съ церковью въ честь Успенiя Божiей Матери): однако эта древность все-таки заслуживаетъ вниманiя со стороны любознательнаго археолога — христiанина, какъ по своей древности, такъ и по своей святынѣ, чудотворной иконѣ св. великомученика Георгiя.

    Подлѣ церкви этого монастыря въ боковой комнатѣ устроена маленькая часовня, гдѣ поставлена древняя икона великомученика Георгiя, имени котораго посвященъ и самый монастырь. Какъ христiане, такъ нерѣдко и мусульмане, въ этотъ монастырь къ завѣтной святынѣ приводягь своихъ больныхъ, одержимыхъ умопмѣшательствомъ и падучею болѣзнью. Страждущихъ своихъ привязываютъ они цѣпью къ мраморной колоннѣ предъ часовенкою и, послѣ молебна великомученику, оставляютъ ихъ тамъ на нѣсколько дней. Узники изрѣдка приходятъ въ сознанiѣ и поправляются безъ всякихъ лѣкарствъ. Въ томъ же монастырѣ помѣщается и патрiаршая богадѣльня, въ которой Александрiйскiй владыка даетъ убѣжище 12-ти бѣднымъ безпомощнымъ старцамъ и старицамъ изъ мѣстныхъ православныхъ. Этотъ малый, убогiй монастырекъ, устроенный на стѣнахъ древней крѣпостной башни, памятенъ тѣмъ, что въ нѣмъ скромно, ни для кого незамѣтно, подвизался бѣдный нашъ соотечественникъ Андрей, подъ именемъ блаженнаго (мархумъ, евлогименосъ). Это былъ рѣдкiй образецъ христiанскаго смиренiя и неноколебимой твердости въ вѣрѣ. Смиренный рабъ Божiй, изможденный варварскими пытками, онъ никому не повѣдывалъ о прошедшихъ своихъ страданiяхъ: зналъ о нихъ только Господь, за святоѣ имя Котораго онъ страдалъ, да бѣдный священникъ, нашедшiй себѣ прiютъ въ Георгiевской богадѣльнѣ, духовный отецъ покойнаго Андрея, которому онъ сообщилъ нѣкоторые эпизоды изъ страдальческой своей жизни. Таково было смиренiе Андрея! Уже послѣ блаженой его кончины, когда повѣсть о его исповѣдничествѣ сдѣлалась нѣкоторымъ извѣстною, оцѣнили исповѣдника Xристова и подвижника; и вотъ что удалось узнать отъ старца-священника о присноиамятномъ соотечественникѣ нашемъ Андреѣ.

    29 Декабрь 2016 читать далее


  • Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій (19 ноября / 2 декабря 1867 г.)

    Инока письма монахини Анастасіи

    Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко.

    Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ.

    Въ столицѣ митрополитъ Амвросій Санктъ-Петербургскій познакомилъ отца Филарета съ оберъ-прокуроромъ Синода и со многими вліятельными лицами Церкви и имперіи. Съ того времени ни одно крупное событіе въ Санктъ-Петербургѣ не обходилось безъ «Слова» отца Филарета. Его проповѣдническій даръ былъ по достоинству оцѣненъ. Отецъ Филаретъ проповѣдывалъ живо и искренно, раскрывая слушателямъ нестарѣющую красоту евангельскаго ученія. Его преподаваніе въ духовныхъ школахъ также носило живой характеръ: сначала онъ сообщалъ общія основныя понятія читаемаго предмета, а затѣмъ уже передавалъ подробности. Такимъ образомъ, отецъ Филаретъ старался избѣгать въ преподаваніи чрезмѣрнаго схоластическаго детализированія, дабы учащіеся могли сосредоточить свое вниманіе на самомъ важномъ.

    02 Декабрь 2016 читать далее


  • ПРОФ. И. АНДРЕЕВЪ, ГРУППА МОНАХИНЬ ВЪ СОЛОВЕЦКОМЪ КОНЦЛАГЕРѢ. (ИЗЪ ИСТОРІИ РЕЛИГІОЗНОЙ БОРЬБЫ СЪ БОЛЬШЕВИЗМОМЪ)

    Нестеров М. В. Великий постриг 1898

     

    Лѣтомъ 1929 г. на о. Соловки, въ Концлагерь, прибылъ этапъ монахинь, около 30 человѣкъ....

    По нѣкоторымъ даннымъ можно было предполагать, что большинство прибывшихъ были «Шамординскія монахини», т. е. монахи­ни изъ Шамординскаго женскаго монастыря, находившагося вблизи знаменитой Оптинской пустыни.

    Съ этими монахинями у администраціи лагеря вышла цѣлая исторія, характеризующая нѣкоторыя стороны религіозной борьбы съ большевизмомъ въ концѣ 20-хъ г. г.

    Эти монахини не были помѣщены въ общій женскій корпусъ, а содержались отдѣльно.

    При самомъ прибытіи ихъ разыгрался тяжелый инцидентъ. Когда, какъ это обычно было принято, ихъ стали провѣрять и опрашивать, для составленія на нихъ формуляра, они отказались дать о себѣ такъ называемыя «установочныя данныя» т. е, отвѣтить на вопросы о фамиліи, имени, отечествѣ, годѣ и мѣстѣ рожденія, образованіи, профессіи, судимости, о статьѣ, срокѣ наказанія и. т. п.

    На вопросы о фамиліи онѣ отвѣчали лишь свои имена: «мать Марія, мать Анастасія, мать Евгенія и т. д. На остальные вопросы они не отвѣчали вовсе. Послѣ криковъ на нихъ и угрозъ ихъ стали избивать, но тогда онѣ совершенно замолчали и перестали даже называть свои имена.

