2/15 марта 1917 года - У России отнимется Удерживающий Царь, Богородица Державная сохраняет царский престол

Державная Икона Божией Матери в казанском храме села Коломенское

От Ред.: Явленіе русскому православному народу Державной Иконы Божіей Матери произошло въ день отреченія отъ Престола Царя-Мученика Николая Александровича 2/15 марта 1917 года. Икона не случайно получила названіе «Державной», т. к. Царица Небесная была изображена на этой иконѣ какъ Царица земная. Темъ самымъ икона эта свидѣтельствуетъ о томъ, что отъ Россіи Царская Власть (Монархія) не отобрана, а только по просьбѣ Царя Мученика передана самой Пресвятой Богородицѣ. А потому Москва остается всѣ-таки еще Третьимъ Римомъ. Поэтому авторъ этой статьи ошибается, утверждая, будто царской власти въ Россіи не стало. Вотъ что пишетъ объ этомъ въ своихъ воспоминаніяхъ проф. И. Андреевъ: «Зная исключительную силу вѣры и молитвы Государя Николая Втораго и Его особенное благоговѣйное почитаніе Божіей Матери (вспомнимъ Соборъ Ѳеодоровской иконы Божіей Матери въ Царскомъ Селѣ), — мы можемъ не сомнѣваться въ томъ, что это Онъ умолилъ Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть надъ народомъ, отвергшимъ своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла въ уготованный Ей всей русской исторіей «Домъ Богородицы», въ самый тяжкій моментъ жизни богоизбраннаго народа, въ моментъ его величайшаго духовнаго паденія, и приняла на Себя преемство власти державы Россійской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластія сатаны. Потому и строгъ, и суровъ, и скорбенъ взглядъ ЕЯ дивныхъ очей, наполненныхъ слезами гнѣва Божественной и материнской любви; потому и пропитана мученической русской кровью ЕЯ царская порфира и алмазныя слезы русскихъ невинныхъ мучениковъ украшаетъ ЕЯ корону. Символъ этой иконы ясенъ для духовныхъ очей: черезъ неисчислимыя страданія, кровь и слезы, послѣ покаянія, Русскій народъ будетъ прощенъ и Царская власть, СОХРАНЕННАЯ САМОЙ ЦАРИЦЕЙ НЕБЕСНОЙ, будетъ Россіи несомнѣнно возвращена». («Православная Жизнь» №7. Іюль 1962 года. С. 14-15.)

Сказаніе о явленіи иконы Державныя Божія Матери.

Державная икона Божіей Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года въ день отреченія Царя-Мученика Николая Александровича отъ Престола. Вскорѣ всю Россію облетѣло извѣстіе, что именно въ этотъ день въ селѣ Коломенскомъ подъ Москвой произошло чудесное явленіе новой иконы Божіей Матери, названной «Державной», т. к. Царица Небесная была изображена на этой иконѣ какъ Царица земная.

Условія, при которыхъ явилась святая икона, были слѣдующія. Одной женщинѣ, крестьянкѣ Броницкаго уѣзда, Жирошкинской волости, деревни Починокъ, Евдокіи Андріановой, проживавшей въ слободѣ Перервѣ, были два сновидѣнія: первое 13-го февраля и второе 26-го февраля.

13-го февраля Андріанова слышала таинственный голосъ: «Есть въ селѣ Коломенскомъ большая черная икона. Ее нужно взять, сдѣлать красной и пусть молятся».

Сильное впечатлѣніе произвело на Андріанову это таинственное сообщеніе и, какъ женщину религіозную, побудило ее къ усиленной молитвѣ о полученіи болѣе ясныхъ указаній воли Божіей.

Какъ бы въ отвѣтъ на усердную молитву, 26-го февраля Андріановой снится бѣлая церковь; и въ ней величественно возсѣдаетъ Женщина, въ Которой своимъ сердцемъ Андріанова признаетъ и чувствуетъ Царицу Небесную, хотя и не видитъ Ея святого лика.

Не имѣя возможности забыть и отрѣшиться отъ своихъ сновидѣній, Андріанова рѣшается идти въ село Коломенское, чтобы успокоить себя. 2-го марта, предъ исполненіемъ христіанскаго долга исповѣди и св. причащенія, она отправилась изъ Перервы къ настоятелю бѣлой церкви въ село Коломенское.

При видѣ дивной Вознесенской церкви Евдокія Андріанова сразу же узнала въ ней ту самую церковь которую она видѣла во снѣ.

Настоятелемъ церкви Вознесенія былъ священникъ о. Николай Лихачевъ. Придя къ нему въ домъ, Андріанова сообщила ему о своихъ сновидѣніяхъ и просила совѣта какъ поступить. О. Николай, собирался служить вечерню и пригласилъ Андріанову вмѣстѣ съ собой въ церковь, гдѣ показалъ ей всѣ старинныя иконы Богоматери, находящіяся въ храмѣ и на иконостасѣ; но Андріанова ни въ одной изъ нихъ не находила какого-либо сходства со своимъ сновидѣніемъ. Тогда по совѣту сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшаго въ церковь, о. Николай сталъ усердно искать икону повсюду: на колокольнѣ, на лѣстницѣ, въ чуланахъ, и, наконецъ, въ церковномъ подвалѣ. И вотъ, именно въ подвалѣ, среди старыхъ досокъ, разныхъ тряпокъ и рухляди, въ пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее промыли отъ многолѣтней пыли, то всѣмъ присутствовавшимъ въ храмѣ представилось изображеніе Божіей Матери, какъ Царицы Небесной, величественно возсѣдающей на царскомъ тронѣ въ красной царской порфирѣ на зеленой подкладкѣ, съ короной на головѣ и скипетромъ и державой въ рукахъ. На колѣняхъ находился благословляющій Богомладенецъ. Необычайно для лика Богоматери былъ строгъ, суровъ и властенъ взглядъ Ея скорбныхъ очей, наполненныхъ слезами. Андріанова съ великой радостью и слезами поверглась ницъ предъ пречистымъ образомъ Богоматери, прося о. Николая отслужить благодарственный съ акаѳистомъ молебенъ, такъ какъ въ этомъ образѣ она увидала полное исполненіе своихъ сновидѣній.

Вѣсть о явленіи новой иконы въ день отреченія Государя отъ Престола, 2-го марта 1917 г., — быстро пронеслась по окрестностямъ, проникла въ Москву и стала распространяться по всей Россіи. Большое количество богомольцевъ стало стекаться въ село Коломенское и передъ иконой были явлены чудеса исцѣленія тѣлесныхъ и душевныхъ недуговъ, какъ объ этомъ стали свидѣтельствовать получившіе помощь. Икону стали возить по окрестнымъ храмамь, фабрикамъ и заводамъ, оставляя ее въ Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.

Зная исключительную силу вѣры и молитвы Царя-Мученика Николая Второго и Его особенное благоговѣйное почитаніе Божіей Матери (вспомнимъ соборъ Ѳеодоровской иконы Божіей Матери въ Царскомъ Селѣ), — мы можемъ не сомнѣваться въ томъ, что это Онъ умолилъ Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть надъ народомъ, отвергшимъ своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла въ уготованный Ей всей русской исторіей «Домъ Богородицы», въ самый тяжкій моментъ жизни богоизбраннаго народа, въ моментъ его величайшаго паденія, и приняла на Себя преемство власти державы Россійской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластія сатаны. Потому и строгъ, и суровъ, и скорбенъ взглядъ Ея дивныхь очей, наполненныхъ слезами гнѣва Божественной и Материнской любви; потому и пропитана мученической русской кровью Ея царская порфира и алмазныя слезы русскихъ невинныхъ мучениковъ украшаютъ Ея корону.

Символъ этой иконы ясенъ для духовныхъ очей: черезъ неисчислимыя страданія, кровь и слезы, послѣ п о к а я н і я, Русскій народъ будетъ прощенъ и Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будеть Россіи несомнѣнно возвращена. Иначе зачѣмъ же Пресвятой Богородицѣ сохранять эту власть?

Съ радостнымъ страхомъ и покаяннымъ трепетомъ началъ народъ Русскій молиться передъ «Державной» иконой Божіей Матери по всей Россіи, а сама икона, въ безчисленныхъ копіяхъ, стала украшать всѣ русскіе храмы. Появился дивный акаѳистъ и канонъ этой иконѣ, слушая который вся церковь падала на колѣни.

Прошло нѣсколько лѣтъ — и жесточайшія гоненія обрушлись на головы почитателей этой иконы, молившихся предъ ея копіями по всей Россіи. Были арестованы тысячи вѣрующихъ, разстрѣляны составители службы и канона, а сами иконы — изъяты изъ всѣхъ церквей...

Вскорѣ послѣ появленія иконы въ селѣ Коломенскомъ, Вознесенскій женскій монастырь въ Москвѣ, по записямъ въ своихъ книгахъ, установилъ, что икона эта прежде принадлежала ему и въ 1812 г. передъ нашествіемъ Наполеона, въ числѣ другихъ иконъ, при эвакуаціи монастыря изъ Кремля, была передана на храненіе въ Вознесенскую церковь села Коломенскаго, а потомъ она возвращена не была, и о ней въ монастырѣ забыли. Повидимому, икона, впослѣдствіи, была передана обратно въ женскій Вознесенскій монастырь. Позднѣе икона находилась нѣкоторое время въ Маріино-Марѳинской обители въ Замоскворѣчьѣ, гдѣ настоятельницей была до своей мученической кончины преподобномученица великая княгиня Елизавета Ѳеодоровна.

Икона Пресвятой Богродицы именуемая «Державная» празднуется 2/15 марта.

***

МОЛИТВА В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ДЕРЖАВНАЯ» (1917)

Службы в честь этой чудотворной иконы печатались в «Зелёной» Минее начиная с первого, «питиримовского» издания. Издатели 1-го мартовского тома указали даже тот факт, что автором части текста первой службы (сегодня можно уже говорить определённо, что канона) является свят. Тихон Исповедник, Патриарх Всероссийский. Однако в тексте (очевидно, по цензурным соображениям) была всё же сделана купюра: была сокращена молитва Божией Матери в конце службы. В этой записи дается текст первоначального варианта этой молитвы согласно рукописи, хранящейся в ГАРФ (ф. 640, оп. 1, ед. хр. 303), с исправлением грамматических ошибок. Эта рукопись была выполнена св. страстотерпицей Царицей Александрой Феодоровной. Добавление в квадратных скобках — из иной (анонимной) рукописи.

О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащаго Дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святыню, икону Твою во дни сии лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря ветреная нашедше на страну нашу, во дни срама нашего и позора, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безбожных, иже не точию в сердце, но языком и устнами дерзостно глаголют: «несть Бог», и во всех делех своих сие безбожие показуют. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на скорбь и горе чад православных, и яко солнце светлое увеселяеши изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением Державного образа Твоего. О, Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, крепкая Заступнице! Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и молим Тя и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися: погибаем! Се живот наш аду приближися; се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози.О, Небесная Царице! Скипетром власти Твоея Божественныя развей, яко прах, яко дым, враги наши видимыя и невидимыя, борющия и хулящия Церковь нашу Православную, губящия Отечество наше, сокруши горделивыя замыслы их, запрети им [и яко Мати всех, на путь правый и богоугодный настави их]. Вкорени в сердца всех нас простоту, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки нечестия, беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей. Поддержи нас слабых, малодушных, немощных и унылых, подкрепи, возстави и спаси. Яко да под Державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Источник.

Цензура коснулась не только молитвы. В каноне первой службы опущены, кажется, три тропаря (в 1-й песн.- 6-й тропарь, в 3-й - 5-й тр., в 9-й - 2-й тр.). Это видно из краестрочия "Спаси, Богородице, православную землю и сохрани люд и Твоя" и количества тропарей в этих песнях канона (везде по шесть ; в 1-й, 3-й и 9-й - по пять).

***

Тропа́рь Держа́внѣй Бо́жіей Ма́тери, гла́съ 4:

Ангеловъ ли́цы благоговѣ́йно Тебѣ́ слу́жатъ, и вся́ небе́сныя си́лы немо́лчными гла́сы Тя́ ублажа́ютъ, Богоро́дице Дѣ́во; усе́рдно мо́лимъ Тя́, Влады́чице: да пребу́детъ Боже́ственная благода́ть на честнѣ́й ико́нѣ Твое́й Держа́внѣй, и свѣтоза́рный лу́чь сла́вы чуде́съ Твои́хъ да нисхо́дитъ отъ нея́ на всѣ́хъ, съ вѣ́рою Тебѣ́ моля́щихся и вопію́щихъ Бо́гу: аллилу́ія.
 

Конда́къ, гла́съ 8:

Взбра́ннѣй Воево́дѣ, Засту́пницѣ на́шей Держа́внѣй, пѣ́сни благода́рственныя прино́симъ о дарова́ніи на́мъ ико́ны Ея́ святы́я, е́юже огражда́еми, ничесо́же устраши́мся, не отъ человѣ́къ бо спасе́ніе на́ше, но Преблагослове́нныя Влады́чицы милосе́рдіемъ. Тѣ́мже дне́сь ра́дуемся и пра́зднуемъ свѣ́тло, я́ко пріи́де Держа́вная на стра́жу земли́ Своея́.

Ака́ѳистъ Пресвятѣ́й Богоро́дицѣ явле́нія ра́ди чудотво́рныя Ея́ ико́ны «Держа́вныя» въ селѣ́ Коло́менстѣмъ, бли́зъ гра́да Москвы́, 2-го Ма́рта 1917 го́да. Джорданви́ллъ: Типогра́фія преп. Іова Поча́евскаго, 1984.


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:





КАНОН - Свод законов православной церкви