• Св. Анна из Лариссы и сын ее Иоанн Память (13 июня)

    Предлагаем нашим боголюбивым читателям перевод на русский жития подвижницы Анны и ее сына Иоанна. – Ред.

    В средневизантийский период с IX-го по середину X-го в. из града Лариссы исходит еще один святой жизни человек – преп. Анна с ее сыном Иоанном. Ее житие записано в греческой июньской Минее XVI в. (Codex Vaticanus Graecus 1558, ff.71v-73r) было обнаружено директором государственного архива Ставросом Галуисом, где ее память значится по 13-м числом[1]. Синаксарь константинопольской церкви, Synaxaria Selecta, обозначает их так: «Преподобная мати наша Анна и сын ея Иоанн»[2]. Св. Никодим Святогорец в своем Синаксарии пишет: «В сей день память преподобныя матери нашея Анны и сына ея Иоанна[3]. Мать и сын, Анна и Иоанн, вместе сподобишася обитати во Царствии Небеснем» и далее приводит отрывок из Повествования о божественных мужах и женах Павла Монемвасийского (X в.)[4]. Кроме того, ее житие также включено в июньский том Нового Синаксаря Православной Церкви[5].

    14 Июнь 2017 читать далее


  • Священноисповедница Схиигумения София Киевская и ее подвиг служения Истинно-Православной Церкви

    Этот труд написан Еленой Юрьевной Концевич (урожд. Карцова). В 1976 г. он впервые увидел свет под названием «Схиигуменья София, настоятельница Покровского монастыря в Киеве. 1873-1941» (Свято-Ильинское издание, РПЦЗ. Форэствиль, Калифорния, 1976 г.). В некоторых местах частично использованы новые данные из работы доктора исторических наук М.В. Шкаровского: Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. В 1981 году схиигумения София (Гринёва) была причислена к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских, прославленных Русской Православной Церковью Заграницей. Надо здесь подчеркнуть, что Святая Исповедница была Катакомбной игуменией Покровской обители в Киеве, не принадлежащей к Московской Патриархии. День памяти 22 марта / 4 апреля. - Ред.

    1. Жизнь Софии Евгеньевны Гринёвой до её вступления в монашество

    Род Гринёвых древний. Их предки были людьми служилыми. И за военные подвиги были награждаемы земельными угодьями. Все в роду были помещиками в средней России.

    София Евгеньевна родилась в 1873 г. в Москве, где её отец в то время кончал университет. Вскоре он получил место в Тульском окружном Суде в качестве кандидата права. Из Тулы семья Гринёвых переехала в г. Белев Тульской губ., куда их отец — юрист был переведен по службе. На одной сессии Суда он простудился и умер. Его похоронили в Белеве.

    В самом начале осиротевшие дети были помещены в Белевском монастыре, где игуменьей была мать Евгения, бывшая гувернантка в семье Гринёвых. Она очень любила всю семью. Дети, живя в Белеве, часто бывали в монастырской церкви и в покоях настоятельницы. Возвращаясь домой Соня Гринёва в играх любила изображать игуменью. Она облачалась в длинную пелерину, становилась на возвышение, в то время как её брат и сестра ей кадили, размахивая катушками, привязанными на нитках. Маленькая игуменья их благословляла, они же ей низко кланялись.

    08 Май 2017 читать далее


  • Святой мученик-младенец Гавриил Белостокский

    Страданіе младенца Гавріила.

    Святой мученик-младенец Гавриил Белостокский, пострадавший от фанатических евреев, родился 20 марта 1684 года, в деревне Зверках, недалеко от Заблудова (в гродненском повете); родители его, Петр Гавдел и Анастасия, были благочестивые и православные поселяне. Когда Гавриилу было около 6 лет, случилось, что мать понесла в поле обед мужу, оставив в доме дитя одного. Пользуясь этим случаем, жид Щутко, арендатор дер. Зверковъ, вошелъ в дом к младенцу, приласкал его и увел в местечко Белый Стокъ (ныне Белосток в Польше). Здесь жиды начали жестоко мучить младенца: они распяли его, кололи тело его разными острыми орудиями, чтобы выпустить из него всю кровь. Так скончался младенец мученическою смертию. Тело его брошено было в поле. Псы три дня бегали около трупа и лаем отгоняли от него хищных птиц. По лаю же собак было найдено замученное тело и представлено в Заблудово; а по ране в боку и другим знакамъ открылось, что младенецъ лишен жизни изуверствомъ жидовъ. Преступники получили достойное наказание, а тело мученика-младенца с честию погребли в Заблудове. Чрез 30 лет, в 1720 г., когда погребали в томъ же месте другаго младенца, нашли мощи Гавриила нетленными и поставили их в церковном склепе. В 1746 г. случился в Заблудове страшный пожар, много домов в этом местечке, в том числе и церковь, сгорели, но мощи Гавриила остались целы.

    C 1752 года активное участие в прославлении честного имени мученика младенца Гавриила Белостокского принимают и православные христиане Слуцкого края. Архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак святому младенцу. 9 мая 1755 года ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь и составил стихотворную повесть о младенце мученике Гаврииле. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 км. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Было видно, что пальцы святого исколоты, на теле рваные раны. 

    В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Российской Правосланной Церковью. В 1855 году была составлена молитва мученику младенцу Гавриилу, игуменом Модестом, ректором Слуцкой семинарии. В 1891 году над мощами святого поставили икону святого младенца мученика, дар И. П. Трутнева, список с иконы расположенной в иконостасе большого монастырского храма Святого Духа. В 1893 году власти Литовской епархии распорядились чтобы во всех церквях губернии находились иконы святого мученика младенца Гавриила. Это был известный нам образ святот мученика младенца Гавриила, он изображен с руками сложенными на крест и положенными на грудь или же держащий в руках крестик, в простой одежде подпоясанной шнурком, без обуви. Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющимся его почитанием православные христиане старались особым образом украсить раку с его святыми мощами. В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака. Над мощами святого мученика младенца Гавриила горела неугасимая лампада чистого серебра, дар архиепископа Волынского Антония (Храповицкого). В 1908 году в типографии Успенской Почаевской лавры была напечатана служба святому мученику младенцу Гавриилу, составленная Владыкой Антонием (Храповицким).

    Подробнее о Святом мученике-младенце можо узнать из сборника сост. А. В. Катричом - Святой мученик-младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский): Житие и ист. очерк, служба, акафист. Харьков, 2003.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    03 Май 2017 читать далее


  • «БЛАЖЕН МУЖ, ИЖЕ НЕ ИДЕ НА СОВЕТ НЕЧЕСТИВЫХ» (ПС. 1:1) (Память Новомучеников Фермийских-Лесбосских)

    «БЛАЖЕН МУЖ, ИЖЕ НЕ ИДЕ НА СОВЕТ НЕЧЕСТИВЫХ» (ПС. 1:1) (Память Новомучеников Фермийских-Лесбосских)

    9 апреля 1463 года во вторник Светлой Седмицы, во время нападения турок на монастырь Рождества Богородицы на холме Кариес билз селения Ферми (остров Лесбосс) были замучены 12-ти летня отроковица Ирина со своими родителями, учителем Феодором и их сопровождавшими. В этот же день мученическую кончину приняли игумен Рафаил и дьякон Николай. Сведения из жизни мучеников Рафаила, Николая и Ирины получены из рассказов, поведанных, главным образом, святым Рафаилом, который стал являться жителям Лесбоса во сне и наяву после обретения его мощей в 1959 году. Раскопки, произведенные на месте их кончины, подтвердили откровения святого Рафаила относительно обстоятельств их страданий. В 1962 году новообретенные мученики Фермийские Рафаил, Николай и Ирины были причислены к лику святых Элладской Православной Церковью. 11 сентября 1970 года они были канонизированы Священным Синодом Константинопольской Православной Церкви. Память Их отмечается 9 апреля и во вторник Светлой седмицы. – Ред.

    О том как протосингел патриархата Константинопольского архимандрит Рафаил со своим учеником иеродиаконом Николаем отказались от участия в униатской мессе.

    18 Апрель 2017 читать далее


  • СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

    К числу лиц истинно юродивых Христа ради, прошедших весь путь нравственного самоусовершенствования и всецело посвятивших себя на служение Гос­поду Богу, принадлежит глубокочтимая святая XVIII века — Ксения Григорьевна Петрова, почивающая на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

    К великому прискорбию всех почитателей рабы Божией блаженной Ксении, память народная не сохрани­ла нам решительно никаких известий о том, кто была Ксения по происхождению, кто были её родители, где она получила образование и воспитание. Ясно лишь одно, что по происхождению своему Ксения была рода не простого, ибо была замужем за Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в чине полковника и слу­жившим певчим в придворном хоре Императрицы Ели­заветы Петровны.

    06 Февраль 2017 читать далее


  • Память страдальческого подвига преподобного отца нашего Максима Исповедника и Философа.

    Следует подчеркнуть что в Церковном календаре имеются две даты памяти преп. Максима Исповедника: 1) память 21 января (3 февраля на н. ст.) установлена в связи с датой исповеднического страдальческого подвига преп. Максима (отсечением языка и десницы), и 2) память 13 августа (26 августа на н. ст.) связана с датой его кончины. Преп. Максим также именуется Философом, не из-за своей «разумности» в веке сем прелюбодейном и грешном, а за то что возлюбил Христа – Истинную Ипостасную Премудрость. Церковь почитает тоже двух учеников преп. Максима Исповедника: Анастасия Монаха и другого Анастасия Апокрисиария. – Ред.

    Не разумѣющіе истину, какъ должно, вмѣсто нея конечно отдаются лжи, ибо, когда душа бываетъ, по причинѣ своего нерадѣнія, недостойна божественнаго освѣщенія, она наполняется невѣдѣніемъ и тьмою и видитъ свѣтъ тьмою и тьму свѣтомъ. И какъ безразсудный стрѣлокъ, хотя и натягиваетъ послушную тетиву, но безцѣльно и напрасно пускаетъ стрѣлу, такъ и она (душа), выставляя слова и дѣла, предъявляетъ ихъ криво, искаженно и нестройно, и особенно предъ тѣми, кои удостоились воспринять небесную каплю (небесное призваніе). Это и случилось съ неразумнѣйшимъ и глупѣйшимъ царемъ, а также съ Епифаніемъ, вѣрнѣе же — Апофаніемъ, — огнесожженнымъ, а не патриціемъ, — и Ѳеодосіемъ — ипоскопомъ (подзирателемъ), а не епископомъ (надзирателемъ), кои святаго Максима и третьяго богослова подвергли отсѣченію языка и десницы и то же самое наказаніе присудили двумъ Анастасіямъ, изначальнымъ его ученикамъ.

    03 Февраль 2017 читать далее


  • «Скажу, что если вы когда-либо увидите разномыслие между мной и Митрополитом Антонием, то всегда знайте, что прав он, а не я…».

    Архиепископ Челябинский Гавриил (Чепура) о Блаженном Митрополите Антоние (Храповицком).

    Блаженнейший митр. Антоний, прямая ветвь от Матери-Церкви Российской, плененной безбожием, и по достоинству оцененный еще папой Пием XI, заявившем в беседе с одним из бискупов в Варшаве: «Самый большой человек в Восточном исповедании - архим. Антоний (Храповицкий)». Защитниками мнений Митрополита Антония в свое время выступили Архиепископ Гавриил Челябинский, богословский авторитет которого был очень высок уже в дореволюционной России, а также несколько известных, уже канонизированных Русской и Сербской Церковью иерархов. – Ред.

    Он промолчал. «Давно ли видели владыку митрополита?»

    «На прошлой неделе, в Карловцах».

    «О чем шла речь?»

    «О многом… Да, между прочим, говорили о Достоевском, и оказалось один вопрос, по которому взгляды митрополита не совпадают с вашими». Эти мои слова были, по-видимому, владыке немножко неприятны.

    «В чем дело?»

    «Помните, мы говорили с вами о мнении или слухе, что Братья Карамазовы, в которых, по словам самого Достоевского, главный герой Алеша, есть только 1-ая часть задуманной им трилогии, что во второй и третьей части Алеша должен был быть описан в миру, взрослым, женатым, и потом стариком?»

    «Помню».

    «И вы сказали тогда, что это мнение представляется верным, что мысль описать всю жизнь человека, показать норму – вам представляется оправданной и интересной».

    «Помню, и что же дальше?», сказал владыка с нетерпением.

    «А владыка митрополит говорит, что эта мысль и замысел неверны, что «норма» уже дана в том, что уже написан: норма – это христианское сердце, христианское состояние души. Эта норма дана, и она одинакова для всех возрастов, у старца Зосимы и юноши Алеши – духовное устроение одинаково, и потому нет надобности описывать ее у человека в разных возрастах. Не нужно, потому что это будет повторением».

    Владыка молчал. Тогда я продолжил: «Я сказал митрополиту ваше мнение по этому вопросу».

    «И что же он?»

    «Он сказал, что вы, вероятно, недодумали этого вопроса… А что вы скажете?»

    «Скажу, что если вы когда-либо увидите разномыслие между мной и митрополитом Антонием, то всегда знайте, что прав он, а не я…».

    «Но почему же», начал было я, но владыка вдруг перебил меня и с горячностью воскликнул:

    «Потому, что митрополит Антоний – гениальный человек, которого вы не умеете ценить».

    02 Февраль 2017 читать далее