    Ихъ посадили въ карцеръ, мучили голодомъ, жаждой, отсутствіемъ сна, даже побоями съ членовредительствомъ, т.е. примѣняли къ нимъ почти всѣ способы «воздѣйствія», но онѣ оставались не­преклонными, въ своемъ упорствѣ и даже посмѣли отказаться отъ всякаго принудительнаго труда (фактъ очень рѣдкій въ концлагерѣ).

    29 Ноябрь 2016 читать далее


  • Свв. 26-ти преподобномучеников Зографских - замученные папистами за Святое Православие (†ок.1284)

     

    Повѣсть о нашествіи папистовъ на Святую гору Аѳонскую.

    Въ царствованіе греческаго царя Михаила Палеолога, латиняне, имѣя большое войско, завоевали у грековъ много городовъ и селъ. Въ тоже время болгары взимали дань съ греческой имперіи, и не жили въ мирѣ съ греками изъ за разныхъ спорныхъ вопросовъ. Находясь въ критическомъ положеніи, греки обѣщали удовлетворить всѣмъ требованіямъ болгаръ, только бы тѣ имъ помогли противъ латинянъ. Царь болгарскій Кало-Іоаннъ пришелъ на помощь грекамъ, овладѣлъ Фригіей и освободилъ грековъ отъ латинянъ. Эту побѣду оба царя отпраздновали съ великимъ торжествомъ. Послѣ этого греческій императоръ, не желая удовлетворить требованіямъ болгарскаго царя, посягнулъ на его жизнь, но Кало-Іоаннъ избѣгнулъ отъ всѣхъ козней Палеолога и ушелъ въ свою землю. Усмиривъ случившееся тогда въ его царствѣ возстаніе, Іоаннъ ожидалъ благопріятнаго случая отмстить коварному и беззаконному царю Палеологу. Улучивъ время, онъ вторгнулся съ большимъ войскомъ въ предѣлы греческой имперіи, разорилъ немало городовъ, жителей увелъ въ плѣнъ и опустошилъ области: Пропонтиду, Ѳракію, Македонію, Ѳессалію, Елладу даже до Пелопонеса. Греческая имперія находилась тогда въ жалкомъ состояніи. Тѣснимый со всѣхъ сторонъ, Михаилъ Палеологъ отправилъ пословъ въ Италію (къ папѣ) съ замѣчательными письмами, которыя, между прочимъ, гласили: «во всемъ, сдѣланномъ вамъ болгарами, мы невиновны, поелику все это было сдѣлано ими произвольно; да и мы находимся въ страхѣ отъ нихъ. Слѣдуя римской церкви, мы и прежде не отказывались вѣровать, исповѣдывать и мыслить такъ, какъ и вы. Просимъ васъ, пріидите на помощь къ намъ, единомыслящимъ съ вами, такъ какъ мы погибаемъ отъ этихъ мерзкихъ варваровъ — болгаръ. Если не поспѣшите къ намъ на помощь и не заступитесь, то имя наше истребится на землѣ, вы же будете наказаны отъ Вседержителя Бога за нашу погибель». Когда послы достигли Италіи, всѣ западные государи-католики ополчились и рѣшились идти въ Константинополь не столько на помощь, сколько на погибель «единомыслящему съ ними» Михаилу Палеологу.

    23 Октябрь 2016 читать далее


  • Память Свв. Отец 7-го Вселенского Собора

    VII Вселенский Собор. Миниатюра из Минология Василия II.

     

    Одиннадцатаго октября св. Православная Церковь творитъ воспоминаніе о святыхъ отцахъ седьмаго Вселенскаго собора (Если 11-е октября случится въ одинъ изъ дней седмицы, то служба отцамъ VII Вселенскаго собора совершается въ ближайшее воскресенье. – прим. Ред. ). Поводомъ къ созванію его благочестивою царицею Ириною и Константинопольскимъ патріархомъ Тарасіемъ была, такъ называемая, ересь иконоборцевъ.

    Начало ереси сей восходитъ ко временамъ императора Льва Исаврянина, издавшаго указъ, предписывавшій выносить святыя иконы изъ церквей и домовъ и сожигать ихъ на площадяхъ, а равно и уничтожать изображенія Спасителя, Божіей Матери и святыхъ угодниковъ, поставленныхъ въ городахъ на открытыхъ мѣстахъ или находящіяся на стѣнахъ храмовъ. Когда народъ сталъ препятствовать исполненію сего указа, тогда къ гонимымъ имъ святынямъ Левъ присоединилъ и ихъ ревностныхъ почитателей. Тотчасъ же было издано повелѣніе убивать всѣхъ, составлявшихъ толпу. И много — въ особенности женщинъ — пало въ тотъ день отъ мечей иконоборцевъ за свою любовъ и ревность къ святымъ иконамъ. Затѣмъ императоръ приказалъ закрыть высшую богословскую школу Константинополя и тѣмъ лишить православныхъ того побѣдоноснаго оружія въ борьбѣ съ иконоборцами, какое они умѣли извлекать изъ основательнаго богословскаго образованія. Нѣкоторые изъ Византійскихъ историковъ говорятъ даже, будто онъ въ тѣхъ же цѣляхъ сжегъ и богатую, имѣвшуюся при ней, библіотеку. Но гонитель отовсюду встрѣчалъ рѣзкое противорѣчіе своимъ распоряженіямъ. Изъ Сиріи, изъ Дамаска, противъ нихъ писалъ святый Іоаннъ Дамаскинъ. Изъ Рима, по смерти Григорія II-го продолжалъ писать преемникъ его, папа Григорій III-й. А изъ другихъ мѣстъ отвѣчали на нихъ даже открытыми возстаніями.

    23 Октябрь 2016 читать далее