Архимандритъ Амвросій (Погодинъ) – Къ исторіи Богородичнаго (Успенскаго) поста.

Когда мы говорили о Великомъ постѣ святой Четыредесятницы, мы говорили о томъ, какое значеніе имѣетъ постъ, какіе его духовные результаты, съ какимъ инымъ христіанскимъ дѣланіемъ онъ долженъ соблюдаться и почему святая Церковь усиленно предлагаетъ намъ («заповѣдуетъ намъ») соблюденіе его. При этомъ мы привели и нѣкоторыя писанія византійскихъ авторовъ[1].

Теперь перейдемъ къ Богородичному посту, который совершается предъ праздникомъ Успеніемъ Божіей Матери: длится онъ 14 дней, съ 1-го по 14-е августа, и заканчивается на праздникъ Успенія; правда, если этотъ великій праздникъ придется въ среду или пятницу, когда постъ совершается ради воспоминанія Страстей Господнихъ, то постъ не отмѣняется, хотя и сильно облегчается.

Цѣль этого поста, какъ и всякаго поста, вкратцѣ суммирована, какъ подвигъ, который христіанинъ беретъ на себя по вѣрѣ и любви, ради предъочищенія себя для достойной встрѣчи праздника.

Но если Великій постъ былъ принятъ всѣми и сразу, даже если о продолжительности его и были ранѣе разныя мнѣнія, однако этого нельзя сказать про Успенскій постъ. Наоборотъ, ни одинъ изъ постовъ Православной Церкви не былъ принятъ съ такимъ трудомъ, при столькихъ разногласіяхъ и отрицаніяхъ его вообще, какъ – этотъ прекрасный постъ. И хотя туманно онъ упоминается у Св. Льва Великаго, однако онъ не имѣлъ обязательной силы для всѣхъ вѣрныхъ православной вѣры вплоть до второй половины XII вѣка. И только на Константинопольскомъ Соборѣ въ 1166 году, во времена царя Мануила Комнена, при Константинопольскомъ патріархѣ Лукѣ Хрисовергѣ, вопросъ Успенскаго поста былъ освѣщенъ церковнымъ сознаніемъ, постановленіемъ Собора[2]; Успенскій постъ, или «постъ Преславной Богородицы» былъ принятъ церковью какъ законный, каноническій постъ, обязательный для всѣхъ христіанъ и была утверждена длительность его съ 1-го автуста до дня Успенія Божіей Матери. На томъ же Константинопольскомъ соборѣ 1166 г. были разсмотрѣны и растолкованы нѣкоторые вопросы христологическаго порядка и выработаны обращеніе и условіе для принятія Армянской Церкви въ семью Православныхъ Церквей.

Интересно замѣтить, что Никифоръ Хумнъ (въ монашествѣ – Наѳанаилъ), скончавшійся въ 70-хъ годахъ XIII вѣка, сановникъ, выдавшій свою дочь въ замужество за царя, составилъ даже проектъ «Декрета о праздникѣ Успенія Божіей Матери», именно, онъ желалъ, чтобы празднику Успенія Божіей Матери былъ посвященъ цѣлый мѣсяцъ августъ, и чтобы такое постановленіе исходило отъ государя[3].

Исторія Успенскаго поста въ достаточной мѣрѣ была освѣщена протоіереемъ Г. С. Дебольскимъ въ его книгѣ: «Дни Богослуженія Православной Каѳолической Восточной Церкви»: «Чрезъ мѣсяцъ послѣ поста Апостольскаго бываетъ въ Православной Церкви многодневный постъ Богородичный или Спасо-Богородичный, обыкновенно называемый Успенскимъ. Онъ установленъ предъ великими праздниками Преображенія Господня и Успенія Богоматери и продолжается двѣ недѣли, – отъ 1 до 15 августа. Церковь приняла и хранитъ этотъ постъ, руководствуя насъ къ духовному благодатному преображенію и подражанію Божіей Матери, Которая предъ Своимъ преселеніемъ на небо непрестанно пребывала въ постѣ и молитвѣ. Божія Матерь хотя и всегда подвизалась за насъ и постилась, не имѣя нужды въ постѣ, какъ чистая и всенепорочная, однакожъ, предузнавъ о Своемъ преставленіи, Она, превышающая и превосходящая Ангеловъ, явила ангельское воздержаніе, часто молилась, чтобы чрезъ Божественнаго Духа соединиться блаженною душею съ Своимъ Сыномъ и стать нашею Ходатайницею, – и тогда въ особенности постилась, когда приблизилось для Нея время преставленія отсюда, истончавая Себя святою любовью къ Сыну. Потому и мы обязаны поститься въ это время и воспѣвать Ее, подражая Ея жизни и преклоняя Ее къ предстательству о насъ. Свидѣтельствуемъ истинную любовь свою къ Пречистой Дѣвѣ Богородицѣ Святымъ Ей подражаніемъ (отвѣтъ Симеона Ѳессалоникійскаго на нѣкоторые вопросы). По древности праздниковъ Преображенія Господня и Успенія Пресвятой Богородицы, установленіе поста предъ ними относится также къ древнимъ временамъ Христіанства. Въ бесѣдѣ Льва Великаго, произнесенной имъ около 450 года, мы находимъ ясное указаніе на постъ Богородичный. Въ этой бесѣдѣ Левъ Великій говоритъ: «церковные посты такъ расположены въ году, что для каждаго времени года предписанъ свой особый законъ воздержанія. Такъ для весны весенній постъ – въ Четыредесятницу, для лѣта лѣтній – въ Пятидесятницу, для осени осенній – въ седьмомъ мѣсяцѣ; для зимы – зимній (Бесѣда 18). Сей же Святитель въ другой своей бесѣдѣ пишетъ, что осенній постъ есть древняго установленія (Бесѣда 14). На Константинопольскомъ соборѣ, бывшемъ въ 1166 году подъ предсѣдательствомъ Константинопольскаго патріарха Луки, подтверждено, согласно съ древними уставами, для всѣхъ православныхъ христіанъ непрерывно продолжать Богородичный постъ отъ 1 до 15 августа, и такимъ образомъ навсегда удалено всякое недоумѣніе о храненіи поста Богородицы. Ибо Вальсамонъ, говоря объ этомъ соборѣ пишетъ, что «тогда сомнѣвались нѣкоторые о количествѣ дней поста Успенскаго и Рождественскаго. Посему самъ святѣйшій патріархъ подтвердилъ, что хотя дни сихъ постовъ письменно нигдѣ не означены: понуждаемся, однако, вослѣдовать неписанному церковному преданію и должны поститься отъ перваго дня августа и отъ четырнадцатаго дня ноября»[4].

Въ «Новой Скрижали» епископъ Веніаминъ говоритъ, что соблюдая Успенскій постъ, мы этимъ выражаемъ нашу любовь къ Божіей Матери[5].

Цѣнную замѣтку объ Успенскомъ постѣ мы читаемъ въ «Настольной книгѣ» С. В. Булгакова: «Съ 1-го августа начинается Успенскій постъ, продолжающійся до 15 августа. Церковь всегда разсматривала этотъ постъ, какъ древнее установленіе, сохраняющееся по неписанному преданію. Древнѣйшее упоминаніе о немъ подъ именемъ поста осенняго, положеннаго въ 7-омъ мѣсяцѣ, находится у Льва Великаго. Однако въ древней Церкви были разногласія касательно продолжительности этого поста. Поводомъ къ нимъ служилъ праздникъ Преображенія (перенесенный съ мѣсяца февраля на мѣсяцъ августъ), такъ какъ въ этотъ день нѣкоторые разрѣшали себѣ употребленіе мясной пищи, при чемъ иные продолжали разрѣшеніе отъ поста на 4, иные на 8 дней. Наконецъ, древнее преданіе относительно этого поста въ виду сомнѣній о количествѣ дней его, было заключено въ соборное опредѣленіе въ 1166 году при Константинопольскомъ патріархѣ Лукѣ Хрисовергѣ. Съ этого времени установился однообразный порядокъ этого поста въ церквахъ восточныхъ. Установленіемъ Успенскаго поста, съ одной стороны руководствуетъ насъ къ духовному преображенію, разсматривая постъ какъ средство къ благодатному внутреннему озаренію, съ другой – побуждаетъ насъ подражать Богоматери, Которая всю жизнь Свою провела въ подвигахъ поста и молитвы. По строгости пощенія этотъ постъ приближается къ посту Четыредесятницы: онъ ослабляется по субботнимъ и по воскреснымъ днямъ, а также въ праздникъ Преображенія (разрѣшая употребленіе рыбы)[6].

Ниже мы познакомимъ читателя съ греческими документами относительно Успенскаго поста прежде чѣмъ онъ былъ санкціонированъ и была установлена его продолжительность Константинопольскимъ соборомъ 1166 года. Документы эти были собраны монахомъ Раифскаго монастыря въ Палестинѣ Никономъ, жившимъ (какъ мы предполагаемъ) въ первой половинѣ 12-го вѣка, а не въ концѣ его, какъ это значится у Миня. Сочиненіе монаха Никона состоитъ изъ двухъ частей: въ первой онъ приводитъ авторитетное мнѣніе Анастасія, Архіепископа Кесаріи Палестинской, а во второй части представляетъ свои собственныя изысканія и заключенія, въ которыхъ иногда онъ повторяется. Сочиненіе это взято ex Codice Regio No. 3026-7 и издано Migne-емъ въ P. G. t. 127 с. 519-532. Рукопись эта носитъ слѣдующее наименованіе: «Преподобнѣйшаго Никона, монаха обители въ Райфѣ Палестинской, относительно всечестнаго поста Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодѣвы Маріи».

Изъ прилагаемаго ниже матеріала, какъ и на основаніи сказаннаго и приведеннаго нами выше, можно видѣть до какой степени Святая Православная Церковь заботилась о спасеніи своихъ духовныхъ чадъ: сознавая высокое значеніе поста, какъ неотъемлемаго спутника молитвы и милосердія, она призывала и призываетъ вѣрныхъ соблюдать узаконенные ею посты, въ то же время оберегая отъ «вредныхъ» постовъ, фанатическихъ и неразумныхъ постовъ еретиковъ, и даже отъ чрезмѣрнаго поста, «Арцивуріева поста» у армянъ. Вмѣстѣ съ постомъ Церковь даруетъ и множество послабленій его, дѣйствуя какъ любящая мать. И мнѣ представляется, что является грѣхомъ противъ Матери Церкви не поститься.

 

АНАСТАСІЯ, ЕПИСКОПА КЕСАРІИ ПАЛЕСТИНСКОЙ
О ПОСТЪ ПРЕСЛАВНОЙ Б0ГОРОДИЦЫ[7]
и о томъ, что его слѣдуетъ соблюдать,
какъ законный постъ

Поелику твой вопросъ ко мнѣ, духовный брате, былъ относительно поста Преславной Богородицы, дабы возымѣть отвѣтъ на него тебѣ въ благословеніе, представленный въ письменномъ видѣ, то я, будучи недостойнымъ, хотя, какъ всѣ православные христіане, такъ и я, будучи непотребнымъ рабомъ Богоматери, какъ его (сей постъ) принялъ, такъ и стараюсь соблюдать его, и въ особенности, что въ мѣстѣ, гдѣ мы обитаемъ, храмъ обители посвященъ Владычицѣ моей Богородицѣ. Такъ что долженствуетъ съ большимъ тщаніемъ соблюдать его, и не только намъ, но и всѣмъ христіанамъ, какъ и отъ божественныхъ писаній[8] мы имѣемъ свидѣтельства (говорящія о немъ). Потому что то, что не засвидѣтельствовано – то и не утверждено, и что дѣлается по своеволію, то является вреднымъ, а то, что засвидѣтельствовано писаніями и законоположеніями – это вмѣстѣ и утверждено и приноситъ пользу. Относительно же сего законоположеннаго поста говорится въ книгѣ называемой «Синодикъ». Эта книга заключаетъ въ себѣ постановленія только трехъ (въ недавнія времена бывшихъ) соборовъ, и два изъ нихъ разсуждаютъ о вѣрѣ, а третій – разсуждаетъ о различныхъ вопросахъ, связанными съ браками; и на основаніи того, что этотъ соборъ примирилъ взгляды въ различныхъ Церквахъ относительно вопросовъ связанныхъ съ браками, и привелъ все къ единству,[9] эта книга и носитъ названіе: «Книга о Соединеніи». Отличается же отъ этой книги, книга именуемая «Номоканонъ», потому что въ то время, какъ та книга объемлетъ въ себѣ и всѣ святые соборы и божественные каноны и гражданскія постановленія, эта книга, какъ мы сказали, содержитъ въ себѣ постановленія только трехъ соборовъ. Такъ, въ томъ томѣ, гдѣ говорится о Соединеній, послѣ того, какъ было сказано объ епитиміяхъ, налагаемыхъ на вступающихъ въ третій бракъ, прибавляется, что только три раза въ году они могутъ наслаждаться причащеніемъ Божественныхъ Таинъ: во-первыхъ – въ день Спасительнаго Воскресенія Христа и Бога нашего; во-вторыхъ – на Рождество Христово; и въ-третьихъ на Успеніе Преславной Богородицы, потому что имъ, – говорятъ, – предшествуетъ пощеніе и польза бываемая отъ него. Такъ что этотъ постъ почитается болѣе необходимымъ, чѣмъ постъ святыхъ Апостоловъ. И опять же въ обличительномъ словѣ Іоанна, Митрополита Никейскаго[10] направленномъ къ католикосу[11] Великой Арменіи противъ Арцивуріева поста,[12] опровергая его какъ незаконный, тамъ же онъ говоритъ: «Когда ни святые Апостолы этотъ постъ не приписали, ни Отцы Никейскаго собора, ни кто-либо иной изъ Отцевъ, а (приписали) только соблюдать постъ въ среды и пятницы, и великую Четыредесятницу и (послѣдующую за ней) седмицу Страсти Господни, а также – Рождественскій постъ и постъ святыхъ Апостоловъ, и постъ Преславной Богородицы (Успенскій постъ), то, кто это предписавшій намъ постить постомъ язычниковъ?!». Видишь, какъ и здѣсь дословно и точно онъ отчисляетъ постъ Преславной Богородицы съ прочими постами православныхъ. Мнѣ и другіе встрѣтились свидѣтельства объ этомъ постѣ, но считаю, что и эти довлѣютъ, какъ написано: «Устами двухъ или трехъ свидѣтелей утвердится всякое слово[13].

А то, что вслѣдъ за вышеприведенными писанными свидѣтельствами, многіе соблюдаютъ зтотъ постъ на основаніи преданія, полученнаго отъ святыхъ древнихъ благочестивыхъ (православныхъ) Отцовъ, намъ ясно, что и самые эти выше приведенныя свидѣтельства возникли на основаніи онаго преданія отъ древности, какъ и свидѣтельство одного изъ Отцовъ, твердо опровергающаго ложные и опасные посты противниковъ (Православія)[15]. Мы также признаемъ, что здѣсь говорится о постѣ связанномъ съ именемъ Богоматери, и не туманно, но ясно и отчетливо этотъ постъ именуется: «постомъ Преславной Богородицы». Потому что не во имя кого-либо изъ чтимыхъ и окруженныхъ миѳическими сказаніями у эллиновъ творится этотъ постъ, и опять же не во имя какой изъ ересей, какъ напримѣръ Арцивуріевой, и иныхъ подобнаго рода заблужденій, и не просто называется «постомъ святой Маріи», какъ это мудрствуютъ и говорятъ послѣдователи еретиковъ; и не по иному чему и иначе по какому-либо навыку, и туманно, какъ это поступаютъ нѣкіе на обольщеніе и гибель болѣе невѣжественныхъ; но отчетливо, какъ было сказано, во имя Богородицы этотъ постъ и именуется и совершается: подобно тому, какъ и иные посты – во имя Сына Ея и Бога носятъ наименованія; потому что Церковь имѣетъ цѣлью предъочистить христіанъ къ встрѣчѣ праздниковъ Господа и Его Матери: переводя отъ скорби въ радость и духовное веселіе размышляющихъ о предметахъ заключающихся въ праздникахъ, которые промыслительно и человѣколюбиво Спаситель Христосъ совершилъ ради нашего спасенія. Потому что подобаетъ праздновать и преуспѣвшему въ богословіи, такъ и намъ, какъ и истинѣ угодно, чтобы познать значеніе Тайны[15]. Люди же не настроенные такимъ образомъ, незамѣтно для себя, становятся празднующими по-іудейски. Если же кто заинтересуется, гдѣ и когда и кѣмъ былъ созванъ соборъ объ Единеніи, то пусть онъ услышитъ отъ насъ, что не гдѣ-то въ углу и не въ какомъ-то случайномъ городѣ и со стороны кого-то, но – въ царствующемъ градѣ, скажу – въ Константинополѣ, и созванъ онъ былъ благочестивымъ патріархомъ и епископами вмѣстѣ съ прочимъ исполненіемъ Церкви, а также со стороны благовѣрныхъ и православныхъ царей Романа Старшаго и Константина,[16] вмѣстѣ съ прочими благочестивыми, мудрыми и учеными мужами. Итакъ, всѣ они, собравшись во Святомъ Духѣ, – Церковь, бывшую въ раздѣленіи по причинѣ различнаго взгляда на число допускаемыхъ въ церкви браковъ, – объединили съ помощью Божіей благодати, поэтому и подобающимъ образомъ этотъ соборъ принялъ наименованіе: «Соборъ Объединенія». Такимъ образомъ, этотъ святой соборъ, по окончаніи всего постановленія, санкціонируя и утверждая постановленія прежнихъ соборовъ, присовокупляя слѣдующее, говоритъ: Канонъ 1-й: Все сущее помимо церковнаго преданія и ученія и начертанія святыхъ и прославленныхъ Отцевъ, то, что пришло какъ новшество и совершалось такимъ образомъ, или послѣ сего имѣетъ совершаться, предается анаѳемѣ. Канонъ 4-й: Презрителямъ священныхъ и божественныхъ каноновъ блаженныхъ Отцевъ нашихъ, которые (каноны) и святую Церковь укрѣпляютъ и все христіанское жительство[17] устраиваютъ и путеводствуютъ къ божественному благочестію, – анаѳема.

Но, такимъ образомъ, письменныя свидѣтельства показываютъ, что постъ Пречистой Богородицы является законнымъ установленіемъ. Для меня во многомъ, не меньшее значеніе, чѣмъ эти свидѣтельства, имѣетъ живой примѣръ, проистекшій на основаніи преданія. Такъ, патріархъ Антіохіи и всего Востока, блаженной памяти киръ Ѳеодосій; кромѣ того, и нынѣшній святѣйшій патріархъ, киръ Іоаннъ, передалъ его всѣмъ, пользуясь письменными свидѣтельствами о семъ. Да и всѣ занимающіе этотъ первенствующій престолъ патріархи, не по своему почину соблюдали его, но – послѣдуя всѣмъ своимъ предшественникамъ; имъ и мы, непотребные, послѣдуя, начинаемъ постъ съ начала мѣсяца августа, вслѣдъ за совершеніемъ праздника святыхъ Маккавеевъ...[18] Блаженны и благословенны тѣ люди, которые въ память Успенія Божіей Матери совершаютъ сорокодневный Богородичный постъ. Богу же нашему слава во вѣки. Аминь.

 

ТОГО ЖЕ АВТОРА О ТОМЪ ЖЕ ПОСТЪ

Постъ предшествующій Успенію Пресвятыя Богородицы переданъ намъ отъ святыхъ Отцовъ и божественныхъ Патріарховъ, и съ честью его соблюдаютъ всѣ города и деревни православныхъ, и въ особенности, великій и благоденствующій градъ Константинополь и Великая Церковь (Св. Софія). Правда, недавно въ дни государя царя Льва Мудраго, Философа,[19] когда наступалъ праздникъ Преображенія Господня, который онъ установилъ праздновать (6-го августа) въ теченіе этихъ дней Успенскаго поста, – нѣкоторые любящій удовольствія, воспользовавшись предлогомъ, якобы изъ уваженія къ празднику Спасителя, ѣли въ этотъ день мясо, что мудрѣйшій царь запретилъ силою закона; такъ что весь постъ въ теченіе 15 дней соблюдается всѣми, и совершается постъ чистымъ образомъ; и постящіеся такимъ образомъ, въ свою очередь, скорѣе и больше бываютъ соблюдаемы Защитницей міра, Пресвятой Богородицей.

 

РАЗСУЖДЕНІЕ СВЯТОГО НИКОНА

И, вотъ, это было такъ сказано относительно поста Пресвятыя Богородицы. Видимъ же, что и иной постъ бываетъ, и относительно его мы не смогли найти никакого письменнаго свидѣтельства и, тѣмъ не менѣе, всюду его полностью соблюдаютъ, я имѣю въ виду то, что Воздвиженіе Честнаго Креста Господня является постнымъ днемъ. Потому что, какъ было выше сказано относительно великихъ праздниковъ, вѣрные предочищаютъ себя къ встрѣчѣ ихъ, такъ и объ этомъ праздникѣ, говорятъ, нѣкоторые изъ вѣрныхъ считаютъ необходимымъ предочистить себя постомъ, ради того, что они имѣютъ приложиться къ Честному Кресту, какъ и по той причинѣ, что въ этотъ день воспоминаются и воспѣваются Страсти Господни, когда положенные въ этотъ день чтенія изъ Апостола и Евангелія, какъ и весь чинъ церковной службы говорятъ о распятіи Христовомъ; и то, что этотъ одинъ день сопряженъ съ постомъ во всѣхъ Церквахъ міра, свидѣтельствуетъ о томъ, что этотъ постъ благословенъ и разуменъ. Относительно же пощенія во второй день седмицы (т.е. въ понедѣльникъ), то таковой постъ утверждается и въ отдѣлѣ Номоканона, говорящемъ о пощеніи, и въ Іерусалимскомъ типикѣ; подобно сему, какъ слово явило выше, Синодикъ, въ отдѣлѣ посвященномъ епитиміямъ налагаемыхъ на вступившихъ въ третій бракъ, упоминаетъ и постъ Успенія Преславной Богородицы. Вотъ – каѳолическіе (всеобщіе и утвержденные Церковью) посты христіанъ, которые происходятъ на основаніи божественныхъ писаній: понедѣльникъ, среда и пятница[20] въ теченіе всего года, за исключеніемъ особыхъ, одобряемыхъ Церковью причинъ (отмѣняющихъ или облегчающихъ постъ); великая Четыредесятница, Страстная Седмица, Четыредесятница Рождественскаго поста, постъ святыхъ Апостоловъ, и постъ Преславной Богородицы (Успенскій постъ). Постъ же въ день Воздвиженія честнаго Креста Господня, мы приняли не на основаніи писанныхъ памятниковъ, а на основаніи общей традиціи, какъ это было сказано[21]. И это является точнымъ изслѣдованіемъ по вопросу постовъ.

 

НИКОНА ВЪ ПАНДЕКТАХЪ, СЛОВО 57-е.

Cod. Reg. 2423.

Послѣ того, какъ онъ упомянулъ синодикъ объединенія и антирретикъ (возраженіе на ересь) Іоанна Никейскаго, онъ прибавляетъ:

Мы изслѣдовали также и вопросъ Богородичнаго поста. И одни, вотъ, говорятъ, что этотъ постъ законенъ и канониченъ, а другіе, хотя и признаютъ его, но отклоняются сами отъ соблюденія его, а иные – никоимъ образомъ не принимаютъ его, но и порицаютъ держащихся его. И тѣ, кто принимаютъ и соблюдаютъ его, ссылаются на (письменныя) свидѣтельства, которыя мы выше представили. А тѣ, кто не принимаютъ его, но и порицаютъ постящихся, дѣлаютъ это, не имѣя авторитета, на который бы ссылались. Признающіе же его и при этомъ не соблюдающіе этотъ постъ, говорятъ, что многіе посты проистекли не на основаніи божественныхъ каноновъ, но обрѣтаются въ силѣ по нѣкоему обычаю и по наслѣдію въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ, а нѣкоторые, не по превратному образу мышленія, но по вѣрѣ и любви предъ нѣкоторыми большими праздниками очищаютъ себя постомъ, дабы встрѣтить ихъ празднованіе чистымъ образомъ; и такого рода постъ не является общественнымъ, а зависитъ отъ воли и желанія человѣка. О Богородичномъ постѣ мы говоримъ слѣдующее: праздникъ Преображенія и праздникъ Срѣтенія не были изначала переданы отъ святыхъ Апостоловъ, но возникли въ болѣе позднія времена. Поэтому въ праздникъ Преображенія Господня, мы, изъ радости къ нему, дѣлаемъ разрѣшеніе Богородичнаго поста[22]. Говорятъ же, что типики (уставы) великихъ монастырей, какъ напримѣръ Іерусалимскій, опредѣляетъ праздновать Преображеніе въ теченіе 8 дней[23]; Студійскій же – 4 дня; типикъ же патріаршей Антіохійской Церкви ограничиваетъ празднество на 1 день, и тамъ многіе ненарушимо (т.е. не разрѣшая) соблюдаютъ весь Богородичный постъ. Видимъ же, что и иной постъ бываетъ, о которомъ мы не смогли найти какого-либо письменнаго памятника: такъ, многіе до Воздвиженія Честнаго Креста Господня предочищаютъ себя (постомъ), какъ и въ самый день праздника соблюдаютъ постъ по причинѣ прикладыванія ко Кресту и по тому, что все богослуженіе въ этотъ день и въ пѣніи, и въ чтеніи, посвящено Страстямъ Господнимъ. Хотя уставы Студійскій и Іерусалимскій празднуютъ Воздвиженіе Креста Господня два дня, т.е. самый день праздника и слѣдующій за нимъ[24]. Такъ что этотъ постъ Честнаго Креста не былъ переданъ на основаніи какихъ-либо писаній, но проистекаетъ на основаніи общей традиціи. И, вотъ, это – о постѣ, и здѣсь пусть будетъ положенъ конецъ.

 

EX CODICE REGIO 2424. ОНЪ ЖЕ,

ВЪ ТОМЪ ЖЕ СЛОВЪ:

Не малое число людей мы вопрошали относительно Богородичнаго поста, и не знаю почему, мы нашли, что ихъ отвѣты не согласуются другъ съ другомъ. Такъ, одни говорятъ, что этотъ постъ – законный и каноническій, и онъ въ точности соблюдается ими, а другіе признаютъ его, но говорятъ, что его не слѣдуетъ соблюдать въ томъ же духѣ, какъ и другіе посты, потому что этотъ постъ находится внѣ рамокъ законоположенія, а иные не только не принимаютъ его, но скорѣе порицаютъ тѣхъ, которые его соблюдаютъ. И принимающіе его и соблюдающіе, какъ было выше сказано, ссылаются на божественныя писанія; точнѣе же сказать: относясь къ нему какъ и къ прочимъ узаконеннымъ постамъ, они съ доброй волей соблюдаютъ его, а иные не принимаютъ его и весьма порицаютъ; и не внимая никакимъ письменнымъ свидѣтельствамъ и со своей стороны не предлагая ничего въ этомъ родѣ, просто и безъ всякаго извиненія отвергаютъ его. И опять же, иные, хотя и признаютъ его, но отнюдь не соблюдаютъ его, и при этомъ и сами не имѣютъ какого-либо письменнаго указанія поступать такъ и готовы представить его въ видѣ неписаннаго совѣта намъ, потому что они говорятъ, что многіе посты, не на основаніи преданія божественныхъ каноновъ, но мы обрѣтаемъ, что соблюдаются въ нѣкоторыхъ мѣстахъ въ силу нѣкоего (мѣстнаго) обычая и по наслѣдію; и не по превратному образу мышленія, но по вѣрѣ и любви, передъ нѣкоторыми большими праздниками нѣкоторые предочищаютъ себя постомъ, дабы чистымъ образомъ встрѣтить ихъ празднованіе, а такого вида отношеніе (индивидуальнаго подхода) не допускаетъ, чтобы этотъ постъ былъ преданъ какъ общественный для всѣхъ, но каждый, въ индивидуальномъ порядкѣ, какъ желаетъ, такъ и устраиваетъ этотъ постъ; лишь бы только таковой постъ не былъ среди запрещенныхъ постовъ со стороны божественныхъ Отцовъ: каковыми (запрещенными Православной Церковью постами) являются Арцивуріевъ постъ, или постъ въ теченіе Двѣнадцатидневнаго періода (отъ Рождества Христова до 5-го января, когда постъ отмѣняется), или постъ въ среду и пятницу на Сырной недѣлѣ (Масляницѣ), и иные различные посты еретиковъ, потому что этими постами еретики не просто постятся, но смѣшиваютъ преданіе съ еретическимъ, чуждымъ Каѳолической Церкви, лжеученіемъ, и намъ (православнымъ) не достоитъ подражать ихъ вещамъ. Намъ надлежащимъ образомъ – извѣстно о Богородичномъ постѣ. Праздникъ же Преображенія и праздникъ Срѣтенія не были изначала переданы отъ святыхъ Апостоловъ, но были переданы въ болѣе позднія времена со стороны божественныхъ Отцовъ, и праздникъ Преображенія Господня – установленъ въ 6-й день мѣсяца августа. Празднуемъ же сей праздникъ въ теченіе 8 дней, и тогда общимъ порядкомъ разрѣшаемъ этотъ постъ. И какъ было сказано выше относительно иныхъ постовъ, предшествующихъ великимъ праздникамъ, допускается каждому соблюдать этотъ постъ согласно его волѣ, но несообразно завѣщать его какъ общественный постъ. И, вотъ, это намъ совѣтуютъ нынѣшніе Отцы. Говорятъ же еще и то, что находимъ въ типиконѣ великихъ монастырей, что устанавливается праздновать праздникъ Преображенія въ теченіе 8 дней, и послѣ сего сразу же слѣдуетъ совершать праздникъ Богоматери (Успеніе); такъ что общественный постъ вообще не вмѣщается въ промежуткѣ сего. Но, въ свою очередь, намъ представляется и другое сужденіе; такъ, Іерусалимскій типиконъ празднуетъ Преображеніе Господне въ теченіе 8 дней; Студійскій же уставъ – 4 дня; великой же Антіохійской Церкви, т.е. патріаршій уставъ – празднуетъ въ теченіе 1 дня; и къ тому же, многіе тамъ соблюдаютъ этотъ постъ и радушно совершаютъ его, и въ особенности, принадлежащіе къ образованнѣйшему классу этого великаго города. Потому что, какъ мы сказали выше, на основаніи Синодика (т.е. патріаршаго извѣщенія), который читается съ амвона въ патріархіи, принимая свидѣтельство: одни съ начала мѣсяца августа держатъ сей постъ, и въ праздникъ Преображенія Господня разрѣшаютъ его, почитая сей одинъ день, и затѣмъ снова соблюдаютъ постъ вплоть до самого праздника Успенія Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы, а другіе, послѣ того, какъ отпразднуютъ праздникъ Преображенія Господня, держатъ постъ; и вообще всѣ вмѣстѣ, какъ было сказано, соблюдаютъ этотъ постъ. И, вотъ, это – относительно пріемлющихъ и относительно не пріемлющихъ сей постъ, а лучше сказать – относительно изъ года въ годъ не согласныхъ другъ съ другомъ, и т. д.

 

«Православный Путь» за 1989 г. С. 59-72.

 

Примѣчанія:

[1] См. «Православный Путь» за 1989 г., стр. 22-62.

[2] Выраженіе: «освѣщенъ церковнымъ сознаніемъ (Соборомъ)» мы заимствовали, какъ весьма соотвѣтствующее, изъ сочиненія М. В. Лодыженскаго «Свѣтъ Незримый», изд. 2-е, 1915 г., стр. 52.

[3] См. объ этомъ въ 140 т. Греческой Серіи Патрологіи Миня. Кол. 1456 и дл. Этотъ «Декретъ» остался только въ видѣ проекта, потому что мы не находимъ такого постановленія въ законахъ или новеллахъ въ законодательствѣ Византіи того времени. Возможно, что царь и патріархъ не одобрили его, принимая во вниманіе, что дѣло уже обстоитъ такимъ образомъ: съ 1-го августа начинается Успенскій постъ, затѣмъ слѣдуетъ самый праздникъ Успенія и празднуется до 23-го августа.

[4] Означенное сочиненіе т. II, изд. 7е, стр. 46-7. Хочу замѣтить, что Успенскій постъ въ своей древности былъ древнѣе установленія праздника Преображенія въ 6 день августа и былъ посвященъ исключительно Божіей Матери, такъ что русское наименованіе его «Спасо-Богородичнымъ» не вѣрно. Ссылка на слова Св. Льва Великаго не оправдана, потому что Святитель говоритъ объ «осеннемъ постѣ» совершаемомъ въ мѣсяцѣ іюлѣ (?). Затѣмъ, то, что Божія Матерь усилила пощеніе, получивъ извѣщеніе о кончинѣ, вызываетъ недоумѣніе, ибо между извѣщеніемъ и успеніемъ срокъ былъ 3 дня.

[5] Часть 2-я, гл. 9-я.

[6] Стр. 266-7 и стр. 271, примѣчаніе II когда Она призывается.

[7] Анастасій епископъ (по нѣкоторымъ: архіепископъ) Кесаріи Палестинской, жилъ около 1090 г. См. Минь. П. Гр. т. 127, кол. 517-8.

[8] Здѣсь имѣются въ виду не книги Священнаго Писанія, а письменныя постановленія соборовъ и писанія Отцовъ Церкви.

[9] Здѣсь основной текстъ мы нѣсколько расширили.

[10] Этотъ Святитель скончался нѣсколько раньше Анастасія епископа Кесаріи Палестинской. См. Минь. П. Гр. т. 127, кол. 521, прим. 2.

[11] Католикосъ – армянскій патріархъ.

[12] Арцивуріевъ постъ – это постъ, которымъ постятся армяне: они постятся въ седмицу Мытаря и Фарисея и начинаютъ Великій постъ на недѣлю раньше, чѣмъ это установила Православная Церковь, не признавая недѣли Масляницы, когда Православная Церковь разрѣшаетъ вѣрнымъ вкушать сыръ, масло и яйца, въ виду грядущей строгости Великаго поста, поступая этимъ милосердно и человѣколюбиво.

[13] Второзак. 19, 15; Матѳ. 18, 16; 2 Кор. 13, 4.

[14] Здѣсь, вѣроятно, говорится объ Іоаннѣ, митрополитѣ Никейскомъ, писаніе котораго авторъ упомянулъ выше.

[15] «Тайна» – т. е. пришествіе Христово и совершенное Имъ искупленіе. Въ размышленіи объ этомъ и состоится истинное празднованіе праздниковъ.

[16] Царствовали въ 859-63.

[17] «Христіанское жительство» – общественная и государственная жизнь.

[18] Пропускаемъ фразу, въ которой даются указанія относительно съ какого дня начинать Успенскій постъ, потому что эти указанія уже несовмѣстимы съ фактомъ, что нынѣ Успенскій постъ начинается съ 1-го августа: вмѣстѣ съ праздникомъ Происхожденія Креста Господня и съ памятью святыхъ Маккавеевъ.

[19] Царствовалъ въ 886-912.

[20] Постъ въ понедѣльникъ въ настоящее время сохраненъ только для монашествующихъ, въ то время, какъ среда и пятница узаконены, какъ постъ для всѣхъ.

[21] Впрочемъ, въ Типиконѣ и въ Минеи этотъ постъ опредѣленно указанъ.

[22] Нынѣ это разрѣшеніе поста на праздникъ Преображенія выражается въ разрѣшеніи не только на елей и вино, но и на рыбу.

[23] Это, въ сущности, и теперь въ силѣ, если и не въ разрѣшеніи поста, но въ совершеніи попразднства Преображенія до 13-го августа.

[24] Нынѣ только самый праздникъ Воздвиженія Креста Господня является постнымъ днемъ, и празднуется только 1 день, хотя попразднство длится недѣлю.

[25] Migne. P. G. t. 127, col. 519-523. Colerius. Monumenta Ecclesiae Graecae, t. Ill, p. 432 sqq.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: