Два поученія новосвященномученика Андроника, Архіепископа Пермскаго.

25 мая / 7 июня – Память мученической кончины новосвященномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского (1918 г.). – ред.

 

I.

СПАСИТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ ХРИСТІАНИНА СРЕДИ СУЕТЫ ЖИТЕЙСКОЙ.

Когда наши прародители согрѣшили, нарушивъ волю Божію, то Господь Богъ изгналъ ихъ изъ рая. Грѣхъ прародителей заразилъ весь родъ человѣческій и теперь мы часто наблюдаемъ, что у худыхъ родителей – и дѣти худыя, а у добрыхъ родителей – дѣти хорошія. Какъ грѣхъ прародителей заразилъ всю нашу природу, такъ и жизнь родителей вліяетъ на дѣтей. Но во грѣхѣ мы рождаемся не по своей винѣ, а по винѣ родителей. Пусть такъ. Однако, къ грѣху отъ родителей мы сами прибавляемъ безчисленное количество новыхъ и новыхъ грѣховъ. Мы грѣшимъ и не заботимся о покаяніи, а идемъ все дальше и дальше по пути нечистой жизни. Прародители намѣренно не хотѣли сознать своего грѣха, не раскаялись. И вотъ, Господь за нераскаянность изгналъ ихъ изъ рая, лишилъ сладости райской жизни. Взгляните на себя: вѣдь, и у насъ теперь часто вмѣсто того, чтобы принести Господу отъ чистаго сердца искреннее покаяніе, бываетъ такъ, что одинъ сваливаетъ свою вину на другого, хотя и виноватъ самъ, но намѣренно не признается и коснѣетъ во грѣхѣ, стараясь заглушить голосъ совѣсти, упрекающій его за дурное

Чтобы люди могли свободнѣе удаляться отъ грѣховъ и спасаться, Господь Іисусъ Христосъ, по неизреченной Твоей благости къ роду человѣческому, благоволилъ воплотиться отъ Духа Святаго и Пречистой Дѣвы Маріи, жилъ на землѣ и въ теченіе всей Своей земной жизни помогалъ грѣшному человѣчеству всесильнымъ словомъ и дѣломъ. Онъ утѣшалъ несчастныхъ, согрѣвалъ любовію и лаской страдальцевъ, исцѣлялъ больныхъ и скорбящимъ подавалъ отраду. Кромѣ того, Онъ воскресалъ мертвыхъ, училъ божественной жизни – спасенію, и за это гордой толпой руководителей народа еврейскаго, ослѣпленныхъ фарисействомъ и мнимой набожностью, былъ преданъ на жесточайшія крестныя страданія. Однако, дѣло Божіе не можетъ быть поругаемо. Господь Іисусъ Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ и даровалъ входъ всѣмъ, вѣрующимъ въ Него, въ Царство Небесное: «отверзъ райскія двери», какъ поетъ Св. Церковь во Святую Пасху.

Всѣмъ этимъ Спаситель показалъ намъ, что, хотя мы и грѣшны, но близки Ему, мы свои Христу, за насъ Онъ и страдалъ. Но и теперь не всѣ люди чтутъ истиннаго Бога, не всѣ исповѣдуютъ св. православную вѣру. Не соблазняйтесь таковыми невѣрами или изувѣрами и вы, православные. Взирая на распятіе Господа Іисуса Христа и изображая на себѣ спасительное крестное знаменіе, вспоминайте Распятаго за васъ, Своимъ Воскресеніемъ показавшаго, что Онъ выше смерти, что все въ Его власти и силѣ и что насъ Онъ нѣкогда воскреситъ изъ мертвыхъ и мы предстанемъ предъ славнымъ Его престоломъ. Послѣ Воскресенія Господа изъ мертвыхъ, радостная вѣсть о семъ, вмѣстѣ съ проповѣдью, разнеслась по всей вселенной и многіе, даже враги Христа, обратились въ ревностныхъ послѣдователей Христа; таковъ, напримѣръ, ап. Павелъ, ранѣе гнавшій и преслѣдовавшій христіанъ, а теперь нашъ молитвенникъ. Много подвижниковъ вѣры и благочестія и у насъ на Св. Руси, таковы: преп. Серафимъ Саровскій, св. прав. Симеонъ Верхотурскій, свят. Иннокентій Иркутскій, свят. Іоасафъ Бѣлгородскій и другіе. Они имѣли горячую вѣру въ Господа и прославлены теперь отъ Него нетлѣніемъ святыхъ мощей. А вѣдь эти угодники Спасовы были такіе же люди, какъ и мы, но они молились, были благочестивы, и вотъ теперь ихъ тѣла и въ землѣ не истлѣли. Такъ сила Божія въ немощи совершается, когда Господь хочетъ прославить Своего угодника! Не думайте, что святые такими рождаются, – нѣтъ. Они «со страхомъ Божіимъ ходили предъ Богомъ», вотъ благодать Господня и посѣтила ихъ. Какъ земля, хорошо удобренная, отнявшая больше труда, даетъ и урожай большой, такъ и святые угодники много потрудились для спасенія, душъ своихъ, и плодъ большой стяжали отъ Господа.

