Епископъ Аверкій (Таушев) (буд. Архіепископъ) - О ПОЛОЖЕНІИ ПРАВОСЛАВНАГО ХРИСТІАНИНА ВЪ СОВРЕМЕННОМЪ МІРѢ

Положеніе православнаго христіанина въ современномъ мірѣ, можно безъ всякаго преувеличенія рѣшительно сказать это, до крайности тяжко. Вся современная жизнь, во всѣхъ ея проявленіяхъ, такъ или иначе, направлена ПРОТИВЪ него. Вѣдь ВСЕ въ ней, по существу, является сплошнымъ отрицаніемъ истиннаго христіанства. И если еще въ апостольскія времена возлюбленный ученикъ Христовъ св. Іоаннъ Богословъ могъ писать, что «весь міръ лежитъ во злѣ» (1 Іоан. 5, 19), то съ гораздо большимъ правомъ можемъ мы сказать это о нашемъ времени. Быть истиннымъ ПРАВОСЛАВНЫМЪ христіаниномъ, готовымъ до смерти соблюсти свою вѣрность Христу-Спасителю, въ наши дни много труднѣе, чѣмъ въ первые вѣка христіанства. Тогда преслѣдовали христіанъ враги неразумные, не вѣдавшіе Христовой вѣры, имѣвшіе о ней представленія превратныя, зачастую нелѣпыя. Да и гоненія эти носили попреимуществу характеръ ВНѢШНИХЪ гоненій. Не принося ущерба душѣ, они обрекали на муку и смерть тѣла первыхъ христіанъ. И тогдашніе христіане, хорошо помня завѣтъ Христовъ: «не бойтесь убивающихъ тѣло, душу же не могущихъ убить» (Матѳ. 10, 28) и будучи подкрѣпляемы благодатью Божіею, съ радостью шли на муки и отдавали свою жизнь за Христа. Эти гоненія не только не угашали духа, а наоборотъ — еще болѣе окрыляли и возгрѣвали его, и кровь мученическая, по мѣткому выраженію одного изъ тогдашнихъ апологетовъ, дѣйствительно становилась сѣменемъ христіанства.

НЕ ТО теперь.

Современный міръ, за нѣкоторыми исключеніями (мы имѣемъ ввиду кровавыя гоненія на вѣру, имѣвшія мѣсто въ Совѣтской Россіи), не угрожаетъ такъ явно и открыто тѣлесными муками и тѣлесной смертью носителямъ Христова имени. Онъ даже самъ, въ значительной части своей, еще продолжаетъ носить имя «христіанскаго», строитъ храмы, призываетъ Имя Христово, клянется на Священной Библіи.

Но все это — одна видимость.

Подъ прикрытіемъ этой обманчивой, многихъ вводящей въ заблужденіе, благовидной внѣшности, въ дѣйствительности повсюду идетъ теперь сильнѣйшее СКРЫТОЕ гоненіе на христіанство, проявляющееся въ самыхъ различныхъ видахъ и формахъ. Это гоненіе гораздо опаснѣе и страшнѣе прежняго открытаго гоненія, ибо оно грозитъ полнымъ опустошеніемъ душъ — духовной смертью. Сейчасъ происходитъ именно то, о чемъ предупреждалъ и отъ чего болѣе всего предостерегалъ Христосъ-Спаситель, увѣщевавшій Своихъ послѣдователей не бояться мукъ тѣлесныхъ, поскольку они не грозятъ душѣ:«бойтесь болѣе того», говорилъ Онъ: «кто можетъ и душу и тѣло погубить въ гееннѣ» (Матѳ. 10, 28).

Что же это такое происходитъ въ мірѣ и какъ можетъ современный міръ, столько столѣтій, повидимому, жившій въ христіанствѣ, гнать христіанство?

Во всемъ этомъ нѣтъ для насъ ничего неожиданнаго: обо всемъ этомъ мы давно предупреждены Словомъ Божіимъ. Но горе тому, кто упорно закрываетъ глаза на это, не желая видѣть того, къ чему призываетъ насъ быть готовыми Слово Божіе.

Въ мірѣ, по словамъ св. Апостола Павла, «дѣется ТАЙНА БЕЗЗАКОНІЯ» (2 Солун. 2, 7) — происходитъ все усиливающійся процессъ «ОТСТУПЛЕНІЯ» христіанъ отъ Христа, процессъ, который въ конечномъ итогѣ своемъ долженъ привести къ открытію «человѣка грѣха, сына погибели — антихриста» (2 Солун. 2, 3). Этотъ страшный процессъ «Отступленія» за послѣднее время такъ явно и очевидно обнаруживаетъ себя во всѣхъ сторонахъ жизни, что только слѣпой можетъ не видѣть, къ чему онъ ведетъ: все совершающееся нынѣ въ мірѣ есть не что иное, какъ тщательная подготовка царства Антихриста, въ которой принимаютъ самое дѣятельное участіе, какъ открыто отрекшіеся отъ Христа, такъ и продолжающіе еще наружно носить имя «христіанъ».

Первымъ важнымъ этапомъ на пути этого «Отступленія» было отпаденіе отъ Православія латинскаго Запада съ папскимъ престоломъ во-главѣ. Развѣ не антихристово начало положено въ основу папскаго притязанія стать непогрѣшимымъ «намѣстникомъ Сына Божія» на землѣ? Развѣ не даетъ себя ощутить духъ антихристовъ въ этомъ стремленіи «замѣстить», какъ бы «подмѣнить» собою Христа для всѣхъ вѣрующихъ въ Него? А духъ противохристіанской гордыни, такъ очевидно приводящій къ «прелести» въ духовной жизни, непомѣрное властолюбіе, жаждущее подчинить себѣ весь міръ, — развѣ все это не характерныя черты Антихриста?

Такое извращеніе духа Христова въ отколовшемся отъ Православія западномъ христіанствѣ повлекло за собой цѣлый рядъ лжеученій и страшное моральное растлѣніе. Осталась одна видимость христіанства, внѣшность его, лишенная подлиннаго духа жизни во Христѣ.

Все это вызвало къ жизни второй губительный этапъ «Отступленія» — появленіе такъ называемаго «гуманизма», породившаго на Западѣ новую эпоху — эпоху «Возрожденія». Эпоха «гуманизма», или «Возрожденія», явившаяся какъ реакція извращенному на Западѣ христіанству, была въ сущности отреченіемъ отъ христіанства и возвращеніемъ къ идеаламъ язычества. Она провозгласила культъ сильной, здоровой, красивой человѣческой плоти, и духу Христова смиренія и послушанія противопоставила духъ самомнѣнія, самоувѣренности и обоготворенія человѣческаго «разума».

Какъ протестъ противъ извращеннаго христіанства, на почвѣ того же гуманистическаго идеала, признавшаго «разумъ» высшимъ критеріемъ жизни, явилось на Западѣ религіозное движеніе, получившее наименованіе «протестантизма». Протестантизмъ съ его безчисленными отвѣтленіями — всевозможными сектами не только въ корнѣ исказилъ все ученіе истиннаго христіанства, но и отвергъ самый догматъ Церкви, поставивъ самого человѣка высшимъ для себя авторитетомъ, и дошелъ даже до отрицанія вѣры въ Божество Іисуса Христа, Основателя Церкви.

Зазнавшаяся человѣческая гордыня, наконецъ, совсѣмъ отступаетъ отъ Бога, начинаетъ дерзко отвергать даже самое бытіе Божіе, и человѣкъ самого себя провозглашаетъ какъ бы богомъ. Обуянный гордыней, самомнѣніемъ, увѣренностью въ своихъ неограниченныхъ силахъ, возможностяхъ и способностяхъ, человѣкъ, воспитанный на идеалахъ «Возрожденія», уже не видѣтъ для себя никакой надобности въ стремленіи къ заповѣданному Евангеліемъ духовному совершенствованію, и естественнымъ порядкомъ все глубже и глубже низвергается въ бездну духовнаго паденія и нравственнаго растлѣнія. На первый планъ выступаетъ служеніе плоти, вслѣдствіе чего духовныя потребности все болѣе и болѣе заглушаются, подавляются и, наконецъ, дабы разъ навсегда покончить съ непріятнымъ голосомъ совѣсти, живущемъ въ духѣ человѣка, самый духъ объявляется несуществующимъ.

Такимъ образомъ появляется «матеріализмъ» — родное дѣтище «гуманизма», естественное и логичное развитіе его идей. Идеалъ сытаго желудка, прикрывшись громкимъ «ученымъ» наименованіемъ «идеала соціальной справедливости», «соціальной правды», сталъ высшимъ идеаломъ человѣчества, отрекшагося отъ Христа. И это понятно! Развѣ могъ бы возникнуть такъ называемый «соціальный вопросъ», если бы люди остались вѣрны истинному христіанству, воплощенному въ жизнь?

На почвѣ матеріализма, въ свою очередь, уже естественно возникаютъ, въ силу прямой логической необходимости ученія «соціализма» и «марксизма-коммунизма». Гуманизмъ и матеріализмъ, отвергнувшіе духовное начало въ человѣкѣ, провозгласввшіе самого человѣка «богомъ» и тѣмъ самымъ узаконившіе самоутверждающуюся человѣческую гордыню и животный эгоизмъ, привели къ тому, что закономъ человѣческой жизни, на почвѣ постояннаго столкновенія интересовъ людей-эгоистовъ, сдѣлалась ожесточенная борьба. Въ результатѣ этой такъ называемой «борьбы за существованіе», болѣе сильные, болѣе умные и хитрые, болѣе ловкіе люди естественно стали притѣснять и угнетать менѣе сильныхъ, менѣе умныхъ и хитрыхъ, менѣе ловкихъ. Вѣдь законъ Христовъ, повелѣвающій «другъ друга тяготы носити» (Гал. 6, 2) и «не себѣ угождати» и «не дѣлать другому того, чего себѣ не желаешь» (Дѣян. 15, 29), но «любить ближняго своего, какъ самого себя» (Матѳ. 22, 39), былъ изгнанъ изъ жизни. Поэтому-то стало все болѣе расти и шириться тахъ называемое «соціальное зло», увеличиваться и множиться «соціальныя неправды», «соціальныя язвы» общества. А такъ какъ жизнь дѣлалась все болѣе и болѣе невыносимой, вслѣдствіе все разраставшагося эгоизма и насилія однихъ людей надъ другими, то естественно было «что-то» придумать, дабы попытаться установить для всѣхъ одинаково сносный и пріемлемый порядокъ жизни. И вотъ «соціализмъ», а затѣмъ крайнее выраженіе его — «коммунизмъ» стали модными ученіями, которыя обѣщали людямъ избавленіе отъ всѣхъ «соціальныхъ неправдъ» и установленіе на землѣ мирнаго и безмятежнаго райскаго житія, при которомъ всѣ были бы счастливы и довольны. Но ученія эти задались цѣлью лѣчить язвы человѣческаго общества негодными средствами. Они не хотѣли видѣть, что зло современности коренится въ самыхъ глубинахъ человѣческой души, отступившей отъ единственно-спасительнаго евангельскаго ученія, и наивно думали, будто достаточно перемѣнить несовершенный, по ихъ мнѣнію, государственный и общественный строй жизни, чтобы на землѣ сразу водворилось общее благоденствіе, и жизнь сдѣлалась раемъ. Для этой необходимой, какъ они утверждали, и благодѣтельной перемѣны наиболѣе крайніе соціалисты, какъ напр., коммунисты, предлагали даже насильственныя мѣры, вплоть до пролитія крови и физическаго уничтоженія людей, съ ними несогласныхъ. Иными словами: зло они думали побѣдить зломъ же, притомъ зломъ еще болѣе горшимъ и несправедливымъ по своей жестокости и безпощадности.

«Великая Французская Революція», пролившая цѣлые потоки человѣческой крови, была первымъ ихъ опытомъ. Она ясно показала, какъ безсильны люди устроить на землѣ свою жизнь безъ Бога, и къ какимъ ужаснымъ послѣдствіямъ приводитъ человѣка отступленіе отъ Христа и Его спасительнаго ученія.

Но возврата назадъ уже не было: процессъ «Отступленія» зашелъ уже слишкомъ далеко.

И вотъ, третьимъ, самымъ важнымъ этапомъ нынѣ столь быстро развивающагося на нашихъ глазахъ «Отступленія» явилась страшная кровавая катастрофа, постигшая нашу несчастную Родину-Россію въ 1917 году. Разыгранная по примѣру «Великой Французской Революціи» 1789 года наша русская революція можетъ, по всей справедливости, разсматриваться, какъ самое большое достиженіе слугъ грядущаго Антихриста. Въ лицѣ Православной Россіи было сломлено самое главное препятствіе на пути побѣдно шествующаго, попущеніемъ Божіимъ, «Отступленія»: не стало мощнаго оплота истинно-христіанской вѣры и Церкви въ мірѣ, и Антихристу, въ лицѣ его слугъ, по выраженію нашего отечественнаго толкователя Апостольскихъ посланій (святителя Ѳеофана, Вышенскаго Затворника) стало «дѣйствовать просторно».

Съ тѣхъ поръ, какъ мы это наблюдаемъ теперь, «Отступленіе» пошло впередъ, уже не встрѣчая себѣ серьезныхъ преградъ, гигантскими шагами.

Страшныя потрясенія, неслыханныя въ исторіи съ первыхъ вѣковъ христіанства, пережила и доселѣ продолжаетъ переживать наша Русская Православная Церковь. Но не столько тѣ кровавыя гоненія, которыя уподобили ее первенствующей Церкви, сами по себѣ были страшны, сколько то ВНУТРЕННЕЕ разложеніе, которое началось въ ней, а съ нею и во ВСЕЙ Православной Церкви послѣ большевицкаго переворота. Мы имѣемъ ввиду тотъ тлетворный духъ, который сталъ ярко обнаруживать себя, вылившись сначала въ такъ называемое «живоцерковническое» и «обновленческое» движеніе, а затѣмъ — въ губительное соглашательство съ богоборческой коммунистической властью. Это былъ духъ «Отступленія» въ нѣдрахъ самой Православной Церкви, который породилъ всевозможные раздѣленія и расколы, какъ тамъ на Родинѣ, порабощенной безбожниками, такъ и здѣсь заграницей. Этотъ духъ «Отступленія», конечно, гораздо опаснѣе и губительнѣе для душъ, нежели открытыя кровавыя гоненія. Вѣдь это — внутренняя измѣна Христу-Спасителю при сохраненіи внѣшней лишь видимой вѣрности Ему.

Не объ этомъ ли какъ разъ и предрекалъ болѣе 80-ти лѣтъ тому назадъ въ своемъ толковательномъ трудѣ на 2-е посланіе къ Солунянамъ святитель Ѳеофанъ Вышенскій, говоря: «Хотя имя христіанское будетъ слышаться повсюду, и повсюду будутъ видны храмы и чины церковные, но все это — только видимость, внутри же отступленіе истинное» (стр. 491-492). Вѣдь Самъ Христосъ въ Своей Нагорной проповѣди ясно сказалъ, что «никто не можетъ служить двумъ господамъ» (Матѳ. 6, 24); невозможно служить одновременно Богу и «маммонѣ», то-есть «міру сему, во злѣ лежащему», нельзя угождать въ одно и то же время и Христу и Веліару, то-есть слугамъ грядущаго Антихриста, въ лицѣ явной или тайной богоборческой власти (2 Кор. 6, 15).

Съ паденіемъ Православной Россіи дѣйствительио не стало больше «удерживающаго» (2 Солун. 2, 7), какъ неоднократно предрекалъ о томъ и святитель Ѳеофанъ, и нашъ великій всероссійскій праведникъ о. Іоаннъ Кронштадтскій, и многіе другіе духоносные прозорливцы нашего времени, — и все въ мірѣ расшаталось, будучи потрясено въ своихъ вѣковыхъ устояхъ. Духъ «Отступленія» съ необыкновеннымъ цинизмомъ и безстыдствомъ сталъ проявлять себя повсюду въ мірѣ во всѣхъ областяхъ личной, семейной, общественкой и государственной жизни, какъ никогда прежде. Цѣлые милліоны людей, бывшихъ христіанъ по рожденію, не стыдятся теперь открыто и во всеуслышаніе заявлять о своемъ невѣріи и безбожіи, и государственная власть оффиціально регистрируетъ ихъ, какъ не принадлежащихъ ни къ какому вѣроисповѣданію; безнравственность достигла ужасающихъ размѣровъ, развратъ и порнографія, въ большинствѣ случаевъ не только не преслѣдуются, а даже культивируются власть имущими, вплоть до систематическаго развращенія молодого поколѣнія въ школахъ; почти исчезли прежнія понятія о долгѣ, чести, благородствѣ и совѣсти — на первое мѣсто ставится грубая корысть, чисто-эгоистическій разсчетъ, матеріальныя выгоды и плотскія наслажденія. Особенно горько за современную молодежь, которая совсѣмъ почти лишена духовнаго горѣнія и того высокаго энтузіазма жертвеннаго служенія ближнимъ и увлеченія высокими нравственными идеями, коими отличалась прежняя молодежь. Цѣлью жизни для многихъ стали лишь карьерныя стремленія, хорошо обезпечивающая въ матеріальномъ отношеніи служба, внѣшній комфортъ и низменныя плотскія наслажденія. А невѣроятный ростъ дѣтской преступности, о которомъ постоянно пишутъ гезеты, внушаетъ намъ самыя серьезныя опасенія за ближайшее будущее.

Однимъ словомъ, міръ, страшно сказать, ХРИСТІАНСКІЙ МІРЪ представляетъ собою нынѣ жуткую, безотрадную картину глубочайшаго религіозно-нравственнаго паденія.

И вотъ, одновременно съ этимъ, столь рѣзкимъ контрастомъ со всею этою жуткою дѣйствительностью все чаще и чаще, все болѣе и болѣе настойчиво звучатъ многократно повторяющіеся призывы къ МИРУ и ЕДИНЕНІЮ.

Можно ли повѣрить, при такихъ условіяхъ, видя все происходящее, въ искренность и, главное, въ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТЬ этихъ призывовъ?

Исходятъ эти призывы: на востокѣ — отъ богоборческой совѣтской власти, залившей кровью нашу Родину, и отъ являющейся ея послушнымъ орудіемъ московской патріархіи, по справедливости заслужившей себѣ наименованіе «совѣтской церкви» (какое страшное сочетаніе словъ!); на западѣ — отъ папскаго Рима, столь скомпрометировавшаго себя въ исторіи лукавой и антихристіанской политикой порабощенія инакомыслящихъ, и отъ протестантскаго міра, повиннаго въ томъ религіозномъ хаосѣ, которымъ отличается нынѣшній мнимо-христіанскій міръ, дошедшій до полнаго безбожія.

Съ цѣлью пропаганды этого «мира» и «единенія» представители богоборческой власти и ихъ покорные слуги въ рясахъ ѣздятъ по всему міру, сѣя сѣмена лжи и пытаясь обмануть и ввести въ заблужденіе наивныхъ и довѣрчивыхъ людей; съ тою же сомнительною цѣлью папскій престолъ создалъ такъ называемый «восточный обрядъ» для введенія въ заблужденіе православныхъ, плохо знающихъ свою вѣру, а теперь объявилъ даже созывъ «Вселенскаго собора», въ которомъ всѣ будто бы «отдѣлившіеся братья» смогутъ принять участіе, хотя въ то же время изданная папою энциклика не оставляетъ сомнѣній въ истинной цѣли этого «собора» — безусловномъ подчиненіи всѣхъ папской власти; не отстаетъ отъ этого стремленія къ «миру» и «единенію», самъ непрестанно создававшій столько раздѣленій, въ видѣ огромнаго количества сектъ, и протестантскій міръ, нынѣ пропагандирующій свое «экуменическое» движеніе, въ сѣти котораго, не безъ успѣха, пытается завлечь православныхъ, главнымъ образомъ изъ числа зараженныхъ тлетворнымъ духомъ «живоцерковничества» и «обновленчества».

Какъ долженъ отнестись ко всему этому православный христіанинъ?

Ко всякому ли миру и единенію долженъ онъ стремиться?

Всякій ли миръ и единеніе должны быть въ очахъ его цѣнными, дорогими и близкими его истинно-христіанской душѣ?

Отнюдь НѢТЪ — рѣшительно отвѣчаетъ на этотъ важный вопросъ — вопросъ христіанской совѣсти — великій вселенскій учитель и святитель, столпъ нашей Православной вѣры св. Григорій Богословъ. «Не всякимъ миромъ», говоритъ онъ: «надобно дорожить, ибо есть прекрасное разногласіе, и самое пагубное единомысліе, но должно любить только ДОБРЫЙ миръ, имѣющій ДОБРУЮ цѣль и соединяющій съ Богомъ» (Слово 6, т. 1. стр. 192).

Всего дороже для христіанина Истина, ради свидѣтельствованія которой пришелъ на землю Господь Іисусъ Христосъ, какъ Онъ Самъ сказалъ Пилату (Іоан. 18, 37). И для истиннаго христіанина можетъ быть только одно единеніе желательно — единеніе въ Христовой Истинѣ — истинѣ неискаженной, неизвращенной, ЧИСТОЙ истинѣ, безъ всякой примѣси діавольской лжи, не отравленной никакимъ компромиссомъ съ нею. Съ этой точки зрѣнія, непріемлемы для христіанина всѣ эти призывы къ «миру» и «единенію», ибо они исходятъ отъ людей, посягающихъ на главное сокровище наше — чистую и непорочную истину свято-хранимаго нами ученія Христова и желающихъ подмѣннть ее ложью, которая отъ діавола. Замышляемое нынѣ врагами чистой Христовой истины «единеніе» это — не единеніе во Христѣ. Это то единеніе, которое стремится создать для себя желающій подчинить себѣ всѣхъ людей и основать на землѣ свое царство Антихристъ.

Все, что происходитъ теперь на верхахъ религіозной, государственной и общественной жизни людей, съ тѣхъ поръ, какъ повержена во прахъ наша Православная Россія, и есть не что иное, какъ напряженная работа по подготовкѣ слугами грядущаго Антихриста его будущаго царства.

Поэтому болѣе, чѣмъ когда-либо въ прошломъ, надлежитъ помнить каждому желающему быть истиннымъ христіаниномъ и до конца сохранить свою вѣрность Христу, увѣщаніе св. Апостола: «Блюдите, како опасно ходите: не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дніе лукави суть» (Ефес. 5, 15-16).

И вотъ, стремясь оберечь себя отъ тлетворнаго вліянія современнаго міра, мы должны прежде всего дорожить нашей принадлежностью къ Русской Зарубежной Церкви. Какъ должны мы благодарить Бога за то, что существуетъ еще у насъ наша Русская Зарубежная Церковь, не запятнавшая себя подчиненіемъ темнымъ антихристовымъ силамъ, дѣйствующимъ въ современномъ мірѣ! Отдадимъ себѣ полный отчетъ въ этомъ нашемъ спасительномъ преимуществѣ.

Великое значеніе Русской Зарубежной Церкви заключается въ томъ, что она ОДНА только является въ настоящее время свободно-дѣйствующей, ни отъ какихъ богоборческихъ и антихристіанскихъ силъ не зависящей, а потому неоспоримо законной Православной Церковью. Существованіе ея имѣетъ для себя твердое каноническое обоснованіе въ мудромъ указѣ Святѣйшаго Патріарха Тихона, изданномъ 7/20 ноября 1920 года за № 362. Этотъ указъ имѣлъ ввиду организацію особаго Высшаго Церковнаго Управленія для всѣхъ тѣхъ частей Россійской Православной Церкви, которыя окажутся «внѣ всякаго общенія съ Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ» или «если само Высшее Церковное Управленіе во-главѣ съ Святѣйшимъ Патріархомъ почему-либо прекратитъ свою дѣятельность». Законно-избранное на послѣднемъ свободно-созванномъ Всероссійскомъ Церковномъ Соборѣ 1917 года Высшее Церковное Управленіе въ Россіи, вслѣдствіе жестокаго гоненія со стороны большевиковъ, прекратило свое существованіе, а потому вполнѣ естественно и законно то, что наша церковная жизнь заграницей руководится съ тѣхъ поръ особой, временно-самостоятельной Высшей Церковной Властью, находящейся на свободѣ, внѣ всякаго подчиненія богоборцамъ, овладѣвшимъ нашей Родиной и ставящимъ себѣ открытой задачей уничтоженіе не только Церкви и самого христіанства, но и всякой религіи вообще. Единая соборно-управляющаяся Русская Зарубежная Церковь и должна поэтому существовать до той поры, пока не будетъ въ Россіи избрано законнымъ путемъ Высшее Церковное Управленіе, СВОБОДНОЕ отъ всякаго порабощенія и давленія враговъ нашей св. вѣры.

Кажется, всѣмъ разумнымъ людямъ должно быть понятно, что не можемъ мы, желая сохранить свою вѣрность Христу-Спасителю, подчиняться той церковной власти, которая поставлена богоборцами и которая является послушнымъ орудіемъ осуществленія ихъ адскихъ плановъ въ мірѣ. Не можемъ мы находиться въ какой бы то ни было зависимости и отъ всякой другой церковной власти за предѣлами нашей порабощенной Родины, которая признаетъ законнымъ это порабощеніе и имѣетъ молитвенное общеніе съ клевретами богоборцевъ въ лицѣ іерарховъ совѣтской церкви. Мы не смѣемъ забывать, что анаѳема, провозглашенная Святѣйшимъ Патріархомъ Тихономъ 19 января 1918 года на богоборческую коммунистическую власть иподтвержденная затѣмъ 28 января того же года всѣмъ Священнымъ Соборомъ Россійской Православной Церкви, съ тѣхъ поръ НИКѢМЪ НЕ БЫЛА ОТМѢНЕНА, и до сего времени тяготѣетъ надъ ней и надъ всѣми, кто ее признаетъ законной и кто такъ или иначе съ нею сотрудничаетъ или поддерживаетъ общеніе.

Только полное легкомысліе и крайняя безпринципность, да еще лукавое мудрованіе, коими такъ отличается нынѣшній вѣкъ, позволяютъ правителямъ современныхъ государствъ признавать законной эту подлинно-антихристову власть, а іерархамъ помѣстныхъ православныхъ церквей — ѣздить въ Москву, возлагать вѣнки на гробницы вождей воинствующаго атеизма и вступать въ каноническое и литургическое общеніе съ возглавителями той церкви, которая отдала себя въ услуженіе этой антихристовой власти.

Мы такой «высшей политики» не понимаемъ и не пріемлемъ, осуждая ее со всею силою нашего внутренняго убѣжденія, не допускающаго такихъ компромиссовъ, убѣжденія, основывающагося на словахъ св. Апостола Павла: «Чтó общаго у свѣта со тьмою? какое согласіе между Христомъ и Веліаромъ? или какое соучастіе вѣрнаго съ невѣрнымъ?» (2 Кор. 6, 14-15).

Равнымъ образомъ, не можемъ мы питать никакого довѣрія и къ тѣмъ представителямъ православной церковной іерархіи, которые подъ благовиднымъ предлогомъ все того же пресловутаго «мира» и «единенія» вступаютъ въ учрежденія и организаціи, враждебно-настроенныя по отношенію къ истинному христіанству — Православію, или хотя бы имѣютъ близкое дружественное общеніе съ ними. Рѣшительно отметаемъ мы всякое проявленіе духа «живоцерковничества» или «обновленчества», въ какой бы формѣ этотъ зловредный духъ ни проявлялся. Не можетъ быть у насъ ничего общаго ни съ «восточнымъ обрядомъ» ни съ «экуменизмомъ», ни съ какими бы то ни было тайными обществами и организаціями, сколь бы высокими лозунгами они ни прикрывались. Мы должны знать и помнить, что, по предреченію цѣлаго ряда Свв. Отцевъ, писавшихъ о послѣднихъ временахъ, Антихристъ явится въ образѣ величайшаго благотворителя и благодѣтеля человѣчества, ибо чѣмъ же иначе можно привлечь людей на свою сторону?

«Тѣмже изыдите отъ среды ихъ и отлучитеся, глаголетъ Господь, и нечистотѣ ихъ не прикасайтеся» (Исаіи 52, 11) — вотъ какимъ наставленіемъ св. пророка, приводимымъ во 2 посланіи св. Апостола Павла къ Коринѳянамъ (6, 17) надлежитъ постоянно руководиться православному христіанину, живущему въ современномъ мірѣ, такъ ярко отмѣченномъ печатью «Отступленія». Неусыпно бодрствуя надъ собою, какъ бы самому не оказаться увлеченнымъ въ этотъ стремительный потокъ «Отступленія», современный христіанинъ долженъ крѣпко держаться той Церкви, которая не запятнала своихъ ризъ какимъ-либо общеніемъ со слугами грядущаго Антихриста. Въ настоящее время это — наша Русская Зарубежная Церковь, являющаяся единственной законной преемницей прежней дореволюціонной Россійской Церкви, хранительницей священныхъ завѣтовъ просвѣтителя русскаго народа св. равноапостольнаго великаго князя Владиміра, носительницей и проповѣдницей высокой идеи Святой Руси. Весьма характерно, что къ ней такъ тянутся всѣ лучшіе люди изъ другихъ помѣстныхъ православныхъ церквей и даже изъ иновѣрцевъ, ища въ ней найти спасеніе отъ вѣка сего лукаваго. А потому для насъ несомнѣнно, что эта Церковь, несмотря на всѣ нападки, явныя и тайныя гоненія противъ нея, въ томъ или другомъ видѣ, должна и будетъ существовать — или до возстановленія законной Высшей Церковной Власти въ освобожденной отъ ига богоборцевъ Россіи — или до конца міра сего и втораго пришествія Христова.

Но, конечно, одной такой, чисто-формальной принадлежности къ истинной Церкви еще недостаточно. Необходимо стараться быть ЖИВЫМЪ, а не мертвымъ членомъ Церкви. Для этого нужно «ОЦЕРКОВИТЬ» свою личную и семейную жизнь: надо съ усердіемъ и неопустительно исполнять всѣ церковныя правила и установленія, обычаи и традиціи, надо всячески хранить нашъ исконный православный бытъ, не позволяя себѣ сливаться съ окружающей иновѣрной средой, поддаваясь ея вліянію.

Прежде всего для сохраненія подлинной живой связи съ Церковью, необходимо каждому состоять членомъ какого-либо прихода Русской Зарубежной Церкви, самымъ добросовѣстнымъ образомъ выполняя всѣ свои приходскія повинности, усердно и съ любовью принося, съ своей стороны, посильныя духовныя и матеріальныя жертвы на благо и процвѣтаніе своего прихода, чувствуя и сознавая себя дѣйствительно ЖИВЫМЪ членомъ общей церковно-приходской семьи.

Дѣтей своихъ надо съ самаго ранняго возраста обучать Закону Божію и русскому языку, воспитывая въ нихъ правильное религіозное и національное самосознаніе въ строго-православномъ русскомъ духѣ, путемъ соотвѣтствующихъ бесѣдъ съ ними дома, и непремѣнно посылая ихъ для прохожденія систематическаго курса Закона Божія, Русскаго Языка и Русской Исторіи въ церковно-приходскія школы тамъ, гдѣ они имѣются, и стараясь оказывать всяческое содѣйствіе открытію и веденію такихъ школъ тамъ, гдѣ ихъ нѣтъ. Необходимо твердо помнить, что забвеніе русскаго языка и разрывъ вслѣдствіе того съ русской культурой, которая основана на св. Православіи, неизбѣжно ведетъ и къ отпаденію отъ Православной вѣры и Церкви. Одновременно надо тщательно беречь все наше молодое поколѣніе отъ того духовнаго растлѣнія, которому всюду подвергается теперь молодежь, благодаря морально-нездоровымъ развлеченіямъ и непристойнымъ безнравственнымъ увеселеніямъ въ видѣ неприличныхъ модныхъ танцевъ, кино, телевизіи и театровъ. Совершенно недопустимо, въ частности, посѣщеніе представленій, на которыхъ демонстрируются совѣтскіе фильмы, всегда въ томъ или иномъ видѣ содержащіе въ себѣ элементъ злостной пропаганды, и такъ называемыхъ совѣтскихъ «фестивалей»: надо помнить, что посѣщающіе такого рода зрѣлища не только подвергаются зловредному вліянію ихъ, но и грѣшатъ тѣмъ, что поддерживаютъ своими деньгами безбожную коммунистическую пропаганду во всемъ мірѣ.

Православные русскіе люди, желающіе быть живыми членами Русской Зарубежной Церкви, вѣрными и преданными чадами ея, должны быть, вмѣстѣ съ тѣмъ, и миссіонерами ея, борцами за истинную вѣру Христову, какъ среди окружающей ихъ иновѣрной среды, такъ и среди отпавшихъ или отпадающихъ отъ нея русскихъ людей, забывающихъ свои духовныя цѣнности и святыни, пренебрегающихъ правилами и установленіями св. Церкви.

Надо крѣпко стоять за свою вѣру и ни въ чемъ не поддаваться той растлѣвающей душу средѣ, въ которой приходится жить и работать. Не Церковь нашу надо «модернизировать» и «реформировать», какъ этого нерѣдко требуютъ теперь неразумные русскіе люди, совершенно не отдающіе себѣ отчета въ томъ, чего они хотятъ, а самимъ нужно приспособлять себя и всю жизнь свою стараться приноравливать къ церковнымъ правиламъ, установленіямъ и традиціямъ.

Сейчасъ ВРЕМЯ ИСПОВѢДНИЧЕСТВА — твердаго стоянія, если понадобится ДАЖЕ ДО СМЕРТИ, за свою Православную вѣру, подвергающуюся всюду явнымъ и тайнымъ нападкамъ, притѣсненіямъ и угнетеніямъ со стороны слугъ грядущаго Антихриста. А въ нашей св. вѣрѣ нѣтъ ничего малозначительнаго — все въ ней, до каждой кажущейся мелочи, имѣетъ свой смыслъ, свое значеніе, свою цѣнность. А потому ничѣмъ пренебрегать не слѣдуетъ и ни въ чемъ нельзя дѣлать никакихъ уступокъ или компромиссовъ. Каждая уступка или компромиссъ въ вопросахъ вѣры и церковныхъ установленій ведетъ ко все большему и большему расшатыванію вѣковѣчныхъ устоевъ нашего св. Православія, постепенному отпаденію отъ него и къ переходу въ лагерь слугъ грядущаго Антихриста.

Этого послѣдняго и слѣдуетъ въ нашъ вѣкъ, исполненный лукавства, обмана и предательства, БОЛѢЕ ВСЕГО бояться.

Надо бояться также того, отъ чего такъ тщательно предостерегаетъ насъ устами Самого Христа-Спасителя Слово Божіе: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объяденіемъ и пьянствомъ и заботами житейскими и чтобы день тотъ не постигъ васъ внезапно» (Лук. 21, 34). Знаетъ врагъ человѣческаго спасенія, какъ падки люди на увлеченіе матеріальнымъ благополучіемъ, а потому въ настоящее время слуги грядущаго Антихриста стараются болѣе всего подѣйствовать именно на эту слабую сторону людей. Всякаго рода довольство, роскошь и обиліе матеріальныхъ благъ представляютъ въ настоящее время самое большое и опасное искушеніе, которое они и стараются въ своихъ цѣляхъ широко использовать. Вѣдь ничто такъ не способствуетъ губительной духовной слѣпотѣ, какъ обольщеніе земными благами, погоня за ними, погруженіе въ нихъ, услажденіе ими. Эта духовная слѣпота мѣшаетъ распознавать «знаменія временъ», чему учитъ насъ Самъ Христосъ-Спаситель, мѣшаетъ давать правильную оцѣнку всему происходящему нынѣ въ мірѣ — она помѣшаетъ узнать и самого Антихриста, когда онъ придетъ. «Человѣчество, руководствующееся плотскимъ разумомъ», утверждаютъ свв. отцы: «не только не узнаетъ Антихриста, не увидитъ въ немъ коварнаго врага своего, но напротивъ, признаетъ его своимъ благодѣтелемъ и провозгласитъ его своимъ богомъ» (еп. Игнатій Брянчаниновъ).

Вотъ почему въ нынѣшнее время всѣ, желающіе сохранить вѣрность Христу-Спасителю, особенно должны беречь себя отъ всякаго увлеченія земными благами, отъ обольщенія ими. Крайне опасно поддаваться всякимъ стремленіямъ сдѣлать себѣ карьеру, создать славное имя, пріобрѣсти власть и вліяніе въ обществѣ, стяжать богатства, окружить себя роскошью и комфортомъ. Надо бояться и бѣгать людей, которые предлагаютъ помочь во всемъ этомъ, оказать свое содѣйствіе. Особенно опасны большія денежныя пожертвованія со стороны неизвѣстныхъ или малоизвѣстныхъ лицъ и организацій, ибо они всегда обязываютъ и такъ или иначе связываютъ. Чего не дѣлаетъ иной разъ человѣкъ, побуждаемый чувствомъ благодарности къ своему благодѣтелю? — Лучше жить скромно и даже въ нуждѣ и тѣснотѣ, но лишь бы сохранить свою свободу и независимость отъ кого бы то ни было, помня изреченіе св. Апостола: «Вы куплены дорогою цѣною: не дѣлайтесь рабами человѣковъ» (1 Кор. 7, 23).

Страшнѣе всего въ нынѣшней жизни даже не явное и ожесточенное богоборчество, которое многихъ отъ себя отталкиваетъ, а полный религіозный индифферентизмъ, забвеніе Бога и равнодушіе къ вѣрѣ и Церкви. Слуги Антихриста болѣе всего стараются о томъ, чтобы совершенно вытѣснить Бога изъ жизни людей, дабы люди, довольные своимъ матеріальнымъ благополучіемъ, не чувствовали никакой потребности обращаться къ Богу въ молитвѣ, не вспоминали Бога, а жили такъ, какъ-будто Его вовсе нѣтъ. Поэтому весь укладъ нынѣшней жизни въ такъ называемыхъ «свободныхъ» странахъ, гдѣ нѣтъ открытаго кроваваго гоненія на вѣру, гдѣ признается за каждымъ право вѣровать такъ, «какъ онъ хочетъ» представляетъ собою еще большую опасность для души христіанина, ибо приковываетъ его всецѣло къ землѣ, заставляя забывать о небѣ. Вся современная «культура», направленная на чисто-земныя достиженія и связанный съ нею бѣшенный водоворотъ жизни, держатъ человѣка въ постоянной суетѣ и разсѣянности, при коихъ нѣтъ для него возможности хоть сколько-нибудь углубиться въ свою душу, и духовная жизнь въ немъ постепенно замираетъ.

Вотъ почему православный христіанинъ, живущій въ этихъ трудныхъ условіяхъ современной жизни, долженъ всѣми силами бороться за поддержаніе въ себѣ духовной жизни, а главное средство для этого — неопустительная ежедневная домашняя молитва и обязательное участіе въ общественной церковной молитвѣ. Несмотря ни на какія препятствія, онъ долженъ поставить себѣ за правило — непремѣнно молиться дома утромъ и вечеромъ, хотя бы кратко, взявъ себѣ за образецъ хотя бы молитвенное правило преп. Серафима для мірянъ, и ни въ коемъ случаѣ не пропускать ни одного воскреснаго и праздничнаго богослуженія въ храмѣ, не только литургію, но и всенощное бдѣніе. Съ этой точки зрѣнія, совершенно недопустимое явленіе, широко у насъ, къ сожалѣнію, распространившееся — устраивать разнаго рода увеселенія и развлеченія какъ разъ въ кануны воскресныхъ и праздничныхъ дней. Это тоже несомнѣнная уловка слугъ грядущаго Антихриста для того, чтобы отвлечь православныхъ христіанъ отъ такого неопустительнаго посѣщенія церковныхъ богослуженій, которое безусловно необходимо для поддержанія въ себѣ духовной жизни.

И никакія оправданія не могутъ тутъ быть приняты во вниманіе. Душа человѣка дороже всего на свѣтѣ — она, по словамъ Христа-Спасителя, цѣннѣе всего этого тлѣннаго міра (Матѳ. 16, 26), а лишенная благодати церковной молитвы она умираетъ. «Христіанинъ безъ церкви, какъ рыба безъ воды, не можетъ жить истинною жизнью», училъ приснопамятный о. Іоаннъ Кронштадтскій: «Церковь — его стихія» («Мысли о Церкви» стр. 114).

Нужна ПРАВИЛЬНАЯ духовная жизнь по указніямъ Св. Православной Церкви, а для этого необходимо постоянное руководство Словомъ Божіимъ и твореніями Св. Отцевъ. Губительнѣе всего распространенная въ наше время привычка искать модныхъ учителей и слѣдовать во всемъ за такъ называемымъ «общественнымъ мнѣніемъ». Всѣ эти модные учители суть не что иное, какъ тѣ самые «лжехристы» и «лжепророки», отъ прельщенія которыхъ предостерегалъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ (Матѳ. 24, 4-5 и 23-25). А такъ называемое «общественное мнѣніе», черезъ прессу и иными способами, создаютъ все тѣ же слуги грядущаго Антихриста, которые пріобрѣли большую власть и умѣніе дѣйствовать на умы и сердца современныхъ людей.

Наконецъ, что самое важное, надо рѣшительно оставить свойственную большинству современныхъ людей плотскую грѣховную жизнь, легкомысленную и безпечную, и какъ можно чаще очищая свою душу искреннимъ покаяніемъ, всей душой стремиться къ соединенію со Христомъ въ величайшемъ христіанскомъ таинствѣ Причащенія.

Только такъ живущій православный христіанинъ сможетъ избѣжать сѣтей, хитроумно раскинутыхъ повсюду слугами грядущаго Антихриста. Только такой христіанинъ будетъ въ силахъ бороться за свою душу и за души близкихъ ему людей со все больше и больше надвигающимся на міръ царствомъ тьмы, готовымъ уже охватить все человѣчество. Въ этой борьбѣ опаснѣе всего нерѣшительность, колебанія и компромиссы. Самый незначительный компромиссъ можетъ осложнить и сдѣлать эту борьбу болѣе трудной, можетъ оказаться даже губительнымъ.

Это — борьба не на жизнь, а на смерть.

Преступно убаюкивать себя радужными надеждами на какой-то «прогрессъ» человѣчества, на какое-то лучшее будущее здѣсь на землѣ. Это вѣдь и есть главное обольщеніе слугъ Антихриста, чтобы отвлечь насъ отъ мыслей о небѣ. Господь ясно сказалъ, что не «прогрессъ» насъ ожидаетъ, а все большія и большія скорби и бѣдствія, вслѣдствіе «умноженія беззаконія» и «оскудѣнія любви», и что, когда Онъ придетъ, то едва ли найдетъ вѣру на землѣ (Лук. 18, 8). А слова Господа непреложны, какъ Онъ Самъ торжественно засвидѣтельствовалъ: «Небо и земля мимоидетъ, словеса же Моя не мимоидутъ» (Матѳ. 24, 35).

О какомъ же «прогрессѣ» можно говорить?

Не о мнимомъ антихристовомъ прогрессѣ долженъ истинный христіанинъ помышлять въ наше время, а о томъ, какъ бы лучше приготовить себя къ срѣтенію Господа, грядущаго судить живыхъ и мертвыхъ.

На это есть прямое повелѣніе Господа.

«Бодрствуйте... будьте готовы... (Матѳ. 24, 42-44) будьте подобны людямъ, ожидающимъ возвращенія господина своего съ брака... блаженъ рабъ тотъ, котораго господинъ его пришедъ найдетъ поступающимъ такъ» (Лук. 12, 40-43).

И наоборотъ: горькая участь ожидаетъ того, кто станетъ убаюкивать себя, говоря: «Не скоро придетъ господинъ мой» (Лук. 12, 45).

Духъ постояннаго ожиданія Второго Пришествія Христова это есть духъ первохристіанства, молитвенно взывавшаго ко Господу: «Ей, гряди, Господи Іисусе!» (Апок. 22, 20). А противоположный сему духъ есть несомнѣнно духъ Антихриста, старающійся всячески отвлечь христіанъ отъ мысли о Второмъ Пришествіи Христовомъ и послѣдующемъ затѣмъ воздаяніи. Поддающіеся сему духу подвергаются опасности — не узнать Антихриста, когда онъ придетъ, и попасть въ его сѣти. Именно это и есть самое страшное въ современномъ мірѣ, исполненномъ всевозможныхъ обольщеній и соблазновъ. Слуги Антихриста, какъ предупредилъ насъ Господь, будутъ стараться «прельстить, если возможно, и избранныхъ» (Матѳ. 24, 24).

Мысль объ этомъ, однако, отнюдь не должна насъ угнетать и подавлять, а наоборотъ — «восклонитеся», говоритъ объ этомъ Самъ Господь: «и поднимите головы ваши, потому что приближается избавленіе ваше» (Лук. 21, 28).

Сколь ни злы и страшны слуги грядущаго Антихриста, такъ тщательно подготовляющіе нынѣ его пришествіе, сколь ни страшенъ приходъ его самого, когда исполнятся назначенные для того сроки, но Господь нашъ сильнѣе ихъ всѣхъ, и главное для насъ это — до конца сохранить вѣрность Господу, Который, какъ мы хорошо это знаемъ, «убіетъ Антихриста духомъ устъ Своихъ и упразднитъ явленіемъ пришествія Своего» (2 Солун. 2, 8).

За эту вѣрность свою Господу мы и должны бороться всѣми своими силами, хотя бы намъ пришлось и жизнь свою отдать за нее. Великая, ни съ чѣмъ земнымъ несравнимая, награда ожидаетъ насъ за это. «Будь вѣренъ до смерти», говоритъ Самъ Господь: «и дамъ тебѣ вѣнецъ жизни» (Апокалипсисъ 2, 10).

Джорданвилль Свято-Троицкий Монастырь, 1959.


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: