• Предание о трёх золотых монетах, поднесённых Христу волхвами

    Предание извлечено из старинной рукописи, найденной в одном испанском монастыре.

    Когда Ангел Господень предупредил Иосифа о необходимости бежать в Египет, последний хотел захватить с собою всё, что он мог, но, будучи беден, ему остались на всё долгое путешествие лишь те три золотые монетки, которые получил Младенец в подарок от пришедших с Востока волхвов.

    Эти три монетки Иосиф положил в пояс.

    Он покинул Вифлеем со Христом и Марией. Была тёмная ночь. Ослик шёл, ангелы охраняли, Мария молилась, Христос спал.

    Когда настал день, Святое Семейство оказалось у подошвы Хевронских гор, где ещё сейчас показывают могилу Авраама и Сарры.

    Там находился бедный прокажённый, который жил, спрятавшись в одной из многочисленных пещер. Услышав шаги путешественников, он вышел из своего убежища и стал смотреть. Христос ему показался таким хорошим, весь окружённый сиянием, Мария и Иосиф такими добрыми, что он дерзнул подойти к ним поближе; но, будучи проклятым, он не смел приблизиться и крикнул издали: «О, вы проходящие мимо, смилуйтесь надо мною». Услыша крик, Христос проснулся и протянул к несчастному свои руки. Он посмотрел на Марию, Мария на Иосифа, а Иосиф подозвал к себе прокаженного, дал ему первую из своих трёх золотых монет, ибо понял, что в этом заключается желание Божественного Сына Марии.

    06 января 2017 читать далее


  • ИЗБИЕНИЕ ДУШ. Из неопубликованной проповеди отца Иустина (Поповича) на Введение во храм Пресвятой Богородицы.

    Чему учат детей в школах?...Чему на улицах? Чему, чему? Диаволу! Чтобы попирал он все Божие, все Христово! Вот образчик воспитания в сегодняшних школах - ты не смеешь даже упомянуть о Христе, ведь Христос - это, дескать, вымысел - да, да! Этого и хочет диавол, чтобы не было Бога в человеческом сердце, чтобы этот миp был не Божиим храмом, а сумасшедшим домом диавола.

    Да он и в самом деле превратился в дом умалишенных. Разве не видите, разве не замечаете, как один народ сходит с ума вслед за другим, как все бросились друг на друга, все грабят, все требуют, все отнимают друг у друга - и все им мало. Чем же стал этот мир? - Ареной действия диавола, его вотчиной! Ведь чему нас учат, чему поучает нас Европа? - Что эта жизнь должна быть без Христа, без Бога. А потому эта жизнь и становится чем? - Сумасшедшим домом, именно так!

    Восстали все на каждого и все на всех! Всем всего мало, все мало да мало, а ведь этот богатый и прекрасный Божий мир, этот Божий храм сколь величествен, сколь обилен для каждой души - всеми присущими ему божественными силами. Только открой свою душу Богу, а не диаволу. Изгони из себя грех, очисти себя от самолюбия. Все захлебнулись - все, помышляя только о земных богатствах, о благосостоянии, о приисках, о заводах... А душа, а души - что с ними? Где душа европейского человека? Где души? Все разнежилось в страстях и похотях миpa сего, в его наслаждениях. Все души заблудились, все ринулись в грех, все обезумели в усладах. Мало удовольствий, мало наслаждений людям, дайте еще больше! И все делается, все творится, все расточается! Все! Дабы только устроить для людей как можно больше удовольствий, а это означает - избиение душ!

    Души умирают и гибнут. Тысячи и тысячи, миллионы душ погибают в наслаждениях, в наслаждениях диавольских, в страстях и похотях миpa сего...

    Введение во храм Пресвятой Богородицы, 1965.

    Собрание творений преподобного Иустина (Поповича), Пер. С. Фонова. Т. 1. М., 2004. C. 386.

    04 декабря 2016 читать далее


  • Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) - О ХРИСТИАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Важность вопроса и современное его положение. Значение в деле воспитания семьи и школы. В чем главное зло?

    Нет, кажется, вопроса более насущного и жизненного, более назревшего и наболевшего, как вопрос о воспитании детей. В самом деле, в нем — залог семейного счастья, в нем — основа благополучия общества, в нем — крепость народов, в нем — краса и счастье жизни, но, как это ни странно, в нем же и возможный источник великих несчастий, омрачающих жизнь человека. Так велик и важен этот вопрос.

    При всем том ни один вопрос не обходился всегда обществом с таким невниманием и пренебрежением, как опять вопрос о воспитании.

    Современные интеллигентные люди без конца готовы интересоваться и спорить о формах правления, об устоях общественной жизни, о разных философских и литературных течениях — только не о семье и воспитании детей. Объясняется это отчасти тем, что дело воспитания — не видное и скромное, между тем требует серьезного труда, самоотвержения и даже подвига; современный же человек готов все допустить и со всем помириться, только не с самоотвержением и подвигом, ибо смотрит на жизнь с точки зрения удовольствия.

    Не интересуясь воспитанием и не понимая его, современные родители отдают своих детей на попечение мамок, нянек и разных гувернеров, в лучшем случае оставляя за собой лишь самый общий присмотр и общие указания. Положение — ненормальное: в самом деле, может ли посторонний человек, даже добрый и порядочный, заменить ребенку мать? Ведь ребенок — плоть от плоти и кость от кости матери; его душа — как бы часть души матери, и нет той силы, которая могла бы сравниться с силой матери по влиянию на ребенка. Отдавать духовное воспитание ребенка в чужие руки — значит отказываться от своего ребенка.

    27 октября 2016 читать далее


  • Священномученик Владимир, митрополит Киевский - ЕВАНГЕЛИЕ ДЕТСТВА (пастырские беседы с детьми) Часть 2-ая

     

    Содержание Части II: 4) Послушание. 5) Кротость и смирение. 6) Трудолюбие.

    IV

    ПОСЛУШАНИЕ

    «Мы пленяем всякое помышление в послушание Христу».(2 Кор. 10:5)

    «Дети, будьте послушны родителям вашим во всём,

    ибо это благоугодно Господу». (Кол. 3:20)

    Когда Иосиф и Мария нашли отрока Иисуса в храме, говорится далее в Евангелии, Он возвратился вместе с ними в Назарет и был у них в послушании.— Таким образом, и там, в Назарете, Иисус продолжал показывать пример для детей и юношей. Там, в простой, бедной хижине, где Он жил с родителями до тридцатилетнего возраста, незаметно для мира, совершал такие великие добродетели, которые достойны подражания. А потому мы вправе назвать эту тихую и скромную назаретскую хижину образцовою школою юношеских добродетелей. Туда, в эту прекраснейшую школу пойдем мы вслед за Спасителем, чтобы поучиться у Него, нашего божественного учителя, как должны мы проводить нашу молодость, наше детство. Первое и самое важное, чему Он научает нас там своим примером—это послушание. «Он был послушен своим родителям»,—говорится в Евангелии.

    Итак, рассмотрим сегодня несколько ближе этот пример и размыслим, что значат слова, сказанные о Марии: она сохранила всё это в своём сердце? То, чему научимся от Иисуса, напечатлеем поглубже в своём сердце и будем применять к своей жизни.

    19 октября 2016 читать далее


  • Священномученик Владимир, митрополит Киевский - ЕВАНГЕЛИЕ ДЕТСТВА (пастырские беседы с детьми) Часть 1-ая

     

    Содержание Части I: 1) Благочестие. 2) Польза благочестия. 3) Жажда знания, или любовь к учению.

     

    I. БЛАГОЧЕСТИЕ

    «Ты же, человек Божий, преуспевай в благочестии... 

    Великое приобретение - быть благочестивым...» (1 Тим. 6:6, 11)

     

    Милые дети! Образец для детства, в котором находитесь и вы, образец самый высокий, есть Господь наш Іисус Христос. Он для того и сошел с неба, для того и жил на земле, сначала как дитя и отрок, а потом как юноша и муж, чтобы всем возрастам, всем званиям и состояниям преподать пример добродетельной жизни и показать истинный путь к небу. Следовательно, Он есть образец и для детского и отроческого возраста. Историю детства Иисуса мы находим у евангелиста Луки, именно в том месте, где он говорит о путешествии 12-ти летнего Иисуса со своими родителями в Иерусалим.

    Евангелие детства Иисуса, по справедливости, можно назвать вашим, дети, евангелием. Оно—кратко, и это, вероятно, потому, чтобы вы детским умом своим удобнее и скорее могли воспринять его и запечатлеть в своём сердце. Оно — кратко, и, между тем, в нём заключается всё, чему хотел научить Иисус детей, что нужно им делать, чего желать и чему подражать. В этом евангелии к вам приложимо, в особенности, следующее изречение Спасителя: образ бо дах вам, да тоже аз сотворих, и вы творите, т. е. я показал вам пример, чтобы и вы поступали также, как я поступил. Как хотелось бы, дети, этот урок, преподанный вам Иисусом, поглубже напечатлеть в сердцах ваших! Для этой цели я хочу изложить вам это евангелие в нескольких поучениях, ибо в нём так много содержится хорошего и полезного, что высказать всё за один раз невозможно. Сегодня из всего богатого содержания этого евангелия хочу выделить только одну добродетель, самую главную, которой, прежде всего, должны быть научены дети: это благочестие и набожность Иисуса, Его любовь к храму или дому Божию, к молитве и ко всему, что относится к почитанию Отца Его.

    ***

    19 октября 2016 читать далее


  • ОБЯСНЕНИЕ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ДЕТСКОЕ БОГОПОЗНАНИЕ)

    Как хорошо всем живется летом, когда солнышко высоко поднимается над землёй и поэтому крепко нагреваетъ её! Как тогда приятно детям в длинные теплые дни бегать по полям, по лугам, по лесам в одних рубашонках среди зеленой травы, цветов, колосистой ржи и слушать звонкое пение жаворонков в полях и других птичек в рощах и садах, а в жару еще и купаться в прудах и речках! Летом можно даже жить не в доме, а в лесу и в поле, и питаться лесными ягодами, орехами, грибами, приготовляя себе обед на костре.

    Но после теплого, а то и жаркого лета наступает холодная, сырая осень, потому что солнце подымается над землей ниже, чем летом, а поэтому и нагревает землю слабее, чем летом, оттого что низкие солнечные световые лучи больше скользят по земле, чем нагревают её; птички улетают в теплые страны, поля пустеют, листья на деревьях желтеют и осыпаются. Солнце подымается над землёй все ниже и ниже, а потому на земле становится все холоднее и холоднее; дни делаются все короче, наконец, наступает морозная зима, когда в полях и в лесах кроме снега ничего нет; все прячутся в теплые помещения, и уж не смеют думатъ ни купаться, ни бегатъ по полям. Зимой кормиться можно только запасами того хлеба, который собрали за лето, и до нового лета кормиться больша нечем.

    17 октября 2016 читать далее


  • Протоiерей Iоаннъ Базаровъ, Совершеннолѣтiе дѣвицы

     

    Протоiерей И. Базаровъ, Совершеннолѣтiе дѣвицы. // Христiанское Чтенiе, 1870, № 6, С. 1192-1215.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Когда вы входите на высокую гору, первые шаги ваши бываютъ легки и веселы, потомъ мало по малу начинаетъ чувствоваться усталость. Но удовольствiе достигнуть вершины, гдѣ васъ ожидаютъ чудные виды на окресности, и эта, полная таинственности, даль одушевляютъ ваши усилiя и вы идете бодрое, забывая трудност восхожденiя. Увлекаясь нетерпѣливымъ желанiемъ скорѣе дойти до вершины горы, неопытный ходокъ готовъ ускорять шаги свои и, выбиваясь изъ силъ, впадаетъ въ изнеможенiе. Но опытный проводникъ не допуститъ васъ до этого, совѣуя не спѣшить и умѣрять шаги на самыхъ первыхъ порахъ, чтобы приберечь силы на остальное восхожденiе. Мало того, онъ посовѣтуетъ вамъ сдѣлать не одинъ привалъ по дорогѣ, на которомъ придется посидѣть, а иногда и подкрѣпить себя пищею или глоткомъ освѣжающаго питья. Только съ такими предосторожностями вы и можете бодро взобраться на вершину горы и съ не истраченными силами насладится удовольствиiемъ развернувшейся предъ вами картины.

    Жизнъ наша есть также восхожденiе на высокую гору. И здѣсь видна та же бодрость и поспѣшность въ началѣ, за тѣмъ усталось и, подъ конецъ, изнеможенiе. Благоразумiе опытности для вступающихъ въ жизнь – это совѣтъ проводника при восхожденiи на гору. И здѣсь нужны также отдыхи и привалы, на которыхъ слѣдуетъ осткановиться, чтобы вздохнуть, собраться съ силами, подкрѣпить себя пищею и потомъ бодро идти далѣе. Первый изъ таковыхъ приваловъ въ жизни есть совершеннолѣтiе молодаго человѣка. Это, такъ сказать, первый отрогъ горы, представляющiй возможность присѣсть и оглянуться на пройденный путь, прежде чѣмъ пцститься далѣе къ желанной цѣли.

    Но что такое совершеннолѣтiе молодости? Есть ли это какой необходимый терминъ, обозначенный природою, или только произвольно назначенный срокъ для самостоятельности человѣка? Мы можемъ сказать: и то и другое. Совершеннолѣтiе человѣка бываетъ троякое: физическое, гражданское и нравственное.

    14 сентября 2016 читать далее