А что св. угодники были такіе же люди, какъ и мы, это можно увидѣть изъ ихъ жизни. Вотъ, напримѣръ, я укажу вамъ на св. праведнаго Симеона. Смотрите, онъ и шубы шилъ, и рыбу ловилъ, и по домамъ ходилъ за работой, словомъ, жилъ, какъ живутъ простые люди, а теперь его вся Церковь Россійская прославляетъ, ему молитвы возноситъ, а мощи святыя его нетлѣнно побиваютъ и источаютъ чудеса. Это Господь прославилъ его за благочестіе. Святой Симеонъ Праведный у насъ въ Сибири. А вотъ вамъ и другой примѣръ изъ жизни древней христіанской Церкви.

Въ городъ Команы надо было избрать епископа. На собраніи не могли никого найти, кто бы могъ быть достоинъ святительства. Предсѣдателю собора кто-то изъ толпы съ недоумѣніемъ сказалъ: «Ужъ не угольщика ли Александра надо выбрать? Только о немъ не было рѣчи». Александръ же угольщикъ по внѣшнему своему виду былъ грязенъ, да и что можно было требовать отъ угольщика. Вы и сами знаете, какъ трудно сохранить чистоту платья, когда имѣешь дѣло съ углемъ. Такъ и Александръ угольщикъ былъ въ запачканной углемъ одеждѣ. Однако, святитель-предсѣдатель собора позвалъ Александра въ сторону и испыталъ его, и узнавши, что по душѣ Александръ высокой жизни и настроенія, послалъ его вымыться и снова прійти въ собраніе. И, вымывшись, пришелъ онъ, и всѣ съ недоумѣніемъ смотрѣли на него, какъ будто и не узнавая его, – такъ онъ былъ благообразенъ и уменъ по виду. Святитель при всѣхъ испыталъ его знаніе вѣры и Евангелія, и всѣ съ удивленіемъ видѣли просвѣщенность и благонастроенность Александра и съ радостью избрали его во епископа своего.

Помолившись Господу, святители поставили угольщика Александра епископомъ Команскимъ. И вотъ, хотя онъ былъ грязенъ по внѣшнему виду, зато былъ чистъ душой и своей жизнью. Господь его прославилъ и теперь святитель Александръ святой угодникъ. Этотъ примѣръ, какъ и первый, показываетъ намъ, что кто бы ты ни былъ, какую бы должность или положеніе не занималъ, ты всегда можешь проводить добрую, благочестивую жизнь, какъ портной и рыболовъ св. прав. Симеонъ и угольщикъ Александръ.

Вспоминайте же и вы чаще Распятаго за насъ, Его крестныя страданія, чтобы идти въ Царство Небесное по тому благочестивому пути, какимъ шли и всѣ святые угодники, а этотъ путь – путь молитвы и добродѣтельной жизни.

Когда молитва будетъ у васъ всегда и притомъ усердная, тогда и жизнь ваша будетъ усовершаться, не забудете тогда и дѣтей своихъ, научите и ихъ закону Христову, будете посѣщать храмы Божіи, очищать совѣсть свою покаяніемъ и приступать ко причащенію св. Таинъ Тѣла и Крови Христовыхъ.

Насколько же причащеніе св. Таинъ важно въ нашей жизни – это мы знаемъ изъ словъ Самого Спасителя «если не будете вкушать Тѣла и Крови Моихъ, жизни не будете имѣть», и еще: «Кто вкушаетъ Тѣло и Кровь Мою, тотъ во Мнѣ пребываетъ и Я въ немъ». Поэтому-то и намъ надо причащаться, но не по обычаю только, а по благочестію, чтобы соединиться съ Самимъ Господомъ. Когда мы принимаемъ гостя, то заботимся: какъ бы намъ его принять въ порядкѣ, въ чистотѣ, такъ и вы предъ святымъ Причащеніемъ явите душу свою чистою, а для сего постоянно храните себя отъ грѣховъ и всяческой нечистоты.

Запомните все, что сказано намъ о доброй христіанской жизни. Если же что забудете, то обращайтесь къ отцу духовному – онъ вамъ объяснитъ и научитъ васъ. Еще скажу о томъ, гдѣ вы сами можете найти законъ Христовъ: это во св. Евангеліи и въ Свящ. Писаніи. Вотъ и читайте книги Священнаго Писанія и Евангеліе, а неграмотные слушайте читающихъ. Вдумывайтесь въ прочитанное, прикладывайте къ своей жизни, и тогда будете утверждаться въ вѣрѣ святой. Господь да сподобитъ васъ всѣхъ благодати Своей и благословеніе Его да будетъ съ вами, оное спасительное благословеніе и я призываю на васъ.

 

II.

ОЧЕВИДНАЯ НЕПРАВДА СЕКТАНТОВЪ И ЯСНАЯ ПРАВДА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ.

Среди православныхъ христіанъ теперь появилось много нововѣровъ-сектантовъ, проповѣдующихъ о поклоненіи Богу духомъ и истиною и отвергающихъ св. храмы, св. иконы, св. мощи и церковные обряды. Берегитесь ихъ! Ложность ихъ ученія и противорѣчіе самимъ себѣ можно увидѣть изъ слѣдующаго. Они называютъ себя духовными христіанами и говорятъ, что молитва не нуждается ни въ какихъ внѣшнихъ обрядахъ. Это ихъ утвержденіе. А посмотрите: у нихъ есть свои пастыри-наставники, молитвенные дома, разные молитвенные обряды, словомъ, – что они отвергаютъ у насъ, то въ нѣкоторой степени, видоизмѣняя и придавая иной смыслъ, вводятъ у себя и сами не могутъ обойтись безъ внѣшнихъ обрядностей. Это первое противорѣчіе у сектантовъ самимъ себѣ и своему ученію.

Далѣе: они не почитаютъ Креста Христова, св. иконъ и св. мощей угодниковъ, увѣряя себя и другихъ, что для нихъ, какъ духовныхъ христіанъ, не нужно ничего внѣшняго-тѣлеснаго. Но посмотрите, что они сами въ замѣнъ того дѣлаютъ. Они выписываютъ на бумажки слова изъ Св. Писанія и прикрѣпляютъ написанное на стѣнахъ молитвеннаго дома, особенно на передней стѣнѣ. Очевидно, сектанты сознаютъ необходимость тѣхъ или иныхъ внѣшнихъ обрядовъ богопочитанія, или напоминанія себѣ о Богѣ. На словахъ они отвергли внѣшнее, а на дѣлѣ, какъ видите, иное.

Не любятъ они православнаго крестнаго знаменія, поклоновъ и подобнаго, увѣряя, что это все тѣлесное, низкое. Богу же нужно молиться только духовно. Между тѣмъ, сами во время молитвы непремѣнно встаютъ на колѣни, положивши голову на ладони рукъ и уткнувшись на мѣсто своего сидѣнія. Это у нихъ почти постоянный обрядъ молитвы, безъ котораго они не могутъ обойтись. Врагъ спасенія – демонъ опуталъ ихъ и препятствуетъ изображать крестное знаменіе. Діаволъ такъ отводитъ ихъ отъ св. креста, что сектанты, чтобы случайно не перекреститься изъ невольнаго подражанія намъ – православнымъ, прячутъ руки глубоко въ карманы. Они отъ креста бѣгутъ, какъ и демоны. Какъ тѣ, такъ и другіе боятся св. Креста.

Вотъ насколько далеко зашло ихъ гордое самолюбіе и ослѣпленіе! Сектанты забываютъ, что мы состоимъ не только изъ духа, но и изъ тѣла. Если же душа наша нуждается въ молитвѣ, то для тѣла необходимы внѣшнія дѣйствія богопочитанія. Вѣдь, вотъ для того, чтобы мнѣ повѣдать вамъ то, что у меня на душѣ, недостаточно только стоять предъ вами, а вамъ смотрѣть на меня и читать у меня въ душѣ. Нѣтъ, для сего вотъ сколько словъ и какимъ громкимъ голосбмъ нужно сказать. Ибо мы небезплотные духи. Такъ и въ молитвѣ: и сектанты молятся словами, и громко ихъ произносятъ. Очевидно, не считаютъ возможнымъ и достаточнымъ молиться только въ душѣ.

Православные христіане такъ это и знаютъ и почитаютъ св. иконы, св. мощи, храмы и принимаютъ всѣ церковные обряды.

Глядя на св. Крестъ, мы вспоминаемъ Распятаго за насъ, Его страданія и смерть; отъ иконы св. апп. Петра и Павла мы вспоминаемъ ихъ жизнь и труды по благовѣстію Христова ученія и т. д. Мысли наши отъ земли, при видѣ священныхъ изображеній, возносятся къ небу, къ святымъ угодникамъ, а въ нашу душу вселяется благословенный покой и желаніе исправить свою жизнь и идти путемъ благочестія св. угодниковъ.

У кого, напримѣръ, сердце способно остаться безучастнымъ при видѣ св. изображенія Распятаго Господа нашего Іисуса Христа? Чье сердце не умилится, когда мы видимъ при крестѣ Спасителя плачущую Богоматерь и скорбнаго ап. Іоанна? Кто останется холоднымъ, видя гвоздинныя язвы на рукахъ и ногахъ Христовыхъ и на головѣ слѣды крови отъ колючекъ терноваго вѣнца, а ребро, прободенкое копіемъ воина? Видишь, какъ священныя изображенія не мѣшаютъ тебѣ молиться духомъ, а, напротивъ, помогаютъ именно духовной молитвѣ, направляютъ твои грѣшныя мысли къ святому и дорогому для тебя! Да хранитъ васъ всѣхъ Господь Богъ отъ лжи и гордыни сектантовъ! Почитайте свящ. изображенія и будьте всегда и во всемъ послушны голосу Матери вашей – Православной Церкви, свято хранящей ученіе Господа и никогда недѣлающей никакихъ уступокъ разнымъ нововѣрамъ, изобрѣтающимъ по своимъ взглядамъ многоразличныя ученія и прикрывающимся Христовымъ именемъ и св. Евангеліемъ. Сектанты сами на себя накликаютъ гнѣвъ Божій, отъ котораго избави васъ Господь!

Вотъ эти нововѣры считаютъ себя святыми-безгрѣшными; но вѣдь вамъ хорошо извѣстно – насколько они безгрѣшны, не говоря уже о строгомъ ученіи Свящ. Писаніи о томъ, что нѣтъ ни одного человѣка безъ грѣха, хотя бы только одинъ день онъ прожилъ на землѣ подъ солнцемъ. Посему, вмѣстѣ со всѣми православными и вы не считайте себя безгрѣшными, но считайте себя грѣшниками, кайтесь съ сокрушеннымъ сердцемъ во грѣхахъ, какъ это дѣлали св. угодники, и Господь проститъ васъ за смиреніе, за сознаніе своей грѣховности.

Что толку въ томъ, если люди будутъ считать себя попусту святыми, а жить будутъ во грѣхѣ!

Въ этомъ нѣтъ спасенія. Надо жить свято и просить у Господа прощенія, «яко нѣсть человѣкъ, иже живъ будетъ, и не согрѣшитъ».

Сектанты, не почитая св. угодниковъ, не молятся и за умершихъ.

А почему? Потому, конечно, что не вѣруютъ и въ безсмертную душу человѣческую и въ загробную жизнь. Ибо безсмертная душа наша дана намъ Богомъ, живетъ она и здѣсь въ тѣлѣ, и за гробомъ безъ тѣла. Здѣсь душа нуждается въ молитвахъ за нее, почему и говоритъ св. ап. Іаковъ: «молитеся другъ за друга, яко да исцѣлѣете» (Іак. 5, 16; ср. Колос. 4, 3; 1 Солун. 5, 25). Нуждается она въ этомъ и за гробомъ, ибо живетъ, какъ и «Богъ нѣсть Богъ мертвыхъ, но Богъ живыхъ» (Матѳ. 22, 32). Сектанты же, очевидно, въ это не вѣруютъ; они вѣруютъ только въ земную жизнь человѣка, а загробной жизни не признаютъ. А поэтому и вся ихъ святость нужна лишь только для теперешней земной жизни. Здѣсь у нихъ святость начинается, здѣсь же и кончается, слѣдовательно, всѣ ихъ помыслы, думы и заботы направлены только на земную жизнь. За гробомъ для нихъ нѣтъ ничего святого, дорогого. Умеръ человѣкъ и конецъ всему, а также и святости. Видимо и святость-то ихъ не можетъ приносить великихъ плодовъ спасенія.

Ко всѣмъ подобнымъ лжеученіямъ привело сектантовъ ихъ гордое демонское заблужденіе и ослѣпленіе. Нѣкоторые изъ нихъ и сами сознаютъ неправильность ученія, но по ложному стыду не хотятъ возвращаться къ св. Православной Церкви, а видоизмѣняютъ ученіе на свой ладъ. Отъ этого у сектантовъ началось дробленіе, и въ то время, какъ одни называютъ себя «евангельскими» христіанами, другіе именуются «духовными-евангельскими», третьи – «адвентистами», четвертые – «баптистами» и т.п.

И, конечно, сектантство не имѣетъ прочности и не просуществуетъ долго. Быстро оно появилось, быстро и смѣнится какимъ-либо другимъ ложнымъ ученіемъ.

Берегитесь же сектантовъ и не губите свои души. Но вѣруйте такъ, какъ вся св. Православная Церковь вѣруетъ, чтобы Христосъ былъ съ вами.

 

«Православная Русь». 1981. № 11. С. 3-6.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: