• Ортодоксальность преподобного Антония Великого, основателя пустынножительства.

    Ортодоксальность преподобного Антония Великого, основателя пустынножительства.

    Из Жития Преподобного, описанного святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах.

    Весьма чуден был он по вере и благочестив. Никогда не имел общения с отщепенцами мелетианами, зная давнее их лукавство и отступничество, не беседовал дружески с манихеями, или с другими еретиками, разве только для вразумления, чтобы обратились к благочестию. И сам так думал, и другим внушал, что дружба и беседа с еретиками — вред и погибель душе. Гнушался также и арианской ересью, и всякому давал заповедь не сближаться с арианами и не иметь их зловерия. Когда приходили к нему некоторые из ариан, то, испытав и изведав, что они иночествуют, прогонял с горы, говоря, что речи их хуже змеиного яда.

    Однажды ариане распустили ложный слух, будто и Антоний одинаковых с ними мыслей. Тогда вознегодовал он и раздражился против них; а потом, по просьбе епископов и всей братии, сошел с горы и, прибыв в Александрию, осудил ариан, сказав, что арианство есть последняя ересь и предтеча антихриста. Народ же он поучал, что «Сын Божий не тварь и не из не-сущих, но есть вечное Слово и Премудрость Отчей сущности. А посему, нечестиво — говорить о Сыне: было, когда Его не было. Ибо Слово всегда соприсуще Отцу. Поэтому, не имейте никакого общения с нечестивейшими apиaнами. Ибо нет никакого общения свету ко тме (2 Кор. 6, 14). Как вы, благочестиво верующие, именуетесь Христинами: так они, именующие тварью сущего от Отца Божия Сына и Отчее Слово, ничем не отличаются от язычников, служа твари паче сотворшего Бога. Верьте же, что даже и вся тварь негодует на них за то, что Творца и Господа вселенной, Имже вся быша, сопричисляют к существам сотворенным».

    29 January 2019 читать далее


  • Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышинский (Краткое житіе).

    Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышинский (Краткое житіе).

    Епископъ Ѳеофанъ Затворникъ (въ міру Георгій Васильевичъ Говоровъ) родился 10 января 1815 года въ селѣ Чернавскѣ Елецкаго уѣзда Орловской губерніи. Его отецъ Василій Тимоѳѣевичъ былъ священникомъ Владимірской церкви этого села. Мать будущаго святителя, Татьяна Ивановна, также происходила изъ священническаго рода. Родители Георгія были благочестивы, сострадательны и всегда были готовы прійти на помощь нуждающимся. Въ семьѣ, кромѣ Георгія, было еще три дочери и три сына.

    Первоначальное образованіе отрокъ Георгій получилъ въ родительскомъ домѣ, гдѣ ему привили любовь къ святой православной вѣрѣ и къ храму.

    Въ 1823 году Георгій поступилъ въ Ливенское духовное училищѣ. Черезъ шесть лѣтъ въ числѣ лучшихъ учениковъ Георгій былъ переведенъ въ Орловскую духовную семинарію. Въ семинаріи юноша показалъ неменьшее стараніе и рвеніе къ учебѣ, чѣмъ въ училищѣ. Особенный интересъ онъ проявилъ къ философіи и психологіи. Уже тогда Георгій отличался любовью къ уединенію, кротостью и молчаливостью. По окончаніи семинаріи юношу неожиданно направляютъ въ Кіевскую духовную академію. Въ годы учебы въ академіи Георгій развилъ въ себѣ способность и любовь къ писательству. Любимыми его предметами здѣсь были науки богословскія, а въ особенности Священное Писаніе и церковное краснорѣчіе.

    22 January 2019 читать далее


  • Протоиерей Николай Депутатов – РЕВНИТЕЛЬ БЛАГОЧЕСТИЯ 19-ГО ВЕКА ЕПИСКОП ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (1938).

    (Кандидатское сочинение студента 4-го курса Богословского факультета Института св. Владимира в г. Харбине Николая Депутатова. Харбин, 1938 г.)

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    «Дух Христов — дух готовности все
    терпеть и благодушно нести все скорбное.
    Утешность, гонор, пышность, довольство
    чужды его исканий и вкусов
    »
    (Епископ Феофан).

    Введение.

    Есть прекрасная русская поговорка: «с кем поведешься от того и наберешься». Дружба с хорошим автором-писателем постепенно преобразует любителя-чтеца, изменяет его мысли, взгляды и создает созвучное данному автору настроение.

    Такое увлечение хорошим писателем развивает в нас и мысли хорошие и чувства добрые. В конце концов от постоянного изучения избранных творений, мы с годами приобретаем ту или иную степень совершенства, которыми богат был гениальный писатель.

    Одним из самых славных и гениальных духовных писателей XIX века был Святитель Феофан Затворник.

    22 January 2019 читать далее


  • Священномученик Исидор и с ним сопострадавших 72 мучеников от латин в Юрьеве за Православие пострадавших († 8/ 21 января 1472)

    Икона высокого разрешения здесь >>> (JPG)

    В связи с началом «Недели молитв о единстве христиан» — ежегодного международного экуменического мероприятия, в котором принимают участие представители различных христианских деноминаций (Проходит каждый год с 18 по 25 января). А также недавней встречей патр. Кирилла (Гундяева) с еретиком папой Римским, предлагаем нашим читателям, ознакомится с подвигом 73 юрьевскихъ мучениковъ. К сожалению и в нарушение свв. Правил, в экуменических богослужениях участвуют представители Московской Патриархии. Поэтому русскому народу, необходимо обратиться и, как можно скорее к своему светлому духовному прошлому, чтобы узнать, какое отношение к молитве с инославными приличествует для истинного Пастыря Христова стада, каким был священномученик пресвитер Исидор! То, что происходит сегодня в так называемом мировом православии, ранее было НЕДОПУСТИМО И ПОГИБЕЛЬНО. – Ред.

    Страданіе святаго священномученика Исидора пресвитера и съ нимъ 72 мучениковъ въ городѣ Юрьевѣ ливонскомъ [1].

    Благовѣрный великій князь Ярославъ, во святомъ крещеніи нареченный Георгіемъ, сынъ святаго равноапостольнаго великаго князя Владиміра, въ 1030 году покорилъ своей власти чудское племя, жившее въ предѣлахъ новгородскихъ и псковскихъ, потомъ на рѣкѣ Омовжѣ (или Эмбахѣ) основалъ городъ и выстроилъ въ немъ церковь во имя святаго великомученика Георгія. И было наречено имя городу Юрьевъ. Съ половины XII вѣка стали проникать въ эту землю моремъ католики Нѣмцы, начали тамъ селиться и, укрѣпившись, овладѣли ею, такъ какъ въ Русской землѣ были тогда междоусобія и нестроенія. Поработивши мѣстныхъ жителей-язычниковъ, Нѣмцы болѣе силою, нежели волею, обратили ихъ въ латинскую вѣру, которую сами содержали, и вмѣстѣ съ тѣмъ начали притѣснять жившихъ среди нихъ православныхъ христіанъ [2].

    Во дни великаго князя московскаго Іоанна III Васильевича, православные христіане, бывшіе подъ властію Нѣмцевъ, имѣли въ городѣ Юрьевѣ ливонскомъ, въ русскомъ концѣ двѣ церкви: святителя Николая Чудотворца и святаго великомученика Георгія. Служили въ тѣхъ церквахъ два пресвитера, одинъ именемъ Іоаннъ, по прозванію Шестникъ (то-есть пришлецъ) изъ Московской земли, а другой — Исидоръ. Когда же Нѣмцы то ласками, то угрозами начали увлекать въ латинство жившихъ въ городѣ православныхъ, тогда священникъ Іоаннъ, прослужившій въ Юрьевѣ всего два съ половиною года, ушелъ оттуда во Псковъ и вскорѣ послѣ этого, принявъ иночество съ именемъ Іоны, основалъ въ Псковской землѣ, на границѣ съ Ливоніей Псково-Печерскую обитель, гдѣ, поживъ свято, сподобился блаженной кончины о Господѣ [3]. Исидоръ же остался въ Юрьевѣ и имѣлъ съ Нѣмцами большія пренія о православной вѣрѣ. Нерѣдко укорялъ онъ иновѣрцевъ, внушая имъ отступить отъ вѣры латинской или римско-католической и присоединиться къ православію.

    20 January 2019 читать далее


  • О терпѣніи въ страданіяхъ и любовь ко врагамъ (Уроки изъ св. первомученика Стефана).

    О терпѣніи въ страданіяхъ и любовь ко врагамъ (Уроки изъ св. первомученика Стефана).

    I. Св. архидіаконъ Стефанъ, память коего совершается нынѣ, былъ первымъ изъ семи діаконовъ, (почему и называется архидіакономъ), назначенныхъ апостолами для попеченія о бѣдныхъ; онъ былъ исполненъ благодати и духовной силы, и совершалъ великія чудеса и знаменія въ народѣ, обращая къ вѣрѣ въ І. Христа. Нѣкоторые изъ іудеевъ вознегодовали за это на Стефана, и вступили въ споръ съ нимъ; но не могли противостоять мудрости и Духу, которымъ онъ говорилъ. Тогда они возмутили народъ, схватили Стефана, привели его на судилище и представили ложныхъ свидѣтелей, которые говорили, будто Стефанъ произноситъ хульныя слова на св. храмъ и на законъ. Всѣ, сидѣвшіе на судилищѣ, смотря на Стефана, увидѣли лицо его, какъ лицо ангела. Стефанъ защищался въ одушевленной рѣчи и смѣло упрекалъ іудеевъ въ невѣріи и грѣхахъ. Когда іудеи выслушали эту рѣчь, то возмутились и заскрежетали зубами своими. Стефанъ же, исполненный Свят. Духа, воззрѣлъ на небо, увидѣлъ славу Божію и Іисуса, стоящаго одесную Бога, и сказалъ: «вотъ я вижу небеса отверстыя и Сына человѣческаго, стоящаго одесную Бога». Эти слова привели іудеевъ въ такую ярость, что они закричали громкимъ голосомъ, затыкали уши свои, и единодушно устремились на Стефана. Затѣмъ вывели его за городъ и стали бросать въ него каменьями. Между тѣмъ онъ молился за враговъ и послѣднія слова его были: «Господи, не постави имъ сего во грѣхъ!» Онъ первый изъ христіанъ пострадалъ за вѣру, а потому и получилъ прозваніе первомученика.

    09 January 2019 читать далее


  • Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский – Чудотворец и Ревностный защитник Православия.

    ЧУДО НА ПЕРВОМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ.

    Когда святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, ехал на Вселенский Собор, довелось ему остановиться на ночлег в одной гостинице. Сопровождавший его инок, войдя к нему, спросил: "Отче, не могу понять, отчего это наша лошадь не ест капусты, которую я купил у нашего хозяина. Капуста-то хорошая, впору человеку есть, а лошадь не ест?". "Оттого, – сказал Святой,– что лошадь чувствует нестерпимый смрад, исходящий от капусты по той причине, что наш хозяин заражен страстью скупости". Человек, не просвещенный духом, этого не замечает, но святые имеют дар Божий распознавать страсти.

    В другую ночь, когда святитель Спиридон остановил­ся на ночлег, ариане убили лошадей Святого - отсекли у них головы. Святитель повелел вознице приставить головы лошадей к туловищам, усердно помолился, и вскоре лошади были здоровы. Но возница или торопился, или проявил небрежность – встречные удивлялись, увидев на дороге черную лошадь с белой головой и белую лошадь с черной.

    Двенадцать арианских епископов, опасаясь, что на Соборе святитель Спиридон убедит императора Константина в преимуществе Православной веры перед арианской, к которой император склонялся, уговорили его издать указ, запрещающий капитанам кораблей брать на борт епископа Спиридона. После того как ариане отплыли, святитель Спиридон спустился к берегу моря, снял свою монашескую накидку, половину ее положил на воду, а другую половину прикрепил к посоху в качестве паруса и, встав на это сооружение, отдался на милость волнам и ветрам. Он достиг Никеи ранее своих противников. Каково же было их изумление, когда они увидели Святого на Соборе.

    24 December 2018 читать далее


  • О примиреніи ссорящихся и о добродѣтели терпѣнія (Уроки изъ жизни св. муч. Мины Александрийскаго, Калликелада).

    I. Нынѣ память свв. мучениковъ Мины, Ермогена и Евграфа. Мина, образованный и краснорѣчивый аѳинянинъ, исповѣдывавшій тайно вѣру Христову, бывъ посланъ въ качествѣ воеводы императоромъ Максиминомъ въ Александрію для укрощенія смутъ, возникшихъ между христіанами и язычниками, успѣлъ примирить и успокоить враждующихъ, но вмѣстѣ съ тѣмъ воспользовался этимъ случаемъ, чтобы открыто проповѣдывать истину христіанской вѣры.

    Узнавъ объ этомъ, Максиминъ отправилъ въ Александрію епарха Ермогена для суда надъ бывшимъ своимъ приближеннымъ, воеводою Миною, и съ строжайшимъ приказомъ очистить городъ отъ христіанъ.

    Ермогенъ, также аѳинянинъ и хотя язычникъ, но одаренный высокою душою, которой свойственны были христіанскія чувства и понятія, начавъ производить судъ надъ Миною, былъ такъ пораженъ его отвѣтами и потомъ терпѣніемъ, съ которымъ Мина переносилъ истязанія, которымъ онъ по обязанности своей подвергнулъ его, что самъ уразумѣлъ истину и достоинство христіанской вѣры, просвѣтился окончательно отъ мученика Мины и, принявъ отъ него крещеніе вмѣстѣ со множествомъ народа, былъ поставленъ епископомъ александрійскимъ.

    23 December 2018 читать далее